СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Эколята

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Эколята»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЭКОЛЯТА»

на 2019 -2021 учебный год


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Результаты обучения учащихся к концу 1 года обучения


Ученик будет знать / понимать:

- что такое экология,

- способы охраны природы,

- роль живой природы в жизни человека,

- многообразие природы,

- экологические катастрофы,

- влияние экологии на здоровье человека,

- представителей редких организмов, - правила поведения в природе,

- особенности природы родного края,

- знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды.


Ученик получит возможность научиться:


- классифицировать экологические связи,

- устанавливать цепи питания,

- выявлять характерные отличительные и похожие признаки животного и растительного мира,

- оформлять собственные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе,

- распознавать растения и животных родного края,

- распознавать растения и животных родного края,

- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями;

- проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

- оказывать помощь птицам в зимнее время года;

- участвовать в исследовательской и практической деятельности по охране природы.


Результаты обучения учащихся

к концу 2 года обучения


Ученик будет знать/понимать:

  • значение растений и животных для человека;

  • сезонные изменения в природе;

  • условия необходимые для развития растений;

  • простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

  • знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.


Ученик получит возможность научиться:

  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное обору­дование, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

  • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • выращивать растения, работая в группе;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энцикло­педии);

  • уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;

  • подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов края.

  • уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответ­ственность за ее сохранение.


Содержание курса внеурочной деятельности «Эколята»

1год обучения

Вводное занятие. Мир вокруг нас.

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.


Путешествие в осень.

Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром. Экологические игры на свежем воздухе.

Экскурсия в осенний парк. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры.


Лес – наше богатство.

Изучение текстов о лесе. Наблюдения за лиственными и хвойными дере-вьями. Определение различий.

Составление в группах и объяснение правил поведения в различных ситу-ациях в лесу.

Анализ использования человеком богатств природы.

Составление правил охраны леса.


Путешествие за капелькой воды.

Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма.

Составление рисунка-схемы пути воды из реки в море. Сравнение реки и моря.

Знакомство с речными и морскими рыбами. Определение названий рыб по рисунку. Приведение примеров речных и морских рыб.

Объяснение причин загрязнения воды и гибели рыб в водоёмах. Определе-ние связи между загрязнением воды и здоровьем человека.

Составление правил охраны водоёмов.


Удивительный мир животных.

Знакомство с экзотическими животными.

Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за домашними животными.

Составление правил ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке. Знакомство с работой человека на пасеке.

Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями предста-вителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Наблюдение за жизнью животных, составление рассказов о любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы».

Объяснение роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).


Наши пернатые друзья.

Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением, внешним видом, харак-терными особенностями птиц на улице.

Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края.

Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе.

Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление пра-вил подкормки птиц.

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Подготовка отчета в группах. Выставка материалов. Презентации по мате-риалам экскурсионного занятия.


Красная книга родного края.

Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края.

Причины исчезновения их и необходимость их защиты каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных. Красная книга Архангельской области.


Сад на подоконнике.

Наблюдение за комнатными растениями школы и узнавание их по рису-нкам.

Работа с иллюстрациями с изображением различных комнатных расте-ний. Определение названий частей растений.

Составление правил ухода за комнатными растениями.

Подготовка рассказа об особенностях любимого комнатного растения.


Мир похож на цветной луг.

Наблюдение за дикорастущими и культурными растениями и узнавание их по рисункам и в природе.

Знакомство с необычными растениями.

Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений.

Наблюдение растений клумбы и луга узнавание их по рисункам. Состав-ление рассказа о любимом цветке.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Итоговое занятие. Мы – друзья природы.

Подготовка сообщений о взаимосвязи между человеком и природой.


2 год обучения


Вводное занятие. Что такое экология.

Углубляем и расширяем представления о экологии. Напоминаем, что такое экология. Эко­логия - наука, изучающая собствен­ный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля.

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке.


Организм и окружающая среда.

Изучение текстов о месте человека в окружающем мире. Моделирование связей организмов с окружающей средой.

Составление правил экологически целесообразного поведения личности.

Про­стейшая классификация экологиче­ских связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри жи­вой природы на примере хвойного леса (между растениями и животны­ми, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров.

Изучение экосистемы. Экологический проект «Мир, в котором я живу».

Угроза исчезновения.

Изучение представителей редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс и др., их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны.

Заполнение папки исследователя.

Роль неживой природы в жизни живого.

Знакомство с простейшей классификацией экологических связей:

- связи между живой и неживой природой;

- связи внутри живой природы;

- связи между природой и человеком.

Наблюдение за солнцем как источником света и тепла для живых организмов. Анализ приспособления животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Объяснение значения света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Выяснение роли ветра в жизни животных и растений. Различение растений влаголюбивых и засухоустойчивых. Анализ приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.


Многообразие животных.

Знакомство с интересными представителями всех групп животного мира.

Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями предста-вителей насекомых, рыб, птиц, зверей.

Наблюдение за жизнью животных, составление рассказов о животных.Объяснение роли животных в природе и жизни людей.

Наблюдение за потребителями: наличие птиц их виды, грызуны, кошки, собаки, насекомые, ящерицы и др. Описание животного мира участка. Взаимосвязь в экосистеме. Наблюдение за разрушителями: грибы, дождевые черви и др.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.


Многообразие растений.

Многообразие растений (знакомство с интересными представителями всех групп растительного мира). Изучение участка. Природная зона. Сезоны. Оценивание состояния растительности. Определение видов растений, описание растений. План восполнения зеленых насаждений.

Растения - легкие планеты. Изучение лекарственных растений. Обсуждение мер по их охране. Знакомство с красной книгой, ее назначением. Работа с черной книгой природы.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.


Охрана животных и растений.

Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края.

Причины исчезновения их и необходимость защиты животных и растений каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных. Влияние человека на природные сообщества района. Посильное участие в охране природы родного края. Групповой проект «Охрана природного сообщества».

Заполнение папки исследователя. Подготовка и выставка презентаций.


Итоговое занятие. Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся



Формы организации внеурочной деятельности:

- учебные занятия;

- познавательные беседы;

- экологические игры;

- викторины;

- поиск информации в читальном зале библиотеки;

- экскурсии;

- наблюдения;

- опыты;

- эксперименты;

- организация выставок, фотовыставок, презентаций;

- защита проектов;

- совместная деятельность обучающихся и родителей.

Виды деятельности: познавательные, игровые, проблемные, практические.


Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем занятий


Всего

часов

Кол-во часов

Аудито-рные

Внеауди-

торные


1 год обучения




1.

Раздел 1. Мир вокруг нас.

Тема: Вводное занятие. Мир вокруг нас. Экскурсия в школьный парк.


1


1

2.

Раздел 2. Путешествие в осень.

Тема 1:Изучение текстов о природе.

Тема 2:Экскурсия. Наблюдение за солнцем и ветром.

Тема 3:Экскурсия в осенний парк. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам и шишкам.

3

1

2

3.

Раздел 3.Лес – наше богатство.

Тема 1:Чтение текстов о лесе.

Тема 2:Составление памятки правил охраны леса.

Тема 3:Экскурсия в лес. Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями, определение различий.

Тема 4: Экскурсия в лес. Сбор семян, ягод для зимующих птиц.


4

2

2

4.

Раздел 4. Путешествие за капелькой воды.

Тема 1:Составление рисунка- схемы «Путь воды из реки в море».

Тема 2:Сравнение реки и моря. Морская и речная рыба.

Тема 3:Экскурсия к водоему. Наблюдение за жизнью водоема.

Тема 4: Экскурсия к водоему. Убираем берег реки «Уемлянка»

4

2

2

5.

Раздел 5:Удивительный мир животных.

Тема1:Экзотические животные.

Тема 2:Кто живет на пасеке?

Тема 3:Экскурсия в музей Малые Корелы. Наблюдение за белками.

Тема 4:Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с музеем.

4

2

2

6.

Раздел 5. Наши пернатые друзья.

Тема1:Перелетные и зимующие птицы.

Тема 2: Какой должна быть кормушка для птиц?

Тема 3: Экскурсия в школьный парк. Наблюдение за птицами.

Тема 4: Экскурсия в парк. Развешивание кормушек и подкормка птиц.

4

2

2

7.

Раздел 7.Красная книга родного края.

Тема1: Редкие и исчезающие растения родного края.

Тема 2: Редкие и исчезающие животные родного края.

Тема 3: Экскурсия в краеведческий музей. Звери.

3

2

1

8.

Раздел 8.Сад на подоконнике.

Тема 1: Комнатные растения.

Тема 2:Составление памятки ухода за комнатными растениями.

Тема 3: Экскурсия в дом творчества («Зимний сад»)

Тема 4: Пересадка цветов.

4

2

2

9.

Раздел 9. Мир похож на цветной луг.

Тема 1:Дикорастущие и культурные растения.

Тема 2:Цветы.

Тема 3:Экскурсия в лес.

Тема 4: Экскурсия на луг.

Тема5: Экскурсия на клумбу. Акция: «Посади дерево, кустарник, цветок!»

Тема 6: Промежуточная аттестация. Тест.

6

2

4

10.

Раздел 10. Мы друзья природы.

Тема. Итоговое занятие. Мы – друзья природы. Защита творческого проекта.

1

1



Итого:

34

16

18



2 год обучения




1.

Раздел 1. Что такое экология.

Вводное занятие.

Что такое экология.

1

1


2.

Раздел 2.Организм и окружающая среда.

Тема 1:Экологические связи.

Тема 2:Экскурсия на поле. Наблюдение за дождевым червем.

Тема 3: Экскурсия на полянку. Наблюдение за насекомыми.

Тема 4: Человек и природа.

Тема 5:Проект «Мир, в котором я живу»

5

2

3

3.

Раздел 3.Угроза исчезновения.

Тема 1:Причины исчезновения растений и животных.

Тема 2: Выставка рисунков «Почему исчезают растения и животные?»

Тема 3: Практическая работа «Уберем свою улицу!»

Тема 4: Практическая работа: «Посади дерево!»

4

2

2

4.

Раздел 4.Роль неживой природы в жизни живого.

Тема1: Живая и неживая природа.

Тема 2:Природа и человек.

Тема 3:Практическая работа: «Уберем свой двор!»

Тема 4: Экскурсия на природу. Роль света, воды, солнца и ветра. Разные растения

4

2

2

5.

Раздел 5.Многообразие животных.

Тема 1:Роль животных.

Тема 2: По страницам Красной книги Архангельской области(животные).

Тема 3. Роль животных – потребителей и роль животных – разрушителей.

Тема 4. Экскурсия в парк. Наблюдение за птицами.

Тема 5. Экскурсия в «Зимний сад». Наблюдение за бабочками.

Тема 6,7:Групповой проект «Многообразие животных»

7

4

3

6.

Раздел 6. Многообразие растений.

Тема1:Роль растений.

Тема 2: Растения нашего края.

Тема 3: Растения Красной книги Архангельской области.

Тема 4: Комнатные растения. Выращивание салата на подоконнике.

Тема 5:Лекарственные растения.

Тема 6,7: Посадка семян цветов в клумбу.


7

3

4

7.

Раздел 7.Охрана животных и растений.

Тема 1: Красная книга России.

Тема 2: Заповедники.

Тема 3: Практическая работа – субботник в школьном парке «Сохраним природу родного края».

Тема 4: Практическая работа «Изгородь для муравейника»

Тема 5: Групповой проект «Охрана природного сообщества»

5

2

3

8.

Промежуточная аттестация. Тест.

1

1



Итого

34

17

17


Всего

67

34

34