Бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области «Вологодская кадетская школа-интернат имени Белозерского полка»
Рабочая программа
Элективного курса по истории в 11 классе
«История России в лицах»
среднего общего образования ФГОС ООО 10-11 классы
Утверждена
приказом директора БОУ ВО «Вологодская кадетская школа-интернат им. Белозерского полка» от 31 августа 2020 г. № 92
Принята
на заседании педагогического совета БОУ ВО «Вологодская кадетская школа-интернат им. Белозерского полка» (протокол от 26 августа 2020 г. № 10)
Илатовская Марина Владимировна,
учитель высшей категории, педагогический стаж 21 год
Пояснительная записка
Элективный курс “История России в лицах” предназначен для учащихся 11 класса. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Программа элективного курса по истории для 11 класса составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе программы:
Примерные программы по истории/Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.
Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Цели курса:
осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
осознание роли личности в истории;
ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
При этом необходимо решать следующие задачи:
расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
развивать умения составлять характеристику исторической личности;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
воспитывать патриотические чувства.
Планируемые результаты освоения курса
К важнейшим личностным результатам изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования относятся:
⎯ формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину как активную участницу мирового исторического процесса;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
⎯ формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования выражаются в таких качествах, как:
⎯ освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием курса всеобщей истории; осуществлять поиск и обработку информации, в т. ч. с использованием компьютера.
Предметные результаты изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования включают:
⎯ сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания;
⎯ владение комплексом знаний об истории человечества, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
⎯ сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
⎯ владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
⎯ сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
⎯ сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;
⎯ владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;
⎯ владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
⎯ сформированность умений оценивать различные исторические версии.
№ п/п | тема | Кол-во уроков |
1 | Народы и государства на территории нашей страны в древности. Образование Древнерусского государства | 1 |
2 | Русь в конце Х – начале XII века | 1 |
3 | Русь в 30-е гг. XII – начале XIII вв. | 1 |
4 | Русские земли в 30-е гг. XIII – XIV в. Русь и Орда | 1 |
5 | Формирование единого Русского государства в XV в. | 1 |
6 | Культура Руси в I X – XV в. | 1 |
7 | Россия в XVI веке | 1 |
8 | Смута в России | 1 |
9 | Россия в XVII веке | 1 |
10 | Культура Руси в XVI – XVIIв. | 1 |
11 | Россия в эпоху преобразований ПетраI. Внешняя политика | 1 |
12 | Россия после Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов | 1 |
13 | Россия в 1762 – 1801 гг. правление Екатерины и Павла I | 1 |
14 | Культура России в конце XV II - XV III вв. | 1 |
15 | Россия в правление Александра I. Отечественная война 1812 года | 1 |
16 | Россия в правление Николая I | 1 |
17 | Россия в правление Александра II. Великие реформы 1860-1870-х гг. | 1 |
18 | Россия в правление Александра III | 1 |
19 | Россия в правление Николая II. Первая русская революция 1905 – 1907 гг. начало парламентаризма | 1 |
20 | Культурное пространство империи в XIX в. Серебряный век российской культуры | 1 |
21 | Россия в Первой мировой войне | 1 |
22 | Великая Российская революция 1917 года. Первые преобразования большевиков | 1 |
23 | Гражданская война и ее последствия | 1 |
24 | СССР в годы НЭПа. 1921-1928 гг. | 1 |
25 | СССР в 1929 – 1941 гг. Внешняя политика в 1920-1940 гг. | 1 |
26 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг | 1 |
27 | «Поздний сталинизм» (1945 – 1953 гг) | 1 |
28 | «Оттепель»: середина 1950 – первая половина 1960-х гг | 1 |
29 | Внешняя политика 1945 – 1985 гг. | 1 |
30 | Политика «перестройки». Новое политическое мышление. Распад СССР | 1 |
31 | Становление Новой России. Российская Федерация в 1992 – 2015 гг. | 1 |
32 | Культура и наука России в ХХ - ХХ I вв. | 1 |
Корректировка рабочей программы
Изменения утверждены приказом директора БОУ ВО «Вологодская кадетская школа-интернат им. Белозерского полка»
от 12 октября 2020 года № 119
Сокращение количества часов на 1 час за счет сокращения часов, выделенных на изучение темы "Культура и наука России в ХХ - ХХ I вв."