СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для детей с ОВЗ 8 вид

Нажмите, чтобы узнать подробности

пояснительная записка и тематическое планирование по "Чтению и развитию речи"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для детей с ОВЗ 8 вид»


Пояснительная записка

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. «Чтение и развитие речи 1– 4 классы» под ред. И.М. Бгажноковой (2011г). Программа ориентирована на учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В 2 ч. Автор-составитель С.Ю. Ильина.- 4-е изд., перераб. - М., Просвещение, 2018.

Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

3. Учить, самостоятельно работать с книгой.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;

  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится в сотрудничестве с учителем:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • в сотрудничестве с учителем адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится в сотрудничестве с учителем:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится в сотрудничестве с учителем:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.



Предметные результаты освоения программы по литературному чтению

Техника чтения

Выпускник научится:

  • осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

  • соблюдать при чтении паузы между предложениями;

  • ставить логическое ударение и необходимую интонацию;

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять самостоятельно полный и выборочный пересказ.

Понимание читаемого

Выпускник научится:

  • выделять главную мысль произведения;

  • участвовать в беседе;

  • делить текст на законченные по смыслу части по данным за­главиям;

  • выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков;

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения), пересказывать по ролям, выборочно пересказывать;

  • давать оценку состояния героев и происходящих событий;

  • уметь делить рассказ на части по плану;

  • ориентироваться в учебнике;

Развитие устной речи

Выпускник научится:

  • самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;

  • рас­сказывать по аналогии с прочитанным;

  • заучивать наизусть стихотворения, басни;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выборочно пересказывать по нарисованным рисункам;

  • оценивать состояния героев и происходящих событий;

  • делить рассказ на части по плану;

Внеклассное чтение

Выпускник научится:

  • читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детских газет, журналов;

Выпускник получит возможность научиться:

  • отвечать на вопросы по содержанию;

  • пересказывать по ролям;

  • давать оценку поступков героев в произведениях;


Основные требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся должны уметь:

1-ый уровень:

  • читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи;

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • читать про себя, выполняя задания учителя;

  • выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

  • читать диалоги по ролям;

  • пересказывать прочитанное по частям;

  • выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;

2-й уровень:

  • осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми слова;

  • пересказывать содержание прочитанного по вопросам;

  • участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

  • выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса


Обучающиеся должны знать: наизусть 5—8 стихотворений: А. Плещеев «Осень наступила», М. Бородницкая «Щи-талочка», Л. Левин «Чудеса в авоське», З. Александрова «До свиданья, Зима!» А. Барто «Я лишний», А. Плещеев «Весна»», В. Берестов «Праздник мам», И. Греков «Летом»




Содержание программы

Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми.

Рождественские рассказы. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.

Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло". Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.


Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце учебного года в форме тестовой работы. Отметки за поверочную работу учитываются в ходе итогового оценивания выпускника начальной школы.
























































Тематическое планирование  

п/п

Раздел, темы уроков

Кол-во часов

Методическое обеспечение



1

Вводный урок.

1


Школьная жизнь (9ч)

2

По Н.Носову "Снова в школу".

Э. Мошковская "Жил-был Учитель"

1

Иллюстрации. Интерактивная доска. Учебник. Детские книги. Предметные картинки. Портреты писателей.

3

М.Пляцковский "Чему учат в школе"

1

4

По Ю.Ермолаеву "Поздравление"

1

5

По Е.Шварцу "Как Маруся дежурила"

1

6

По Е.Ильиной "Шум и Шумок"

1

7

В.Орлов "Почему сороконожки опоздали на урок"

1

8

По Л.Каминскому "Три желания Вити".

В.Берестов "Читалочка"

1

9

По М. Бартеневу "Зарубите на носу".

1

10

Загадки. Обобщение по разделу "Школьная жизнь".

1

"Время листьм опадать" (13ч)

11

Н.Антонова "Жёлтой краской кто-то..."

По Н.Абрамцевой "Осенняя сказка"

1

Иллюстрации. Интерактивная доска. Учебник. Детские книги. Предметные картинки. Портреты писателей.

12

Е.Благинина "Подарки осени". По Л.Воронковой "Лесные подарки"

1

13

А.Твардовский "Лес осенью".

По В. Путилиной "В осеннем лесу"

1

14

Н.Некрасов "Славная осень! Здоровый, ядрёный..."

1

15

По Ю.Шиму "Отчего Осень грустна"

1

16

К. Бальмонт "Осень"

1

17

По Ю.Ковалю "Три сойки"

1

18

По Н.Сладкову "Холодная зимовка"

1

19

А.Плещеев "Скучная картина"

1

20

По О.Иваненко "Сказка про маленького жучка"

1

21

По К. Ушинскому "Пчёлы и мухи"

1

22

По Г. Граубину "Время листьм опадать..."

1

23

Загадки. Обобщение по разделу "Время листьм опадать"

1

"Делу - время, потехе - час "(6ч)

24

Русская потешка "Пекла кошка пирожки..."

1

Иллюстрации. Интерактивная доска. Учебник. Детские книги. Предметные картинки. Портреты писателей.

25

Чешская потешка "Сенокос"

1

26

По Л.Пантелееву "Карусели"

1

27

По Н.Носову "Прятки". Считалки.

1

28

Считалки. По М. Булатову "Жмурки"

1

29

Обобщение по разделу "Делу - время, потехе - час"

1

"В мире животных" (13ч)

30

По К.Ушинскому "Бодливая корова"

1

Иллюстрации. Интерактивная доска. Учебник. Детские книги. Предметные картинки. Портреты писателей.

31

По В. Бирюкову "Упрямый котёнок"

1

32

По В.Гаранжину "Пушок"

1

33

По Е. Чарушину "Томка"

1

34

По Б. Житкову "Охотник и собаки"

1

35

По Л. Матвеевой "Чук заболел"

1

36

Г. Снегирёв "Хитрый бурундук"

1

37

По А. Баркову "Барсучья кладовая"

1

38

По А. Дорохову "Гостья"

1

39

Г. Корольков "Игрушки лисят"

1

40

По Ю. Дмитриеву "Лиса"

1

41

Загадки. Обобщение по разделу "В мире животных"

1

42

Внеклассное чтение. Н. Носов "Хитрюга".

1

"Жизнь дана на добрые дела"(9ч)

43

Г. Ладонщиков "Миша - мастер"

1

Иллюстрации. Интерактивная доска. Учебник. Детские книги. Предметные картинки. Портреты писателей.

44

По Е. Пермяку "Пичугин мост"

1

45

В.Хомченко "Михаськин сад"

1

46

По С. Баруздину "Когда люди радуются"

1

47

По Е. Ермолаеву "Про каникулы и полезные дела"

1

48

Е. Благинина "Котёнок"

1

49

В. Голявкин "Птичка"

1

50

Обобщение по разделу "Жизнь дана на добрые дела"

1

51

Внеклассное чтение. К.Киршина. "Вот какая история"

1

"Зима наступила" (24ч)

52

По Л. Воронковой "Снег идёт"

1

Иллюстрации. Интерактивная доска. Учебник. Детские книги. Предметные картинки. Портреты писателей.

53

А. Слащёв "Снегурочка"

1

54

А. Слащёв "Снегурочка"

1

55

И. Суриков "Зима"

1

56

С. Маршак "Декабрь"

1

57

По В. Сутееву "Ёлка"

1

58

По В. Сутееву "Ёлка"

1

59

По Л. Клавдиной "Вечер под Рождество"

1

60

М. Садовский "Где лежало "спасибо"?

1

61

По Н. Носову "На горке"

1

62

По Н. Носову "На горке"

1

63

"Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка)

1

64

"Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка)

1

65

А. Бродский. "Как Солнце с Морозом поссорилось"

1

66

П. Головкин. "Зимняя сказка"

1

67

Г. Скребицкий. "Митины друзья"

1

68

Г. Скребицкий. "Митины друзья"

1

69

В. Бирюков. "Снежная шапка"

1

70

По А. Тумбасову. "В шубах и шапках"

1

71

Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором..."

1

72

По В. Бианки. "Находчивый медведь"

1

73

По А. Спирину "Зимние приметы"

1

74

Загадки. Обобщение по разделу "Зима наступила"

1

75

Внеклассное чтение. "Старый Мороз и молодой Морозец" (литовская сказка)

1

"Весёлые истории"(10ч)

76

По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос"

1

Иллюстрации. Интерактивная доска. Учебник. Детские книги. Предметные картинки. Портреты писателей.

77

По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос"

1

78

Г. Остёр. "Одни неприятности"

1

79

М. Пляцковский. "Однажды утром"

1

80

В. Бирюков. "Почему комары кусаются"

1

81

С. Маршак. "Вот какой рассеянный" (отрывок).

1

82

По О. Кургузову. "Две лишние коробки"

1

83

Г. Чичинадзе. "Отвечайте, правда ли?" (отрывки)

1

84

Обобщение по разделу "Весёлые истории"

1

85

Внеклассное чтение. В. Лёвин. "Чудеса в авоське"

1

"Полюбуйся, весна наступает..."(14ч)

86

В. Алфёров. "Март"

1

Иллюстрации. Интерактивная доска. Учебник. Детские книги. Предметные картинки. Портреты писателей.

87

По М. Фроловой. "Восьмое марта"

1

88

По М. Фроловой. "Восьмое марта"

1

89

Е. Благинина. "Забота"

1

90

По А. Соколовскому. "Бабушкина вешалка"

1

91

По В. Бианки. "Последняя льдина"

1

92

А. Плещеев. "Весна"

1

93

По А. Баркову. "Скворцы прилетели"

1

94

По Э. Шиму. "Всему свой срок"

1

95

И. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает..."

1

96

По Ю. Ковалю. "Весенний вечер"

1

97

По Ю. Дмитриеву. "Опасная красавица"

1

98

Загадки. Обобщение по разделу "Полюбуйся, весна наступает..."

1

99

Внеклассное чтение. В. Берестов. "Праздник мам"

1

"В мире волшебной сказки" (11ч)

100

"Хаврошечка" (русская народная сказка)

1

Иллюстрации. Интерактивная доска. Учебник. Детские книги. Предметные картинки. Портреты писателей.

101

"Хаврошечка" (русская народная сказка)

1

102

"Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка)

1

103

"Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка)

1

104

А. Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный"

1

105

По Ш. Перро. "Подарки феи"

1

106

По Ш. Перро. "Подарки феи"

1

107

Братья Гримм. "Горшочек каши"

1

108

По В. Порудоминскому. "Наши сказки"

1

109

Обобщение по разделу "Волшебные сказки"

1

110

Внеклассное чтение. Э. Киселёва. "Волшебный котелок"

1

"Родная земля" (12ч)

111

М. Ильин. "Царь-колокол"

1

Иллюстрации. Интерактивная доска. Учебник. Детские книги. Предметные картинки. Портреты писателей.

112

С. Васильева. "Город на Неве"

1

113

Д. Павлычко. "Где всего прекрасней на земле"

1

114

С. Вербова. "Сочинение на тему"

1

115

По Л. Кассилю. "Какое это слово?"

1

116

По Б. Никольскому. "Главное Дело"

1

117

По Б. Никольскому. "Главное Дело"

1

118

У. Усачёв. "Защита"

1

119

По Л. Кассилю. "Никто не знает, но помнят все"

1

120

Т. Белозёров. "День Победы"

1

121

Обобщение по разделу "Родная земля"

1

122

Внеклассное чтение. По В. Орлову. "К неведомым берегам"

1

"Лето пришло" (14ч)

123

С. Козлов. "Ливень"

1

Иллюстрации. Интерактивная доска. Учебник. Детские книги. Предметные картинки. Портреты писателей.

124

Г. Граубин. "Тучка"

1

125

Н. Павлова. "Хитрый одуванчик"

1

126

Н. Павлова. "Хитрый одуванчик"

1

127

Е. Благинин. "Одуванчик"

1

128

По А. Дорохову. "Встреча со змеёй"

1

129

По А. Дорохову. "Встреча со змеёй"

1

130

А. Бродский. "Летний снег"

1

131

В. Голявкин. "После зимы будет лето"

1

132

О. Тарнопольская. "Хозяюшка"

1

133

По А. Спирину. "Летние приметы."

1

134

Обобщение по разделу "Лето пришло".

Внеклассное чтение. С. Прокофьева. "Подарки лета"

1

135

Промежуточная аттестация.

1

136

Итоговый урок. "Что читать летом"

1



 









 










Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для  подготовительного и 1-4 классов. 

2. С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида. СПб: филиал изд-ва Просвещение, 2018.

3. В. И. Горовая, Н. И. Дробот, Л. И. Кулагина, Т. К. Лаврентьева.Конспекты уроков по внеклассному чтению 1-4 классы- (Библиотека учителя начальной школы).– М.: Владос, 2005. - 208 с.

4.Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

5. Интернет ресурсы:  http://www.books.kostyor.ru/, http://www.razumniki.ru/ razvitie_rechi_detey.html

6. Учебник « Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы-составители: С. Ю. Ильина Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2014 года; 
7. Пособие для учителя «Уроки чтения в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» С. Ю. Ильина, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 20018 год; детские книги. 



15