Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Физическая культура»
3 класс
В результате третьего года изучения учебного предмета «Физическая культура» учащиеся научатся:
определять:
символику Олимпийских игр, смысл различных символов;
почему мы гордимся нашими героями-олимпийцами;
ценности олимпизма;
об показатели своего физического развития;
правила измерения длины и массы тела, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания;
правила предупреждения переохлаждения на занятиях по лыжной подготовке и оказания первой помощи;
выполнять правильно изученные:
строевые команды, упражнения, перестроения, игры с элементами строя;
общеразвивающие упражнения (на месте, в движении, с предметами), в том числе с включением сложно-координационных двигательных действий и игр, требующих проявления координации движений, комплекс утренней гигиенической гимнастики, комплекс упражнений для поддержания правильной осанки и укрепления свода стопы;
разновидности бега;
разновидности прыжков, подтягиваний, лазаний и перелазаний, способов метания;
акробатические упражнения и связки;
игровые задания и игры с элементами спортивных игр;
технические приемы и способы передвижения на лыжах;
правильно:
распределять свои силы при ходьбе на лыжах;
выполнять тесты для оценки уровня физической подготовленности (см. табл. № 3), стремиться выполнять их с установкой на индивидуально доступный максимальный результат и оценивать свое физическое развитие и двигательную подготовленность;
оценивать воздействие нагрузки на организм в процессе выполнения упражнений;
добиваться положительной динамики прироста показателей развиваемых физических качеств и двигательных способностей;
регулярно выполнять домашние задания и добиваться повышения результата;
использовать изученные физические упражнения, подвижные игры и элементы спортивных игр в процессе физического самовоспитания.
3 класс
Физкультурные и сопряженные с ними знания
Основы знаний:
Техника безопасности. Правила безопасного поведения на занятиях по физической культуре.
Здоровый физически активный образ жизни. Правила здорового физически активного образа жизни третьеклассника. Двигательный режим третьеклассника в различное время года.
Гигиенические знания. Влияние занятий физическими упражнениями на здоровье и умственную работоспособность третьеклассника.
Методика самостоятельных занятий. Правила выполнения упражнений для повышения умственной работоспособности при подготовке домашних заданий по другим предметам. Упражнения для улучшения и сохранения правильной осанки при выполнении домашних заданий. Основные двигательные способности человека: силовые, скоростные, скоростно-силовые, ловкость, гибкость, выносливость.
Физкультурно-спортивная деятельность и здоровый образ жизни
Строевые упражнения
Выполнение команд, построение в две шеренги, перестроение из двух шеренг в два круга; выполнение команд.
Общеразвивающие упражнения
Общеразвивающие упражнения для развития координации: выпады вперед, в сторону, назад, приседания с разноименными движениями рук (одна в сторону, вторая вперед; одна вверх, вторая в сторону и т.п.); приседания и выпады с одновременными кругами руками; наклоны, выпады и приседания со скакалкой, с палкой в сочетании с движениями предметов; обновленный комплекс утренней гигиенической гимнастики, упражнения с набивным мячом (1 кг), гантелями (0,5 кг).
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: два - три кувырка вперед в группировке; стойка на лопатках; перекат вправо (влево) из стойки на правом (левом) колене, левая (правая) нога в сторону на носок, руки в стороны; из положения лежа на спине "мост".
Лазанье, перелезание, переползание, подтягивание. С бокового или прямого разбега наскок на коня в упор продольно на согнутые руки с последующим поворотом в упор лежа на животе поперек и перемахом двумя ногами в соскок; переползание по-пластунски, на боку. Подтягивания в висе стоя на низкой перекладине.
Упражнения для формирования правильной осанки.
Упражнения в равновесии.
Висы и упоры.
Легкоатлетические упражнения
Ходьба: с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через препятствия, выпадами влево и вправо вперед в сторону, в приседе, переступая через препятствия, скрестным шагом влево и вправо.
Бег: с изменением скорости, в заданном темпе, с преодолением условных препятствий, переменный, с передачей эстафет.
Прыжки: толчком двух ног с поворотом на 180°, в высоту с разбега, с короткой скакалкой на одной ноге, в сторону через резинку, "по классам" попеременно на одной или на двух ногах по заданию.
Метания: набивного мяча (до 0,5 кг) двумя руками от груди вперед-вверх, из положения стоя лицом в сторону метания; снизу вперед-вверх из того же исходного положения на дальность и заданное расстояние; малого мяча с места, из положения стоя лицом в сторону метания на дальность, на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2,5 x 2,5 м) с расстояния 4 - 5 м.
Лыжная подготовка
Передвижение на лыжах: попеременным двухшажным ходом без палок и с палками; подъем "полуелочкой" и "лесенкой" по пологому склону; спуски в высокой и низкой стойке; повороты переступанием в движении, торможение полуплугом, передвижение на лыжах с равномерной скоростью до 1,5 км.
Подвижные игры, игровые задания, игры с элементами спортивных игр
Элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол):
На материале волейбола: подбрасывание мяча; прием и передача мяча; передача мяча сверху двумя руками; прием (ловля) мяча снизу двумя руками на месте и в передвижении; упражнения в парах - прием (ловля) - передача. Пионербол: броски мяча через волейбольную сетку.
На материале баскетбола: подвижные игры; специальные передвижения без мяча и ведение мяча; броски мяча в цель; стойка баскетболиста, перемещение приставным шагом левым, правым боком; остановка после бега; поворот на опорной ноге без мяча; ловля и передачи мяча двумя руками от груди на месте, в движении приставным шагом; ведение мяча на месте и в движении.
На материале мини-футбола: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола; перемещения по площадке без мяча и с мячом, остановки, повороты, ускорения без мяча, удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы; ведение мяча в различных направлениях; удары по воротам; прием и остановка мяча с ближнего расстояния (4 - 5 м).
Строевые упражнения.
Общеразвивающие упражнения для развития координации.
Ходьба. Бег. Прыжки. Метания.
Игры на лыжах: эстафета без палок.
Физическая подготовка и физическое совершенствование
Разностороннее развитие основных двигательных способностей: ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости в различных их сочетаниях. Разностороннее развитие основных двигательных способностей с акцентированным развитием скоростно-силовых способностей ног и способности проявлять их в беге на скорость, при смене направления движения в условиях жесткого лимита времени. Развитие статического равновесия и общей выносливости (мальчики, девочки), статической силовой выносливости сгибателей рук (девочки). Развитие силы разгибателей рук (мальчики, девочки) и гибкости (девочки), динамической силовой выносливости сгибателей туловища (мальчики, девочки), динамической силовой выносливости сгибателей рук и гибкости (мальчики).
Развитие координационных способностей (равновесие статическое, ориентировка в пространстве - мальчики и девочки; точность движений рук и ног - девочки). Усложненные варианты упражнений программы для развития статического равновесия; усложненные варианты общеразвивающих упражнений программы для развития координации движений; усложненные варианты метаний, рекомендованных программой.
Развитие быстроты двигательной реакции (мальчики). Повторный бег с высокого старта по сигналу; смена направления движения по сигналу; стоя лицом к стене на расстоянии 2 - 2,5 м ловля мяча, отскочившего от стены после броска партнера, ловля падающей палки.
Развитие быстроты движений руками, ногами, силовых и скоростно-силовых качеств рук (мальчики и девочки), динамической силовой выносливости (девочки). Имитация бега с максимальной скоростью, имитация ударов боксера с максимальной частотой, подтягивание в положении лежа на груди на наклонной гимнастической скамейке, подтягивание в висе стоя, в висе с помощью партнера и без помощи, передвижение в висе на руках на "рукоходе", на гимнастической перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на бедрах, в упоре лежа на гимнастической скамейке, передвижение на руках по кругу ноги на месте, "тачка"; сгибание и разгибание, поднимание и опускание рук с гантелями (1 - 2 кг), броски и ловля набивного мяча в парах, в тройках, в квадратах (1 - 2 кг); поднимание согнутых и прямых ног в висе на перекладине, приседание с набивными мячами.
Развитие общей выносливости (мальчики). Бег на расстояние за 2, 4, 6 мин (кто больше пробежит); передвижение на лыжах в умеренном темпе 1, 2, 3 км; круговая тренировка по методу "непрерывного упражнения" (ЧСС до 130 - 140 уд./мин).
Тематическое планирование 3 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Знания о физической культуре | 1 час |
1 | Организационно-методические требования на уроках физической культуры. Техника безопасности. Основные двигательные способности человека. | 1 |
Легкая атлетика | 5 часов |
2 | Инструктаж по технике безопасности. Тестирование бега на 30 м с высокого старта. | 1 |
3 | Тестирование челночного бега 3х10 м. Тестирование прыжка в длину с места. | 1 |
4 | Тестирование метания мешочка (мяча) на дальность. | 1 |
5 | Прыжок в длину с разбега. ГТО: тестовые упражнения | 1 |
6 | Тестирование метания малого мяча на точность. | 1 |
Знания о физической культуре | 1 час |
7 | Символика Олимпийских игр. Ценности олимпизма. | 1 |
Подвижные и спортивные игры | 1час |
8 | Инструктаж по технике безопасности. Спортивная игра «Футбол». | 1 |
Легкая атлетика | 5 часов |
9 | Инструктаж по технике безопасности. Равномерный бег 4 минуты. | 1 |
10 | Бег по пересеченной местности. Преодоление малых препятствий. | 1 |
11 | Равномерный бег 5 минут. Развитие выносливости. | 1 |
12 | Равномерный бег 6 минут. Бег с преодолением препятствий. | 1 |
13 | Бег 1000 м на результат. | 1 |
Гимнастика с элементами акробатики | 4 часа |
14 | Тестирование наклона вперед из положения стоя. | 1 |
15 | Тестирование подъёма туловища из положения лежа. | 1 |
16 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись. | 1 |
17 | Тестирование виса на время. | 1 |
Подвижные и спортивные игры | 4 часа |
18 | Футбольные упражнения. | 1 |
19 | Футбольные упражнения в парах. | 1 |
20 | Контрольный урок по спортивной игре «Футбол». | 1 |
21 | Подвижная игра «Осада города», «Перестрелка». | 1 |
Гимнастика с элементами акробатики | 8 часов |
22 | Инструктаж по технике безопасности. Кувырок вперед. Перекаты. | 1 |
23 | Кувырки вперед в группировке. | 1 |
24 | Стойка на лопатках, «мост». | 1 |
25 | Опорный прыжок, лазание. | 1 |
26 | Лазанье по канату в три приема. Лазанье по наклонной гимнастической скамье. | 1 |
27 | Перелезания, подтягивания. | 1 |
28 | Равновесие. | 1 |
29 | Висы и упоры. Строевые упражнения. | 1 |
Знания о физической культуре | 1 час |
30 | Правила измерения длины и массы тела, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания. | 1 |
Подвижные и спортивные игры | 5 часов |
31 | Инструктаж по технике безопасности. Подвижные игры на материале баскетбола. Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель. Игра «Мяч среднему». | 1 |
32 | Броски и ловля мяча в парах. Стойка баскетболиста. Эстафеты с мячом. | 1 |
33 | Ведение мяча на месте и в движении. Игра «Передал - садись». | 1 |
34 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении в тройках по кругу. Игра «Борьба за мяч». | 1 |
35 | Ведение мяча с изменением направления. Бросок двумя руками от груди. Броски в цель (кольцо, щит, мишень). Игра «Снайперы». | 1 |
Лыжная подготовка | 12 часов |
36 | Инструктаж по технике безопасности. Ступающий и скользящий шаг на лыжах без лыжных палок. | 1 |
37 | Ступающий и скользящий шаг на лыжах с лыжными палками. | 1 |
38 | Попеременный двухшажный ход на лыжах без палок. | 1 |
39 | Попеременный двухшажный ход на лыжах с палками. | 1 |
40 | Повороты переступанием в движении. | 1 |
41 | Подъём «полуелочкой» и «елочкой», спуск под уклон в основной стойке на лыжах. | 1 |
42 | Спуски в высокой и низкой стойке. | 1 |
43 | Подъём «лесенкой» и торможение «плугом» на лыжах. | 1 |
44 | Передвижение и спуск на лыжах «змейкой». | 1 |
45 | Подвижная игра на лыжах «Накаты». | 1 |
46 | Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах. | 1 |
47 | Контрольный урок по лыжной подготовке. | 1 |
Подвижные и спортивные игры | 10 часов |
48 | Инструктаж по технике безопасности. Подвижные игры на материале волейбола. Подбрасывание мяча. Прием и передача мяча. | 1 |
49 | Передача мяча сверху двумя руками. Прием (ловля) мяча снизу двумя руками. | 1 |
50 | Прием (ловля) мяча снизу двумя руками на месте и в передвижении. | 1 |
51 | Броски мяча через волейбольную сетку. Подвижная игра «Вышибалы через сетку». | 1 |
52 | Подвижная игра «Пионербол». | 1 |
53 | Подвижные игры «Горячая линия», «Штурм». | 1 |
54 | Подвижные игры «Знамя за знамя», «Марш с закрытыми глазами». | 1 |
55 | Подвижная игра «Флаг на башне». | 1 |
56 | Спортивная игра «Футбол». | 1 |
57 | Эстафеты. Развитие координационных способностей. | 1 |
Знания о физической культуре | 1 час |
58 | Легкая атлетика как вид спорта. | 1 |
Легкая атлетика | 10 часов |
59 | Инструктаж по технике безопасности. Равномерный бег 5 минут. Тестирование прыжка в длину с места. | 1 |
60 | Равномерный бег 5 минут. Бег по пересеченной местности. | 1 |
61 | Равномерный бег 6 минут. Бег с преодолением препятствий. | 1 |
62 | Равномерный бег 6 минут. Тестирование метания малого мяча на точность. | 1 |
63 | Равномерный бег 6 минут. Тестирование метания мешочка (мяча) на дальность. | 1 |
64 | Разновидности ходьбы. Бег с ускорением. Тестирование бега на 30 м с высокого старта. | 1 |
65 | Развитие скоростных способностей. Беговые упражнения. Тестирование челночного бега 3х10м. | 1 |
66 | Метание набивного мяча вперед-вверх. Бег на 1000 м на результат. | 1 |
67 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (2,5х2,5) с расстояния 4 – 5 м. Эстафеты. | 1 |
68 | Полоса препятствий. ГТО: тестовые упражнения | 1 |