СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Играем вместе" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Играем вместе" 1 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для внеурочной деятельности "Играем вместе" 1 класс»



Российская Федерация

Московская область


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов

(МБОУ школа № 13 с УИОП)







ФГОС 2022





«УТВЕРЖДАЮ»

________________Дудина С.В.

«01» сентября 2023г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


























КЛАСС

1

количество часов

34


направление

Спортивно-оздоровительное


педагоги

Титова Ирина Анатольевна



программа

«Играем вместе»


https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/02/10/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-1






2023-2024 учебный год




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

      Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.

       К окончанию школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания; в целом же лишь 10% из них можно считать практически здоровыми. Поэтому образовательный процесс оздоровительной направленности должен обратить пристальное внимание к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья. А также предупреждения и устранения  недостатков в физическом развитии.

Игра- является неотъемлемым компонентом оздоровительной среды. Она способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни.

            Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.

         В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное, — причудливо комбинирует старые.

Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. По мнению некоторых ученых, у игры есть особый символический язык, который нуждается в специальном толковании.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

В игре развивается самосознание детей — то, как он относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет.

          В школе и дома, вы­полняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения.

          Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых — физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:

—  движение,

—  физическая раскованность и свобода,

—  общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,

—  состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,

—  наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так, что нарушением правил, игра противоречит сама себе»,

—  легкость, которую приобретает каждый ее участник,

—  ограниченность во времени — «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает»

     Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторенияминапряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели -характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.

Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.

        «Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель одинаково были бодры», — убеждал учителей И.А. Сикорский. К числу внешних условий, обеспечивающих эту бодрость и «возвышающих» умственную работоспособность он относил:

1)  «свободные движения в форме игр (мышечная работа);

2)  возбуждение сердца и дыхания (удовольствием, движением);

3)  влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе);

4)  чистый воздух для удаления из организма работных ядов (игры на воздухе).

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности младших школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной деятельности. В данной программе представлены групповые подвижные казачьи игры, дающие младшим школьникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным.

 



Цели программы кружка «Поиграем вместе»:

  • оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время;

  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

 

Задачи:

  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

  • развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

         снижать негативные последствия учебной нагрузки

 

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

На занятиях применяются разные формы  подвижных   игр : сюжетно-ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры); игры-забавы; имитирующие игры, консультации, встречи с интересными людьми, беседы, диалоги.

 

В основу программы «Играем вместе» положены следующие принципы:

-принцип сознательности и активности.

 -принцип наглядности

-принцип систематичности и последовательности

- принцип доступности

Материально-техническая база:

         Мячи: баскетбольные, волейбольные, малые;

Скакалки: коротки и длинные, гимнастические палки, шесты, толстые палки длиной 70-80 сантиметров, канат, веревка, санки, хоккейные мячи, стойка для прыжков, мешочки с песком.

        Средства обучения: материал из книг, дидактические материалы, тестовый материал, средства наглядности (рисунки, открытки, и т.д.)

Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.

 




  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


            Программа кружка «Поиграем вместе» рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 6,5 до 11 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.

Программа кружка «Поиграем вместе» состоит из двух частей: 


Теоретическая часть

 Введение. Знакомство с  кружком  и его  программой.

Ценность  кружка, его задачи,  программа, темы.

 Понятие « подвижные   игры »

Понятие « Подвижные   игры ». В чем суть  подвижных   игр. Ценность их. Какие бывают  подвижные   игры.

 История возникновения  подвижных   игр 

Как возникли  подвижные   игры. Какие народы играли. Связь с олимпийскими играми.

 История возникновения Вологодских игр.

Место нашего проживания в регионе. Как возникли Вологодские игры. Отличие от простых  подвижных   игр. Зачем нужны национальные игры.

 Техника безопасности на занятиях и соревнованиях

Техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Для чего ее нужно помнить. Как ее применять

 Правила игр и техника безопасности в играх

Правила каждой игры. Техника безопасности в каждой игре. Целесообразность применения правил.

 Самостоятельный поиск игр детьми

Работа со справочной литературой. Усовершенствование правил игр, выбор разного применения тех или иных игр.

 

Практическая часть  включает  3 раздела:


   Подвижные   игры  без применения спортивных снарядов

1 класс: Подвижные   игры. Совушка. Волки во рву. Игра «Кто скорее соберется».  «Салки.»,«Лягушки и цапля».. Горелки. Чехарда. Гуси – лебеди. Перемена мест. Шишки, желуди, орехи. Два мороза. Кто дальше? Прыжки по полоскам. Лиса и куры. Зайцы, сторож и Жучка. Веселая змейка. День ночь. Мышеловка. «Карлики и великаны», «Запрещенные движения».

   Подвижные   игры с применением спортивных снарядов

1класс :  «С мячом под дугой», Попрыгунчики – воробушки. Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесет кегли». Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Кто умеет?» Техника безопасности на занятиях. Мяч соседу. Через кочки и пенечки. Правила игр и техника безопасности в играх. На санках с пересадкой. Снежные круги. Веселые поезда. Метко в цель. Перетягивание каната. Отобрать палочку. Выбивной. Беги и собирай. Мяч – соседу. Через кочки и пенёчки. Удочка. Не давай мяча водящему.


   Соревнования.

Участие в проведении Дня здоровья.

Участие в проведении общешкольной игры «Зарница».




  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По итогам занятий по программе «Играем вместе» учащиеся к концу 1 года обучения должны

Знать:

       историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;

       основы техники безопасности во время занятий ;

       роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;

       правила и последовательность выполнения упражнений, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;

       методику судейства соревнований по спортивным играм;

       характерные спортивные травмы и их предупреждение;

       правила оказания первой доврачебной помощи;

       правила спортивных игр (футбол, баскетбол, лапта);

       понятие о силе воли и спортивном характере;

 

Уметь:

       выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);

       осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ;

       активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

       общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

       бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

       обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий  подвижными   играми ;

       видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

       оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

       управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

       объяснять в доступной форме правила (технику) выполнения  подвижных  игр, двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

       оказывать первую доврачебную помощь;

       анализировать технику своего бега и определять ошибки;

       подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;

       работать в составе судейских бригад школьных соревнований;

       владеть терминологией по изучению спортивных и подвижных игр;




Формы учета знаний и умений :

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем участия в соревнованиях (школьных, районных), эстафетах, конкурсах, участие в проведении общешкольных мероприятиях: День Здоровья, игра «Зарница».

  1. Календарно – тематическое планирование




п/п

Наименование разделов и дисциплин

1класс

Дата


всего

теория

практика

по плану

по факту


I

Введение. Знакомство с кружком и его  программ-мой.  Понятие « Подвижные   игры ». История возникновения  подвижных   игр. Правила игр и техника безопасности в играх.

1

1


сентябрь



II

Техника безопасности на занятиях и соревнованиях.

1

1





III

Подвижные   игры  без применения спортивных снарядов.

10

 

10

сентябрь-ноябрь



1.


Подвижные   игры. Совушка. Волки во рву.

 

 

1





2.

Игра «Кто скорее соберется», «Лягушки и цапля».

 

 

1





3.

Салки. Совушка.

 

 

1





4.

Правила игр и техника безопасности в играх. Горелки. Чехарда.

 

 

1





5.

Гуси – лебеди. Перемена мест

Шишки, желуди, орехи.

 

 

1





6.

Техника безопасности на занятиях. Два мороза. Кто дальше?

 

 

1





7.

Прыжки по полоскам. Лиса и куры. Зайцы, сторож и Жучка.

 

 

1





8.

Веселая змейка.  День ночь. Мышеловка

 

 

1





9.

«Карлики и великаны», «Запрещенные движения».

 

 

1





10.

Игра «Кто скорее соберется



1





IV

Подвижные игры русского народа

Правила игр и техника безопасности в играх.

10

 

10

декабрь




1.

Игра «Догони меня»

 

 

1





2.

Игра «Колечко»

 

 

1





3.

Хороводная игра «Зайка»

 

 

1





4.

Игра «Салки»

 

 

1





5.

Игра «Воробьи и вороны»

 

 

1





6.

Игра «Кто быстрее?»

 

 

1

январь -

февраль




7-8.

Весёлые эстафеты.

 

 

2




9.

Игра «Бояре, а мы к вам пришли…»

 

 

1





10.

Весёлые эстафеты.

 

 

1





V

Подвижные   игры  с применением спортивных снарядов.

9

 

9





1.

Игра «С мячом под дугой», Попрыгунчики – воробушки.

 

 

1

март




2.

Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесет кегли»

 

 

1





3.

Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Кто умеет?»

 

 

1





4.

Техника безопасности на занятиях. Мяч соседу. Через кочки и пенечки.

 

 

1





5.

Правила игр и техника безопасности в играх. На санках с пересадкой. Снежные круги. Веселые поезда.

 

 

1

апрель




6.

Метко в цель. Перетягивание каната. Отобрать палочку.

 

 

1





7.

Выбивной. Беги и собирай.

 

 

1





8.

Мяч – соседу. Через кочки и пенёчки.

 

 

1

май




9.

Удочка. Не давай мяча водящему.

 

 

1





VI

Самостоятельный поиск игр детьми. Тестирование.

1

0,5

0,5





VII

Соревнования

2

 

2





1-2.

Техника безопасности на соревнованиях. Игра «Зарница»

 

 

2





 

ИТОГО

34

2,5

31,5








ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.



  • Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.


  • Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

  • Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  • Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  • Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.