МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
МКУ "Управление образования Администрации города Бийска"
МБОУ "Гимназия № 11"
РАССМОТРЕНО кафедра физико-математических дисциплин заведующий ________________________ Долгашева Е. В. Протокол №1 от «28» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________________________ Игнатова М. Л. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ "Гимназия №11" ________________________ Симахина Г. А. Приказ № ____ от «30» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Уравнения и неравенства с параметрами»
на 2023/2024 учебный год
11 «Б» класс
Разработчик:
Лисицына Елена Федоровна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
Бийск
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного учебного предмета «Задачи с параметрами» для учащихся 11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- основной образовательной программы СОО МБОУ «Гимназия 11».
- положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №11»;
- программы элективного курса «Уравнения и неравенства с параметрами» для учащихся 10-11 классов Овечкиной Т.Н.
Аннотация: результаты Единого Государственного экзамена по математике показывают, что задачи с параметрами представляют для учащихся наибольшую сложность, как в логическом, так и в техническом плане и поэтому умения их решать во многом предопределяет успешную сдачу экзамена. Решение задач с параметром прививает учащимся исследовательские навыки, способствует формированию у них пространства вариаций, обобщению найденных локальных решений и получению глобальных ответов на поставленные проблемы.
Место и роль в профильном обучении: данный курс не выходит по содержанию за рамки школьного курса математики и является дополнением к изучаемым учащимися темам. Он лишь отличается тем, что содержит задания более высокого уровня сложности, что соответствует программе классов с изучением математики на профильном уровне. На изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели: способствовать обобщению и систематизации знаний курса алгебры 7-11 классов, повысить математическую культуру учащихся в рамках школьного курса математики, способствовать развитию глубокого понимания изучаемого материала, определенной логической культуры и высокой техники.
Задачи:
- способствовать выработке у учащихся навыков выполнения упражнений, содержащих параметры, причем как минимального, так и высокого уровня сложности;
- рассмотреть различные методы (в том числе и нестандартные) решения уравнений и неравенств, содержащих параметры;
- как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее уровень сложности используемого задачного материала;
-обеспечить возможность поступления в высшие учебные заведения и преемственность обучения на следующем этапе образовательного процесса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения данного элективного курса ученик должен
Знать/понимать
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
тематику задач ЕГЭ и основные методы их решения
уметь
решать иррациональные, показательные, логарифмические, трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами;
применять графические интерпретации при решении уравнений с параметрами;
применять производную при работе с некоторыми заданиями, содержащими параметры
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами (6ч).
Определение количества корней уравнения, нахождение области допустимых значений, отбор корней, различные методы решения.
Показательные уравнения и неравенства с параметрами (5ч). Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами (6ч).
Решение простейших показательных и логарифмических уравнений и неравенств с параметрами; определение области допустимых значений; классификация уравнений и неравенств по способам решения (замена переменной, использование свойств функций, входящих в уравнение или неравенство).
Трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами(4ч).
Решение уравнений и неравенств с параметрами, содержащих разноименные функции. Применение свойств функций, входящих в уравнение.
Производная и первообразная. Исследование функций содержащих параметры(7ч).
Применение производной к исследованию функций, содержащих параметры (монотонность, экстремумы, выпуклость, точки перегиба, наклонные асимптоты), отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке. Касательная к графику функции (геометрический смысл производной). Нахождение площадей фигур. Решение задач на оптимизацию.
Задачи с параметрами в ЕГЭ(7ч).
Решение заданий с параметрами из вариантов ЕГЭ 2017-2021гг. Обобщение изученного материала.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов |
1 | Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами. | 6 |
2 | Показательные уравнения и неравенства с параметрами. | 5 |
3 | Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами. | 6 |
4 | Трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами. | 4 |
5 | Производная и первообразная. Исследование функций, содержащих параметр. | 7 |
6 | Задачи с параметрами в ЕГЭ. | 6 |
| Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Даты | Подтемы (темы урока) | Контроль (КИМы) |
1 | 4.09,9.09,16.09,23.09,30.09,7.10 | Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами (6ч) | ЕГЭ-2020. Математика. Диагностические работы. Профильный уровень. ФГОС |
2 | 14.10,21.10,28.10,11.11,18.11 | Показательные уравнения и неравенства с параметрами (5ч) | |
3 | 25.11,2.12,9.12,16.12,23.12,13.01 | Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами (6ч) | ЕГЭ-2020. Математика. Диагностические работы. Профильный уровень. ФГОС |
4 | 20.01,27.01,3.02,10.02 | Трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами (4ч) | |
5 | 17.02,3.03,10.03,17.03,7.04,14.04,21.04 | Производная и первообразная. Исследование функций, содержащих параметр (7ч) | ЕГЭ-2020. Математика. Диагностические работы. Профильный уровень. ФГОС |
6 | 28.04,5.05,15.05.19.05 | Задачи с параметрами в ЕГЭ (6ч) | ЕГЭ-2020. Математика. Диагностические работы. Профильный уровень. ФГОС |
| Итого | 34 часа | |
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Период | Тема работы |
1 четверть | Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами. |
2 четверть | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами. |
3 четверть | Производная и первообразная. Исследование функций, содержащих параметр. |
4 четверть | Задачи с параметрами в ЕГЭ. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Задачи с параметрами: Справ.пособие по математике. | АмелькинВ.В., Рабцевич В.Л. | Мн.: ООО «Асар», | 2004 |
2 | Задачи с параметрами | ГорнштейнП.И., Полонский В.Б., Якир М.С. | М.: Илекса, Харьков: Гимназия | 2005 |
3 | Единый государственный экзамен 2017-2021: Контрольные измерительные материалы: Математика. | сборники | М.: Просвещение | 2020 |
4 | Профильное обучение математике старшеклассников. Учебно-дидактический комплекс. | Жафяров А.Ж. | Новосибирск: Сиб. унив. изд-во | 2003 |
5 | ЕГЭ 2011. Математика. Задача С5 | Козко А.И., Панферов В.С., Сергеев И.Н., Чирский В.Г. | М.: МЦНМО | 2011 |
6 | Задачи с параметрами и методы их решения | Крамор В.С. | М.: ООО «Издательство Оникс» | 2007 |
7 | Координатно-параметрический метод: учебное пособие | Моденов В.П. | М.: Издательство «Экзамен», | 2006 |
8 | Задачи с параметрами в ЕГЭ. 1-е изд. | ШахмейстерА.Х. | СПб.: «ЧеРо-на-Неве», | 2004 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧУЮПРОГРАММУ
№ п\п | Класс | Дата и тема по рабочей учебной программе | Дата и тема с учетом корректировки | Причина корректировки | Форма корректировки | Согласование с курирующим заместителем директора |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |