Пояснительная записка
Статус рабочей программы
Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) составлена на основе Программ учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы) (Кировский ИПК и ПРО, 2006) и пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006). Согласно базисному учебному плану школы, курс ОПД входит в компонент внеурочной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Образовательное учреждение может выбирать модули и планировать последовательность их предъявления учащимся в зависимости от сложившейся образовательной ситуации.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Учащиеся 5, 6, 7 классов должны уметь различать (но еще не реализовывать самостоятельно) разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.
Модуль «Первые шаги» – 5 класс решает задачу приобщения пятиклассников к общественной жизни своей местности, классного коллектива. В основе занятий – наблюдения, элементы исследования, полезные практические дела. Итогом изучения первого модуля является выявление и формирование устойчивых мотивов, интересов и потребностей школьников в жизненном самоопределении.
Модуль «Моя лаборатория» – 6 класс формирует аналитические умения и навыки по широкому спектру вопросов, которые значимы для самих учащихся и территории проживания, требуют своего решения. Школьники на основе комплексного применения полученных знаний на практике получают общее представление об алгоритме учебного исследования. Итогом данного этапа изучения курса должно стать ясное понимание избранной проблемы (подтемы) исследования, над которой будет работать ученик индивидуально и в команде с учётом возрастных особенностей.
Модуль третий «Мы творим и создаём» – 7 класс систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. Итогом должна стать программа действий, разработка варианта реализации программы с элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы. В этих целях возможны самые различные акции учащихся: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, СМИ, общественные организации; личное практическое участие путём проведения КТД по обустройству территории, оказанию помощи престарелым жителям). Практические результаты должны иметь социально значимую направленность. Содержание технологических модулей коррелирует с курсом «Информатика и ИКТ» в соответствующих классах.
Для формирования компетентности в решении проблем включены модули, которые часто включают в себя проектирование или моделирование каких-либо акций,
детальный анализ ситуации для принятия решений, предоставляют возможность поработать с альтернативными решениями и критериями для принятия решения, планировать ресурсы:
- «От проблемы – к цели» (тренинг прогрессивных преобразований),
- «Основы логики: проведение анализа»,
- «Основы логики: аргументация»,
- «Расчет стоимости проекта»,
- «Анализ ресурсов»,
- «Продвижение продукта на рынке»,
- «Сам себе эксперт».
Наибольшее количество модулей используется для отработки отдельных элементов информационной компетентности. Из них первая группа связана с поиском и первичной обработкой информации:
- «Работа с каталогами»,
- «Работа со справочной литературой»,
- «Способы первичной обработки информации»,
- «Наблюдение и эксперимент»,
- «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью».
- Вторая группа модулей связана с освоением пользовательских навыков:
- «Основы информационных технологий: работа с операционной системой
WINDOWS»,
- «Основы информационных технологий: работа с текстовым процессором MS
WORD»,
- «Основы информационных технологий: работа с электронными таблицами MS
EXCEL»,
- «Основы информационных технологий: работа с программой подготовки презентаций POWER POINT»,
- «Основы информационных технологий: графический редактор PAINT»,
- «Основы информационных технологий: технология использования ресурсов сети
ИНТЕРНЕТ»,
- «Основы информационных технологий: моделирование объектов и процессов». Речь идет не о тренировочных упражнениях, а об осознанном использовании учащимися тех или иных информационно-коммуникативных технологий, позволяющем не только применить освоенные действия, но и осознать их как свои ресурсы.
На формирование коммуникативной компетентности учащихся направлены (в первую очередь, компетентности продуктивной коммуникации во время работы в группах и публичного выступления) следующие модули:
«Как работать вместе»,
«Как работать в команде»,
«Ведение дискуссии»,
«Регулирование конфликтов»,
«Устная коммуникация на иностранном языке»,
«Письмо как продуктивный вид речевой деятельности»,
«Функциональная стилистика и коммуникация»,
«Практика деловой коммуникации»,
«Основы риторики и публичное выступление»,
«Публичное выступление»,
«Презентация продукта».
Сопровождающую роль в проектно-исследовательской работе выполняет педагог, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую личности школьника: чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление, адресовать к нужным источникам информации, организовывать мероприятия для проведения опытно-экспериментальных исследований, предоставлять возможность для регулярных отчетов и обмена мнениями; поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижению новых направлений проекта.
Характеристика основных этапов проектного обучения
Таблиц1
Этапы выполнения проекта | Задачи, решаемые учащимися | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формы и методы обучения |
1. Поисковый | - поиск и анализ проблемы; - выбор темы проекта; - планирование проектной деятельности по этапам; - сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта | - обсуждают проблему с учителем и сверстниками; - формулируют за-дачи; - уточняют и анализируют информацию; - устанавливают цели и выбираю план действий; - проводят исследования, фиксируют результаты | - мотивирует учащихся; - ставит перед участниками проблему и организует ее обсуждение, объясняет цели проекта; - наблюдает, консультирует | - проблемная беседа; - рассказ; - консультации; - самостоятельная работа; - экскурсия |
2. Конструкторский | - поиск оптимального решения задачи проекта; - исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна; - выбор технологии изготовления; - экономическая оценка; - экологическая экспертиза; - составление конструкторской и технологической документации | - работают с информацией; - проводят синтез, анализ и оценку идей; - выполняют графические работы; - оформляют документацию | - организует, активизирует и направляет поиск и выработку деталей; - высказывает предположения; - помогает в вы-боре решений; - советует (по просьбе); - рекомендует; - наблюдает; - консультирует | - беседа; - дискуссия; - ―мозговой штурм‖; - морфологический анализ; - дизайн-анализ; - ТРИЗ; - ролевая игра; - самостоятельная работа |
3. Технологический | - составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; - выполнение за-планированных технологических операций; - текущий контроль качества; - внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию | - выполняют не-обходимую под-готовку и изготавливают изделие; - осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности; - проводят контроль качества обработки дета-лей изделия | - обеспечивает материальную базу; - косвенно руководит деятельностью учащихся; - организует и координирует процесс изготовления; - знакомит с новыми приемами обработки материалов; - консультирует, советует | - беседа; - показ; - упражнение; - самостоятельная работа; - практическая работа |
4. Заключительный | - оценка качества выполнения изделия; - анализ процесса и результатов выполнения проекта; - изучение возможности использования результатов проектирования | - осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования - готовят документацию к защите; - защищают проект; - участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта | - консультирует; - оказывает помощь; - организует защиту и обсуждение проектов; - слушает; - участвует в анализе и оценке результатов проекта; - аргументировано оценивает работу учащихся над проектом | - беседа; - дискуссия; - консультация; - деловая (ролевая) игра; - имитационно– деятельностная игра |
Роль курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование знаний и практических навыков при выполнении проектов в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с умением учащихся применять базовые приемы и навыки интеллектуальной деятельности, необходимых не только для проведения исследования, но и вообще для успешного обучения.
Программа курса «Проектная деятельность» рассчитана на решение проблемы:
подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию
в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний, и таким образом формировать
у учащихся информационную компетенцию.
Чего наши дети, воспитанники ждут от учителя? – знаний для жизни. В процессе
реализации программы выявляются имеющиеся у ученика знания, проводится их
актуализация, а потом добавляется то, чего не хватает, обобщается и структурируется
учебный материал. Т.о. учащиеся учатся не просто запоминать и воспроизводить
знания, а применять их на практике.
Широкое использование в процессе реализации программы деятельностных,
групповых, игровых, ролевых, практико-ориентированных, проблемных, рефлексивных
и прочих форм и методов обучения позволяет развивать коммуникативную
компетентность. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представления об окружающем мире, а подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, является исследовательским. Исследовательское поведение - это поведение, выстроенное на базе поисковой активности и направленному на изучение нестандартного объекта или разрешения нетипичной ситуации. В его основе лежит поисковая активность, являющаяся, безусловным рефлексом и рассматривающаяся как первоначальная психическая реакция на новый стимул.
В основе исследовательского поведения лежит детская любознательность.
Со временем любознательность превращается в познавательную потребность – главный
мотив исследовательского поведения. Умения и навыки исследования, полученные в
детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Одним из эффективных способов развития такого поведения у детей является их вовлечение в детские исследования. В данной методике акцент делается на обучение ребенка самостоятельному приобретению знаний путем собственного исследовательского поиска.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое
средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и
развивать необходимые умения и навыки проектирования, а именно учить: - -проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем,
формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой
проблемы);
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения
проблемы проекта);
- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме,
используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из
информационного поля;
- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и
нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта
проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и
обобщению).
Логика построения содержания данной программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути проекта, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют развитию информацион-ной, устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям: - искать, отбирать, анализировать информацию; - вести устный диалог на заданную тему; - участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; - участвовать в работе конференций, чтений. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной проектной деятельности; умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, курсовую работу. Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности. По окончании курса проводится публичная защита проекта – выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: - наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; - понимание роли проектной деятельности в современном мире; - владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; - ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; - развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в условиях развития информационного общества; - готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению об учения с использованием современных средств и методов; - способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; - способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: - владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; - владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные свя-зи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; - ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного ин-формационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения курса «Проектная деятельность» в основной школе отражают: - формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; - формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; - развитие логического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; - формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; - формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Список литературы
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
Электронные пособия
Intel. Обучение для будущего. – Intel, 2004.
Join Multimedia 2005. Winning projects. – Siemens AG, 2005.
Join Multimedia 2006. Winning projects. – Siemens AG, 2006.
Поурочное планирование модуля «Первые шаги» – 5 класс
№ урока | Тема урока | Содержание | Возможные направления творческой исследовательской деятельности | Дата проведения |
План | Факт |
Введение (4 ч) |
1 | Основы самоопределения | Интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов. | Написание сочинения «Мои любимые занятия» | | |
2 | Планирование деятельности | Этапы реализации проекта. Планируемый результат. | Привести пример успешного проекта | | |
3 | Познавательные интересы, склонности и способности | Диагностика и самодиагностика уровня познавательных интересов и склонностей. Анкета интересов, тест ЧПТЗХ. | Ответить на вопросы анкет. | | * |
4 | Сфера жизненных интересов | Личностные характеристики. Опросник Айзенка, определение типа личности, темперамента. ПР1. | Эссе «Мои любимые предметы» | | * |
Ценностные ориентиры в жизненном самоопределении (6 ч) |
5 | Человек стоит того, что он может. | Важные жизненные умения (50). Коллективное составление списка. | Отметить, что умеет, выбрать 5, что хотел бы уметь. | | * |
6 | Ценностные ориентиры | «Ценность», «ценностные ориентиры» как нравственно-этические категории. | Установить свои приоритеты | | |
7 | Социальные роли | Человек как социальный субъект и его роли. Нравственные основы личности с позиции: я – гражданин, я – житель, я – работник, я – исследователь и т.п. Ролевая игра. | Составить схему своих социальных ролей | | * |
8 | Проблемы и противоречия | Взаимоотношения человека с природой, обществом. Пути решения проблем. Составление списка проблем (личных или общественных). | Практика полезных дел | | * |
9 | Мы ими гордимся. | Известные люди Калужской области, их вклад в историю, культуру, развитие области, России. | Известные люди Жуковского района | | |
10 | Воспитание и воспитанность. | Вежливость, тактичность, деликатность, интеллигентность. Диагностика и самодиагностика уровня воспитанности. ПР2. | Практика полезных дел (отзыв) | | * |
Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды (10 ч) |
11 | Информационно-образовательная среда | Информационно-образовательная среда, её компоненты. Семья. Школа. Социум. | | | |
12 | Информационные ресурсы | Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет). | Написание сочинения «Моё информационное пространство» | | |
13 | Электронные средства учебного назначения | Электронные энциклопедии, справочники, учебные пособия. | Подбираем диск по интересующей теме | | |
14 | Работа с ЭСУН | Интерфейс и возможности электронного пособия. | | | * |
15 | Копирайт, авторское право, торговая марка. | Требования к работе с различными источниками информационных ресурсов. Правила цитирования. | Привести примеры | | |
16 | Организация информации | План, опорный конспект, логические схемы, таблицы, каталог, аннотация, компьютерная презентация, буклет, web-страница и.т.п. | Подбираем примеры в учебнике | | |
17 | Способы первичной обработки информации | Представление и структурирование информации различными способами. Ключевые слова, лестница сужения и расширения понятий, таблица, денотатный граф, коллаж. | Коллаж «Моя семья» | | * |
18 | Поиск и преобразование информации | Поиск и преобразование информации на основе бумажных и электронных носителей по заданному параметру. ПР3 | Работа с картотекой библилтеки | | * |
19 | Компьютерная презентация | Правила представления информации в презентации. Оформление слайда. | Написание плана презентации | | * |
20 | Мои интересы | Разработка тематической презентации | | | |
Мои первые исследования (14 ч) |
21 | Структура проекта | Название, логотип, идея, характеристика, цели и задачи, участники, сроки реализации, этапы, условия, виды деятельности, формы взаимодействия, критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта. | Придумываем личный логотип, эмблему | | |
22 | Этапы работы над проектом | Выбор темы, формулировка проблемы, исследование проблемы, генерирование и отбор идей, разработка технического решения, планирование, реализация, оформление, презентация. | Составляем список проблем (личных или общественных) | | |
23 | Ресурсы | Нормативы и правила, мотивы, кадры, методики, организация, информация, управление, время, материалы и техника, финансы. | Оценка личных ресурсов | | |
24 | Исследование, методы исследования | Проблема, проблемный вопрос, теоретические и эмпирические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение литературы; опыт, эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, измерение). | Проводим мини-исследование (опыт, наблюдение, эксперимент) | | |
25 | Этапы исследования | Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы (на примере исследования Никулятского озера). | Продумываем темы исследования (согласно личностным интересам, общественным потребностям) | | |
26 | Выбор темы исследования | Обсуждение предложений, создание микрогрупп, постановка проблем, выдвижение гипотез, определение объекта и предмета исследования. | Оценка и описание состояния объекта | | * |
27 | Разработка путей решения проблемы | Формулировка целей и задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации, выявление недостающих знаний. | Изучение необходимых источников | | * |
28 | Составление плана исследования | Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов. | Подбираем ресурсы | | * |
29 | Реализация плана | Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные), проведение наблюдений, экспериментов, опытов, фиксация результатов | Выполнение индивидуальных заданий | | * |
30 | Общественное мнение | Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса | Проведение опросов, анкетирование | | * |
31 | Обработка данных исследования | Составление таблиц, схем, диаграмм, построение графиков, обработка анкетных данных | Обработка данных | | * |
32 | Анализ полученных данных | Структурирование данных, систематизация, соответствие гипотезе, формулировка выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования | Оформление данных | | * |
33 | Оформление исследования | Написание исследовательской работы | Оформление работы | | * |
34 | Подготовка защиты | Подготовка буклета, презентации, статьи | Подготовка выступления | | * |
35 | Презентация результата | Выступление на конференции, защита работы, вопросы оппонентов | | | |
Исследования проводятся как группой (общее), так и мини-исследования по выбранным темам (если учащийся способен выполнить такое исследование индивидуально).
Поурочное планирование модуля «Моя лаборатория» – 6 класс
№ урока | Тема урока | Содержание | Возможные направления творческой исследовательской деятельности | Дата проведения |
План | Факт |
Введение (2 ч) |
1 | Моя лаборатория | Оборудование юного исследователя (лупа, микроскоп, секундомер, компас, пробирки, линейка, диск Секки, термометр и т.п.) | | | |
2 | Презентация работ | Выставка учебных исследовательских и творческих работ. Анализ тематики исследований, оппонирование результатов. ПР1 | Анализ тематики исследований, оппонирование результатов | | * |
Азбука учебного исследования (2 ч) |
3 | Учебное исследование | Учебное и научное исследование, их различия и сходство. Предмет, объект, методы исследования. | Выбор объекта и предмета исследования | | |
4 | Алгоритм деятельности юного исследователя | Диагностика и самодиагностика оценки опыта творческой деятельности. ПР2 | | | * |
Выбор темы исследования (2 ч) |
5 | Проблема исследования | Проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос. Целеполагание и мотивация. Требования к постановке целей исследования (реалистичность, ранжируемость, диагностируемость) | Формулирование целей | | |
6 | Выбор темы исследования | Актуальность выбора проблемы исследования. Поиск противоречия, формулировка темы исследования. Групповая дискуссия. ПР3 | Групповая дискуссия | | * |
Поиск и способы первичной обработки информации (8 ч) |
7 | Источники информации | Литературные источники, архивные данные, устные и рукописные источники. Интернет. | Подбор источников по теме исследования | | |
8 | Способы текстовой организации информации | Картотека (каталог), план, тезис, конспект. | Конспект выбранной статьи, план, тезисы | | * |
9 | Работа с каталогами | Работа с алфавитным и систематическим каталогами. Аннотация перечня литературы. | Составление аннотации | | * |
10 | Список источников | Правила оформления списка источников. Обзор литературы. | Написание обзора литературы по теме | | |
11 | Дополнительные источники | Поиск дополнительных источников информации, в том числе на электронных носителях. Верификация данных | Найти несколько сайтов по теме | | * |
12 | Графическое представление информации | Логические опорные сигналы, картосхемы, диаграммы, графики, таблицы, графы. ПР4 | Генеалогическое дерево семьи | | * |
13 | Компьютерное представление данных | Компьютерные презентации, web-сайты, электронные таблицы, публикации, документы. | Подобрать фотографии | | |
14 | Компьютерная презентация «Моя семья» | Размещение текстовых и графических данных на слайдах. Работа со сканером и цифровым фотоаппаратом. | Мини-проект | | |
Методы учебного исследования (6 ч) |
15 | Теоретические методы исследования | Методы учебного исследования, классификация. Теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, моделирование, индукция, дедукция) | | | |
16 | Эмпирические методы исследования | Эмпирические методы исследования (эксперимент, наблюдение, опрос, тест, рейтинг, работа с документами, зарисовка, фото, видео). Виды эксперимента: естественный (полевой) и лабораторный. | | | |
17 | Применение теоретических методов | Применение теоретических методов при работе с источниками информации по теме исследования (работа в парах, проблемных группах). ПР5 | | | * |
18 | Применение эмпирических методов | Применение эмпирических методов по теме исследования (исследование общественного мнения) | Проведение анкеты, опроса | | * |
19 | Применение эмпирических методов | Применение эмпирических методов по теме исследования (наблюдение, эксперимент). ПР6 | Проведение анкеты, опроса | | * |
20 | Обработка результатов | Представление статистических данных в графической форме | Работа с MsExcel | | * |
Разработка темы исследования (8 ч) |
21 | Алгоритм учебного исследования | Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы | Работа над проектом | | * |
22 | Организация учебного исследования. Планирование | Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов. | | | * |
23 | Организация учебного исследования. Источники | Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные) | | | * |
24 | Учебный эксперимент | Постановка экспериментов, опытов, проведение наблюдений, фиксация результатов.ПР7 | | | * |
25 | Организация учебного исследования. Статистика | Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса | | | * |
26 | Оформление результатов исследования | Требования к оформлению результатов исследования. Культура оформления. Дизайн. | | | * |
27 | Организация результатов исследования | Фиксация данных на бумажных и электронных носителях. Фото и видеосъёмка. Аудиозапись. | | | * |
28 | Отчёты. Творческий отчёт | Написание отчёта, эссе, ведение дневника наблюдений. Выставка результатов исследований | | | * |
Теоретическое обоснование результатов исследования (4 ч) |
29 | Научные основы исследования | Роль научного знания в решении проблем исследования. Анализ теоретических положений на основе различных источников информации, обоснование результатов исследования. | | | |
30 | Выводы и заключения | Соответствие гипотезе, формулировка и аргументация выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования | | | |
31 | Приложение | Формирование приложения к исследовательской работе. Структурирование данных, систематизация, методики. | | | * |
32 | Коррекция | Коррекция исследования, поиск дополнительной информации, новых способов решения. ПР8 | | | * |
Презентация результатов исследования (2 ч) |
33 | Презентация | Презентация, её виды, компьютерная презентация. Требования к презентации. Рецензия. | Рецензия работы | | * |
34 | Защита | Публичное выступление по результатам исследования. ПР9 | | | * |
35 | Рефлексия | Оценка деятельности группы и отдельных учащихся. | | | |
Поурочное планирование модуля «Мы творим и создаём» – 7 класс
№ урока | Тема урока | Содержание | Возможные направления творческой исследовательской деятельности | Дата проведения |
План | Факт |
Введение (4 ч) |
1 | Творчество | Творчество, творческая личность. Признаки творческой деятельности. Примеры КТД для школы, социума. | Сочинение «Моё участие в жизни семьи/школы» | | |
2 | КТД | Методика разработки КТД. Ролевая игра | | | * |
3 | Выбор темы исследования, проекта | Выбор предмета, объекта, темы исследования, проекта. Паспорт проекта. ПР1 | Проведение анкеты по выбранной теме | | * |
4 | Анкетирование | Обработка результатов анкетирования по выявлению предпочитаемых направлений КТД | | | |
Организация КТД по постановке эксперимента, исследования (16 ч) |
5 | Коллектив | Определение коллектива, его функции. Взаимоотношения в коллективе. Тест на уровень сплочённости коллектива. Референтометрия. | | | |
6 | Взаимодействие в группе | Виды взаимодействия в группе. Роль лидера команды. Социометрия. Тренинг. Ролевая игра. | Записать по часам занятость 1 дня | | |
7 | Тайм-менеджмент. | Управление временем. Ресурсы времени. Планирование распорядка дня. Тренинг. | | | |
8 | Постановка проблемы | Социально значимые проблемы. Стратегия КТД по постановке проблемы. Разработка программы технического решения. ПР2 | | | |
9 | Планирование | Разработка плана действий по организации КТД. Формирование микрогрупп, распределение обязанностей, определение сроков. | | | * |
10 | Реализация проекта. Информационный этап | Сбор сведений о текущем состоянии объекта исследования. Отбор и изучение необходимых информационных источников. Определение методов проведения исследования. | | | * |
11 | Реализация проекта. Деятельностный этап | Проведение первичных исследований, выявление дополнительных направлений деятельности. | | | * |
12 | Реализация проекта. Обработка данных | Подведение промежуточных итогов, обработка экспериментальных данных, результатов исследования | | | * |
13 | Промежуточный контроль | Коррекция сроков, видов деятельности, направлений исследования, дополнение методик | | | * |
14 | Реализация проекта. Деятельностный этап | Проведение дополнительных исследований, организация информационных акций. | Разработать анкету по теме | | * |
15 | Изучение общественного мнения | Проведение опросов, анкет, референдума. Статистическая обработка данных опросов | | | * |
16 | Реализация проекта. Аналитический этап | Систематизация данных. Соотнесение полученных результатов с планируемым. Формулировка выводов. Определение направлений дальнейшего развития исследования. | | | * |
17 | Оформление результатов исследования | Написание работы, оформление приложений, разработка рекомендаций | | | * |
18 | Подготовка защиты | Разработка презентации, буклетов, написание тезисов выступления, подбор наглядности. | | | * |
19 | Презентация проекта | Выступление на конференции, защита работы. | | | * |
20 | Оценочный этап | Оценка уровня и качества проведённого дела, вынесение благодарностей, поощрение участников | | | * |
Нравственная культура исследования (4 ч) |
21 | Нравственная культура | Культура, нравственность, мораль, право. | Эссе «Мои жизненные идеалы» | | |
22 | Патриотизм | Качества гражданина – патриота малой родины, своего Отечества | Подготовка вопросов для дискуссии | | |
23 | Дискуссия и рецензирование | Дискуссия как цивилизованный способ обсуждения разных точек зрения. Правила проведения дискуссии, диспута, оппонирование, рецензирование. Культура дискуссии | | | * |
24 | Направленность группы | Ценностно-ориентационное единство работы в группе. Социальная направленность группы. | | | |
Обучение рефлексивной деятельности (4 ч) |
25 | Рефлексия | Рефлексия как способ оценки результатов. Виды рефлексии. Алгоритм рефлексивной деятельности (что получилось, что нет, причины, какие трудности были, что можно сделать иначе) | | | |
26 | Критерии оценки | Критерии оценки способов деятельности, результатов, презентации. | Оценить свою деятельность в проекте | | |
27 | Самоанализ и самооценка | Самоанализ и самооценка выполнения исследования, проекта, КТД. ПР4 | Письменная саморефлексия | | * |
28 | Групповая рефлексия | Обсуждение качества самоанализа на основе письменных работ. Объективность и субъективность | | | * |
Публичное выступление (6 ч) |
29 | Публичное выступление | Особенности выступления перед публикой. Требования к публичному выступлению. Форматы публичных выступлений: доклад, презентация, защита, агитация и т.п. | Подготовить небольшое выступление | | |
30 | Конференция | Организация конференции исследователей. Невербальные средства передачи информации. Импровизированная речь. Ролевая игра | | | * |
31 | Требования | Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, мини-проекту, структуре содержания, оформлению исследования | | | |
32 | Презентация проекта | Разработка презентации по мини-исследованию | | | * |
33 | Творческий отчёт | Выставка результатов творческой деятельности, концерт, праздник. Сценарий | Разработка паспорта мини-проекта | | * |
34 | Защита мини-проекта | Подведение итогов работы над общим проектом и мини-проектами. | Продумать перспективы | | * |
35 | Рефлексия | Оценка деятельности по разработке проектов, определение перспектив развития | | | |
Проектная и исследовательская деятельность предполагает значительный объём работы в послеурочное время, поэтому домашние задания обычно заключаются в проведении или завершении дел, начатых в классе.
Уроки, содержащие практические задания, отмечены * в графе «Факт». Тип уроков в большинстве случаев комбинированный, включает такие формы как лекция, беседа, самостоятельные и групповые работы. Некоторые формы указаны в графе «Содержание».
13