Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малинская средняя общеобразовательная школа
имени П. М. Овсянкина»
городского округа Ступино
Московской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО гуманитарного цикла _________/ / Протокол №________ от «____»_______2021г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _____/ / «____»_________2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Малинская СОШ» ____________С.В.Ильина Приказ №_____________ от «____»_________2021г. |
Рабочая программа
по математике
6 «В» класс
2021-2022учебный год
Составитель: Макарова Наталья Сергеевна
учитель математики
первой категории
2021год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 6 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М.Овсянкина» городского округа Ступино Московской области разработана на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования».
Приказа Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»
Авторской программы по математике С.М. Никольского, М.К.Потапова, Н.Н.Решетникова, А.В.Шевкина "Математика 6", / Сост. Т.А. Бурмистрова.: М. Просвещение, 2014г. к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений. /С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин – Изд. 12-е. – М.: Просвещение, 2018,
Учебного плана МБОУ «Малинская СОШ» на 2021/2022 учебный год.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М. Овсянкина» на 2021/2022 учебный год на изучение предмета отводится 5 час в неделю, всего 170 часов в год.
Содержание учебного предмета
Отношения, пропорции, проценты
Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление числа в заданном отношении. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональность. Понятие о проценте. Задачи на проценты. Круговые диаграммы. Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события. Основная цель – восстановить навыки работы с натуральными и рациональными числами, усвоить понятия, связанные с пропорциями и процентами.
Целые числа
Отрицательные целые числа. Противоположное число. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Сложение целых чисел. Законы сложения целых чисел. Разность целых чисел. Произведение целых чисел. Частное целых чисел. Распределительный закон. Раскрытие скобок и заключение в скобки. Действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси. Основная цель – научить учащихся работать со знаками, так как арифметические действия над их модулями – натуральными числами – уже хорошо усвоены.
Рациональные числа
Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей. Законы сложения и умножения. Смешанные дроби произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Уравнения. Решение задач с помощью уравнений. Основная цель – добиться осознанного владения школьниками арифметических действий над рациональными числами.
Десятичные дроби
Понятие положительной десятичной дроби. Сравнение положительных десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Перенос запятой в положительной десятичной дроби. Умножение положительных десятичных дробей. Деление положительных десятичных дробей. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби любого знака. Приближение десятичных дробей. Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел. Основная цель – научить учащихся действиям с десятичными дробями и приближёнными вычислениями.
Обыкновенные и десятичные дроби
Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Бесконечные периодические десятичные дроби. Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби. Длина отрезка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Декартова система координат на плоскости. Столбчатые диаграммы и графики. Основная цель – ввести действительные числа
Планируемые результаты
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
учащиеся научатся:
формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развивать логическое и критическое мышление, культуру речи, способности к умственному эксперименту;
формировать интеллектуальную честность и объективность, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитать в себе качества личности, обеспечивающей социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формировать качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе;
развивать интерес к математическому творчеству и математические способности;
учащиеся получат возможность научиться:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
пользоваться изученными математическими формулами;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными
Рациональные числа
Ученик научится:
1) понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать натуральные числа и обыкновенные дроби;
5) выполнять вычисления с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
6) выполнять несложные практические расчёты.
Ученик получит возможность:
1) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
2) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Ученик научится:
- использовать начальные представления о множестве натуральных чисел;
Ученик получит возможность:
- развить представление о числе и числовых системах; о роли вычислений в человеческой практике;
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Наглядная геометрия
Ученик научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
4) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
5) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
1) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
2) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
3) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Тематическое планирование
№ | Тема | план | факт | к/р по плану | К/р по факту |
1 | Отношения, пропорции, проценты | 34 | | 1 вх 1 | |
2 | Целые числа | 36 | | 1+1 адм. | |
3 | Рациональные числа | 43 | | 1 | |
4 | Десятичные дроби | 33 | | 1 | |
5 | Обыкновенные и десятичные дроби | 24 | | 1+1 итоговая | |
| Итого | 170 | | 8 | |
Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема урока | Дата |
план | факт |
| Отношения, пропорции, проценты (34 часа) | | |
1 | Отношение чисел и величин | 01.09 | 01.09 |
2 | Решение задач на отношения чисел и величин | 02.09 | |
3 | Масштаб | | |
4 | Масштаб на плане и карте | | |
5 | Масштаб | | |
6 | Масштаб | | |
7 | Деление числа в заданном отношении | | |
8 | Деление числа в заданном отношении | | |
9 | Пропорции | | |
10 | Основное свойство пропорции | | |
11 | Решение пропорций | | |
12 | Прямая пропорциональность | | |
13 | Обратная пропорциональность | | |
15 | Прямая и обратная пропорция. | | |
16 | Прямая и обратная пропорции | | |
17 | Входная контрольная работа | | |
18 | Учебный практикум | | |
19 | Понятие о проценте | | |
20 | Понятие о проценте | | |
21 | Понятие о проценте | | |
22 | Понятие о проценте | | |
23 | Задачи на проценты | | |
24 | Задачи на проценты | | |
25 | Задачи на проценты | | |
26 | Задачи на проценты | | |
27 | Круговые диаграммы | | |
28 | Круговые диаграммы | | |
29 | Подготовка к контрольной работе | | |
30 | Контрольная работа | | |
31 | Анализ контрольной работы. | | |
32 | Вероятностные задачи | | |
33 | Вероятностные задачи | | |
34 | Вероятностные задачи | | |
| Целые числа (43 ч) | | |
35 | Отрицательные целые числа | | |
36 | Отрицательные целые числа | | |
37 | Противоположное число. Модуль числа | | |
38 | Противоположное число. Модуль числа | | |
39 | Сравнение целых чисел | | |
40 | Сравнение целых чисел | | |
41 | Учебный практикум | | |
42 | Сложение целых чисел | | |
43 | Сложение целых чисел | | |
44 | Законы сложения целых чисел | | |
45 | Законы сложения целых чисел | | |
46 | Разность целых чисел | | |
47 | Разность целых чисел | | |
48 | Разность целых чисел | | |
49 | Произведение целых чисел | | |
50 | Произведение целых чисел | | |
51 | Произведение целых чисел | | |
52 | Частное целых чисел | | |
53 | Частное целых чисел | | |
54 | Учебный практикум | | |
55 | Распределительный закон | | |
56 | Распределительный закон | | |
57 | Распределительный закон | | |
58 | Раскрытие скобок и заключение в скобки | | |
59 | Раскрытие скобок и заключение в скобки | | |
60 | Раскрытие скобок и заключение в скобки | | |
61 | Действия с суммами нескольких слагаемых | | |
62 | Действия с суммами нескольких слагаемых | | |
63 | Представление целых чисел на координатной оси | | |
64 | Представление целых чисел на координатной оси | | |
65 | Подготовка к контрольной работе | | |
66 | Контрольная работа по теме «Действия с целыми числами» | | |
67 | Анализ контрольной работы. Занимательные задачи | | |
68 | Занимательные задачи | | |
69 | Административная контрольная работа за 1 полугодие | | |
70 | Анализ работы. Повторение. | | |
| Рациональные числа (38 ч) | | |
71 | Отрицательные дроби | | |
72 | Отрицательные дроби | | |
73 | Рациональные числа | | |
74 | Рациональные числа | | |
75 | Рациональные числа | | |
76 | Сравнение рациональных чисел | | |
77 | Сравнение рациональных чисел | | |
78 | Сравнение рациональных чисел | | |
79 | Учебный практикум | | |
80 | Сложение и вычитание дробей | | |
81 | Сложение и вычитание дробей | | |
82 | Сложение и вычитание дробей | | |
83 | Сложение и вычитание дробей | | |
84 | Умножение и деление дробей | | |
85 | Умножение и деление дробей | | |
86 | Умножение и деление дробей | | |
87 | Умножение и деление дробей | | |
88 | Законы сложения и умножения | | |
89 | Законы сложения и умножения | | |
90 | Законы сложения и умножения | | |
91 | Смешанные дроби произвольного знака | | |
92 | Смешанные дроби произвольного знака | | |
93 | Смешанные дроби произвольного знака | | |
94 | Смешанные дроби произвольного знака | | |
95 | Учебный практикум | | |
96 | Изображение рациональных чисел на координатной оси | | |
97 | Изображение рациональных чисел на координатной оси | | |
98 | Изображение рациональных чисел на координатной оси | | |
99 | Уравнения | | |
100 | Уравнения | | |
101 | Уравнения | | |
102 | Уравнения | | |
103 | Решение задач с помощью уравнений | | |
104 | Решение задач с помощью уравнений | | |
105 | Решение задач с помощью уравнений | | |
106 | Решение задач с помощью уравнений | | |
107 | Решение задач с помощью уравнений | | |
108 | Подготовка к контрольной работе | | |
109 | Контрольная работа по теме «Уравнения» | | |
110 | Анализ контрольной работы | | |
111 | Занимательные задачи | | |
112 | Занимательные задачи | | |
113 | Занимательные задачи | | |
| Десятичные дроби (33 ч) | | |
114 115 | Понятие положительной десятичной дроби | | |
Понятие положительной десятичной дроби | | |
116 117 | Сравнение положительных десятичных дробей | | |
Сравнение положительных десятичных дробей | | |
118 | Сложение и вычитание десятичных дробей | | |
119 | Сложение и вычитание десятичных дробей | | |
120 | Сложение и вычитание десятичных дробей | | |
121 | Учебный практикум | | |
122 | Перенос запятой в положительной десятичной дроби | | |
123 | Перенос запятой в положительной десятичной дроби | | |
124 | Умножение положительных десятичных дробей | | |
125 | Умножение положительных десятичных дробей | | |
126 | Умножение положительных десятичных дробей | | |
127 | Деление положительных десятичных дробей | | |
128 | Деление положительных десятичных дробей | | |
129 | Деление положительных десятичных дробей | | |
130 | Десятичные дроби и проценты | | |
131 | Десятичные дроби и проценты | | |
132 | Учебный практикум | | |
133 | Сложные задачи на проценты | | |
134 | Сложные задачи на проценты | | |
135 | Десятичные дроби любого знака | | |
136 | Десятичные дроби любого знака | | |
137 | Приближение десятичных дробей | | |
138 | Приближение десятичных дробей | | |
139 | Приближение десятичных дробей | | |
140 | Приближение десятичных дробей | | |
141 | Подготовка к контрольной работе | | |
142 | Контрольная работа по теме «Действия с десятичными дробями» | | |
143 | Анализ контрольной работы | | |
144 | Занимательные задачи. | | |
145 | Занимательные задачи. | | |
146 | Занимательные задачи. | | |
| Обыкновенные и десятичные дроби (24 ч) | | |
147 | Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь | | |
148 | Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь | | |
149 | Периодические десятичные дроби | | |
150 | Периодические десятичные дроби | | |
151 | Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби | | |
152 | Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби | | |
153 | Учебный практикум | | |
154 | Длина отрезка | | |
155 | Длина отрезка | | |
156 | Длина окружности. Площадь круга | | |
157 | Длина окружности. Площадь круга | | |
158 | Координатная ось | | |
159 | Координатная ось | | |
160 | Декартова система координат на плоскости | | |
161 | Декартова система координат на плоскости | | |
162 | Столбчатые диаграммы и графики | | |
163 | Столбчатые диаграммы и графики | | |
164 | Подготовка к контрольной работе. Повторение | | |
165 | Контрольная работа по теме «Обыкновенные и десятичные дроби» | | |
166 | Анализ контрольной работы. Повторение. | | |
167-168 169 170 | Занимательные задачи . Повторение Итоговая контрольная работа. Анализ контрольной работы Повторение | | |
Учебно-методическое обеспечение
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
УМК:
Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин].- М.: Просвещение, 2016.
Математика: Дидакт. материалы для 6 кл./ М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2016.
Математика. 6 класс: дидактические материалы / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2016.
Учебно-методические пособия
Математика 6 класс: тематические тесты/ П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О .Ф Зарапина - М.: Просвещение, 2011.
Математика 5-6 класс: книга для учителя/ М. К. Потапов , А. В .Шевкин – М.: Просвещение, 2011.
Задачи на смекалку 5-6 классы: И. Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2013.
Технические средства обучения:
Компьютер (ноутбук) учителя
Проектор
Демонстрационный экран