РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭКОЛЯТА»
на 2019 -2021 учебный год
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Результаты обучения учащихся к концу 1 года обучения
Ученик будет знать / понимать:
- что такое экология,
- способы охраны природы,
- роль живой природы в жизни человека,
- многообразие природы,
- экологические катастрофы,
- влияние экологии на здоровье человека,
- представителей редких организмов, - правила поведения в природе,
- особенности природы родного края,
- знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды.
Ученик получит возможность научиться:
- классифицировать экологические связи,
- устанавливать цепи питания,
- выявлять характерные отличительные и похожие признаки животного и растительного мира,
- оформлять собственные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе,
- распознавать растения и животных родного края,
- распознавать растения и животных родного края,
- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
- проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями;
- проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
- оказывать помощь птицам в зимнее время года;
- участвовать в исследовательской и практической деятельности по охране природы.
Результаты обучения учащихся
к концу 2 года обучения
Ученик будет знать/понимать:
значение растений и животных для человека;
сезонные изменения в природе;
условия необходимые для развития растений;
простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.
Ученик получит возможность научиться:
ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
выращивать растения, работая в группе;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии);
уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;
подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов края.
уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
Содержание курса внеурочной деятельности «Эколята»
1год обучения
Вводное занятие. Мир вокруг нас.
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.
Путешествие в осень.
Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром. Экологические игры на свежем воздухе.
Экскурсия в осенний парк. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры.
Лес – наше богатство.
Изучение текстов о лесе. Наблюдения за лиственными и хвойными дере-вьями. Определение различий.
Составление в группах и объяснение правил поведения в различных ситу-ациях в лесу.
Анализ использования человеком богатств природы.
Составление правил охраны леса.
Путешествие за капелькой воды.
Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма.
Составление рисунка-схемы пути воды из реки в море. Сравнение реки и моря.
Знакомство с речными и морскими рыбами. Определение названий рыб по рисунку. Приведение примеров речных и морских рыб.
Объяснение причин загрязнения воды и гибели рыб в водоёмах. Определе-ние связи между загрязнением воды и здоровьем человека.
Составление правил охраны водоёмов.
Удивительный мир животных.
Знакомство с экзотическими животными.
Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за домашними животными.
Составление правил ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке. Знакомство с работой человека на пасеке.
Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями предста-вителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).
Наблюдение за жизнью животных, составление рассказов о любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы».
Объяснение роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).
Наши пернатые друзья.
Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением, внешним видом, харак-терными особенностями птиц на улице.
Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края.
Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе.
Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление пра-вил подкормки птиц.
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.
Подготовка отчета в группах. Выставка материалов. Презентации по мате-риалам экскурсионного занятия.
Красная книга родного края.
Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края.
Причины исчезновения их и необходимость их защиты каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных. Красная книга Архангельской области.
Сад на подоконнике.
Наблюдение за комнатными растениями школы и узнавание их по рису-нкам.
Работа с иллюстрациями с изображением различных комнатных расте-ний. Определение названий частей растений.
Составление правил ухода за комнатными растениями.
Подготовка рассказа об особенностях любимого комнатного растения.
Мир похож на цветной луг.
Наблюдение за дикорастущими и культурными растениями и узнавание их по рисункам и в природе.
Знакомство с необычными растениями.
Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений.
Наблюдение растений клумбы и луга узнавание их по рисункам. Состав-ление рассказа о любимом цветке.
Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.
Итоговое занятие. Мы – друзья природы.
Подготовка сообщений о взаимосвязи между человеком и природой.
2 год обучения
Вводное занятие. Что такое экология.
Углубляем и расширяем представления о экологии. Напоминаем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля.
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке.
Организм и окружающая среда.
Изучение текстов о месте человека в окружающем мире. Моделирование связей организмов с окружающей средой.
Составление правил экологически целесообразного поведения личности.
Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере хвойного леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров.
Изучение экосистемы. Экологический проект «Мир, в котором я живу».
Угроза исчезновения.
Изучение представителей редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс и др., их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны.
Заполнение папки исследователя.
Роль неживой природы в жизни живого.
Знакомство с простейшей классификацией экологических связей:
- связи между живой и неживой природой;
- связи внутри живой природы;
- связи между природой и человеком.
Наблюдение за солнцем как источником света и тепла для живых организмов. Анализ приспособления животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Объяснение значения света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Выяснение роли ветра в жизни животных и растений. Различение растений влаголюбивых и засухоустойчивых. Анализ приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.
Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.
Многообразие животных.
Знакомство с интересными представителями всех групп животного мира.
Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями предста-вителей насекомых, рыб, птиц, зверей.
Наблюдение за жизнью животных, составление рассказов о животных.Объяснение роли животных в природе и жизни людей.
Наблюдение за потребителями: наличие птиц их виды, грызуны, кошки, собаки, насекомые, ящерицы и др. Описание животного мира участка. Взаимосвязь в экосистеме. Наблюдение за разрушителями: грибы, дождевые черви и др.
Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.
Многообразие растений.
Многообразие растений (знакомство с интересными представителями всех групп растительного мира). Изучение участка. Природная зона. Сезоны. Оценивание состояния растительности. Определение видов растений, описание растений. План восполнения зеленых насаждений.
Растения - легкие планеты. Изучение лекарственных растений. Обсуждение мер по их охране. Знакомство с красной книгой, ее назначением. Работа с черной книгой природы.
Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.
Охрана животных и растений.
Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края.
Причины исчезновения их и необходимость защиты животных и растений каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных. Влияние человека на природные сообщества района. Посильное участие в охране природы родного края. Групповой проект «Охрана природного сообщества».
Заполнение папки исследователя. Подготовка и выставка презентаций.
Итоговое занятие. Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся.
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся
Формы организации внеурочной деятельности:
- учебные занятия;
- познавательные беседы;
- экологические игры;
- викторины;
- поиск информации в читальном зале библиотеки;
- экскурсии;
- наблюдения;
- опыты;
- эксперименты;
- организация выставок, фотовыставок, презентаций;
- защита проектов;
- совместная деятельность обучающихся и родителей.
Виды деятельности: познавательные, игровые, проблемные, практические.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем занятий | Всего часов | Кол-во часов |
Аудито-рные | Внеауди- торные |
| 1 год обучения | | | |
1. | Раздел 1. Мир вокруг нас. Тема: Вводное занятие. Мир вокруг нас. Экскурсия в школьный парк. | 1 | | 1 |
2. | Раздел 2. Путешествие в осень. Тема 1:Изучение текстов о природе. Тема 2:Экскурсия. Наблюдение за солнцем и ветром. Тема 3:Экскурсия в осенний парк. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам и шишкам. | 3 | 1 | 2 |
3. | Раздел 3.Лес – наше богатство. Тема 1:Чтение текстов о лесе. Тема 2:Составление памятки правил охраны леса. Тема 3:Экскурсия в лес. Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями, определение различий. Тема 4: Экскурсия в лес. Сбор семян, ягод для зимующих птиц. | 4 | 2 | 2 |
4. | Раздел 4. Путешествие за капелькой воды. Тема 1:Составление рисунка- схемы «Путь воды из реки в море». Тема 2:Сравнение реки и моря. Морская и речная рыба. Тема 3:Экскурсия к водоему. Наблюдение за жизнью водоема. Тема 4: Экскурсия к водоему. Убираем берег реки «Уемлянка» | 4 | 2 | 2 |
5. | Раздел 5:Удивительный мир животных. Тема1:Экзотические животные. Тема 2:Кто живет на пасеке? Тема 3:Экскурсия в музей Малые Корелы. Наблюдение за белками. Тема 4:Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с музеем. | 4 | 2 | 2 |
6. | Раздел 5. Наши пернатые друзья. Тема1:Перелетные и зимующие птицы. Тема 2: Какой должна быть кормушка для птиц? Тема 3: Экскурсия в школьный парк. Наблюдение за птицами. Тема 4: Экскурсия в парк. Развешивание кормушек и подкормка птиц. | 4 | 2 | 2 |
7. | Раздел 7.Красная книга родного края. Тема1: Редкие и исчезающие растения родного края. Тема 2: Редкие и исчезающие животные родного края. Тема 3: Экскурсия в краеведческий музей. Звери. | 3 | 2 | 1 |
8. | Раздел 8.Сад на подоконнике. Тема 1: Комнатные растения. Тема 2:Составление памятки ухода за комнатными растениями. Тема 3: Экскурсия в дом творчества («Зимний сад») Тема 4: Пересадка цветов. | 4 | 2 | 2 |
9. | Раздел 9. Мир похож на цветной луг. Тема 1:Дикорастущие и культурные растения. Тема 2:Цветы. Тема 3:Экскурсия в лес. Тема 4: Экскурсия на луг. Тема5: Экскурсия на клумбу. Акция: «Посади дерево, кустарник, цветок!» Тема 6: Промежуточная аттестация. Тест. | 6 | 2 | 4 |
10. | Раздел 10. Мы друзья природы. Тема. Итоговое занятие. Мы – друзья природы. Защита творческого проекта. | 1 | 1 | |
| Итого: | 34 | 16 | 18 |
| 2 год обучения | | | |
1. | Раздел 1. Что такое экология. Вводное занятие. Что такое экология. | 1 | 1 | |
2. | Раздел 2.Организм и окружающая среда. Тема 1:Экологические связи. Тема 2:Экскурсия на поле. Наблюдение за дождевым червем. Тема 3: Экскурсия на полянку. Наблюдение за насекомыми. Тема 4: Человек и природа. Тема 5:Проект «Мир, в котором я живу» | 5 | 2 | 3 |
3. | Раздел 3.Угроза исчезновения. Тема 1:Причины исчезновения растений и животных. Тема 2: Выставка рисунков «Почему исчезают растения и животные?» Тема 3: Практическая работа «Уберем свою улицу!» Тема 4: Практическая работа: «Посади дерево!» | 4 | 2 | 2 |
4. | Раздел 4.Роль неживой природы в жизни живого. Тема1: Живая и неживая природа. Тема 2:Природа и человек. Тема 3:Практическая работа: «Уберем свой двор!» Тема 4: Экскурсия на природу. Роль света, воды, солнца и ветра. Разные растения | 4 | 2 | 2 |
5. | Раздел 5.Многообразие животных. Тема 1:Роль животных. Тема 2: По страницам Красной книги Архангельской области(животные). Тема 3. Роль животных – потребителей и роль животных – разрушителей. Тема 4. Экскурсия в парк. Наблюдение за птицами. Тема 5. Экскурсия в «Зимний сад». Наблюдение за бабочками. Тема 6,7:Групповой проект «Многообразие животных» | 7 | 4 | 3 |
6. | Раздел 6. Многообразие растений. Тема1:Роль растений. Тема 2: Растения нашего края. Тема 3: Растения Красной книги Архангельской области. Тема 4: Комнатные растения. Выращивание салата на подоконнике. Тема 5:Лекарственные растения. Тема 6,7: Посадка семян цветов в клумбу. | 7 | 3 | 4 |
7. | Раздел 7.Охрана животных и растений. Тема 1: Красная книга России. Тема 2: Заповедники. Тема 3: Практическая работа – субботник в школьном парке «Сохраним природу родного края». Тема 4: Практическая работа «Изгородь для муравейника» Тема 5: Групповой проект «Охрана природного сообщества» | 5 | 2 | 3 |
8. | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | 1 | |
| Итого | 34 | 17 | 17 |
| Всего | 67 | 34 | 34 |