ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ручному труду разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» Москва, издательство «Просвещение», 2018г., по учебнику Л.А.Кузнецовой «Технология: Ручной труд: 4 класс»: Учебник для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида.-СПб.; филиал издательства «Просвещение» -2018г.
Целью данной программы является:
-воспитание положительных качеств личности обучающегося: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда.
С учетом уровня обученности воспитанника данного класса основными задачами являются:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
3.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
4.Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1.Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности.
2.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.
4.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессии и важности правильного выбора профессии.
2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3.Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
4.Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач.
5.Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных задач.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
-знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
-санитарно-гигиенические требования.
Обучающиеся должны уметь:
-самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
-самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
-самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;
-выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
-анализировать свое изделие и изделие товарища;
-ориентироваться в пространстве;
-осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
-отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Содержание учебного курса
Работа с бумагой и картоном - 21 ч.
Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Проверка организационных навыков учащихся (подготовка и содержание в порядке рабочего места; правила поведения на уроках труда; работа с учебником и рабочей тетрадью).
Работа с текстильными материалами - 7 ч.
Проверка знаний о ткани (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды ткани; свойства ткани; цвет). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Формирование представлений о плотности переплетения нитей в ткани (редкое, частое переплетение).
Работа с проволокой и металлоконструктором 3 ч.
Расширение представлений о функциональном назначении изделий из металла. Формирование представлений о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Развитие умения сгибать, разрывать и разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу. Обучение приѐмам формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий алюминиевой фольги. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом.
Работа с древесиной. 3ч.
Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов (ножи, стамески, рубанки). Ознакомление с приѐмом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение сведений о применении карандашной стружки в аппликации. Обучение приѐмам затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Развитие умения работать в коллективе. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце учебного года в форме проектной деятельности. Отметки за проектную деятельность учитываются в ходе итогового оценивания выпускника начальной школы.
Тематическое планирование
№ урока | Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | Методическое обеспечение |
1. | Работа с бумагой. «Что ты знаешь о бумаге?» | 1 | Учебник-с.4-8. Папка. |
2. | Складывание из треугольников. | 1 | Учебник-с.9-11. Папка. |
3 | Складывание простых форм из квадрата. | 1 | Учебник-с.12-13. Папка. |
4 | Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. | 1 | Учебник-с.14-17. Папка. |
5 | Работа с тканью. Что ты знаешь о ткани?». | 1 | Учебник-с.18-21. Папка. |
6 | Виды работы и технологические операции при работе с нитками и тканью. Скручивание ткани. | 1 | Учебник-с.22-27. Папка. |
7 | Отделка изделий из ткани. | 1 | Учебник-с.28-31. Папка. |
8 | Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. | 1 | Учебник-с.32-35. Папка. |
9 | Вычерчивание окружности с помощью циркуля. | 1 | Учебник-с.36-40. Папка. |
10 | Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. | 1 | Учебник-с.41-45. Папка. |
11 | Развѐртка изделия. | 1 | Учебник-с.46-47. Папка. |
12 | Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. | 1 | Учебник-с.48-51. Папка. |
13 | Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. | 1 | Учебник – с.52-57. Папка. |
14 | Разметка прямоугольника с помощью угольника. | 1 | Учебник – с.58-61. Папка. |
15 | Разметка наклонных линий с помощью угольника. | 1 | Учебник-с.62-65. Папка. |
16 | Работа с тканью. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. | 1 | Учебник-с.66-69. Папка. |
17 | Работа с металлом. «Что надо знать о металле». Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. | 1 | Учебник–с.70-76. Папка. |
18 | Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части способом складывания. | 1 | Учебник-с.77-80. Папка. |
19 | Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. | 1 | Учебник-с.81-84. Папка. |
20 | Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. | 1 | Учебник-с.85-88. Папка. |
21 | Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. | 1 | Учебник-с.89-91. Папка. |
22 | Складывание из бумаги. | 1 | Учебник-с.92-94. Папка. |
23 | Выполнение разметки с опорой на чертѐж. | 1 | Учебник-с.95-98. Папка. |
24 | Линии чертежа. Чтение чертежа. | 1 | Учебник-с.99-100. Папка. |
25 | Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. | 1 | Учебник-с.101-102. Папка. |
26 | Сматывание ниток в пучок. | 1 | Учебник-с.103-104. Папка. |
27 | Работа с проволокой. Изгибание проволоки. | 1 | Учебник-с.105-106. Папка. |
28 | Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). | 1 | Учебник-с.107-108. Папка. |
29 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. | 1 | Учебник-с.109-112. Папка. |
30 | Промежуточная аттестация. Изготовление панно. | 1 | Папка. |
31 | Работа с древесиной. «Что ты знаешь о древесине?» | 1 | Учебник-с.113-117. Папка. |
32 | Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. | 1 | Учебник-с.118-120. Папка. |
33 | Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. Проект «Мой дом» | 1 | Учебник-с.121-122. Папка. |
34 | Работа с нитками. Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами. | 1 | Учебник-с.126-128. Папка. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 4 класс: Учебник для специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида/ СПб: филиал издательства Просвещение, 2018 / только для практической работы в классе/
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2008 г.
3. Л.А.Кузнецова Технология. Ручной труд 4 класс. Методические рекомендации. Изд. «Просвещение» СПб.,2018 г., 32 с.
4. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,
5. Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.
6. Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.
7. Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.
8. Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.
9. В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.
Литература для учащихся:
10. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд : 4 класс: Учебник для специального (коррекционного) образовательного учреж. VIII вида/ СПб: филиал издательства Просвещение, 2012 / только для практической работы в классе/
11. Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.
14