областное государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Решемская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
155840 Ивановская область, Кинешемский район, с. Решма,
ул. Ленина, д. 14
Тел, факс 8-(49331)98277 8-(49331)98296, 98277, 98271
е-mail: [email protected]
«Согласовано» Руководитель МО Учителей- предметников ___________ подпись Протокол ______ от «___»____20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР Рыбина Н.В. ___________ подпись «___»____20__г. | Утверждаю Директор ОГКОУ Решемская школа- интернат ___________Н.А Бизеева Приказ №___ от «__»___20__г. |
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Учитель: Зеленов И.В.
с. Решма
2024-2025 уч.г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО , утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Физическая культура».
Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи обучения:
воспитание интереса к физической культуре и спорту;
овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности);
воспитание нравственных качеств и свойств личности;
содействие военно- патриотической подготовке.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» в 9 классе определяет следующие задачи:
совершенствование ранее изученной техники выполнения строевых команд;
формирование умения подобрать разбег для прыжков и метания мяча на дальность;
совершенствование техники легко - атлетических упражнений;
совершенствование умений выполнять физические упражнения с предметами, с элементами акробатики и гимнастических на снарядах;
совершенствование умений передвигаться на лыжах изученными способами;
совершенствование техники и приемов в спортивных играх;
формирование мотивации к здоровому образу жизни;
формирование способности объективно оценивать свои возможности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
самостоятельное выполнение упражнений;
занятия в тренирующем режиме;
развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
В связи с увеличением индивидуальных различий обучающихся дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений.
В процессе проведения уроков физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания.
При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.
В процессе совершенствования двигательных навыков в единстве с воспитанием двигательных качеств используются метод расчленено-конструктивного и целостно-конструктивного упражнения.
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов |
Гимнастика и акробатика | 14 |
Лёгкая атлетика | 23 |
Лыжная подготовка | 12 |
Волейбол | 9 |
Баскетбол | 10 |
Итого: | 68 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости, отслеживание результатов параолимпийских игр, специальной олимпиады международного и федерального уровней;
испытание чувства гордости школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
Предметные:
Минимальный уровень:
демонстрировать знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;
демонстрировать правильную осанку; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;
понимать влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;
планировать занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя);
выбирать (под руководством учителя) спортивную одежду и обувь в зависимости от погодных условий и времени года;
знать основные физические качества человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация;
демонстрировать жизненно важные способы передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);
определять индивидуальные показатели физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя);
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и учебной деятельности;
демонстрировать акробатические и гимнастические комбинации из числа усвоенных (под руководством учителя);
участвовать со сверстниками в подвижных и спортивных играх;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
иметь представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
оказывать посильную помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;
применять спортивный инвентарь, тренажерных устройств на уроке физической культуры.
Достаточный уровень:
иметь представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе о Параолимпийских играх и Специальной олимпиаде;
выполнять общеразвивающие и корригирующие упражнения без предмета: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;
выполнять строевые действия в шеренге и колонне;
знать виды лыжного спорта, демонстрировать технику лыжных ходов; знать температурные нормы для занятий;
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
знать и измерять индивидуальные показатели физического развития (длина и масса тела),
подавать строевые команды, везти подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя);
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на доступном техническом уровне;
участвовать в подвижных играх со сверстниками, осуществлять их объективное судейство; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
знать особенности физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
доброжелательно и уважительно объяснять ошибки при выполнении заданий и предлагать способы их устранения;
объяснять правила, технику выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки (с помощью учителя);
пользоваться спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;
правильно ориентироваться в пространстве спортивного зала и на стадионе;
правильно размещать спортивные снаряды при организации и проведении подвижных и спортивных игр.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 9 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.
В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей.
В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 9 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре.
Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся.
Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и физических качеств.
Тесты для обучающихся в 9 классе:
бег 100м;
прыжок в длину с места;
сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (мальчики);
наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке;
поднимание туловища, лёжа на спине, руки за голову;
бег на 500 м.; 1000 м;
При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей обучающихся конкретного класса. Возрастных нормативов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нет. Учитель руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала.
Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты)
усвоения физических умений и развития физических качеств
у обучающихся 9 класса
Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом возможностей дифференцированных групп обучающихся.
1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального состояния обучающихся, уровня физического развития.
2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения умений, навыков и уровня физической подготовленности.
Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка, свисток, флажок.
Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даёт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов:
1. Бег на 100 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги.
3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола максимальное количество раз.
4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное количество раз.
5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу:
а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая колени.
6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.).
7. Преодолеть расстояние за наименьшее время: бег на 1000 м
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов:
1. Бег 100 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги.
3. Удерживание «планки» в упоре лёжа на предплечьях, по состоянию здоровья, по возможности.
4. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен.
5. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук.
6. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени.
Учебные нормативы* и испытания (тесты)
развития физических качеств, усвоения умений, навыков
по адаптивной физической культуре (9 класс)
№ п./п. | Виды испытаний (тесты) | Показатели |
Учащиеся | Мальчики | Девочки |
Оценка | «3» | «4» | «5» | «3» | «4» | «5» |
1 | Бег 100 м. (сек.) | 14,7/18,0 | 14,3/17,4 | 13,9/17,0 | 18,2/20,5 | 17,8/20,0 | 16,5/19,5 |
2 | Поднимание туловища из положения, лёжа на спине (количество раз за 1м.) | 28/22 | 38/29 | 48/37 | 18/12 | 28/17 | 35/25 |
3 | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.) | 185/130 | 205/140 | 225/160 | 155/105 | 165/125 | 180/145 |
4 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (количество раз) | 20/9 | 24/10 | 30/12 | 8/5 | 9/6 | 15/8 |
5 | Наклон вперёд из и.п. стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке (см ниже уровня скамейки) | +4 | +6 | +12 | +5 | +7 | +15 |
6 | Бег на 1 км (мин, сек.) | 5,35/6,50 | 5,15/6, 20 | 4,35/5,36 | 6,15/8,05 | 5,53/7,30 | 5,16/6,40 |
Календарно-тематическое планирование
Кол-во часов по теме | № урока по теме | № урока | Темы программы | Дата проведения |
План | Факт |
23/7 | | | 1 четверть Лёгкая атлетика | | |
| 1. | 1. | Ходьба на скорость с переходом на бег и обратно. | 03.09 | |
| 2. | 2. | Бег на скорость на 100 м. | 04.09 | |
| 3. | 3. | Контрольные испытания: пресс, подтягивание, отжимание. | 10.09 | |
| 4. | 4. | Прыжок в длину способом «согнув ноги» | 11.09 | |
| 5. | 5. | Метание мяча с различных исходных положений. | 17.09 | |
| 6. | 6. | Бег на 60 метров – 4 раза за урок. | 18.09 | |
| 7. | 7. | Бег на средние дистанции (800 м) | 24.09 | |
9. | | | Волейбол | | |
| 1. | 8. | Приём мяча снизу у сетки. | 25.09 | |
| 2. | 9. | Отбивание мяча снизу через сетку на месте и в движении. | 01.10 | |
| 3. | 10. | Нижняя прямая подача. | 02.10 | |
| 4. | 11. | Верхняя прямая подача | 08.10 | |
| 5. | 12. | Прямой нападающий удар через сетку с шага. | 09.10 | |
| 6. | 13. | Блокирование мяча. | 15.10 | |
| 7. | 14. | Прыжки вверх с места, с шага, с трёх шагов. | 16.10 | |
| 8. | 15. | Передача мяча в тройках. | 22.10 | |
| 9. | 16. | Учебная игра | 23.10 | |
10. | | | 2 четверть Баскетбол | | |
| 1. | 17. | Ловля и передача мяча двумя и одной рукой в движении. | 05.11 | |
| 2. | 18. | Ведение мяча с изменением направлений. | 06.11 | |
| 3. | 19. | Вырывание и выбивание мяча. | 12.11 | |
| 4. | 20. | Бросок по корзине двумя руками от груди и в движении. | 13.11 | |
| 5. | 21. | Бросок мяча одной рукой от плеча в движении. | 19.11 | |
| 6. | 22. | Повороты в движении без мяча и после получения мяча. | 20.11 | |
| 7. | 23. | Ловля мяча при отскоке от щита. | 26.11 | |
| 8. | 24. | Понятие о «тактике игры». | 27.11 | |
| 9. | 25. | Правила судейства. | 03.12 | |
| 10. | 26. | Учебная игра по упрощённым правилам. | 04.12 | |
14/6 | | | Гимнастика, акробатика | | |
| 1. | 27. | Лазание по гимнастической стенке различными способами | 10.12 | |
| 2. | 28. | Разновидности ходьбы, прыжков, поворотов на рейке перевёрнутой скамейке. | 11.12 | |
| 3. | 29. | Прыжок через козла в длину способом «согнув ноги». | 17.12 | |
| 4. | 30. | Вис на одной руке на время. | 18.12 | |
| 5. | 31. | Упражнения с набивными мячами | 24.12 | |
| 6. | 32. | Подтягивание на перекладине | 25.12 | |
12. | | | 3 четверть Лыжная подготовка | | |
| 1. | 33. | Виды лыжного спорта. Техника лыжных ходов. | 14.01 | |
| 2. | 34. | Одновременный 2-х шажный ход. | 15.01 | |
| 3. | 35. | Одновременный одношажный ход. | 21.01 | |
| 4. | 36. | Одновременный бесшажный ход. | 22.01 | |
| 5. | 37. | Спуск в средней и высокой стойке. | 28.01 | |
| 6. | 38. | Преодоление бугров и впадин. | 29.01 | |
| 7. | 39. | Поворот на параллельных лыжах при спуске на лыжне. | 04.02 | |
| 8. | 40. | Повторное передвижение в быстром темпе | 05.02 | |
| 9. | 41. | Прохождение на скорость отрезка до 100 м. (4-5 раз за урок). | 11.02 | |
| 10. | 42. | Лыжные эстафеты (по кругу 400-500 м). | 12.02 | |
| 11. | 43. | Передвижение на лыжах на дистанцию до 2 км. (девочки), до 3 км. (мальчики). | 18.02 | |
| 12. | 44. | Игры на лыжах. | 19.02 | |
14/8 | | | Гимнастика, акробатика | | |
| 7. | 45. | Вис на гимнастической стенке, хватом сверху, подтягивание. | 25.02 | |
| 8. | 46. | Лазание по канату различными способами на скорость. | 26.02 | |
| 9. | 47. | Упражнения на преодоления сопротивления. | 04.03 | |
| 10. | 48. | Преодоление полосы препятствий. | 05.03 | |
| 11. | 49. | Прыжок боком через коня. | 11.03 | |
| 12. | 50. | Совершенствование длинных, коротких кувырков вперёд, назад. | 12.03 | |
| 13. | 51. | Кувырок через левое (правое) плечо. | 18.03 | |
| 14. | 52. | Стойка на руках. | 19.03 | |
23/16 | | | 4 четверть Лёгкая атлетика | | |
| 8. | 53. | Упражнения в беге на отрезках до 50 м | | |
| 9. | 54. | Прыжок в высоту способом «перешагивание». | | |
| 10. | 55. | Медленный бег до 10-12 минут | | |
| 11. | 56. | Пешие переходы по пересечённой местности от 3 до 4 км. | | |
| 12. | 57. | Прыжок в высоту с разбега способом «перекидной». | | |
| 13. | 58. | Эстафетный бег с этапами до 100 метров | | |
| 14. | 59. | Метание мяча с разбега на дальность | | |
| 15. | 60. | Кроссовый бег 800 и 1000 метров. | | |
| 16. | 61. | Прыжки на скакалке до 2-х минут | | |
| 17. | 62. | Бег с преодолением препятствий | | |
| 18. | 63. | Повторное прохождение отрезков | | |
| 19. | 64. | Контрольные испытания: пресс, подтягивание, отжимание. | | |
| 20. | 65. | Совершенствование эстафетного бега. | | |
| 21. | 66. | Толкание ядра. | | |
| 22. | 67. | Метание гранаты в цель и на дальность. | | |
| 23. | 68. | Кросс – мальчики 1000 м, девочки 800 метров. | | |
Список литературы
Е.С.Черник «Физическая культура во вспомогательной школе», 1997 г. Москва, «Учебная литература».
Ю.Д.Железняков «Спортивные игры», 2001 г. Москва, Издательский центр «Академия»
Г.А.Колодницкий «Лёгкая атлетика», 2011г. Москва, «Просвещение».
Е.М.Лутковский, и А.А.Филиппов «Лёгкая атлетика», 1977 г. Москва «Физкультура и спорт».
И.А.Винер «Гимнастика», 2011г. Москва, «Просвещение».
Периодические издания «Физкультура в школе» 2016-2017г. и «Спорт в школе» 2016-2017г.
Государственная программа под редакцией Воронковой В.В. , (автор –В. Н.Белов, В.С.Кувшинов, В.М.Мозговой ) 2014 г., Москва, «Владос»