Российская Федерация Московская область Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов (МБОУ школа № 13 с УИОП) |
|
ФГОС 2022 | |
«УТВЕРЖДАЮ» ________________Дудина С.В. «01» сентября 2023г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
КЛАСС | 1 | количество часов | 34 | |
направление | Спортивно-оздоровительное | |
педагоги | Титова Ирина Анатольевна | |
программа | «Играем вместе» |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/02/10/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-1
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.
К окончанию школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания; в целом же лишь 10% из них можно считать практически здоровыми. Поэтому образовательный процесс оздоровительной направленности должен обратить пристальное внимание к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья. А также предупреждения и устранения недостатков в физическом развитии.
Игра- является неотъемлемым компонентом оздоровительной среды. Она способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни.
Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.
В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное, — причудливо комбинирует старые.
Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. По мнению некоторых ученых, у игры есть особый символический язык, который нуждается в специальном толковании.
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.
В игре развивается самосознание детей — то, как он относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет.
В школе и дома, выполняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения.
Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых — физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:
— движение,
— физическая раскованность и свобода,
— общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,
— состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,
— наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так, что нарушением правил, игра противоречит сама себе»,
— легкость, которую приобретает каждый ее участник,
— ограниченность во времени — «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает»
Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.
Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторенияминапряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели -характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.
Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.
«Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель одинаково были бодры», — убеждал учителей И.А. Сикорский. К числу внешних условий, обеспечивающих эту бодрость и «возвышающих» умственную работоспособность он относил:
1) «свободные движения в форме игр (мышечная работа);
2) возбуждение сердца и дыхания (удовольствием, движением);
3) влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе);
4) чистый воздух для удаления из организма работных ядов (игры на воздухе).
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности младших школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной деятельности. В данной программе представлены групповые подвижные казачьи игры, дающие младшим школьникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным.
Цели программы кружка «Поиграем вместе»:
оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
Задачи:
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
снижать негативные последствия учебной нагрузки
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
На занятиях применяются разные формы подвижных игр : сюжетно-ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры); игры-забавы; имитирующие игры, консультации, встречи с интересными людьми, беседы, диалоги.
В основу программы «Играем вместе» положены следующие принципы:
-принцип сознательности и активности.
-принцип наглядности
-принцип систематичности и последовательности
- принцип доступности
Материально-техническая база:
Мячи: баскетбольные, волейбольные, малые;
Скакалки: коротки и длинные, гимнастические палки, шесты, толстые палки длиной 70-80 сантиметров, канат, веревка, санки, хоккейные мячи, стойка для прыжков, мешочки с песком.
Средства обучения: материал из книг, дидактические материалы, тестовый материал, средства наглядности (рисунки, открытки, и т.д.)
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа кружка «Поиграем вместе» рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 6,5 до 11 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Программа кружка «Поиграем вместе» состоит из двух частей:
Теоретическая часть
Введение. Знакомство с кружком и его программой.
Ценность кружка, его задачи, программа, темы.
Понятие « подвижные игры »
Понятие « Подвижные игры ». В чем суть подвижных игр. Ценность их. Какие бывают подвижные игры.
История возникновения подвижных игр
Как возникли подвижные игры. Какие народы играли. Связь с олимпийскими играми.
История возникновения Вологодских игр.
Место нашего проживания в регионе. Как возникли Вологодские игры. Отличие от простых подвижных игр. Зачем нужны национальные игры.
Техника безопасности на занятиях и соревнованиях
Техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Для чего ее нужно помнить. Как ее применять
Правила игр и техника безопасности в играх
Правила каждой игры. Техника безопасности в каждой игре. Целесообразность применения правил.
Самостоятельный поиск игр детьми
Работа со справочной литературой. Усовершенствование правил игр, выбор разного применения тех или иных игр.
Практическая часть включает 3 раздела:
Подвижные игры без применения спортивных снарядов
1 класс: Подвижные игры. Совушка. Волки во рву. Игра «Кто скорее соберется». «Салки.»,«Лягушки и цапля».. Горелки. Чехарда. Гуси – лебеди. Перемена мест. Шишки, желуди, орехи. Два мороза. Кто дальше? Прыжки по полоскам. Лиса и куры. Зайцы, сторож и Жучка. Веселая змейка. День ночь. Мышеловка. «Карлики и великаны», «Запрещенные движения».
Подвижные игры с применением спортивных снарядов
1класс : «С мячом под дугой», Попрыгунчики – воробушки. Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесет кегли». Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Кто умеет?» Техника безопасности на занятиях. Мяч соседу. Через кочки и пенечки. Правила игр и техника безопасности в играх. На санках с пересадкой. Снежные круги. Веселые поезда. Метко в цель. Перетягивание каната. Отобрать палочку. Выбивной. Беги и собирай. Мяч – соседу. Через кочки и пенёчки. Удочка. Не давай мяча водящему.
Соревнования.
Участие в проведении Дня здоровья.
Участие в проведении общешкольной игры «Зарница».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
По итогам занятий по программе «Играем вместе» учащиеся к концу 1 года обучения должны
Знать:
историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
основы техники безопасности во время занятий ;
роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
правила и последовательность выполнения упражнений, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
методику судейства соревнований по спортивным играм;
характерные спортивные травмы и их предупреждение;
правила оказания первой доврачебной помощи;
правила спортивных игр (футбол, баскетбол, лапта);
понятие о силе воли и спортивном характере;
Уметь:
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ;
активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми ;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
объяснять в доступной форме правила (технику) выполнения подвижных игр, двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
оказывать первую доврачебную помощь;
анализировать технику своего бега и определять ошибки;
подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
работать в составе судейских бригад школьных соревнований;
владеть терминологией по изучению спортивных и подвижных игр;
Формы учета знаний и умений :
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем участия в соревнованиях (школьных, районных), эстафетах, конкурсах, участие в проведении общешкольных мероприятиях: День Здоровья, игра «Зарница».
Календарно – тематическое планирование
| № п/п | Наименование разделов и дисциплин | 1класс | Дата |
| всего | теория | практика | по плану | по факту |
| I | Введение. Знакомство с кружком и его программ-мой. Понятие « Подвижные игры ». История возникновения подвижных игр. Правила игр и техника безопасности в играх. | 1 | 1 | | сентябрь | |
| II | Техника безопасности на занятиях и соревнованиях. | 1 | 1 | | | |
| III | Подвижные игры без применения спортивных снарядов. | 10 | | 10 | сентябрь-ноябрь | |
| 1. | Подвижные игры. Совушка. Волки во рву. | | | 1 | | |
| 2. | Игра «Кто скорее соберется», «Лягушки и цапля». | | | 1 | | |
| 3. | Салки. Совушка. | | | 1 | | |
| 4. | Правила игр и техника безопасности в играх. Горелки. Чехарда. | | | 1 | | |
| 5. | Гуси – лебеди. Перемена мест Шишки, желуди, орехи. | | | 1 | | |
| 6. | Техника безопасности на занятиях. Два мороза. Кто дальше? | | | 1 | | |
| 7. | Прыжки по полоскам. Лиса и куры. Зайцы, сторож и Жучка. | | | 1 | | |
| 8. | Веселая змейка. День ночь. Мышеловка | | | 1 | | |
| 9. | «Карлики и великаны», «Запрещенные движения». | | | 1 | | |
| 10. | Игра «Кто скорее соберется | | | 1 | | |
| IV | Подвижные игры русского народа Правила игр и техника безопасности в играх. | 10 | | 10 | декабрь | |
| 1. | Игра «Догони меня» | | | 1 | | |
| 2. | Игра «Колечко» | | | 1 | | |
| 3. | Хороводная игра «Зайка» | | | 1 | | |
| 4. | Игра «Салки» | | | 1 | | |
| 5. | Игра «Воробьи и вороны» | | | 1 | | |
| 6. | Игра «Кто быстрее?» | | | 1 | январь - февраль | |
| 7-8. | Весёлые эстафеты. | | | 2 | |
| 9. | Игра «Бояре, а мы к вам пришли…» | | | 1 | | |
| 10. | Весёлые эстафеты. | | | 1 | | |
| V | Подвижные игры с применением спортивных снарядов. | 9 | | 9 | | |
| 1. | Игра «С мячом под дугой», Попрыгунчики – воробушки. | | | 1 | март | |
| 2. | Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесет кегли» | | | 1 | | |
| 3. | Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Кто умеет?» | | | 1 | | |
| 4. | Техника безопасности на занятиях. Мяч соседу. Через кочки и пенечки. | | | 1 | | |
| 5. | Правила игр и техника безопасности в играх. На санках с пересадкой. Снежные круги. Веселые поезда. | | | 1 | апрель | |
| 6. | Метко в цель. Перетягивание каната. Отобрать палочку. | | | 1 | | |
| 7. | Выбивной. Беги и собирай. | | | 1 | | |
| 8. | Мяч – соседу. Через кочки и пенёчки. | | | 1 | май | |
| 9. | Удочка. Не давай мяча водящему. | | | 1 | | |
| VI | Самостоятельный поиск игр детьми. Тестирование. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| VII | Соревнования | 2 | | 2 | | |
| 1-2. | Техника безопасности на соревнованиях. Игра «Зарница» | | | 2 | | |
| | ИТОГО | 34 | 2,5 | 31,5 | | |
| | |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.