Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Каменская СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от 30.08.2016 г Руководитель ______ Н.В.Киселева . | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______ В. Т. Болотина | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Каменская СОШ №1с УИОП _______ Е. В. Коденцева Приказ № 348 от 30.08.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ»
9 класс
на 2016-2017 учебный год
ГИЛЯК Любовь Николаевна
учитель изобразительного искусства
первая квалификационная категория
2016 г
Планируемые результаты освоения учебного факультативного курса
« ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ»
Класс 9
Количество часов по учебному плану :
Всего 35 часов ; в неделю 1 час.
Плановых практических работ - 10
Модернизированная программа «Занимательное черчение» 8 – 9 классы,составлена на основе программы общеоборазовательных учреждений «Черчение» авторы : А.Д.Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А.Гервер,М.М.Селиверстов. – М.;Просвещение , 2011 .
Учебник Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ, Астрель 2012
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные образовательные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами организации труда;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
развитие визуально – пространственного мышления;
рациональное использование чертежных инструментов;
освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;
1.К концу обучения учащиеся должны знать:
· об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа;
· об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
· о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
· о видах изделий, конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
· о правилах оформления чертежей;
· о методах проецирования;
· о видах соединений;
· о чертежах различного назначения.
2. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
· правильно пользоваться чертежными инструментами;
· выполнять геометрические построения;
· наблюдать и анализировать форму несложных предметов;
· выполнять технический рисунок;
· выполнять технические чертежи несложной формы, выбирая необходимое количество видов, в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
· читать чертежи несложных изделий;
· осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
2.Содержание учебного предмета, курса.
| содержание разделов | общее кол-во часов | число практических работ | примечание |
1 | Техника выполнения чертежей и правила их оформления. | 11 | 3 | |
2 | Чтение и выполнение чертежей. Эскизов и схем. | 10 | 3 | |
3 | Сечения и разрезы. | 5 | 2 | |
4 | Сборочные чертежи. | 9 | 2 | |
| | | | |
В программе представлено содержание курса.
1.Техника выполнения чертежей и правила их оформления. 11 часов
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ.
Инструменты, принадлежности и материалы. Организация рабочего места.
Понятия о стандартах Формат, Рамка, Масштаб. Историю возникновения чертежа.
Понятие стандарты. Форматы. Масштабы. Правила начертания рамки и композицию листа. Написание чертежного шрифта
2.Чтение и выполнение чертежей. Эскизов и схем. 10 часов
Общие понятия о форме и формообразовании предмета. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей в зависимости от анализа формы.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета.
Определение необходимого и достаточного количества видов. Выбор главного изображения и масштаба.
Нанесения размеров на чертеже.
Выполнение чертежей с использованием геометрических построений.
3.Разрезы и сечения. 5 часов
Сходства и различия. Сечения, Правила построения вынесенных сечений. Обозначения сечений. Разрезы. Простые разрезы (фронтальные, горизонтальные, профильные). Соединение половины вида и половины разреза. Местные разрезы. Правила построения сечений и разрезов. Их отличия друг от друга. Определять необходимость построения разреза на данном виде чертежа. Строить разрезы. Строить сечения. Уметь объяснять правильность своих действий.
4.Сборочные чертежи 9 часов
Общие сведения об изделии. Чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей. Условное изображение резьбы на чертежах. Сборочный чертеж. Штриховка сечений смежных деталей. Деталирование. Спецификация. Элементы конструирования. Виды изделий (детали, сборочные единицы, комплексы). Виды соединений. Правила оформления и чтения сборочных чертежей. Читать чертежи несложных деталей. Деталировать чертежи сборочной единицы. Применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Граф работ |
Планируемая | Фактическая |
| | | Техника выполнения чертежей и правила их оформления. | 11 | |
1 | 1 четверть 01.09.16 | | ТБ. Вводный инструктаж. Введение. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей . Понятие о стандартах. | 1 | |
2 | 08.09.16 | | Форматы. Масштаб. Оформление чертежа. Линии чертежа. | 1 | |
3 | 15.09.16 | | Графическая работа № 1 Линии чертежа. | 1 | 1 |
4 | 22.09.16 | | Чертежный шрифт. | 1 | |
5 | 29.09.16 | | Чертежный шрифт | 1 | |
6 | 06.10.16 | | Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали» | 1 | 1 |
7 | 13.10.16 | | Деление отрезка и окружности на равные части. | 1 | |
8 | 20.10.16 | | Графическая работа № 3 «Деление отрезка и окружности на равные части.» | 1 | 1 |
9 | 27.10.16 | | Сопряжения | 1 | |
10 | 03.11.16 | | Сопряжения | 1 | |
| | | Чтение и выполнение чертежей. Эскизов и схем. | 10 | |
11 | П Четверть 17.11.16 | | Центральное и параллельное проецирование. | 1 | |
12 | 24.11.16 | | Проецирование предмета на 1,2 плоскости | 1 | |
13 | 01.12.16 | | Проецирование предмета на 3 плоскости. | 1 | |
14 | 08.12.16 | | Графическая работа №4 « Проецирование предмета на 3 плоскости» | 1 | 1 |
15 | 15.12.16 | | Графическая работа № 5 «Построение третьей проекции по двум данным.» | 1 | 1 |
16 | 22.12.16 | | Аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских фигур. | 1 | |
17 | Ш четверть 12.01.17 | | Аксонометрические проекции предметов,имеющие круглые поверхности.Овал. | 1 | |
18 | 19.01.17 | | Графическая работа № 6 « Чертежи и аксонометрические проекции предмета» | 1 | 1 |
19 | 26.01.17 | | Геометрические тела. Технический рисунок. | 1 | |
20 | 02.02.17 | | Электрические и кинематические схемы. | 1 | |
| | | Сечения и разрезы. | 5 | |
21 | 09.02.17 | | Сечения | | |
22 | 16.02.17 | | Графическая работа № 7 «Эскиз детали с выполнением сечения» | 1 | 1 |
23 | 02.03.17 | | Разрезы | 1 | 1 |
24 | 09.03.17 | | Графическая работа № 8 « Чертеж детали с применением разреза» | 1 | 1 |
25 | 16.03.17 | | Вырезы в аксонометрических проекциях | 1 | |
| | | Сборочные чертежи. | 9 | |
26 | 23.03.17 | | Сборочные чертежи. Общие сведения об изделии. Спецификация. | 1 | |
27 | 4 Четверть 06.04.17 | | Разъемные и неразъемные соединения. | 1 | |
28 | 13.04.17 | | Графическая работа № 9 «Эскиз резьбового соединения.» | 1 | 1 |
29 | 20.04.17 | | Разъемные резьбовые соединения | 1 | |
30 | 27.04.17 | | Условности и упрощения на чертежах сборочных единиц | 1 | |
31 | 04.05.17 | | Деталирование | 1 | |
32 | 11.05.17 | | Деталирование | 1 | |
33 | 18.05.17 | | Графическая работа № 10 «Деталирование» | 1 | 1 |
34 | 25.05.17 | | Обобщающий урок | 1 | |
35 | Резервный | | Обобщающий урок | 1 | |
Методическая литература.
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: АСТ: Астрель, 2012.
Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.