МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОМСОМОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ______________Т.В. Бевз «___» _________2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Комсомольский индустриальный техникум» ___________Л.А. Сидяк «___»___________2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
Специальность: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров
г. Комсомольское, 2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский индустриальный техникум»
Разработчик:
Харченко Виктория Николаевна, преподаватель ГБПОУ «Комсомольский индустриальный техникум»
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией
__________________________________________________________________
протокол № ___ от «___»_________2024 г.
Председатель ЦК___________________________________________________
»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6
ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 9
ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 11
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Эффективное поведение на рынке труда»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, заочном профессиональном образовании по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.
ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять разницу между элементами социального пакета и социальной защищенности;
применять нормы трудового законодательства при решении ситуационных задач;
составлять и оформлять резюме;
организовывать диалог, проявлять мастерство телефонного общения, используя особенности речевого стиля общения;
составлять ответы на возможные вопросы работодателя;
строить план реализации карьеры;
предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве;
применять методы адаптации на первом рабочем месте;
применять профессиональную этику на рабочем месте;
выполнять задания, используемых при испытании на работу.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
состав социальной защищенности соискателя и работника;
понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения;
сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности;
основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
источники информации о работе и их особенности;
способы поиска работы;
правила поведения и ведения диалога на собеседовании
формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.
понятие, структура, составление модели резюме;
технологию приема на работу;
этику и психологию делового общения;
понятие, виды, формы и способы адаптации
основы правового регулирования отношений работодателя и работника.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;
практические работы – 12 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов
.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические работы | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Рынок труда | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Понятие «рынок труда», современное состояние и перспективы развития рынка труда Кировской области, спрос и предложение на рынке труда, факторы, определяющие спрос и предложение на труда, субъект и объект, виды рынков труда и их особенности, классификация населения, требования работодателя к современным специалистам | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - заполнить таблицу «Мои достоинства и недостатки как молодого специалиста» | 1 | |
Тема 2. Роль движения WorldSkills в профессиональной деятельности | Соде | ржание учебного материала | 2 | |
1. | История и характеристика WorldSkills, цель и задачи движения, движение WorldSkills в России, современное состояние и перспективы развития, стандарты WorldSkills, этапы соревнования, компетенции и профессии WorldSkills, демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia, SkillsPassport, требования к современным специалистам по стандартам WorldSkills, содействие WorldSkills трудоустройству молодым специалистам. | 2 | |
Тема 3. Социальная защищенность гражданина, работника | Содержание учебного материала | 2 | 1, 2 |
1. | Определение социальной защищенности, ее состав и характеристика элементов, понятие «Социальный пакет», состав социального пакета. Отличие социальных гарантий и социального пакета, нормативное регулирование предоставления социальных гарантий и социального пакета. Медицинское и пенсионное страхование работника. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - исследовать программы Центра занятости, направленные на трудоустройство выпускников Кировской области, используя план, и ответить на вопросы | 1 | |
Тема 4. Способы и источники поиска работы | Содержание учебного материала | 2 | 1, 2 |
1. | Правила организации поиска работы. Источники поиска работы, их характеристика. Поиск работы и трудоустройство с помощью Интернет-ресурсов: особенности трудоустройства, достоинства и недостатки | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - подготовить сообщение «Особенности работы с кадровыми агентствами и кадровыми службами» | 2 | |
Тема 5. Портфтолио специалиста | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Определение и значение портфолио специалиста, Структура и правила оформления портфолио, структура и правила оформления электронного портфолио | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - оформить электронное портфолио специалиста | 2 | |
Тема 6. Современные подходы к составлению резюме | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Определение резюме, его цель. Структура и правила составления резюме. Требования к оформлению резюме. Способы передачи резюме работодателю. Оформление | 2 | |
| 1 резюме на сайтах организаций и кадровых агентств | | |
Практические занятия ПР №1 «Составление резюме» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - выполнить анализ резюме по плану | 1 | |
Тема 7. Деловое общение | Содержание учебного материала | 2 | 1, 2 |
1. | Понятие «Деловое общение». Правила делового общения на собеседования, при телефонных переговорах. Правила поведения на собеседовании. Способы взаимодействия в процессе общения, психологические приемы делового общения, вербальные и невербальные компоненты общения. | 2 | |
Практические занятия ПР №2 «Деловое общение» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - составить опорный конспект «Трудности делового общения и способы их решения | 2 | |
Тема 8. Техника телефонных переговоров | Содержание учебного материала | 2 | 1, 2 |
1. | Телефонный звонок по рекламируемым вакансиям и поисковые телефонные звонки: определение, цель, требования, достоинства и недостатки. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - составить план телефонного звонка по вакансии «Товаровед», используя предложенную вакансию. | 2 | |
Тема 9. Конфликтные ситуации при трудоустройстве | Содержание учебного материала | 2 | 1, 2 |
1. | Понятие «Конфликт», виды конфликтов. Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Возникновение конфликтов и пути их устранения. Способы саморегуляции при конфликте с работодателем. Стратегии выхода из конфликтной ситуации | 2 | |
Практические занятия ПР №3 «Решение ситуационных конфликтных ситуаций » | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - пройти тест «Конфликтный ли Вы человек», сделать вывод согласно плана. | 1 | |
Тема 10. Собеседование | Содержание учебного материала | 2 | 1, 2 |
1. | Определение и цель собеседования. Виды и характеристика собеседований. Подготовка к собеседованию. Структура собеседования. Документы, необходимые на собеседовании. Особенности Skype-собеседования и телефонного собеседования. Дресс-код соискателя на собеседовании. Стресс-собеседование | 2 | |
Практические занятия ПР №4 «Собеседование» | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - составить самопрезентацию для собеседования | 2 | |
Тема 11. Адаптация на рабочем месте | Содержание учебного материала | 2 | 1, 2 |
1. | Понятие и виды адаптации на рабочем месте. Цель и способы адаптации на работе. критерии успешной адаптации. Алгоритм подготовки к первому рабочему дню. Моббинг: характеристика, причины, способы выхода | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - определить свой психологический тип и методы личной адаптации на рабочем месте, используя тест и план | 2 | |
Тема 12. Сущность и компоненты профессиональной | Содержание учебного материала | 2 | 1, 2 |
1. | Понятие «профессиональная карьера». План реализации карьеры. Типы карьеры и этапы ее развития. | 2 | |
карьеры | | Профессиональное образование и его роль в карьере специалиста. WorldSkills как возможность карьерного роста и помощь в трудоуйстройстве | | |
Практические занятия ПР №5 «Составление плана профессиональной карьеры» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - составить план профессиональной карьеры | 2 | |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 54 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
доска (меловая)
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением, электронная доска.
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативная литература:
ФГОС СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Дополнительная литература:
Бороздина Г.В. «Психология и этика делового общения»: Учебник.-2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 20 с.
Деревянкин Е.В. «Деловое общение»: Учебное пособие.-М.: Академический Проект, 2015.-50 с.
Интернет-ресурсы:
sckolazhizni.ru – формы и методы написания автобиографии.
bbcont.ru – образцы резюме, правила составления резюме.
spb.rabota.ru – список источников информации.
find-work.web-3.ru – техника ведения телефонных переговоров при трудоустройстве.
constructorus.ru – методика успешного собеседования.
elitarium.ru – адаптация на рабочем месте
Общие требования к организации учебного процесса.
Дисциплина изучается на третьем курсе в VI семестре параллельно с профессиональными модулями. Изучению дисциплины предшествовали:
При проведении практических работ группа не делится микрогруппы.
По дисциплине предусмотрено 2 часа консультаций.
Форма проведения консультации – индивидуальная.
Цель проведения консультаций:
ликвидация пробелов в знаниях по учебному предмету;
корректировка знаний и умений;
разъяснение сложного учебного материала;
— объяснение учебного материала в связи с пропусками обучающихся по уважительной причине.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
строить план реализации карьеры | |
составлять и оформлять резюме и портфолио как формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства; | Отчет по практической работе, защита домашней работы |
составлять ответы на возможные вопросы работодателя | Отчет по практической работе, защита домашней работы |
предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве | Отчет по практической работе, защита домашней работы |
организовывать диалог, проявлять мастерство телефонного общения, используя особенности речевого стиля общения | Отчет по практической работе, защита домашней работы |
Знания: | |
сущность понятия «деятельность», технологии основных форм деятельности человека: трудовой, познавательной, игровой, управленческой и технология общения | Защита домашней работы |
сущность понятия «профессиональная деятельность», сферы профессиональной деятельности | Защита домашней работы |
понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения | Защита домашней работы |
сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности | Защита домашней работы |
основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей | Защита домашней работы |
способы поиска работы | Отчет по практической работе, защита домашней работы |
формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства | Отчет по практической работе, защита домашней работы |
понятие, структура, составление модели резюме и портфолио | Отчет по практической работе, защита домашней работы |
технологию приема на работу | Защита домашней работы |
этику и психологию делового общения | Отчет по практической работе, защита домашней работы |
понятие, виды, формы и способы адаптации | Отчет по практической работе, защита домашней работы |
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции. | - умеет вести диалог, использует правила делового общения | - практическая работа |
ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями. | - составляет план телефонного разговора, составляет план самопрезентации | - практическая работа |
ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива. | - формирует пакет документов для собеседования и поиска работы с помощью телефонного звонка и интернет-ресурсов | - практическая работы |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - перечисляет основные обязанности должностные обязанности специалиста | - устный опрос |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области торговли при решении задч; | - практическая работа |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | - решает стандартные и нестандартные профессиональные задачи | - практическая работа |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | информации для решения задач; информации, включая электронные | - презентация - презентация |
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационнокоммуникационных технологий | - применяет навыки использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | - презентация |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и | - взаимодействует с обучающимися, преподавателями | - деловая игра |
потребителями. | | |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий | - проводит самоанализ результатов собственной работы по плану | - практическая работа |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - организует самостоятельную работу при изучении профессионального модуля | - доклад |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - анализирует инноваций в области товароведения и экспертизы товаров по плану | - презентация |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний | - демонстрирует готовность к исполнению воинской обязанности. | - устный опрос |