Содержание
Пояснительная записка……………………………………………..3
Содержание программы…………………………………………….6
Планируемые результаты………………………………………….12
Условия реализации программы…………………………………..12
Формы аттестации и оценочные материалы………………………13
Методические материалы…………………………………………..13
Список литературы………………………………………………….13
Приложения…………………………………………………………14
Пояснительная записка
Программа «Эксперимент» создана на основе правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. № 196.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей (Сан Пин 2.4.4.3172-14).
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р, письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242.
5. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики ВО от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».
6. Положение о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приказ МКУ ДО СРДТ от 07.04.2020 года № 61). Это наш документ, а вы должны написать своей школы!!!!!
Данная программа является авторской, опирается на издания: «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича, 2010г, «Внеурочная деятельность учащихся: волейбол» под редакцией Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецова, 2011г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования обучающихся общеобразовательной организации с использованием двигательной активности из раздела «Волейбол».
Основной принцип работы секции по волейболу – выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях. Программа предусматривает проведение практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Для обучения набираются все желающие, не имеющие противопоказаний для занятий спортивными играми. Учебная работа в секции осуществляется на основе данной программы, которая содержит материал теоретических и практических занятий. Теоретические занятия проводятся в форме бесед в процессе практических занятий. Практические занятия более разнообразные и эмоциональные.
Актуальность данной программы заключается в приобщении занимающихся к здоровому образу жизни, самостоятельным занятиям спортом за стенами школы, обеспечении гармоничного развития личности детей и подростков. Важными аспектами актуальности данной программы так же является повышение уровня здоровья нации при помощи регулярных занятий спортом, а так же повышение уровня социализации детей во время занятий командными видами спорта, в нашем случае, волейболом.
Отличительные особенности программы заключается в том, что она состоит из множества упражнений, направленных на развитие отдельных групп мышц, развитие которых имеет наибольшее значение при игре в волейбол, т.е. программа имеет прикладную направленность для конкретного вида спорта – волейбола. Помимо специальной подготовки, в программу входят занятия по ОФП, которые обеспечивают общее физическое развитие занимающихся, что благотворно влияет на их гармоничное физическое развитие в период интенсивного роста.
Цель программы: приобщение школьников к занятию спорту и физической культуре, углубление и совершенствование ими спортивных навыков игры в волейбол.
Задачи программы:
Образовательные:
сформировать новые теоретические знания об игре в волейбол;
закрепить ранее полученные знания об игре;
совершенствовать ранее отработанные приёмы игры;
научить правильно и своевременно применять приёмы в игре;
расширить знания занимающихся о возможностях игрока;
Воспитательные:
воспитать у игроков ответственность перед командой;
воспитать уважение к сопернику;
воспитать необходимость в честной игре и достойном соперничестве;
приобщить к самостоятельным занятиям спортом;
Развивающие:
развивать у занимающихся основные физические качества: быстроту, силу, выносливость, ловкость, гибкость и скоростно-силовые качества;
развивать быстроту реакции и взрывную силу;
развивать способность быстро находить выход из сложившейся игровой ситуации;
развить интерес к самостоятельному изучению нюансов игры.
Решение поставленных задач способствует развитию следующих компетенций:
Ценностно – смысловые компетенции:
способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;
умение выбирать целевые смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
Общекультурные компетенции:
способность действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с нормами морали и правил поведения (этическими и эстетическими нормами);
умение организовать свободное время.
Учебно – познавательные компетенции:
умение проектировать и планировать собственную деятельность;
умение действовать в нестандартных ситуациях;
Информационные компетенции:
умение пользоваться современными средствами информации (магнитофон, телефон, компьютер) и информационными технологиями (аудио-видео запись, СМИ, Интернет): поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
Коммуникативные компетенции:
владение навыками работы в группе (команде), коллективе, различными социальными ролями;
Компетенции личностного самосовершенствования:
обладать способностью самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования;
умение анализировать, рассуждать, обосновывать;
соблюдение правил личной гигиены, необходимость заботиться о собственном здоровье;
стремление к осмыслению и оценке результатов собственной деятельности;
развитие таких личностных качеств, как самооценка, ответственность, уверенность в себе.
Адресаты программы и сроки реализации
Программа «Волейбол» предназначена для занятий с детьми 14-18 лет и рассчитана на освоение материала на занятиях в течение 1 года. В программе предусмотрено обучение как девочек, так и мальчиков.
В объединение принимаются дети с определённым набором навыков игры в волейбол, соответствующим уровнем физической подготовки и с наличие справки от врача, разрешающей занятия волейболом.
Количественный состав группы - 15 человек. Обучение предполагает использование групповой формы занятий.
Продолжительность одного занятия – 45 минут, согласно Уставу учреждения. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 занятию.
Срок реализации – 1 год (68 часов).
Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Начало учебных занятий – 1.09.2020 г.
Конец учебного года – 21.05. 2021 г.
Продолжительность учебного года – 34 недели.
Программа предполагает разные виды занятий:
теоретические;
тренировочные;
наблюдения;
подвижные игры.
Содержание программы
В таблице 1 представлен учебно-тематический план работы 1 год обучения по программе «Волейбол».
Учебно – тематический план на 1 год обучения
№ | Тема | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | Техника перемещения волейболиста | 2 | 4 | 6 |
3 | Техника приёма и передачи мяча сверху двумя руками | 2 | 6 | 8 |
4 | Техника приёма и передачи мяча снизу двумя руками | 2 | 6 | 8 |
5 | Изучение зон игровой площадки | 2 | 2 | 4 |
6 | Изучение основных правил игры в волейбол | 2 | 2 | 4 |
7 | Техника нижней прямой подачи | 2 | 4 | 6 |
8 | Техника верхней прямой подачи | 2 | 4 | 6 |
9 | Техника верхней прямой подачи в прыжке | 2 | 2 | 4 |
10 | Техника прямого нападающего удара | 2 | 4 | 6 |
11 | Техника одиночного блокирования | 2 | 2 | 4 |
12 | Техника группового блокирования | 2 | 2 | 4 |
13 | Итоговые занятия | 2 | 2 | 4 |
14 | Всего часов | 28 | 40 | 68 |
Содержание тем
Вводное занятие (2 часа)
Теория (2 часа)
Знакомство с программой на 1 год обучения. Инструктаж по технике безопасности поведения в спортивном зале на занятиях волейболом и пожарной безопасности;
Техника перемещений волейболиста (6 часов)
Теория (2 часа)
Повторение и закрепление ранее изученных стоек волейболиста: низкой, средней, высокой и способов перемещения игрока по площадке;
Практика (4 часа)
Упражнения для укрепления мышц нижних конечностей: приседания; выпрыгивания; ходьба в приседе и полуприседе приставным шагом, вперёд, назад;
Упражнения на развитие выносливости: гладкий бег; старты с места, бег 5-10 м; чередование обычного бега и бега с ускорением до определённого ориентира; бег спиной вперёд; принятие правильного исходного положения по сигналу преподавателя;
Техника приёма и передачи мяча сверху двумя руками (8 часов)
Теория (2 часа)
Изучение правильного исходного положения (рабочей позы) при приёме и передаче мяча сверху двумя руками, расположение рук и кистей при выполнении передачи;
Практика (6 часов)
Упражнения для изучения правильной рабочей позы игрока: Занимающиеся принимают исходное положение для передачи по команде преподавателя; Игроки принимают правильное ИП для передачи после перемещения шагом, бегом и в различных направлениях; Подбросив мяч вверх, несколько вперёд или в сторону, занимающийся перемещается под летящий мяч и ловит его, приняв ИП для передачи;
Работа в парах для изучения «ударного движения» при передаче сверху: Занимающийся подбрасывает мяч над собой, принимает ИП и выполняет передачу сверху двумя руками своему партнёру; Игроки стоят друг напротив друга, один набрасывает мяч другому, стоящему в исходном положении, а тот выполняет передачу (прямо и в стороны);
Упражнения для совершенствования передачи: Группа расположена по кугу, в центре – преподаватель, который выполняет передачу поочерёдно на занимающихся; Занимающиеся построены в 2 шеренги друг напротив друга на расстоянии 5 – 9 м, один из игроков ударяет мяч об пол, другой перемещается под мяч после его отскока и передаёт партнёру; Три игрока встают друг за другом, параллельно сетке, игрок 1 передаёт мяч игроку 2, тот выполняет передачу назад (за голову) игроку 3, который длинной передачей возвращает мяч игроку 1; Игроки располагаются тройками и выполняют и выполняют передачи в правую и левую сторону в произвольном порядке;
Техника приёма и передачи мяча снизу двумя руками (8 часов)
Теория (2 часа)
Изучение правильного исходного положения (рабочей позы) при приёме и передаче мяча снизу двумя руками, расположение рук и кистей при выполнении передачи;
Практика (6 часов)
Упражнения для изучения правильной рабочей позы игрока: Занимающиеся принимают исходное положение для передачи по команде преподавателя; Игроки принимают правильное ИП для передачи после перемещения шагом, бегом и в различных направлениях; Подбросив мяч вверх, несколько вперёд или в сторону, занимающийся перемещается под летящий мяч и ловит его, приняв ИП для передачи;
Упражнения для освоения приёма мяча снизу двумя руками: Занимающиеся, выстроившись в шеренги, имитируют приём мяча двумя руками снизу; Занимающиеся располагаются парами друг напротив друга на расстоянии 3 – 4 м, один набрасывает мяч, другой принимает его снизу двумя руками и возвращает партнёру, изменяя высоту и направление полёта мяча при набрасывании и создавая принимающему игроку более сложные условия; Занимающиеся выполняют передачи над собой снизу двумя руками, перемещаясь по всей площадке, его задача – не потерять мяч и сделать больше таких передач;
Упражнения для совершенствования передачи: Игрок ударяет мяч об пол, после отскока перемещается под мяч, принимает нужное ИП и выполняет приём мяча снизу двумя руками; Чередование средних (3 – 4 м) и высоких (8 – 9 м) передач после приёма снизу двумя руками (предварительно игрок перемещается к мячу); Приём и передача мяча снизу двумя руками у стены;
Изучение зон игровой площадки (5 часов)
Теория (2 часа)
Повторение расположения шести игровых зон волейбольной площадки, правильной последовательности перехода игроков во время игры; Изучение амплуа игроков и их задач в игре;
Практика (2 часа)
Упражнения для закрепления знаний зон волейбольной площадки и правильной последовательности перехода игроков: Занимающиеся занимают нужные зоны площадки (1,2,3,4,5,6) по сигналу преподавателя, предварительно запомнив свои числа; Смена зон площадки по сигналу учителя во время обучающей игры;
Изучение основных правил игры в волейбол (4 часа)
Теория (2 часа)
Повторение ранее изученных правил игры в волейбол; Закрепление полученных знаний при помощи тестирования (Приложение 1);
Практика (2 часа)
Обучающая игра с целью контроля соблюдения ранее изученных правил игры; Получение первых навыков полноценной игры в волейбол;
Техника нижней прямой подачи (6 часов)
Теория (2 часа)
Изучение правильного исходного положения при выполнении нижней прямой подачи мяча (расположение рук, ног и туловища);
Практика (4 часа)
Упражнения для освоения нижней прямой подачи: имитация игроками изучаемого способа подачи без мяча; Игроки располагаются парами лицом друг к другу на расстоянии 8 – 10 м, один подбрасывает мяч 5 – 10 раз, другой контролирует выполнение; Игроки располагаются парами лицом друг к другу на расстоянии 8 – 10 м, игрок с мячом принимает начальное положение для подачи мяча изучаемым способом, подбрасывает мяч и выполняет удар в направлении партнёра; Игроки поочерёдно выполняют подачу изучаемым способом с места подачи, вначале ставят задачу – перебить мяч через сетку, затем – подавать в левую или правую часть площадки;
Упражнения для совершенствования нижней прямой подачи: Подачи в определённую зону передней или задней линии, в правую или левую часть; Подачи «на силу», добиваясь максимальной скорости полёта мяча; Подачи с заданием добиваться высокой скорости полёта мяча и попадать в обозначенную на площадке цель (круг, стул и т.д.);
Техника верхней прямой подачи (6 часов)
Теория (2 часа)
Изучение правильного исходного положения при выполнении верхней прямой подачи мяча (расположения рук, ног и туловища);
Практика (4 часа)
Упражнения для освоения верхней прямой подачи: имитация игроками изучаемого способа подачи без мяча; Игроки располагаются парами лицом друг к другу на расстоянии 8 – 10 м, один подбрасывает мяч 5 – 10 раз добавляя замах на мяч (удар), другой контролирует выполнение; Игроки располагаются парами лицом друг к другу на расстоянии 8 – 10 м, игрок с мячом принимает начальное положение для подачи мяча изучаемым способом, подбрасывает мяч и выполняет удар в направлении партнёра; Игроки поочерёдно выполняют подачу изучаемым способом с места подачи, в начале разучивания ставят задачу – перебить мяч через сетку, затем – подавать в левую или правую часть площадки;
Упражнения для совершенствования верхней прямой подачи: Подачи в определённую зону передней или задней линии, в правую или левую часть; Подачи «на силу», добиваясь максимальной скорости полёта мяча; Подачи с заданием добиваться высокой скорости полёта мяча и попадать в обозначенную на площадке цель (круг, стул и т.д.);
Техника верхней прямой подачи в прыжке (4 часа)
Теория (2 часа)
Изучение правильного исходного положения при выполнении верхней прямой подачи мяча (расположения рук, ног и туловища); Изучение техники прыжка к мячу для совершения подачи и его своевременного выполнения;
Практика (2 часа)
Упражнения для освоения верхней прямой подачи в прыжке: Игроки подбрасывают мяч над собой и выполняют прыжок к мячу, имитируя удар; Игроки располагаются парами лицом друг к другу на расстоянии 8 – 10 м, один подбрасывает мяч 5 – 10 раз добавляя замах на мяч (удар) и прыжок, другой контролирует выполнение; Игроки располагаются парами лицом друг к другу на расстоянии 8 – 10 м, игрок с мячом принимает начальное положение для подачи мяча изучаемым способом, подбрасывает мяч, прыгает и выполняет удар в направлении партнёра; Игроки поочерёдно выполняют подачу изучаемым способом с места подачи, в начале разучивания ставят задачу – перебить мяч через сетку, затем – подавать в левую или правую часть площадки;
Упражнения для совершенствования верхней прямой подачи в прыжке: Подачи в определённую зону передней или задней линии, в правую или левую часть; Подачи «на силу», добиваясь максимальной скорости полёта мяча; Подачи с заданием добиваться высокой скорости полёта мяча и попадать в обозначенную на площадке цель (круг, стул и т.д.);
Техника прямого нападающего удара (6 часов)
Теория (2 часа)
10.1. Повторение ранее полученных знаний о технике выполнения прямого нападающего удара; Изучение фаз прямого нападающего удара (разбег, отталкивание, полёт, удар по мячу, приземление);
Практика (4 часа)
10.2. Упражнения для изучения прыжков при прямом нападающем ударе: Прыжок с места вверх, вверх – вперёд, в сторону, вверх – назад; Прыжок с места с поворотом (90 – 360 градусов) вправо и влево; Прыжки в сериях по 5 – 10 раз, акцентируя внимание на высоте взлёта;
10.3. Упражнения для изучения разбега при прямом нападающем ударе: Сделать шаг, вынося прямую правую ногу (стопорящий шаг), приставить левую и выполнить прыжок вверх; Сделать шаг, стопорящий шаг и прыжок вверх с махом руками; Выполнить разбег в 2 – 3 шага, стопорящий шаг и прыжок вверх;
10.4. Упражнения для изучения фазы приземления после прямого нападающего удара: Прыжки с места, обращая внимание на приземление; Спрыгивание с гимнастических снарядов (коня, скамейки, гимнастической стенки и т.д.)
10.5. Упражнения для изучения удара по мячу при прямом нападающем ударе: Удар по подвешенному на высоту вытянутой руки мячу, обращая внимание на выпрямленные руки при ударе; Занимающиеся располагаются парами, игрок 1 подбрасывает мяч левой рукой и выполняет удар правой в направлении партнёра, который принимает его снизу двумя руками; Занимающиеся располагаются у стены (5 – 6 м) и выполняют удар с собственного удара об пол на расстоянии 1 м от стены;
10.6. Упражнения для изучения прямого нападающего удара в целом: Имитация нападающего удара (обратить внимание на правильную последовательность звеньев тела и их согласованность); Нападающий удар по подвешенному над сеткой мячу; игроки располагаются в колонну по одному в зонах 4, 3, 2, по сигналу преподавателя игрок выполняет разбег, прыжок и бросок теннисного мяча через сетку нападающим ударом;
10.7. Упражнения для совершенствования прямого нападающего удара: Нападающие удары с собственного набрасывания из различных зон в различных направлениях; Нападающие удары с длинных, укороченных передач и с передач из глубины площадки; Серии нападающих ударов (10 – 15) с максимальной быстротой;
11. Техника одиночного блокирования (4 часа)
Теория (2 часа)
11.1. Изучение техники выполнения одиночного блокирования; Изучение зон, в которых выполняется этот приём; Его основные задачи и значение в защите;
Практика (2 часа)
11.2. Упражнения для изучения одиночного блокирования: Имитация блока с места у сетки; Броски мяча двумя руками через сетку (следует обратить внимание на движение кистей); Игроки парами располагаются по обе стороны сетки, 1 игрок находится на линии нападения, разбегается и имитирует нападающий удар, а игрок 2, стоящий у сетки на противоположной стороне площадки, определяет время и место прыжка по разбегу нападающего, перемещается туда и имитирует блок, закрывая руками воображаемое направление полёта мяча;
11.3. Упражнения для совершенствования одиночного блокирования: Блокирование нападающих ударов со средних и высоких передач в зонах 2, 3, 4, у краёв сетки в зонах 2 и 4;
12. Техника группового блокирования (4 часа)
Теория (2 часа)
12.1. Изучение техники выполнения группового блокирования; Изучение зон, в которых выполняется этот приём; Его основные задачи и значение в защите;
Практика (2 часа)
12.2. Упражнения для изучения группового блокирования: Имитация блока с места у сетки двумя игроками одновременно; Броски мяча двумя руками через сетку двумя игроками одновременно (следует обратить внимание на движение кистей); Игроки тройками располагаются по обе стороны сетки, 1 игрок находится на линии нападения, разбегается и имитирует нападающий удар, а игроки 2 и 3, стоящие у сетки на противоположной стороне площадки, определяют время и место прыжка по разбегу нападающего, перемещаются туда и имитируют блок, закрывая руками воображаемое направление полёта мяча;
13. Итоговые занятия (4 часа)
Теория (2 часа)
13.1. Повторение техники выполнения всех изученных приёмов игры в волейбол; Закрепление полученных знаний при помощи тестирования игроков (Приложение 2);
13.2. Закрепление всех полученных умений и навыков при использовании их во время обучающей игры: Показательное проведение игр с судейством для получения полноценного представления о волейболе и применением полученных умений и навыков приёмов игры.
Планируемые результаты
В результате освоения данной программы обучающиеся приобретут следующую совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств:
1. Предметные результаты:
получат новые теоретические знания в области волейбола;
научатся качественно исполнять более сложные приёмы в волейболе;
научатся быстрее ориентироваться в различных игровых ситуациях;
2. Метапредметные результаты:
разовьют интерес к самостоятельному изучению игры в волейбол;
разовьют стремление интересоваться достижениями мировых спортсменов с целью самообразования;
разовьют коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии;
разовьют внимание как особое профессиональное качество игрока;
Личностные результаты:
воспитают в себе достойных граждан и патриотов своей страны;
воспитают потребность в самостоятельных занятиях спортом;
будут пропагандировать здоровье нации своим сверстникам.
Условия реализации программы
Реализация программы – это выход на новый уровень взаимоотношений как между обучающимися, так и между обучающимися и преподавателем. Улучшение психологической атмосферы взаимопонимания – это формирование раскованного человека, владеющего спортивными умениями и навыками, желающего укреплять своё здоровье и пропагандировать здоровый образ жизни. Помощь ребёнку в процессе самопознания, физического развития и самореализации.
Материально-техническое оснащение
Для полноценного проведения учебно-воспитательного процесса по данной программе и достижения положительных результатов необходимы:
Спортивный зал с разметкой волейбольной площадки, отвечающий всем санитарно-гигиеническим требованиям;
Волейбольная сетка;
Специальный спортивный инвентарь для создания нужных условий для занятий: 15 волейбольных мячей, 15 гимнастических обручей, 15 гимнастических палок, 15 скакалок, 10 конусов, 6 мягких матов;
Волейбольная игровая форма: 6 игровых маек и 6 игровых шорт;
Спортивная форма для учащихся, в том числе и спортивная обувь (кроссовки).
Формы аттестации и оценочные материалы
В программе «Волейбол» используются следующие формы аттестации:
Тестирование для контроля знаний занимающихся;
Сдача контрольных нормативов.
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов представлены в Приложениях 1,2,3.
Методическое обеспечение программы
Данная программа состоит из отдельных образовательных разделов, но в связи со спецификой обучения границы их сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение различных приёмов игры, проводятся подводящие упражнения для решения следующих двигательных задач и объединяются в комплекс ранее изученные приёмы и приёмы, изучаемые на данный момент.
В программу вводится теоретический материал, соответствующий содержанию основных разделов.
Реализация данной программы базируется на следующих принципах:
принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к сложному);
принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания программы к современным условиям деятельности детского объединения);
принцип сменности (подразумевает систематическое проведение занятий);
принцип творческой мотивации (индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности учащихся).
Для достижения цели программы необходимо опираться на следующие основные принципы:
постепенность в развитии природных способностей детей;
строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
систематичность и регулярность занятий;
целенаправленность учебного процесса.
Список литературы
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ // www.consultant.ru
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. № 196. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/ // https://www.garant.ru/
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей (Сан Пин 2.4.4.3172-14). [Электронный ресурс]. – URL: http://02.rospotrebnadzor.ru/content/191/27168/ // http://02.rospotrebnadzor.ru/
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р, письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70895794/ // https://www.garant.ru/
Приказ департамента образования, науки и молодежной политики ВО от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ». [Электронный ресурс]. – URL: https://orioncentr.ru/wp-content/uploads/competitions/Polozhenie_Pedagog_dopolnitelnogo_obrazovaniia_2020.pdf // https://orioncentr.ru/
Агапов Е.П. Организация работы с молодежью: учебное пособие / Е.П. Агапов, Л.С. Деточенко. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 738 с.
Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие / М.А. Брутова. – Архангельск: САФУ, 2014. – 218 с
Евлемина Н.А. Эффективность воспитательной деятельности в детском объединении / Н.А. Евлемина // Научное мнение: Психолого-педагогические и юридические науки. – 2015. - №1. – С. 56-59
Клещев Ю. Н., Айриянц А. Г. «Волейбол» учебник для институтов физической культуры, Москва: Физкультура и спорт, 1985 год. – С. 102 - 137
Мельников А. Г., Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев. – М: Просвещение, 1976
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М: Академия, 2001
Приложения
Приложение 1
Аттестационные тесты по программе «Волейбол»
Тема: Правила игры в волейбол
Что означает слово «волейбол»:
а) скользящий мяч
б) удар с лету +
в) прыгающий мяч
Размеры игрового поля в волейбол:
а) 15х30 м
б) 12х24 м
в) 9х18 м +
Высота сетки у мужчин:
а) 2.43 м +
б) 2.50 м
в) 2.20 м
Высота сетки у женщин:
а) 2.34
б) 2.14
в) 2.24 +
Сколько игроков может находиться на площадке во время игры в одной команде:
а) 5
б) 6 +
в) 8
Во время игры команда получает очко:
а) мяч попал в сетку
б) мяч вылетел в аут
в) при успешном приземление мяча на площадку соперника +
Во время игры команда получает очко:
а) команда соперника совершает ошибку +
б) мяч попал в сетку
в) мяч вылетел в аут
Партия считается выигранной, если:
а) команда первая набирает 15 очков с преимуществом минимум 2 очка
б) команда первая набирает 30 очков
в) команда первая набирает 25 очков с преимуществом минимум 2 очка +
Сколько раз можно коснуться мяча на площадке:
а) 2
б) 3 +
в) 1
Какой подачи нет в волейболе:
а) закручивающая подача +
б) верхняя прямая
в) подача в прыжке
Игра в волейболе начинается с:
а) переброса
б) подачи +
в) передачи
Может игрок в 3 зоне принять мяч после подачи:
а) да, может +
б) любой игрок может принять мяч
в) мяч могут принять только игроки в 5,6 и 1 зоне
Переход игроков осуществляется:
а) куда покажет тренер
б) против часовой стрелке
в) по часовой стрелке +
Как называется действие игрока позволяющий оставить мяч в игре после подачи:
а) прием мяча +
б) все ответы верны
в) отбивание мяча
Цель игры в три касания:
а) запутать соперника
б) подготовка к нападающему удару +
в) для разыгрывания мяча
Как называется свободный защитник:
а) Лимеро
б) Лидеро
в) Либеро +
В последнее время в практике волейбола распространены:
а) три варианта комплектования стартовой шестерки
б) два варианта комплектования стартовой шестерки +
в) четыре варианта комплектования стартовой шестерки
Групповые и командные тактические действия вначале изучаются:
а) практически
б) индивидуально
в) теоретически +
В достижении спортивного результата в волейболе условно можно выделить:
а) две ступени
б) три ступени +
в) пять ступеней
Стартовая позиция блокирующего игрока – в середине сетки, в … от нее:
а) одном метре +
б) двух метрах
в) полметре
Игра в защите состоит из:
а) индивидуальных действий
б) индивидуальных, групповых и командных действий +
в) приема, передачи и нападающего удара
Моделирование в волейболе представляет собой:
а) тактику действий команды на конкретную игру
б) тактику действий сильнейших игроков команды
в) выражение конечного состояния отдельных волейболистов и команды в целом +
Передача мяча начинается с:
а) выбора направления движения мяча
б) разгибания ног, туловища, рук +
в) удара по мячу и последующего сопровождения мяча
В волейболе быстрота проявляется в:
а) четырех основных формах
б) двух основных формах
в) трех основных формах +
Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по:
а) конкретным указаниям тренера
б) определенной схеме +
в) произвольной схеме
При приеме подач игроку необходимо располагаться:
а) не ближе средней части площадки +
б) в задней части площадки
в) за границей площадки
В соревновательном периоде тренировочного процесса наиболее целесообразно применять:
а) постепенное повышение нагрузки
б) ступенчатый принцип нагрузки
в) скачкообразный принцип нагрузки +
Соревнования по волейболу могут быть:
а) только командными +
б) командными и личными
в) только личными
Приложение 2
Тема: Закрепление полученных знаний об игре в волейбол
1. Волейбольная площадка условно делится:
А) на 2 зоны Б) на 4 зоны В) на 5 зон Г) на 6 зон
2. Как осуществляется переход игроков в волейболе из зоны в зону?
А) произвольно
Б) по часовой стрелке
В) против часовой стрелке
Г) по указанию тренера
3. Сколько основных приемов игры выделяют в волейболе?
А) три
Б) четыре
В) пять
Г) шесть
4. Какие из основных приемов игры не относятся к волейболу?
А) подача
Б) прием
В) передача
Г) нападающий удар
Д) блокирование
Е) защитный удар
Ж) дриблинг
З) торможение
И) бросок
К) остановка
5. Согласны ли вы с утверждением, что:
А) при передаче двумя руками сверху кисти образуют "ковш"
Б) при передаче двумя руками сверху кисти образуют "ведро"
В) при приеме мяча снизу кисти соединены в "замок"
Г) при приеме мяча снизу мяч принимается на нижнюю часть предплечья ("манжеты")
Д) при приеме мяча снизу прямые руки поднимаются выше головы
Е) выполнять нижнюю прямую подачу можно напряженной ладонью
6. Какие перемещения применяются в волейболе?
А) приставные шаги
Б) двойной шаг
В) бег
Г) прыжок
Д) тройной прыжок
Е) скандинавская ходьба
Ж) скрестный шаг
7. Согласны ли вы с утверждением, что при приеме мяча снизу не сгибать руки в локтевых суставах?
А) да
Б) нет
Приложение 3
Контрольные нормативы по программе «Волейбол»
Качество освоения рабочей позы в баллах (от 1 до 10) для:
Приёма мяча снизу двумя руками
Приёма мяча сверху двумя руками
Прямой нижней подачи
Прямой верхней подачи
Передача мяча сверху двумя руками в цель на стене:10 и более попаданий - зачёт,
менее 10 попаданий – незачёт;
3. Передача мяча снизу двумя руками в цель на стене: 10 и более попаданий – зачёт,
менее 10 попаданий – незачёт;
Качество техники перемещения волейболиста по площадке (от 1 до 10);
Точность нижней прямой подачи в 1, 6 и 5 зоны площадки: (от 1 до 3 попаданий в каждую из зон площадки – зачёт, 0 попаданий – незачёт);
Точность верхней прямой подачи в 1, 6 и 5 зоны площадки (от 1 до 3 попаданий в каждую из зон площадки – зачёт, 0 попаданий – незачёт);
Точность одиночного блокирования в 2, 3 и 4 зонах площадки (от 1 до 3 удачных блоков в каждой зоне – зачёт, 0 удачных блоков – незачёт).
21