муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Принята на заседании педагогического совета «23» августа 2021 Зам.директора по ВР Давыдова О.Э. | УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ СШ №17 им. И.П. Склярова от 23.08.2021 №133 |
«Средняя школа № 17 им. И.П. Склярова»
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно – эстетической направленности
«Гончар»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год (1 год)
Автор-составитель: Козлова Т.А.
Учитель иностранных языков
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Гончарное дело» это общеразвивающая программа художественно - эстетического направления. Необходимым условием построения системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир учащихся, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.
Огромную роль в воспитании патриотизма, национальной гордости играет народная глиняная игрушка. Она уникальна по своей выразительности и пластичности. В ней важно всё: и целостное воздействие образа на воображение и отдельные элементы ритма, и яркость, и внешняя броскость.
Программа кружка «Гончарное дело» программа развития обучающихся через погружение в процесс лепки и росписи глиняных изделий.
Целью программы является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, способность к самовыражению, сформировать эстетический опыт, создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся овладение знаниями и представлениями о гончарном ремесле.
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Работа с глиной, самый распространенный природный материал, способствует раскрытию потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Отличительной особенностью программы является в объединении традиций русского народа в изготовлении изделия из глины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося. Глина – это благодатный материал. Учащиеся развивают мелкую моторику руки, творческое воображение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства. Маленькие комочки глины творят чудеса: рука становится твёрже, уверенней, движения точнее. Именно поэтому так важны занятия кружка для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Художественно-творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, расширяет общий кругозор, реализует познавательные интересы, развивает личность детей.
Содержание занятий выстроено с нарастанием сложности выполнения технологического процесса. Воспитание и обучение в кружке осуществляется в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. воспитанник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового, а также знания, полученные на уроках рисования, труда, естествознания. А также разработаны технологические карты для зрительного восприятия и улучшения качества изготовления. Программа включает теоретическую и практическую работу. Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, может меняться, в зависимости от заготовленного материала, от умения и навыков воспитанников.
Объем программы рассчитан на 1 год обучения 74 часа.
Цель и задачи программы.
формирование и развитие творческих способностей учащихся, формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
- обеспечить более высокий уровень, социально-нравственного, художественно-
эстетического и познавательного развития;
- создать обучающимся возможности для взаимодействия и общения с широким кругом людей
старше и младше их
- улучшать знание и понимание обучающимися закономерностей и принципов окружающей их
среды, общества и мира посредством общения с людьми, использования медиа- и интернет-
технологий.
Форма обучения очная
Методы обучения:
Словесные | Наглядные | Практические |
Устное изложение | Показ пособий, презентации, видео | Выполнение заданий по образцу |
Беседа, объяснение | Показ приемов лепки | работа с материалом |
Анализ, рефлексия | Показ работ, защита | Проявление творческого потенциала, индивидуальные работы |
Тип занятий кружка: комбинированный, практический
Форма занятий. Занятия проводятся в игровой форме, с использованием презентаций, экскурсии, подведением итогов-выставка.
Режим занятия кружка. Занятия проводятся по 2 часа. Количество детей в учебной группе – не более 15 человек. Такое количество обучающихся обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку. Группа смешанного состава, разновозрастная - это обусловлено спецификой работы. Старшие дети помогают младшим в процессе обучения помощь в закреплении нового учебного материала, помощь в перемещении материалов и приспособлений для лепки, помощь в выполнении работ.
Оборудование: Лапшерезка, информационные плакаты, глина, иллюстрации, стеки, компьютер, проектор, печь, гончарный станок, наждачная бумага, деревянные досочки, клей ПВА, лак, клеёнка, фартуки, нарукавнички, салфетки влажные.
Наполняемость группы: 15 человек.
Теоретические занятия могут проходить с применением дистанционных образовательных технологий, например, посредством программы (Skype, Zoom и др.), записи лекций. Такая двухсторонняя форма коммуникации позволяет обучающимся, не имеющим возможности посещать все занятия в силу различных обстоятельств, получить доступ к изучению программы. Все занятия (кроме вводного) имеют практико-ориентированный характер. Каждый учащийся может работать как индивидуально над собственными учебными творческими проектами, так и над общим в команде.
В процессе реализации программы педагог использует следующие формы проведения занятий:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
работа в парах.
Содержание учебно-тематического плана.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с правилами техники безопасности и поведения, распорядком занятий. 2часа.
Тема 2. Особенности работы с глиной. Беседа о глине, особенности работы с ней, пригодность глины для лепки. Знакомство с работой муфельной печи. Инструменты. Практическая часть заготовка, приготовление глины к формовке. Освоение приёмов лепки, скатывание, раскатывание, вдавливание, сплющивание, оттягивание. 12 часов
Тема 3. Способы ручной лепки. Знание различных способов формования изделий. Овладевают знаниями формования из целого куска способом вдавливания. Дети обучаются правильно раскатывать жгут разной толщины. Слепливание жгутов в форму сосуда.
Обучение набивки и раскатыванию пласта из глины. Учимся использовать инструменты при работе с пластом глины. (линейка, стек, скалка) Слепка простейших геометрических форм из пластов (используем шликер). Применяем комбинирование при лепке животных.Практическая часть. Лепка различной посуды. Итого 16 часов.
Тема 4. Народный промысел, народные игрушки. Краткое знакомство с центрами народных промыслов керамики. Разнообразие глиняных игрушек: Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево. Каргопольские мастера. Необычные филимоновские игрушки. Дымковская игрушка. Праздник «Свистунья». Заново открытая абашевская игрушка.
Практическая часть. Лепка по образцу каргопольской птицы «Сирин», филимоновской птицы «Петушок», дымковского «Коня», особенности росписи народных игрушек. 10 часов
Тема 5. Роспись изделий. Знакомство с особенность росписи, индивидуальностью каждого промысла. Значение цвета, орнамента игрушки.
Практическая часть. Роспись изделий. 8 часов
Тема 6. Свободное творчество. Подбор материала, составление композиций. Практическая часть. Изготовление сувенирных игрушек, композиций, панно. Лепка изделий на районную выставку. Лепка на свободную тему. Роспись изделий, оформление работ. 4 часа.
Тема 7. Работа на гончарном круге. Техника безопасности и технология работы на гончарном круге. Подготовка материала к работе (вязкость глины, содержание примесей). Приёмы работы на круге. (центровка, выдавливание, вытягивание стенок сосуда). Лепка сосудов разной формы. Достижение правильной толщины, стабильности формы
Практическая часть. Самостоятельное формование предметов кухонной утвари. 18часов
Тема 8. Работа с глиной изготовление подарков. Практическая часть. Формование ручное, на гончарном круге изделий по желанию для подарков родным Роспись на свободную тему.4часа.
Учебно- тематический план:
№ | | Тема занятия | Оборудование | количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности при работе с глиной, инструментами. | Инструкции, плакаты | 2 | 1 | 1 |
| 2 | Особенности работы с глиной. | | 12 | 4 | 8 |
2. | | Глина-это природный материал. | Плакаты, инструменты, глина | 2 | 1 | 1 |
3 | | Способы заготовки глины | карьер | 2 | 1 | 1 |
4 | | Хранение глины, просеивание, удаление примесей | мастерская | 2 | | 2 |
5 | | Особенности сушки и обжига. | печь | 2 | 1 | 1 |
6 | | Знакомство с муфельной печью. | | 2 | 1 | 1 |
7 | | Инструменты для формовки, знакомство с декорирующими материалами. | Плакаты, иллюстрации | 2 | | 2 |
| 3 | Способы ручной лепки. | Плакат, глина | 16 | 5 | 11 |
8 | | Формование из цельного куска. «Чаша» | Глина, образцы из глины | 2 | | 2 |
9 | | Лепка из пластов глины. «Карандашница» | Глина, плакаты, иллюстрации, образцы | 2 | | 2 |
10 | | Лепка из жгутов. «Ваза» | Глина, плакаты, иллюстрации, образцы. | 2 | 1 | 1 |
11 | | Лепка пластин рельефом путем выбирания глины. | ТСО, плакаты, глина | 2 | 1 | 1 |
12 | | Лепка пластин путем наложения рельефа. | Плакат, иллюстрации, глина | 2 | 1 | 1 |
13 | | Комбинированный способ лепки. | Плакат, стеки, глина | 2 | 1 | 1 |
14 | | Композиция. Форма и цвет. Настроение и образ. | Плакат, иллюстрации, глина | 2 | 1 | 1 |
15. | | Выполнение общей композиции из нескольких фигур. | Плакат, стеки, глина | 2 | | 2 |
| 4 | Народный промысел, народные игрушки. | | 10 | 4 | 6 |
16. | | Центры народных промыслов. Разнообразие глиняных игрушек. | Плакат, иллюстрации, глина | 2 | 1 | 1 |
17 | | Лепка каргопольских игрушек. Птица «Сирин». | ТСО, муляжи, картины, глина, | 2 | 1 | 1 |
18 | | Филимоновские игрушки. Особенности лепки Лепка животных. «Козлик» | Образец, ТСО, глина | 2 | 1 | 1 |
19 | | Животный мир. Тверская игрушка (петушок) | Образец, плакаты, презентация | 2 | | 2 |
20. | | Чудо - дымка. Лепка дымковской барыни | Образец, плакаты, презентация | 2 | 1 | 1 |
| 5 | Роспись изделий в народном стиле | | 8 | 3 | 5 |
21 | | Особенности росписи дымковской игрушки. | Презентация, образцы, глина | 2 | 1 | 1 |
22 | | Роспись, значение цвета, линий орнамента филимоновских игрушек. | Плакаты, образцы | 2 | | 2 |
23. | | Роспись каргопольских изделий. О чем говорят цвета. | Презентация, образцы, глина | 2 | 1 | 1 |
24 | | Гжельская роспись | плакаты | 2 | 1 | 1 |
| 6 | Свободное творчество | | 4 | | 4 |
25 | | Изготовление сувениров, изделий различной тематики для районной выставки. | плакат | 2 | | 2 |
26 | | Роспись изделий | презентации | 2 | | 2 |
| 7 | Работа на гончарном круге «Вот пришли мы к гончару…» | | 18 | 4 | 14 |
27 | | Техника безопасности при работе на гончарном круге. | инструкция | 2 | 1 | 1 |
28 | | Способ отцентровки глины на гончарном круге | Гончарный круг, глина | 2 | 1 | 1 |
29 | | Формование чаши (на гончарном круге) | Гончарный круг, глина | 2 | | 2 |
30 | | Формование вазы (на гончарном круге) | Гончарный круг, глина | 2 | | 2 |
31 | | Изготовление пиалы, её декорирование и обточка | Гончарный круг, | 2 | | 2 |
32 | | Горшочек (на гончарном круге) | Гончарный круг | 2 | | 2 |
33 | | Самостоятельная лепка изделия по выбору | Гончарный круг | 2 | | 2 |
34 | | Роспись изделий по выбору | Кисти, краски | 2 | | 2 |
35 | | Выставка изделий, защита работ, подведение итогов. | | 2 | 2 | |
| 8 | Работа с глиной изготовление подарков | | 4 | | 4 |
36 | | Изготовление изделий подарков для родственников | глина | 2 | | 2 |
40 | | Роспись и подарков на свободную тематику. | краски | 2 | | 2 |
| | итого | | 74 | 21 | 53 |
Планируемые предметные результаты освоения программы:
В результате обучения по программе ребенок: | В результате обучения по программе у ребенка |
Будет знать теорию сушки и обжига изделий | Будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, способность контролировать свои действия |
Будет уметь формовать глину различным способом | Будут развиты творческие способности, умение видеть красоту, создавать её. |
Будет иметь представления о народном промысле глиняной Тверской, Дымковской, Каргопольской, Филимоновской игрушке. | Будет воспитано уважение к нормам коллективной работы, способность помочь товарищу, способность отстаивать свое мнение |
Овладеет понятиями промин глины, центровка глины на гончарном кружке | Будет сформирована устойчивая потребность, трудится творчески, стремится к новым возможностям |
Получит навыки формования изделий на гончарном круге. | Умение провести самооценку |
Расширит представления о традициях народов России, народном искусстве. | |
Научится делать самостоятельно подарки, сувениры из глины | |
Реализация программы кружка «Гончарное дело» обеспечивается:
· доступом каждого учащегося к инструментам для формования глины и непосредственно к глине;
· учебой лабораторией, оснащенной средствами формования глины, столами, стульями, гончарными кругами, муфельной печью, полотенцами, халатами.
. созданы условия для хранения, своевременной заготовки и использования глиняной массы.
Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Занятия по гончарному делу способствуют решению коррекционных задач: развитию наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной и двигательной памяти. Работа с глиной прекрасно развивает тактильные и моторные навыки, чувство формы и объема, позволяет приобщиться к древнейшему искусству. Освоивших технологию изготовления простых изделий ученик приступает к изготовлению более сложным изделиям. Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Форма аттестации: В качестве процедур оценивания используются следующие формы: собеседование, защита своей работы, участие в конкурсах, выставках детского творчества. Успешность овладения обучающимися содержанием программы отслеживается фотоотчётами, оформлением стенда.
Методические материалы : Используются информационные технологии: разработаны презентации по темам народной игрушки, видео. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются образцы материалов, изделий, иллюстрации, поделки детей, раздаточный материал.
Диагностическая карта контроля уровня обученности группы №3
Козлова Т.А.
(ФИО педагога)
__________________
Месяц, год
№ п/п | ФИ | Теоретич. знания | Практич. умения и навыки | | | | Участие в творческих конкурсах/выставках | Итого |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Критерии оценки показателей обучающихся
по образовательной программе «Гончар»
Критерии:
5 баллов – освоил в полном объеме все теоретические знания, виды практической и творческой деятельности, посетил все занятия, выполнил зачетную/выставочную работу, выполнил летнее задание.
4 балла – освоил в полном объеме все теоретические знания, виды практической и творческой деятельности.
3 балла – освоил более половины теоретических знаний, видов практической и творческой деятельности, предусмотренной образовательной программой.
2 балла – освоил менее половины теоретических знаний, видов практической деятельности, предусмотренных образовательной программой.
1 балл – частично усвоил образовательную программу.
0 баллов - не освоил образовательную программу.
Список литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 16.12.2021). – Текст : электронный.
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 ноября 2021 г. № АБ-1898/06 «О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
Устав и нормативно-локальные акты наименование ОО
Бугамбаев М. Гончарное ремесло– Керамика. Терракота.; Ростов – на/Д.: Феникс, 2000г.
Александр Поверин. Гончарное дело. Техника, приемы, изделия; Москва. АСТ – Пресс, 2007г.
Керамика: техника, приемы, изделия; Москва. АСТ – Пресс книга, 2003г.