Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГКОУ СО «Серовский детский дом – школа»
Утверждено
директор ГКОУ СО
« Серовский детский дом-школа»
___________С.В.Ахмедзянова
Приказ №__________________
«_____»______________2018г.
Программа группы продленного дна
на 2018 – 2019 учебный год
Воспитатель:
Смирнова О.Е
г.Серов
2018г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….. ………3стр.
Организационно – педагогические условия ……………………………… …...…3стр.
1.Нормативные основы разработки рабочей программы по организации внеурочной деятельности.
2.Педагогические технологии.
3.Ведущие виды деятельности.
4.Материально – технические условия.
5.Социально-культурное окружение обучающихся
Контингент обучающихся в ГПД /краткая характеристика/……………………..5стр.
Цели и задачи Программы, планируемый результат……………………………...6стр.
Основные направления и содержание деятельности……………………………...6стр.
План работы воспитателя группы продленного дня с родителями обучающихся….........................................................................................................13стр.
Информационное обеспечение……………………………………………………14стр.
Приложение ………………………………………………………………………..15стр.
I.Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.
Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня.
В основу разработанной программы положены следующие принципы: системность, доступность, создание развивающей ситуации, наглядность, преемственность.
Данная программа предусматривает работу по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и эстетического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Срок реализации рабочей программы 2018-2019 учебный год
II. Организационно – педагогические условия
Нормативные основы разработки рабочей программы по организации внеурочной деятельности:
- Конвенция ООН о правах ребенка. Резолюция 44/ 25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989.
- Конституция РФ от 25 декабря 1993 года ( с изменениями от 30 декабря 2008).
- Закон Российской Федерации «Об образовании» »№273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 « Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания к обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08»).
- Письмо «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного стандарта общего образования» от 12. 05. 2011 № 03 – 296.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
утверждена распоряжением правительства РФ от 29.05.2015г№996-р.
-«Стратегия развития воспитания в Свердловской области», утверждена постановлением правительства Свердловской области от 07.12.2017г №900 –пп.
- Программа развития ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа».
- Образовательная программа ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа».
- Устав ГКОУ СО «Серовский детский дом – школы».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа».
При реализации рабочей программы используются современные педагогические технологии:
№ п/п | Реализуемые воспитательные технологии | Показатели эффективности реализации |
1 | Гуманно – личностная технология | Повышение и развитие способностей обучающихся. Формирование положительных черт характера при учете индивидуальных особенностей. |
2 | Коррекционно – развивающие технологии | Коррекция личности обучающегося. Развитие познавательной деятельности. Формирование понятий и навыков необходимых в практической деятельности. |
3 | Технология педагогического сопровождения | Содействие в формировании у обучающихся социального опыта, взглядов на жизнь, самого себя, свое будущее. Умение самостоятельно решать свои проблемы. |
4 | Здоровьесберегающие технологии | Желание у обучающихся заниматься физкультурой и спортом, знание особенностей своего организма , отказ от вредных привычек. Формирование потребности в здоровом образе жизни. |
5 | Проектная технология | Формирование навыков проектной деятельности, умение выявлять проблему, искать пути ее решения, составлять план реализации и достигать результата. Развитие творческих возможностей обучающихся. |
6 | Информационно – коммуникативная технология | Умение обучающихся работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, умение пользоваться источниками информации. |
7 | Групповые технологии | Рост уровня межличностных отношений в детском коллективе. |
8 | Игровая технология | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование понятий и навыков, необходимых в практической деятельности. |
9 | Технология коллективной творческой деятельности | Благоприятный психологический климат в группе. |
Механизмом реализации рабочей программы является использование различных форм и методов педагогической работы
Для реализации программы в ГКОУ СО «Серовский детский дом – школа» созданы все материально технические условия. Класс оборудован современными партами, имеются все технические средства: интерактивная доска, проектор, компьютер, облучатель для кварцевания помещения. В детском доме – школе имеется отличный спортивный зал, спортивная площадка для занятий в футбол, баскетбол, волейбол, площадка для игр с качелями, библиотека, кабинет психолога с комнатой для релаксации, кабинет для дополнительного образования, медицинский кабинет и кабинет физиолечения.
Для обучающихся созданы все условия для физического и творческого развития. В детском доме функционируют спортивные секции: «Художественная гимнастика», «Лыжные гонки», «Баскетбол», «Футбол». Для творческого развития кружок «Сувенир», вокальная группа «Хорошки». Созданы условия для социально – культурного развития: посещение городских библиотек, музеев, театра, встречи с интересными людьми.
III.Контингент обучающихся
Данная программа направлена на организацию работы с детьми 10-11 лет. Списочный состав группы продленного дня на начало учебного года 10, из них мальчиков 8, девочек 2.
1.Илья – группа здоровья 3;
2.Семен – группа здоровья 3;
3.Глеб – группа здоровья 2;
4.Олеся – группа здоровья 3;
5.Никита – группа здоровья 2;
6.Федор – группа здоровья 2;
7.Тимофей - группа здоровья 3;
8.Артем – группа здоровья 2;
9. Артем – группа здоровья 2;
10.Соня – группа здоровья 2.
Обучающиеся группы продленного дня № 4 обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития в ГКОУ СО «Серовский детский дом – школа»,
Все обучающиеся посещают кружки и секции дополнительного образования и являются участниками творческих, спортивных мероприятий.
Методом психологического исследования, педагогического наблюдения были выявлены проблемы детей
у 10% обучающихся прослеживается высокий уровень конфликтность, упрямство, негативизм, агрессивность по отношению к сверстникам;
у 20% обучающихся низкий уровень учебной мотивации, отсутствие стремления добиваться успеха в учебе;
у 30% обучающихся отмечается низкий уровень самоорганизации.
Социальный статус семей: полная семья – 4, неполная семья – 6, так же в группе есть опекаемые дети – 3чел.
Работающие родители, из них рабочие – 8, пенсионеры – 1, домохозяйка – 1.
IV. Цель и задачи Программы, планируемый результат
Цель: формировать у детей потребность в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности.
Задачи:
воспитывать сознательное отношение к учёбе, организованность, собранность, дисциплинированность, самостоятельность;
воспитывать положительное отношение к труду, бережливость, уважение к людям труда, уважительное отношение к родителям, взрослым;
формировать внутреннюю мотивацию к здоровому образу жизни, необходимость заботы о своем здоровье и здоровье окружающих;
проводить работу по воспитанию эстетических чувств, формировать умения и навыки художественного творчества;
воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гражданственности;
формировать экологические знания, нравственно-ценностное отношение ко всему живому.
Планируемые результаты:
Повышение качества обучения учащихся;
Развитие индивидуальности учащихся;
Развитие самостоятельности;
Формирование полезных привычек.
V.Основные направления и содержание деятельности
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого обучающегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Содержание | Сроки | Формы | Планируемый результат |
1.Работа в соответствии с планом ОУ по гражданско-патриотическому воспитанию | В течение 2018-2019 учебного года | | |
2.Реализация проекта: «Все о космосе» | Апрель 2019 | Проектная деятельность, мастер-классы, словесно-логические игры, викторины, конкурсы, посещение библиотеки. | Расширение знаний о космосе |
3.Цикл занятий: - «Мир на земле» - «Красота русской природы» -« Семья в моей жизни» - «Россия – Родина моя!» - «Кормушка для пернатых» - «Сердце солдата» - «День народного единства» - «Атрибуты войны» - «Я люблю тебя, Россия!» - «Символы моего города» - «Памятные места» -«Почему улицы так называются?» -«Обычаи моего города» -«Растим патриотов России» -«Органы государственной власти» -«Герои нашего времени» - «Защитники Отечества» -«Письма с фронта» - «Война глазами детей» -«Мир без войны» -«Юный патриот» - «Вот моя улица, вот мой дом родной» - «В жизни всегда есть место подвигу» - «Я юный гражданин России» -«Города герои» - «Мы этой памяти верны» -«Наша великая Победа» - Обобщающее занятие: « Я горжусь, что родился в России!» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Конкурс рис. Поход в лес Беседа Видеолекторий Акция Беседа Видеолекторий Видеолекторий Конкурс рис. Викторина Экскурсия Видеолекторий Беседа Викторина Видеолекторий Беседа Видеолекторий Беседа Конкурс рис. Беседа Викторина Беседа Игра Викторина Беседа Видеолекторий Викторина Беседа | Устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России. Уважительное отношение к памятникам архитектуры и культуры. Бережное отношение к родной природе. |
Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания
Цель: воспитание ответственности за свои поступки, уважение к старшим, формирование духовной культуры и светской этики.
Задачи:
Формировать навыки общения в коллективной деятельности;
Развивать умение оказывать поддержку, принимать помощь;
Воспитывать культурные манеры поведения.
Содержание | Сроки | Формы | Планируемый результат |
1.Работа в соответствии с планом ОУ по духовно – нравственному воспитанию 2.Реализация проекта: «Традиции и обычаи Нового года» | В течение 2018-2019 учебного года Декабрь 2018 | Проектная деятельность , мастер-классы, словесно-логические игры, викторины, конкурсы, посещение библиотеки. | Расширение знаний о традициях и обычаях нового года |
| |
3.Цикл занятий: -«Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим» -«Забота о младших» -«Самоконтроль» -«Поступки человека и его характер» -«Культура общения» -«Отзывчивость и доброта» -«Город вежливости» -«Вежливый ли я дома?» -«Приветствия и знакомства» -«Герои труда» -«Что такое культура внешнего вида?» -«Одежда и осанка» -«Вежливость и внешний вид» -«Чувство, настроение, характер человека» -«Моя Семья: традиции и праздники» -«Правило: так нельзя!» -«Цветы в жизни человека» -«Праздничный этикет» -«Готовимся к празднику» -«Мой первый друг, мой друг бесценный» -«Чем ты сильнее, тем будь добрее» - «Совесть – основа нравственности» -«Конец каждого дня обдумай перед началом» -Обобщающее занятие: «В человеке все должно быть прекрасно» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Беседа Беседа Видеолекторий Видеолекторий Викторина Конкурс рис. Игра Беседа Видеолекторий Видеолекторий Беседа Беседа Диспут Беседа Беседа Игра Видеолекторий Игра Викторина Конкурс рис. Беседа Диспут Беседа Игра | Имеют представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения. Анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других. Знание традиций семьи. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Цель: формирование духовных качеств, высоких эстетических чувств.
Задачи:
Вовлекать обучающихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;
Развивать у детей вкус, творческие способности;
Прививать любовь к родному краю, природе.
Содержание | Сроки | Формы | Планируемые результаты |
1.Участие в конкурсах Всероссийского, областного, школьного уровня | В течение 2018 – 2019 учебного года | | |
2.Цикл занятий: -«Природа – неиссякаемый источник красоты» -« Осенняя краса» -Знакомство с картиной И. Острухова «Золотая осень -«Каждому ли природа открывает свою красоту?» -«С днем учителя» -Знакомство с картиной И. Левитана «Октябрь» -«Удивительное рядом» -«С днем матери» -Знакомство с картиной Б. Ряузова «Начало зимы» -«Чем красив наш город?» -«Новогодняя открытка» -Знакомство с картиной А.Пластова «Первый снег» -«Красота в твоем доме» -«Зимний пейзаж» -Знакомство с картиной А.Гуляева «Новый год» -«Природа - художник» -«Открытка к 23 февраля» -Знакомство с картиной А.Моравова «Зимний спорт» -«Красота мнимая и подлинная» -«С 8 марта» -Знакомство с картиной И.Левитана «Март» -«Роль цвета в интерьере» -«Пасхальное яичко» -Знакомство с картиной И. Левитана «Большая вода» -«Жанры живописи» -«Открытка ветерану» -Обобщающее занятие: «Чувство прекрасного» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Беседа Творческая раб. Беседа Беседа Творческая раб. Беседа Беседа Творческая раб. Беседа Беседа Творческая раб. Беседа Беседа Творческая раб. Беседа Беседа Творческая раб. Беседа Беседа Творческая раб. Беседа Беседа Творческая раб. Беседа Беседа Творческая раб. Беседа | Приобретение обучающимися первоначальных эстетических знаний. Формирование положительного отношения к художественным ценностям. Приобретение обучающимися опыта самостоятельного художественно-эстетического творчества. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Цель: формирование навыков трудовой деятельности
Задачи:
Приобретение навыков ухода за одеждой;
Воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело;
Формировать навыки коллективной трудовой деятельности.
Содержание | Сроки | Формы | Планируемый результат |
1.Общественно – полезный труд, дежурство. | В течение 2018-2019 учебного года | | |
-«Что такое труд?» -«Труд людей осенью» -«Понятие труд и самообслуживающий труд» -«Помощник в доме» -«Уход за одеждой» -«Мелкий ремонт одежды» -«Уход за обувью» -«Сервировка стола» -«Весна на участке» -Обобщающее занятие: «Умей трудиться» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Беседа Видеолекторий Беседа Игра Викторина Практическое занятие Видеолекторий Беседа Викторина Игра | Развитие трудовых навыков. Воспитание трудолюбия. |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Цель: формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
ознакомление обучающихся с необходимостью заботы о своём здоровье;
важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
овладения системой знаний о здоровом питании, необходимости витаминов в пище.
Содержание | Сроки | Формы | Планируемый результат |
Цикл занятий: - «Что вы знаете о здоровье?» - «Наше здоровье в наших руках» - «Для чего нужна зарядка?» - «Режиму дня мы друзья» - «Режим для школьника» - «Мой режим дня» - «Как питались раньше и как питаются сейчас» - «Полезные и вредные продукты» - «Правильно ли вы питаетесь?» - «Продукты для здоровья» - «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?» - «Гигиена правильной осанки» - «Мы за ЗОЖ» - «Закаливание организма» - «Как защититься от простуды и гриппа?» - «Профилактика простудных заболеваний» - «Как сохранить и укрепить свое здоровье?» - «Внешний вид – зоолог здоровья» - «Глаза – главные помощники человека» - «Вредные и полезные привычки» - «Здоровый сон» - «Нет вредным привычкам» - «Плоскостопие и борьба с ним» - «Природа – источник здоровья» - «Лесная аптека на службе человека» - « Уход за зубами» - «Уход за телом» - Обобщающее занятие: « Чтобы быть здоровым» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Анкетирование Беседа Видеолекторий Беседа Видеолекторий Анкетирование Беседа Беседа Тест Конкурс рис. Тест Беседа Конкурс рис. Видеолекторий Беседа Видеолекторий Тест Беседа Видеолекторий Конкурс рис. Беседа Конкурс рис. Беседа Беседа Викторина Видеолекторий Беседа Викторина | Воспитание у обучающихся культуры здоровья, осознание ими здоровья как главной человеческой ценности. Ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Цель: способствовать формированию экологической культуры обучающихся с активной жизненной позицией.
Задачи:
Расширить представление об окружающем мире;
Воспитать бережное отношение к окружающей среде;
Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Содержание | Сроки | Формы | Планируемый результат |
1.Работа в соответствии с планом ОУ по экологическому воспитанию. Участие в экологических субботниках. | В течение 2018 – 2019 учебного года Октябрь, май | | |
2.Цикл занятий: - «Что такое экология?» - «Осеннее явление» -«Осенний лес» -«Вода в моем доме и природе» -«Откуда берется пыль и мусор?» -«Растения нашего края» -«Экологические небылицы» -«Полезные ископаемые нашего края» -«Заповедники Урала» -«Сказки новогоднего леса» -«Путешествие в зимний лес» -«Знакомство с законами об охране природы» -«Охрана природы» -«Источники загрязнений в природе» -«Редкие растения и животные леса» -«Полезные и вредные растения» -Экологическая игра «Мир вокруг нас» -«Экологические катастрофы» -«Вечно зеленые растения родного края» -«В стране экологических загадок» -Экологическая игра: «Загадки природы» -«Леса-зеленый каркас планеты» -«Влияние климата на жизнь человека» -«Лесная аптека» -«Пожар – главный враг леса» -«Что такое глобальное потепление?» -Обобщающее занятие: «О природе знаю все!» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Беседа Экскурсия Конкурс рис. Беседа Видеолекторий Викторина Творческая раб. Видеолекторий Беседа Конкурс рис. Игра Беседа Конкурс рис. Видеолекторий Беседа Викторина Игра Беседа Беседа Игра Игра Беседа Конкурс рис. Видеолекторий Видеолекторий Беседа Викторина | Интерес к познанию мира природы. Потребность к осуществлению экологически грамотных поступков. Осознание места и роли человека в природе. Преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. |
VI.План работы воспитателя группы продленного дня с родителями обучающихся
Содержание | Сроки | Формы |
«Давайте познакомимся» | Сентябрь | Родительское собрание |
«Внешний вид в школе» | Октябрь | Беседа |
«Выполнение домашнего задания» | Ноябрь | Совместная встреча с детьми |
«Как помочь детям хорошо учиться?» | Декабрь | Индивидуальная беседа с привлечением психолога |
«Учебные трудности ребенка» | Январь | Родительское собрание |
«Компьютер: за и против» | Февраль | Диспут |
«Вечер вопросов и ответов» | Март | Беседа |
Удовлетворенность работой ГПД | Апрель | Анкетирование |
«Ура! Каникулы» | Май | Инструктаж |
VII.Список информационных ресурсов
1.Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
2.Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский [и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.
3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
4. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.
5. Козлова В.В., Кондракова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М.Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
6.Савина Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
7Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
8. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку : учеб. пособие для 5–6 классов общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.mon.gov.ru /ресурс: Министерство образования и науки Российской Федерации/.
http://www.edu.ru/ресурс /ресурс: Федеральный портал "Российское образование"/.
almanahpedagoga.ru / Всероссийский педагогический сайт/.
zhurnalpedagog.ru / Педагогический сайт для воспитателя/.
http://nsportal.ru /Социальная сеть работников образования/.
13