Муниципальное образование «Иволгинский район»
«Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Поселья»
«Рассмотрено» Руководитель МО ______ Басурманова О.Л. Протокол № __ от «_____»__________202__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ Поселья»: ________Цыдыпова Г.Р. «____» __________ 202___г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ Поселья» _________Ширапов Б.К. Приказ №____ от «____» ________ 202__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Геометрия»
Класс: 8А, 8Б, 8Г
Уровень образования – основное общее образование
Уровень изучения предмета – базовый уровень
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 2 ч./неделю, всего – 68 ч/год
Рабочую программу составил(ла): Буянтуева Г.В. учитель математики
Поселье,
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); закона «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями); постановления Правительства Республики Бурятия от 21.05.1996 г. №163 «Об утверждении Концепции национально-регионального компонента государственного стандарта образования»; с учетом Концепции математического образования и ориентирована на УМК Геометрия: 7-9 класс /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2020.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Курс геометрии 7-9 классов является подготовительным этапом к изучению стереометрии в 10-11 классе.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе обучения модуля «Геометрии» по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
формирование пространственных представлений; развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ «СОШ Поселья», календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год для 8В класса, предусматривает обучение в объеме 2 часов в неделю, всего 68 часов в год (34 недели), соответствует базовому уровню изучения учебного материала.
Курс геометрии 8-го класса характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет продолжить работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Учебник состоит из 14 глав, содержащих 131 тему. После каждого параграфа предлагается система вопросов, контролирующих усвоение теоретического материала и практические задания. Текст учебника хорошо структурирован. Все это позволяет интенсифицировать учебный процесс, вводит в него элементы лекционно-семинарских занятий, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса «Геометрия»
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего
поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
У учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для
развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативнсть мышления, инициативы, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
Регулятивные
Учащиеся научатся
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
учиться работать по предложенному учителем плану
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправлять ошибки с помощью учителя
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Учащиеся получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью,
направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях
(геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в
устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить
классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных
представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решен ия
геометрических и практических задач;
умение вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них);
умение решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
умение проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их
использования;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
Учащиеся получат возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;
овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и
исследование.
Содержание учебного курса геометрии 8 класса
Повторение курса геометрии 7 класса (3 часа)
Углы. Виды и свойства углов. Равнобедренный трецугольник. Свойства и признак равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников, прямоугольных треугольников. Свойства прямоугольного треугольника. Признаки и свойства параллельных прямых.
Глава V. Четырехугольники (14 ч)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Глава VI. Площадь (14 ч )
Понятие площади многоугольника. Площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Формула Герона.
Глава VII. Подобные треугольники (18 ч)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава VIII. Окружность (16ч)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Повторение. Решение задач. (3 ч)
Итого - 68 часов
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
Геометрия 8А класс
2 часа в неделю, 68 часов в год
№ урока п/п | № урока по теме | Дата план | Дата факт | Тема урока, раздела | Кол-во часов |
Повторение курса геометрии 7 класс | 3 |
1 | 1-2 | 1-3.09 | | Повторение и систематизации учебного материала | 2 |
2 | 3 | 6-10.09 | | Входная контрольная работа | 1 |
Четырехугольники | 14 |
3 | 4-5 | 6-17.09 | | Многоугольники | 2 |
4 | 6-11 | 13-01.10 | | Параллелограмм и трапеция | 6 |
5 | 12-15 | 4-15.10 | | Прямоугольник, ромб, квадрат | 4 |
6 | 16 | 18-22.10 | | Решение задач | 1 |
7 | 17 | 18-22.10 | | Контрольная работа №1 | 1 |
Площадь | 14 |
8 | 18-19 | 25-12.11 | | Площадь многоугольника | 3 |
9 | 20-25 | 15-03.12 | | Площади параллелограмма, треугольника, трапеции | 5 |
10 | 26-28 | 6-17.12 | | Теорема Пифагора | 3 |
11 | 29-30 | 13-17.12 | | Решение задач | 2 |
12 | 31 | 20-24.12 | | Контрольная работа №2 | 1 |
Подобные треугольники | 18 |
13 | 32-33 | 20-14.01 | | Определение подобных треугольников | 4 |
14 | 34-38 | 17-04.02 | | Признаки подобия треугольников | 4 |
16 | 39-45 | 7-25.02 | | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 5 |
17 | 46-48 | 28-11.03 | | Соотношение между углами и сторонами прямоугольного треугольника | 4 |
18 | 49 | 7-11.03 | | Контрольная работа №3 | 1 |
Окружность | 15 |
19 | 50-52 | 14-25.03 | | Касательная к окружности | 3 |
20 | 53-56 | 4-15.04 | | Центральные и вписанные углы | 4 |
21 | 57-59 | 11-22.04 | | Четыре замечательные точки | 3 |
22 | 60-64 | 18-06.05 | | Вписанная и описанная окружности. Решение задач | 4 |
23 | 65 | 10-13.05 | | Контрольная работа №4 | 1 |
Решение задач. Повторение | 4 |
24 | 66 | 16-20.05 | | Четырехугольники. Площадь | 2 |
26 | 67 | 23-27.05 | | Окружность | 1 |
27 | 68 | 23-31.05 | | Повторение и систематизация пройденного материала Итоговая контрольная работа | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса и Интернет-ресурсов:
Учебно-методическая литература:
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2020.
Атанасян, Л.С. Изучение геометрии в 7-9 кл.: Методические рекомендации для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. –М.: Просвещение, 2020.
Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии за 8 класс. – М.: Просвещение, 2020.
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна. 8 класс. – М.: Просвещение, 2019.
Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 8 класс./ А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершов / Москва. Издательство «Илекса».2018
Материально-техническое обеспечение: оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными изданиями, учебно-практическим, учебно-лабораторным оборудованием, информационно-коммуникативными средствами: проектор, интерактивная доска, компьютер, МФУ, флеш-накопители.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
Федеральный государственный образовательный стандарт - https://fgos.ru/
Реестр примерных основных общеобразовательных программ - https://fgosreestr.ru/
Глоссарий ФГОС - https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html
Закон РФ «Об образовании» - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Концепция математического образования - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/
Федеральный портал «Российское образование» - https://portalobrazovaniya.ru/?yclid=4544400445978205354
Федеральный портал «Информационнокоммуникационные технологии в образовании» - http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/360/65360/36735
Всероссийский интернет-педсовет - https://pedsovet.org/beta
Перечень электронно-образовательных ресурсов - http://smollpo.edu22.info/documents/peretsen.pdf
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
Российское образование. Федеральный портал - http://www.edu.ru/
В помощь учителю. Федерация интернет-образования - http://som.fio.ru/
Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников - http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=1165
Учитель.ру – Федерация интернет-образования - http://teacher.fio.ru/
Электронные бесплатные библиотеки - http://allbest.ru/mat.htm
Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)- http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284
Математика online- http://mathem.by.ru/index.html
УРОК.РФ — педагогическое сообщество https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/
Он-лайн школа Фоксфорд - https://foxford.ru/
Interneturok.ru — открытые уроки по всем предметам школьной программы-https://interneturok.ru/
Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/
9