Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительная деятельность»
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Возможные личностные результаты освоения учебного предмета
: 1) Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
2) Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
4) Единстве и разнообразии природной и социальной частей;
5) Формирование уважительного отношения к окружающим;
6) Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
7) Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) Развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
9) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
10) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
11) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
12) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
Готовность к участию в совместных мероприятиях.
готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Формирование базовых учебных действий:
1)Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2)Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
3)Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Предметные результаты
Пропедевтический уровень
Овладение знаниями, умениями и навыками, предшествующими изобразительной деятельности:
Нормализация чувствительности рук (восприятие пассивных прикосновений, ответ на них; целенаправленное восприятие тактильных раздражителей);
Формирование и развитие зрительно-моторной координации, навыков мелкой моторики, ручной умелости, ее повседневного применения (прикосновение и хватание, знакомство с предметами с помощью рук, целенаправленный захват и удержание предметов, использование различных захватов, целенаправленное отпускание предметов, подобающее обращение с объектами, осмысление качества обращения с объектами, координация рук, манипулирование предметами, дифференцированные умения для рук);
Концентрация внимания на предмете, выполняемом действии, операции;
Формирование двигательных стереотипов.
Держать карандаш, кисть и др. инструменты.
Оставлять графический след на бумаге, стекле, доске и т.п. с помощью пальца, других частей тела, карандаша, фломастера, кисти, мела и др.,
Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать.
Соблюдать правила поведения во время рисования.
Положительно относиться к результатам своей работы.
Проявлять интерес к изготовлению поделок.
Адекватно реагировать на предложение взрослого заняться занимательным трудом (полепить, сделать аппликацию и т.д.).
Наблюдать за действиями взрослого и других детей, совершать действия по подражанию, по показу.
Принимать участие в изготовлении поделок из текстильных материалов (разложить нитки по цветам, кусочки ткани – по цвету и рисунку, прижать наклеенную деталь, приклеить небольшую деталь и т.д.).
Выполнять с помощью взрослого несложные поделки по показу и образцу.
Получать формы (фигуры) путем выдавливания формочкой
Соотносить свои поделки с реальными предметами.
Раскатывать пластичный материал между ладонями прямыми и круговыми движениями,
Использовать приёмы вдавливания, сплющивания, прищипывания.
Изготовлять лепные поделки способом размазывания пластичных материалов по твёрдому основанию, используя рисование острым предметом, вдавливание и накладывание различных форм.
Отрывать кусочек материала от целого куска
Наклеивать аппликацию на контурный силуэт предмета.
Выполнять аппликацию «рваным» способом.
Уметь показать материалы (клей, тряпочка, кисточка и т.д.; режущими и колющими инструментами работает только педагог).
Уметь рвать, мять, складывать бумагу.
Положительно относиться к результатам своей работы.
Участвовать в подготовке рабочего места для работы и уборке его после работы.
Уметь перебирать природный и бросовый материал (шишки, желуди, семечки и т.д.)
Минимальный уровень
Освоение доступных средств изобразительной деятельности, использование различных изобразительных технологий:
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
Узнавание различных материалов и инструментов, орудий труда для изобразительной деятельности, знание их функционального назначения;
Умение использовать доступные предметно-практические действия в процессе изобразительной деятельности;
Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности;
Правильно держать карандаш, кисть и др. инструменты;
Пользоваться кистью (обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску и воду, проводя кистью по краю баночки, промывать кисть в воде),
Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
Умение рисовать: прямые линии, точки, волнистые линии; длинные и коротких штрихи; ритмы штрихов; дугообразные линии; замкнутые линии;
Умение оставлять графический след на бумаге, доске и т.п. с помощью пальца, других частей тела, карандаша, фломастера, кисти, мела и др.,
Умение штриховать: справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх;
Узнавать (различение) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.
Способность к продуктивной изобразительной деятельности:
Умение ориентироваться на подсказки для выполнения операций в ходе изобразительной деятельности в виде графических символов, пиктограмм, картинок, фотографий, устного сопровождения;
Умение принимать помощь взрослого и/или одноклассников в процессе выполнения различных операций изобразительной деятельности;
Умение переносить навыки работы с материалами, инструментами, орудиями труда на иные виды деятельности (двигательный стереотип, функциональное назначение предмета);
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;
Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;
Положительное отношение к процессу изобразительной деятельности, положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;
Умение выполнять работу по образцу (допускается небольшая помощь взрослого);
Умение рисовать без задания;
Умение раскатывать пластичный материал, придавая ему овальную или круглую форму;
Умение делать лепные поделки из деталей различной формы, соединяя их и используя новые приёмы оттягивания и примазывания;
Делать поделку из нескольких деталей, наклеивая и склеивая их;
Сгибать лист бумаги пополам, по намеченной линии;
Умение пользоваться ножницами: разрезать бумагу по прямой линии, намеченной карандашом или полученной в результате сгибания;
Умение намазывать клеем поверхность;
Самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями при изготовлении поделок (допускается небольшая помощь взрослого);
Готовить рабочее место для работы и убирать его после работы;
Соблюдать правила безопасности при работе с ножницами.
Достаточный уровень
Способность к продуктивной изобразительной деятельности:
Иметь интерес к изобразительной деятельности и потребность рисовать в свободное время;
Умение рисовать округлые, прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетание прямых и наклонных линий;
Умение рисовать элементы узора: мазки, точки, прямые полоски, круги, составлять узоры на квадрате, круге, овале, полосе, располагать их в ритмической последовательности, проводить кистью ровные полосы, делать ровные мазки;
Умение рисовать растительные (геометрические) элементы орнамента;
Умение располагать объекты на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка, дополнять сюжетный рисунок;
Умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
Умение обследовать предмет, образец перед изготовлением поделки;
Умение выполнять поделку по образцу, анализируя его и рассказывая о последовательности выполнения работы с помощью технологических карт (пиктограмм);
Отвечать на вопросы по результатам изготовления поделки;
Соблюдать правила безопасности при работе с режущим инструментом.
Содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность» Программа представлена следующими разделами: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Лепка
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин (зернистый, восковой, моделин, обычный), тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Аппликация геометрическая (геометрический конструктор), из осенних листьев, из ватных дисков.
Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды.
Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик», «рисование песком», «рисование на песке», «рисование опилками и на опилках», «рисование на красках», «рисование пластилином из шприца», «Пластилинография», «рисование ладошками, пальцами», «Кляксография», рисование спиралью.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов на раздел | Кол-во часов на тему | Кол-во диагностических работ |
1 | Лепка | 10 | 10 | 0 |
2 | Аппликация | 9 | 9 | 0 |
3 | Рисование» | 12 | 12 | 0 |
| Итого | 34 | 34 | 0 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Всего,час сов часов | Дата | Корректировка |
I четверть |
Лепка |
l | Лепка «Грибы» | 1 | | |
Аппликация |
2 | Аппликация «На лесной полянке выросли грибы» | 1 | | |
Рисование |
3 | Рисование «Знакомство с акварелью» | 1 | | |
Лепка |
4 | Лепка «Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин» | 1 | | |
Рисование |
5 | Рисование «Укрась платочек ромашками» | 1 | | |
6 | Рисование «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду» | 1 | | |
7 | Рисование «Чебурашка» | 1 | | |
Аппликация |
8 | Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» | 1 | | |
II четверть |
Рисование |
1 | Рисование «Сказочные домики» | 1 | | |
Лепка |
2 | Лепка «Вылепи свою любимую игрушку» | 1 | | |
Рисование |
3 | Рисование «Моя любимая сказка» | 1 | | |
Рисование |
4 | Рисование «Зима» | 1 | | |
Лепка |
5 | Лепка «Котенок» | 1 | | |
Аппликация |
6 | Аппликация «Большой и маленький бокальчики» | 1 | | |
Рисование |
7 | Рисование «Снежинка» | 1 | | |
Рисование |
8 | Рисование «Наша нарядная елка» | 1 | | |
III четверть |
Лепка |
1 | Лепка «Снегурочка» | 1 | | |
Лепка |
2 | Лепка «Зайчик» | 1 | | |
Рисование |
3 | Рисование «Машины нашего города» | 1 | | |
Аппликация |
4 | Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» (Коллективная композиция) | 1 | | |
Рисование |
5 | Рисование «Нарисуй свое любимое животное» | 1 | | |
Аппликация |
6 | Аппликация «Пароход» | 1 | | |
Рисование |
7 | Рисование «Домики трех поросят» | 1 | | |
Лепка |
8 | Лепка по замыслу | 1 | | |
9 | Лепка «Кувшинчик» | 1 | | |
10 | Рисование «Роспись кувшинчиков» | 1 | | |
IVчетверть |
Аппликация |
1 | Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь картинку» | 1 | | |
Лепка |
2 | Лепка «Петух» (По мотивам дымковской игрушки) | 1 | | |
Рисование |
3 | Рисование «Роспись петуха» | 1 | | |
Аппликация |
4 | Аппликация «Поезд» | 1 | | |
Лепка |
5 | Лепка «Девочка пляшет» | 1 | | |
Рисование |
6 | Рисование «Салют над городом в честь праздника Победы» | 1 | | |
Аппликация |
7 | Аппликация «Весенний ковер» | 1 | | |
8 | Аппликация «Сказочная птица» | 1 | | |
| Всего: | 34 | | |
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса по предмету «Изобразительная деятельность»
Учебно-методическое обеспечение
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовит., 1-4 класс» / под редакцией В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2010г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы под.редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, Москва 2007г.
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. НИИ дефектологии АПН СССР. – М..: Дидакт, 1984
Воронова Е.В. Методика преподавания ручного труда: учебно-методическое пособие; Ряз., гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2008. – 128 с.
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: «Академия», 2002.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – Владос. 2001.
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Москва «ВАКО» 2004.
Маллер А.Р. Социально - трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. -М., Просвещение, 1990.
Маллер А.Р., Цикото Г.В.. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. Асадема. 2003.
Учебно-практическое оборудование
наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
репродукции картин;
изделия из глины;
альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование;
стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски;
расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
Критерии оценивания достижений учащихся
Во время обучения в 5 классе, целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
П№ | Изучаемый раздел | Индикаторы | Баллы |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | Лепка | Различать пластичные материалы и их свойства, различать инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами. | | | | | | |
2 | Аппликация | Различать разные виды бумаги среди других материалов. Различать инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации. Сминать бумагу. Разрывать бумагу заданной формы, размера. | | | | | | |
33 | Рисование | Различать материалы и инструменты, используемые для рисования. Оставлять графический след на бумаге, доске. Рисовать карандашом. Соблюдать последовательность действий при работе с красками. | | | | | | |
Уровни освоения (выполнения) действий/операций |
Пассивное участие/соучастие -действие выполняется взрослым (ребѐнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
Активное участие - действие выполняется ребенком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (вербальной или наглядной) - по подражанию или образцу - самостоятельно с ошибками - самостоятельно | зпв чпв пи о со с |
Сформированность представлений | |
- представление отсутствует - не выявить наличие представлений - представление на уровне: использования по прямой подсказке использования с косвенной подсказкой (изображение) самостоятельного использования | - ? пп п + |
Баллы | Уровень сформированности навыка |
0 | Навык или умение отсутствует |
1 | Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним) |
2 | Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого |
3 | Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого |
4 | Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно |
5 | Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно |
Методы контроля результатов обучения
устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.
письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.
практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.