Пояснительная записка
При составлении дополнительная общеобразовательная значимой программы центра «Точка роста» «Эколята» естественно-научной направленности (далее –ДООП «Эколята»), использовались следующие нормативные документы:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 7 октября 2022 года, с редакцией, действующей с 13 октября 2022 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022г. № 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ № 383-П КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019);
- Уставом МБОУ СОШ № 2 р.п. Хор
Направленность ДООП «Эколята» естествонаучная, направление - экология.
Уровень - стартовый.
Актуальность ДООП «Эколята» обусловлена потребностями современного общества и образовательным заказом государства в области естественнонаучного образования. На первое место ставится формирование ключевой компетентности учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Действуя в рамках дополнительного образования, программа призвана не только обобщить и дополнить знания учащихся, полученные в школе, но и предоставить им широкую возможность самореализации в различных учебных, ролевых, интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ и проектной деятельности экологобиологической направленности.
Новизна программы.
Заключается в том, что она направлена на внедрение практической деятельности и исследовательского метода в практику дополнительного образования, а также программа рассматривает экологическую культуру родного края.
Адресат программы:
7-11 лет (начальная школа)
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Всего 72 часа.
Минимальное количество детей в группе – 8, максимальное – 15 человек.
Формы организации занятий: лекции, групповые занятия, индивидуальные занятия, демонстрация-объяснение, практические занятия, экскурсии.
Целью является формирование экологической культуры через творческую деятельность.
Задачи:
Личностные:
Развивать любознательность методами искусства и естественных наук;
Воспитывать ответственное отношения к природе, осознавая необходимость сохранения окружающей среды.
Метапредметные:
Формировать начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
Развивать интерес к миру природы.
Предметные:
Расширить имеющиеся у школьников знания о природе;
Сформировать представления о методах изучения экологии.
Учебный план
№ | Название раздела | Теория | Практика | Итого | Формы контроля |
1 | Введение | 1 | - | 1 | Диагностика интересов обучающихся |
2 | Путешествие в осень | 1 | 10 | 11 | Диагностика обучающихся. Тест |
3 | Экология растений | 2 | 13 | 15 | Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка» |
4 | Мой родной край | 1 | 4 | 5 | Создание мини-проектов |
5 | Мир животных | 2 | 12 | 14 | Моделирование «Цепи питания» |
6 | Эксперименты с продуктами питания | 1 | 9 | 10 | Опрос, лабораторная работа «Продукты питания» |
7 | Наши пернатые друзья | 2 | 9 | 11 | Контрольно-познавательная игра |
8 | Путешествие в весну | 1 | 4 | 5 | Творческий проект |
| Итого: | 11 | 61 | 72 | |
Содержание программы
Вводное занятие. Образы сказочных героев - друзей природы проекта «Эколята». Просмотр фильма про Эколят – молодых защитников природы.
Путешествие в осень – 11 ч.
Эко-занятие "Путешествие в осенний лес, краски осени. Грибное царство, что мы знаем о грибах, «тихая охота», о чем нам осень рассказала. Правила сбора и переработки грибов, первая помощь при отравлении. Викторина «Съедобные и несъедобные грибы». Экскурсия на пришкольный участок, определение названий растений по опавшим листьям, плодам. ДТ «Праздник Осени». Осенние пейзажи. Конкурс поделок из природного материала. Экскурсия в парк «Слушаем музыку природы». Составление букетов из осенних листьев». Рисунок «Цветы для мамы с бабушкой».
Экология растений –15 ч.
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе и живой природе. Подготовка растений к зиме, их эколого-гигиеническое состояние и народнохозяйственное значение. Сбор листьев для определения видов деревьев, кустарников и природного материала для изготовления поделок. Изменения окружающей среды. Условия жизни растений. Как покрасить живые цветы? Биологические фокусы. Работа устьиц, изучение механизмов испарения воды листьями. Способы вегетативного размножения растений. Выращивание растений на растворах солей. Лист – уникальная живая лаборатория. Как живут растения зимой. Уход за овощными и цветочными растениями. Маленький огород на подоконнике. Викторина «Что выращивает растениевод?», «Корешки и вершки».
Мой родной край – 5 ч.
Биография Хабаровского края; Памятники и объекты природы Хаб. Края. «Жалобная книга» природы; экологические проблемы края, «Жалобная книга» природы – охраняемые территории и объекты своей местности. Осенний пейзаж, конкурс рисунков, Экскурсия. Развлекательная программа «Семь чудес света».
Мир животных – 14 ч.
Знакомство с животными родного края, животные красной книги Хаб. Края, причины исчезновения и необходимость их защиты каждым человеком, меры по их охране. Животные, какие они? Значение пищи в жизни животных. Наблюдения за домашними животными, правила ухода за животными в доме, оставление рассказов о любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы». Экологическая игра «Кто как двигается?». Как звери нашего леса готовятся к зиме. Проект «Животные нашего края». Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекции. В мире позвоночных животных. Холоднокровные животные. КВН «Зов джунглей». Рисунки пластилином «Моё любимое животное». Экологическая игра “В мире животных”. Экскурсия в краеведческий музей, звери.
Эксперименты с продуктами питания – 10 ч.
Как заставить яйцо плавать; мячик из яйца. Апельсин – вредитель; апельсин тонет или плавает? Полезная и «вредная» еда. Соки и нектары – наличие красителей и консервантов. Молоко и его свойства. Занимательные опыты с молоком. Шоколад – вред или польза. Картофель – чудо природы. Чипсы – лакомство или яд? Выращивание чайного гриба.
Наши пернатые друзья – 11ч.
Чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок о птицах; зимующие и перелетные птицы; причины отлета птиц в теплые края. Экскурсия на пришкольный участок, наблюдение за птицами. Зарисовка птиц. Создание кормушек. Экскурсия на пришкольный участок: развешивание кормушек и подкормка птиц. Наблюдение за птицами. Экскурсия в музей: птицы нашего края. Операция «Зернышко». Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением или гнездованием. Составление календаря прилета птиц по своим наблюдениям. Птицы: строение пера.
Путешествие в весну – 5 ч.
Экскурсия на пришкольный весенний участок. Весенние пейзажи. Поделки из природного материала «Утенок». Ручной сбор вредных насекомых. Необыкновенные явления.
Планируемые результаты
Личностные:
У ученика будут сформированы:
любознательность и интерес к изучению природы;
ответственное отношение к природе
Метапредметные:
У ученика будут сформированы:
начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др
способы решения проблем творческого и поискового характера.
Предметные:
Ученик научиться
Объяснять роль леса, воды и жизни человека;
Перечислять экологические проблемы поселка;
Проводить экологические акции.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Обучение по ДООП «Эколята» может быть эффективным при следующих условиях:
- наличие кабинета, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Примерный список инструментов и материалов (на учебную группу)
Для реализации данной программы необходимо следующее материально- техническое обеспечение:
- оборудованный кабинет;
- компьютер, монитор;
- монитор (телевизор) для учащихся;
- дидактический и раздаточный материал: полезные ископаемые, муляжи культурных растений, плодов;
- цифровое оборудование и цифровые лаборатории центра «Точка роста».
Информационное обеспечение:
- учебная и художественная литература по краеведению, природоведению, экологии, истории Хабаровского края.
Информационное обеспечение. Учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы. Формы и методы организации занятий, формы контроля указаны непосредственно в содержательной части программы.
Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы необходим высокий квалификационный уровень педагога, обладающего широкой эрудицией, знающего педагогику и возрастную психологию, отвечающего всем требованиям профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Теоретические знания и практические умения контролируются при беседе с учащимися. При выполнении практической работы применяются методы наблюдения и индивидуального опроса, во время этапа подготовительной работы контролируются умения и навыки выполнения творческих и практических заданий. В конце изучения каждого раздела проводится промежуточная экспертиза практических умений учащихся и соответствие их требованиям программы. Если возникает необходимость, планируется коррекционная работа в ходе дальнейших занятий
Качество и полноту реализации программы дополнительного образования отражают выполнение учебно-тематических планов и итоги мероприятий: школьная и районная научно-практическая конференция школьников, краевого семинара - конкурса «Эколята».
Итоги реализации дополнительной общеобразовательной программы, творческие достижения учащихся отражаются в годовом аналитическом отчете педагога.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. По окончании годового курса обучения учащиеся выполняют зачетную работу – творческий проект.
Оценочные материалы. В течение всего периода обучения проводится диагностика роста компетенций, основанных на знаниях, практических и общеучебных знаниях, умениях и навыках.
Оценочные материалы
Диагностические материалы
Мониторинг образовательного процесса
Диагностика освоения программы предусматривает постоянный текущий контроль в форме наблюдений и фиксации коллективной и индивидуальной работы ребенка (публикации, участие в конкурсах и творческие задания). Корректировка программы происходит на основе анализа потребностей учащихся и показателей диагностики – результативности изучения тем и результативности творческой работы (индивидуальных заданий и участия в конкурсах).
Диагностика результативности
Оцениваемые параметры | Критерии | Степень выраженности оцениваемого параметра (критерии оценки) |
Теоретические знания, предусмотренные программой | Соответствие теоретических знаний программным требованиям (ожидаемым результатам), осмысленность и правильность использования специальной терминологией | 1 уровень (1 балл) – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; 2 уровень (2 балла) – объем усвоенных знаний составляет более, чем ½; 3 уровень (3 балла) – ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период |
Практически е умения, предусмотренные программой | Соответствие практических умений программным требованиям (ожидаемым результатам) | 1 уровень (1 балл) – ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений; 2 уровень (2 балла) – объем усвоенных умений составляет более, чем ½; 3 уровень (3 балла) – ребенок овладел практически всеми умениями, предусмотренными программой за конкретный период |
Творческие навыки | Креативность в выполнении заданий (уровень творчества при выполнении работы) | 1 уровень (начальный, элементарный уровень развития креативности) – ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога; (1 балл) 2 уровень (репродуктивный уровень) – в основном выполняет задания на основе образца, по аналогии; (2 балла) 3 уровень (творческий уровень) – выполняет творческие практические задания с большой выраженностью творчества (3 балла) |
Творческие достижения | Результативность участия в мероприятиях разного уровня | Не участвовал (0 баллов); Участник (2 балла); Победитель (дипломант, лауреат) (4 балла) |
Рейтинг результативности
Фамилия, имя | Диагностика результативности | Средний балл |
Теоретические знания | Практические умения | Творческие навыки | Творческая активность | Достижения |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Каждый член объединения набирает определенную сумму баллов за различные виды работы.
Сводная таблица учета результатов аттестации
№ | ФИО ребенка | Номер критерия | Общая сумма баллов | Уровень освоения программы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
Максимальное количество баллов за работу – 25.
Высокий уровень – 20-25 баллов
Средний уровень – 10-19 баллов
Низкий уровень – 1- 9 баллов
Результативность освоения программы «Эколята»
Параметр результативности | Критерий результативности | Показатель результативности |
Полученные знания и умения |
Высокий уровень | Ребенок свободно отвечает на теоретические вопросы, умеет пользоваться изученными программами, знает особенности работы с различными источниками. | Ребенок самостоятельно выполняет задания. |
Средний уровень | Ребенок отвечает на основные теоретические вопросы, умеет пользоваться программами. Пользуется подсказками педагога. | Ребенок выполняет задания, но прибегает к помощи педагога. |
Низкий уровень | Ребенок почти не отвечает на теоретические вопросы. Практические работы выполняет с помощью педагога. | Ребёнок выполняет работы только при помощи педагога. |
Опыт самостоятельной деятельности, творчества |
Высокий уровень | Ребенок самостоятельно разбирается в готовых образцах, может спроектировать не сложную разработку, вносит предложения, изменения в конструкции и оформление. | Ребенок выполняет самостоятельные работы |
Средний уровень | Ребенок может самостоятельно разобраться в некоторых готовых образцах , вносит предложения изменений в оформление работы. | Ребенок может с небольшой помощью выполнить самостоятельную работу |
Низкий уровень | Ребенок не может самостоятельно разобраться в образцах, никаких изменений не предлагает. | Самостоятельно ребенок не может выполнить работу |
Опыт общения |
Высокий уровень | Ребенок с удовольствием участвует в коллективных работах, помогает другим детям, делится с ними знаниями, участвует в обсуждение проектов | Активная позиция на занятиях |
Средний уровень | Ребенок участвует в коллективных работах, обсуждение проектов | Активность ребенка на занятиях переменная |
Низкий уровень | Ребенок занимается только своей работой, остальное его не интересует. | Пассивная позиция на занятиях |
Опыт социально – значимой деятельности |
Высокий уровень | Ребенку нравится делать работы для демонстрации, участвовать в мероприятиях. | Активное участие в различных мероприятиях |
Средний уровень | Ребенок иногда участвует в выставках и мероприятиях | Эпизодическое участие в мероприятиях |
Низкий уровень | Ребенку не нравится участвовать в выставках и мероприятиях | Ребенок не участвует |
Мотивация |
Высокий уровень | Ребенку очень нравится заниматься в объединении этой направленности | Ребенок остается в объединение на следующий год |
Средний уровень | Ребенку в основном нравится направление этого объединения | Ребенок останется в объединение, если не найдет что-то более интересного для себя. |
Низкий уровень | Ребенок не заинтересован деятельностью этого объединения | Ребенок не останется в объединении на следующий год. |
Методическое обеспечение
Письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и науки Российской федерации, Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019г. №1321 Правила ПФ;
Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ № 383-П КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019);
Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае от 05.08.2019г;
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М: Эгмонт Россия Лтд, 2003.;
Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова. – М., 1996. – С. 35 –42.;
Г.Н. Элькин “Красная книга России: Чудеса – природы” / Словарик – справочник школьника.;
Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердаков // Начальная школа. – 1991. – М., – № 11–12. – С. 19–22.;
Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова. Внеклассные мероприятия 1, 2, 3 класс.;
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.;
Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.;
Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.;
Хренов Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.;
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты Ярославль: «Академия развития», 1997.;
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.;
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
Дидактические материалы. Это раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, шаблоны презентаций и т.п.
Календарный учебный график
Месяц | Дата (заполняется по мере реализации программы) | Тема занятия | Форма проведения занятия | Кол-во часов | Форма контроля | Примечание |
Сентябрь | | 1. Введение (1 час) | | | | |
Вводное занятие. Образы сказочных героев - друзей природы проекта «Эколята». Просмотр фильма про Эколят – молодых защитников природы. | Теоретическое занятие | 1 | Диагностика интересов обучающихся | |
| 2. Путешествие в осень (11 часов) | | | | |
Эко-занятие "Путешествие в осенний лес. Краски осени". | Экскурсия | 2 | | |
| Грибное царство. Что мы знаем о грибах. «Тихая охота». О чем нам осень рассказала. | Беседа с показом презентации | 3 | | |
| Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. | Беседа, практическая работа | 4 | | |
| Викторина «Съедобные и несъедобные грибы» | Викторина | 5 | | |
| Экскурсия на пришкольный участок. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам. | Экскурсия | 6 | | |
| Участие во всероссийском конкурсе «Начни с себя» (ответственный потребитель – кто он). | Конкурс | 7 | | |
| Осенние пейзажи. | Практическая работа | 8 | | |
Октябрь | | Конкурс поделок из природного материала | Конкурс | 9 | | Гербарии |
| Рисунок «Цветы для мамы с бабушкой» | Практическая работа | 10 | | |
| Экскурсия в парк. «Слушаем музыку природы» | Экскурсия | 11 | | |
| Составление букетов из осенних листьев». | Практическая работа | 12 | Диагностика обучающихся. Тест | |
| 3. Экология растений (15 часов) | | | | |
Участие во всероссийском конкурсе Наши питомцы» (правила отечественного хозяина). | Конкурс | 13 | | |
| Подготовка растений к зиме, их эколого-гигиеническое состояние и народнохозяйственное значение. | Беседа с показом презентации | 14 | | |
| Сбор листьев для определения видов деревьев, кустарников и природного материала для изготовления поделок. | Практическая работа | 15 | | |
| Изменения окружающей среды. | Викторина | 16 | | |
Ноябрь | | Викторина «Что выращивает растениевод?», «Корешки и вершки» | Викторина | 17 | | |
| Как покрасить живые цветы? | Практическая работа | 18 | | |
| Биологические фокусы | Лабораторная работа | 19 | | |
| Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями | Лабораторная работа | 20 | | |
| Способы вегетативного размножения растений | Практическая работа | 21 | | |
| Выращивание растений на растворах солей | Практическая работа | 22 | | Датчики |
| Лист - уникальная живая лаборатория | Лабораторная работа | 23 | | Микрос-коп |
| «Как живут растения зимой» | Беседа с показом презентации | 24 | | |
Декабрь | | Уход за овощными и цветочными растениями. | Практическая работа | 25 | | |
| Маленький огород на подоконнике» | Практическая работа | 26 | | Датчики |
| Условия жизни растений. | Беседа, практическая работа | 27 | Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка» | |
| 4.Мой родной край (5 часов) | | | | |
Биография Хабаровского края. Памятники и объекты природы Хаб. края. | Лекция - презентация | 28 | | |
| «Жалобная книга» природы. Экологические проблемы края. | Беседа, викторина | 29 | | |
| Развлекательная программа «Семь чудес света» | Деловая игра | 30 | | |
| Осенний пейзаж. Конкурс рисунков. Экскурсия | Конкурс | 31 | | |
| «Жалобная книга» природы. Охраняемые территории и объекты своей местности. | Практическая работа | 32 | Создание мини-проектов | |
Январь | | 5. Мир животных (14 часов) | | | | |
Знакомство с животными родного края. Животные Красной книги Хаб. края. Причины исчезновения и необходимость их защиты каждым человеком. Меры по их охране. | Беседа с показом презентации | 33 | | |
| Животные, какие они? | Викторина | 34 | | |
| Значение пищи в жизни животных. | Лекция - презентация | 35 | | |
| Наблюдения за домашними животными. Правила ухода за животными в доме. Составление рассказов о любимых домашних питомцах | Беседа, практическая работа | 36 | | |
| Фотовыставка «Наши любимцы» | Выставка | 37 | | |
| Экологическая игра «Кто как двигается?» | Викторина | 38 | | Микро-препара-ты |
| Как звери нашего леса готовятся к зиме | Викторина | 39 | | |
| Проект «Животные нашего края» | Практическая работа | 40 | | |
Февраль | | Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекции. | Практическая работа | 41 | | |
| В мире позвоночных животных. Холоднокровные животные. | Викторина | 42 | | |
| КВН «Зов джунглей» | Викторина | 43 | | |
| Рисунки пластилином «Моё любимое животное». | Практическая работа | 44 | | |
| Экскурсия в краеведческий музей. Звери. | Экскурсия | 45 | | |
| Экологическая игра “В мире животных”. | Викторина | 46 | Моделирование «Цепи питания» | |
| 6.Эксперименты с продуктами питания (10 часов) | | | | |
Как заставь яйцо плавать. Мячик из яйца. | Практическая работа | 47 | | |
| Апельсин-вредитель. Апельсин тонет или плавает? | Беседа, практическая работа | 48 | | Датчики |
Март | | Полезная и «вредная» еда. | Беседа, практическая работа | 49 | | |
| Соки и нектары- наличие красителей и консервантов. | Лабораторная работа | 50 | | Датчики |
| Молоко и его свойства. | Викторина | 51 | | |
| Занимательные опыты с молоком | Лабораторная работа | 52 | | |
| Картофель - чудо природы. | Беседа, практическая работа | 53 | | |
| Чипсы- лакомство или яд? | Лекция - презентация | 54 | | |
| Шоколад- вред или польза? | Викторина | 55 | | |
| Выращивание чайного гриба | Практическая работа | 56 | Опрос, лабораторная работа «Продукты питания» | |
Апрель | | 7.Наши пернатые друзья (11 часов) | | | | |
Птицы. Строение пера». | Лекция - презентация | 57 | | |
| Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за птицами. | Экскурсия | 58 | | |
| Зарисовка птиц | Практическая работа | 59 | | |
| Создание кормушек | Практическая работа | 60 | | |
| Экскурсия на пришкольный участок. Развешивание кормушек и подкормка птиц. | Экскурсия | 61 | | |
| Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за птицами. Подкормка птиц | Экскурсия | 62 | | |
| Экскурсия в музей «Птицы нашего края» | Экскурсия | 63 | | |
| Операция «Зернышко» (сбор корма для птиц) | Практическая работа | 64 | | |
Май | | Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий. | Лекция - презентация | 65 | | |
| Составление календаря прилета птиц по своим наблюдениям | Практическая работа | 66 | | |
| Чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок о птицах. Зимующие и перелётные птицы. Причины отлёта птиц в тёплые края. | Деловая игра | 67 | Контрольно-познавательная игра | |
| 8.Путешествие в весну (5 часов) | | | | |
Экскурсия на пришкольный весенний участок. | Экскурсия | 68 | | |
| Весенние пейзажи. | Практическое занятие | 69 | | |
| Поделки из природного материала «Утёнок» | Практическое занятие | 70 | | |
| Ручной сбор вредных насекомых. | Практическое занятие | 71 | | |
| Необыкновенные явления | Беседа с показом презентации | 72 | Творческий проект | |
| Итого: | | 72 | | |