СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Избранные вопросы математики 10 - 11»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Избранные попросы математики" для обучающихся 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Избранные вопросы математики 10 - 11»»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по математике

«Избранные вопросы математики »



Уровень общего образования: среднее общее, 10 класс

2018-2019 учебный год

Количество часов – 35

Учитель Артамонова Вера Анатольевна

Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа для 10-11 классов, составитель Т.А. Бурмистрова, издательство Просвещение, 2011 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ  от 29.12.2012 г.

- Приказа Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями и дополнениями)

- Программа для общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа для 10-11 классов, составитель Т.А. Бурмистрова, издательство Просвещение, 2011 г., учебник Ш.А. Алимов. Алгебра и начала математического анализа 10 - 11. / Алимов Ш.Ф., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. и др- М.: Просвещение, 2016 г./

- Учебного плана школы на 2018-2019 учебный год.

- Годового календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год.

- Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 3.08.2016г.


Программа элективного курса рассчитана на 35 часов. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию.

    Данная программа представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса Ш.А. Алимова. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.

Умение решать задачи – один из основных показателей математического развития учащихся, глубины усвоения ими учебного материала, четкости в рассуждениях, понимании логических аспектов различных вопросов.

Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса различных задач.

Решение уравнений и неравенств рассматриваемое в старшей школе, усваивается учащимися хуже, чем в среднем звене. Объяснить это можно недостатком в арсенале знаний учащегося методов, необходимых для решения уравнений и неравенств. Необходимость формирования целого ряда специальных математических навыков требует частого привлечения образца работы в учебных ситуациях, называемых стандартными. В этих условиях организация работы учащихся достаточно сложна, жестко ограничена рамками учебного времени, нередко затруднена наличием психологической инерции, возникающей при частом и необходимом повторе задач и упражнений. Между тем, наряду с усвоением основ математических знаний, школа должна обеспечить формирование у учащихся умений активно применять эти знания, прививать им умение трудиться творчески.

В школьной программе понятие модуля вводится с шестого класса, последствии учащиеся лишь эпизодически встречаются с заданиями, содержащими модуль. Часто ученики такое задание воспринимают как новое и неожиданное и не знают, с какой стороны к нему подступиться. На базовом уровне учащиеся должны уметь выполнять задания стандартного вида (одношаговые)

В процессе изучения курса старшеклассники смогут познакомиться с различными приемами построения графиков функций, решениями уравнений и неравенств с модулем, приобретут навыки рационального поиска решения задач и построения алгоритмов, а в дальнейшем применят полученные знания и умения при подготовке к экзаменам.

Основу данного курса составляют решения разных по степени важности и трудности задач, поэтому занятия элективного курса способны повысить познавательный интерес учащихся к математике.


Цели курса:

1.На основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.

2.Формирование представлений о различных видах уравнений и неравенств, универсальных и нестандартных методах их решения, углубление знаний учащихся по теме «Решение уравнений и неравенств», овладение универсальными и нестандартными методами их решения. отнестись к наличию такой задачи на экзамен

3.Прочное и осознанное овладение учащимися системы математических знаний и умений по теме «модуль», которые ученики могли бы применить в нестандартных ситуациях.


Задачи курса:

  1. Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.

  2. Обеспечение усвоения учащимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;

  3. Формирование поисково-исследовательского метода.

  4. Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.

  5. Осуществление работы с дополнительной литературой.

  6. Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы.


По учебному плану МБОУ Титовской СОШ на 2018 – 2019 учебный год на изучение элективного курса отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю за счет использования школьного компонента.


Содержание элективного курса

Тема 1.  Линейные уравнения и неравенства. (3 часа)

Линейные уравнения. Общие методы решения.Линейные неравенства. Свойства линейных неравенств, алгоритмы их решения.

Тема 2. Квадратные уравнения и неравенства (3 часа)

Квадратные уравнения и неравенства, общие методы их решения. Метод интервалов.


Тема 3. Дробно-рациональные уравнения и неравенства (3 часа)


Дробно-рациональные уравнения. Общий метод решения. Решение дробно- рациональных уравнений с переменной.

Дробно-рациональные неравенства с одной переменной. Обобщенный метод интервалов.

Тема 4. Иррациональные уравнения и неравенства (2 часа)

Иррациональные уравнения. Равносильность переходов, отбор корней. Общий метод решения. 

Тема 5. Показательные уравнения и неравенства (5 часов)

Показательные уравнения и неравенства. Методы их решения, отбор корней.

Тема 6. Логарифмические уравнения и неравенства (3 часа)

Логарифмические уравнения и неравенства. Методы их решения, отбор корней.

Тема 7. Уравнения и неравенства с модулем (7 часов)

Обобщенный способ решения уравнений с модулем.

Решение неравенств вида |f(x)|g(x)|, |f(x)|g(x), показательные и логарифмические неравенства с модулем.


Тема 8. Тригонометрические уравнения и неравенства. (8 часов)


Тригонометрические уравнения и методы их решения. Отбор корней. Тригонометрические неравенства. Общий метод решения.




Тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Формы самостоятельной работы учащихся

уроки

зачетные работы

1

Линейные уравнения и неравенства.

3

2

1 (20 мин)

зачет

2

Квадратные уравнения и неравенства

3

2

1 (20 мин)

зачет

3

Дробно-рациональные уравнения и неравенства

3

2

1 (20 мин)

зачет

4

Иррациональные уравнения и неравенства

2

1

1 (20 мин)

зачет

5

Показательные уравнения и неравенства

5

3

2

зачет

6

Логарифмические уравнения и неравенства

3

2

1 (20 мин)

зачет

7

Уравнения и неравенства с модулем

7

6

1

зачет

7

Тригонометрические уравнения и неравенства.

8

7

1

зачет

8

Итоговый урок

1

1




ИТОГО:

35

26

9




Календарно-тематическое планирование элективного курса «Избранные вопросы математики»

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Даты проведения

по плану

фактически


Линейные уравнения и неравенства

3



1

Линейные уравнения. Общие методы решения

1



2

Линейные неравенства. Свойства линейных неравенств

1



3

Алгоритм решения линейных неравенств. Тестовая работа (20 мин.)

1




Квадратные уравнения и неравенства

3



4

Общие методы решения квадратных уравнений.

1



5

Общие методы решения квадратных неравенств (метод интервалов)

1



6

Общие методы решения квадратных неравенств (метод интервалов). Тестовая работа (20 мин.)

1




Дробно-рациональные уравнения и неравенства

3



7

Решение дробно-рациональных уравнения

1



8

Общие методы решения дробно-рациональных неравенства

1



9

Решение дробно-рациональных уравнений и неравенств. Тестовая работа (20 минут)

1




Иррациональные уравнения и неравенства

2



10

Иррациональные уравнения, содержащие знак корня. Равносильность переходов, отбор корней.

1



11

Иррациональные неравенства. Равносильность переходов. Тестовая работа (20 мин.)

1




Показательные уравнения и неравенства

5



12

Способы решения показательных уравнений.

1



13

Решение показательных неравенств.

1



14

Решение показательных уравнений и неравенств.

1



15

Зачет № 1 Презентация «Типы уравнений и неравенств и способы их решения»

1



16

Зачетная работа № 2: «Уравнения и неравенства в системе ЕГЭ».

1




Логарифмические уравнения и неравенства

4



17

Способы решения логарифмических уравнений. Отбор корней.

1



18

Способы решения логарифмических неравенств.

1



19

Решение логарифмических неравенств. Тестовая работа (20 мин.)

1




Уравнения и неравенства со знаком модуля




20

Способы решения уравнений с модулем.

1



21

Решение уравнений с модулем

1



22

Неравенства вида |f(x)|g(x)|

1



23

Неравенства вида |f(x)|g(x)

1



24

Неравенства вида |f(x)|g(x)

1



25

Показательные и логарифмические неравенства с модулем.

1



26

Зачет № 3 «Уравнения и неравенства в системе ЕГЭ»

1




Тригонометрические уравнения и неравенства

5



27

Решение простейших тригонометрических уравнений. Выбор ответов на отрезке.

1



28

Решение простейших тригонометрических уравнений. Выбор ответов на отрезке.

1



29

Решение однородных тригонометрических уравнений.

1



30

Решение неоднородных тригонометрических уравнений.

1



31

Решение неоднородных тригонометрических уравнений второй степени.

1



32

Решение тригонометрических неравенств.

1



33

Решение тригонометрических неравенств.

1



34

Зачет № 4 Презентация «Типы уравнений и неравенств и способы их решения»

1



35

Итоговый урок за курс Избранные вопросы математики

1




Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихся.


По окончании обучения учащиеся должны знать:


  • универсальные методы решения различных математических задач;

  • логические приемы, применяемые при решении задач.


По окончании обучения учащиеся должны уметь:


  • выполнять построения и проводить исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

  • выполнять и самостоятельно составлять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале, выполнять расчеты практического характера, использовать математические формулы и самостоятельно составлять формулы на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  • добывать нужную информацию из различных источников;

  • проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы;

  • обладать опытом самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.


Изучение данного курса дает учащимся возможность:

- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.


Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и тестовых  работ. В конце каждой темы учащиеся сдают зачет.

Элективный курс оценивается, если ученик выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса, подготовил проект, выполнил творческую или исследовательскую работу, реферат, тест и др. При оценивании результатов обучения оценка выставляется в форме «зачтено» или «не зачтено». Курс может считаться зачтённым, если ученик: а) посетил не менее 80% занятий по этому курсу; б) выполнил какую-либо зачѐтную работу: проект, исследование, реферат.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по математике

«Избранные вопросы математики»



Уровень общего образования: среднее общее, 11 класс

2018-2019 учебный год

Количество часов – 18

Учитель Артамонова Вера Анатольевна

Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа для 10-11 классов, составитель Т.А. Бурмистрова, издательство Просвещение, 2011 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ  от 29.12.2012 г.

- Приказа Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями и дополнениями)

- Программа для общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа для 10-11 классов, составитель Т.А. Бурмистрова, издательство Просвещение, 2011 г., учебник Ш.А. Алимов. Алгебра и начала математического анализа 10 - 11. / Алимов Ш.Ф., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. и др- М.: Просвещение, 2016 г./

- Учебного плана школы на 2018-2019 учебный год.

- Годового календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год.

- Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 3.08.2016г.


Программа элективного курса рассчитана на 18 часов. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию.

    Данная программа представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса Ш.А. Алимова. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.

Умение решать задачи – один из основных показателей математического развития учащихся, глубины усвоения ими учебного материала, четкости в рассуждениях, понимании логических аспектов различных вопросов.

Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса различных задач.

Решение уравнений и неравенств рассматриваемое в старшей школе, усваивается учащимися хуже, чем в среднем звене. Объяснить это можно недостатком в арсенале знаний учащегося методов, необходимых для решения уравнений и неравенств. Необходимость формирования целого ряда специальных математических навыков требует частого привлечения образца работы в учебных ситуациях, называемых стандартными. В этих условиях организация работы учащихся достаточно сложна, жестко ограничена рамками учебного времени, нередко затруднена наличием психологической инерции, возникающей при частом и необходимом повторе задач и упражнений. Между тем, наряду с усвоением основ математических знаний, школа должна обеспечить формирование у учащихся умений активно применять эти знания, прививать им умение трудиться творчески.

В процессе изучения курса старшеклассники смогут познакомиться с различными приемами построения графиков функций, решениями уравнений и неравенств с модулем, приобретут навыки рационального поиска решения задач и построения алгоритмов, а в дальнейшем применят полученные знания и умения при подготовке к экзаменам.

Основу данного курса составляют решения разных по степени важности и трудности задач, поэтому занятия элективного курса способны повысить познавательный интерес учащихся к математике.


Цели курса:

1.На основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Отработка алгоритмов и методов решения задач по выбранным темам, расширение знаний, полученных при изучении курса математики.


2. Обобщение и систематизация методов решения уравнений, неравенств и их систем.

3. Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Задачи курса:

  1. Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.

  2. Выявление и развитие их математических способностей.

  3. Обеспечение усвоения учащимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;

  4. Формирование и развитие аналитического и логического мышления.

  5. Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

  6. Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.

7. Осуществление работы с дополнительной литературой.

8. Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы.


По учебному плану МБОУ Титовской СОШ на 2018 – 2019 учебный год на изучение элективного курса в 11 классе отводится 18 часов из расчета 1 час в неделю во втором полугодии за счет использования школьного компонента.

Содержание элективного курса

I. Обобщенные методы решения уравнений, неравенств и систем.

Простейшие системы уравнений с двумя неизвестными. Основные приёмы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Использование свойств и графиков функций при решении

уравнений. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их систем. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и

практики. Интерпретация результата, учёт реальных ограничений.

Использование свойств и графиков функций при решении неравенств.

Изображение на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем.


I. Функции

Функция, область определения и множество значений функции. График функции. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Обратная функция. График обратной функции. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат.

Точки экстремума (локального максимума и минимума) функции. Наибольшее и наименьшее значения функции.





III. Начала математического анализа

Производная

Понятие о производной функции, геометрический и физический смысл

производной. Вторая производная и её физический смысл.

Исследование функций

Применение производной к исследованию функций и построению графиков.

Первообразная и интеграл

Первообразные элементарных функций

Примеры применения интеграла в физике и геометрии

IV. Уравнения, неравенства, системы как модели реальных ситуаций.

Текстовые задачи прикладной направленности (на совместную работу, движение, на смеси и сплавы), сводящиеся к системам уравнений, неравенств. Модельный подход к их решению.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 18 ЧАСОВ)


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Формы самостоятельной работы учащихся

уроки

зачетные работы

1

Обобщенные методы решения уравнений, неравенств и систем.

5

4

1

зачет

2

Функции

4

3

1 (20 мин)

зачет

3

Начала математического анализа

4

3

1

зачет

4

Уравнения, неравенства, системы как модели реальных ситуаций.

4

3

1

зачет

8

Итоговое повторение курса «Избранные вопросы математики»

1

1




ИТОГО:

18

14

4








Календарно-тематическое планирование элективного курса «Избранные вопросы математики»

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Даты проведения

по плану

фактически


Обобщенные методы решения уравнений, неравенств и систем.

5



1

Простейшие системы уравнений с двумя неизвестными.

1



2

Использование свойств и графиков функций при решении

уравнений.

1



3

Использование свойств и графиков функций при решении неравенств.

1



4

Изображение на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем.

1



5

Зачет № 1 «Обобщенные методы решения уравнений, неравенств и систем».

1




Функции

4



6

Функция, область определения и множество значений функции.

1



7

Обратная функция. График обратной функции.

1



8

Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат.

1



9

Точки экстремума (локального максимума и минимума) функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Зачет №2. «Функция»

1




Начала математического анализа

4



10

Понятие о производной функции, геометрический и физический смысл

производной. Вторая производная и её физический смысл.

1



11

Применение производной к исследованию функций и построению графиков.

1



12

Первообразные элементарных функций

Примеры применения интеграла в физике и геометрии

1



13

Зачет № 3 «Начала математического анализа»

1




Уравнения, неравенства, системы как модели реальных ситуаций.

4



14

Текстовые задачи на совместную работу.

1



15

Текстовые задачи на смеси, сплавы и концентрацию.

1



16

Решение текстовых задач на движение.

1



17

Зачет № 4 «Уравнения, неравенства, системы как модели реальных ситуаций»

1



18

Итоговое повторение курса «Избранные вопросы математики»

1





Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихся.


По окончании обучения учащиеся должны знать:


  • универсальные методы решения различных математических задач;

  • логические приемы, применяемые при решении задач.



По окончании обучения учащиеся должны уметь:


  • выполнять построения и проводить исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

  • выполнять и самостоятельно составлять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале, выполнять расчеты практического характера, использовать математические формулы и самостоятельно составлять формулы на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  • добывать нужную информацию из различных источников;

  • проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы;

  • обладать опытом самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.


Изучение данного курса дает учащимся возможность:

- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.


Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и тестовых  работ. В конце каждой темы учащиеся сдают зачет.

Элективный курс оценивается, если ученик выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса, подготовил проект, выполнил творческую или исследовательскую работу, реферат, тест и др. При оценивании результатов обучения оценка выставляется в форме «зачтено» или «не зачтено». Курс может считаться зачтённым, если ученик: а) посетил не менее 80% занятий по этому курсу; б) выполнил какую-либо зачѐтную работу: проект, исследование, реферат.