Муниципальное образовательное учреждение
«Шестаковская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель ШМО _________________________ Протокол № ___________ от ______________ 2018 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ____________Е.В.Кокорева «___»___________ 2018 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Шестаковская ООШ» ________________С.В.Столярова Приказ № _________ от «___» _____________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории (Новое время, история России)
( наименование учебного предмета)
7 класс ФГОС, общеобразовательный
( класс, уровень)
1 год
( срок реализации программы)
Рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы, основной общеобразовательной программы МОУ «Шестаковская ООШ, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6-9 классы), программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы (5-9 классы) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории.
Учебник: Новая история 1500-1800 гг., 7 класс, М., Просвещение, 2018
Авторы: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшина
Учебник: «История России. Часть 1» 7 класс, издательство Москва «Просвещение» 2016 год
Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов
Учебник: «История России. Часть 2» 7 класс, издательство Москва «Просвещение» 2016 год
Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов
Милагина М.В.
2018 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
- применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
- установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
- определение и использование исторических понятий и терминов;
- использование сведений из исторической карты как источника информации;
- овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
- описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
- использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;
- сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
- высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
- поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
- анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
- сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
- использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
- раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
- сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
- определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
- расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
- понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Личностные результаты:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
- изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
- проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
- обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
- навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты:
- осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
- критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
- использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
2. Содержание учебного предмета
Рабочая программа по Новой истории и Истории России для 7 класса разработана на основе примерной основной образовательной программы, основной общеобразовательной программы МОУ «Шестаковская ООШ, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6-9 классы) «Просвещение», 2016, программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы (5-9 классы) «Просвещение», 2014 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории.
На изучение Новой истории и Истории России в учебном плане МОУ «Шестаковская ООШ» отводится в 6 классе - 68 ч (2 ч в неделю).
Для реализации программы используется учебники
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшина Новая история 1500-1800 гг., 7 класс, М., Просвещение, 2013 (№ 122213 в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов «История России. Часть 1» 7 класс, издательство Москва «Просвещение» 2016 год. В Федеральном перечне учебников (№ 122172 в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккоедитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов «История России. Часть 2» 7 класс, издательство Москва «Просвещение» 2016 год (№ 122172 в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккоедитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Содержание
6 класс (68 часов)
Раздел 1. Новая история. (28 часов)
Тема 1. Европа конца XV-начале XVII в. (14 часов)
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка – встреча миров. Америго Веспуччи о Новом свете.
Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм».Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх – помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наёмный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура – капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды – эпидемии, голод и война. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи – менялась мода. Костюм – «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
От Средневековья к Возрождению. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса – гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.
Развитие новой науки в XVI – XVII вв. и её влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» - ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт – основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Тема 2. Реформация в Европе (5 часов)
Реформация – борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и её распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер – вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина.Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII – «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I – «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трёх Генрихов. Генрих IV Бурбон – «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция – сильнейшее государство на европейском континенте.
Тема 3. Ранние буржуазные революции (7 часов)
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды – «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морскиегёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика – самая экономически развитая страна в Европе.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии – создание условий для развития индустриального общества.
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети – дешёвая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI – XVIII вв. Тридцатилетняя война – первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация военных армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф – крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство – война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, её участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Защита проектов – 1 час
Итоговое обобщение – 1 час
Раздел 2. История России (40 часов)
Тема 1. Россия в XVI веке – 15 часов
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых - 6 часов
Обострение социальных и политических противоречий. Кризис власти. Борис Годунов. Смута. Самозванцы. Восстание Болотникова.
Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Минина и Пожарского. Начало династии Романовых.
Тема 3. Россия в XVII веке - 15 часов
Политический строй. Начало становления абсолютизма.
Экономическое и социальное развитие. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Города и торговля. Ярмарки.
Соборное уложение 1649 года. Окончательное закрепощение крестьян.
«Бунташный век». Городские восстания. Восстание под предводительством С.Разина.
Самодержавие и церковь. Церковный раскол.
Освоение Сибири. Народы России.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины к России. Русско-турецкие отношения.
Культура и быт: светский характер, образование, литература, зодчество и живопись, представители культуры.
Защита проектов - 2 часа
Итоговое повторение – 2 часа
Резерв – 1 час
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | В том числе |
Форма контроля | Проектные работы (темы) | Обобщение и контроль знаний |
1 | Новая история Европа конца XV-начале XVII в. | 14 | Текущий | | 1 |
2 | Реформация в Европе | 5 | Текущий | | 1 |
3 | Ранние буржуазные революции | 7 | Текущий | | 1 |
4 | Итоговое повторение | 1 | Итоговый | | 1 |
5 | Защита проектов | 1 | | Темы по выбору учащихся | |
5 | История России Россия в XVI | 15 | Текущий | | 2 |
6 | Смутное время. Россия при первых Романовых | 6 | Текущий | | 1 |
7 | Россия в XVII веке | 15 | Текущий | | 1 |
8 | Защита проектов | 2 | Текущий | Темы по выбору учащихся | |
10 | Итоговое общение | 2 | Итоговый | | 2 |
11 | Резерв | 1 | | | |
3. Календарно - тематическое планирование
по Новой истории и Истории России для 7 класса
(2 ч. в неделю, всего 68 ч.)
№ пп / (по теме) | Дата проведения | Темы уроков |
план | фактич. |
Новая история – 28 часов |
Тема 1. Европа конца XV-начале XVII в. - 14 часов |
1(1) | | | От Среднивековья к Новому времени (повторение) |
2(2) | | | От Среднивековья к Новому времени (повторение) |
3(3) | | | Научные открытия изобретения 15-17 вв. (повторение) |
4(4) | | | Причины и начало Великих Географических открытий |
5(5) | | | ВГО: Колумб, Магеллан, Тасман |
6(6) | | | Последствия Великих Географических открытий |
7(7) | | | Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм |
8(8) | | | Экономика Европы в 16-17 вв. |
9(9) | | | Обобщение и контроль знаний |
10(10) | | | Европейское общество в 16-17 вв. |
11(11) | | | Повседневная жизнь |
12(12) | | | Великие гуманисты Европы |
13(13) | | | Высокое Возрождение |
14(14) | | | Рождение новой европейской науки |
Тема 2. Реформация в Европе – 5 часов |
15(1) | | | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства |
16(2) | | | Распространение реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации |
17(3) | | | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях |
18(4) | | | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции |
19(5) | | | Обобщение и контроль знаний |
Тема 3. Ранние буржуазные революции – 7 часов |
20(1) | | | Нидерландская революция и рождение Голландии |
21(2) | | | Англия накануне революции. Начало революции |
22(3) | | | Английская республика. Окончание революции |
23(4) | | | Последствия Английской революции. Промышленный переворот |
24(5) | | | Международные отношения в 16-18 вв. |
25(6) | | | Международные отношения в 16-18 вв. |
26(7) | | | Обобщение и контроль знаний |
27 | | | Защита проектов |
28 | | | Итоговое обобщение по теме «Новое время 16-18 века» |
История России – 40 часов |
Тема 1. Россия в XVI веке - 15 часов |
29(1) | | | Россия с древнейших времён до 15 века (повторение) |
30(2) | | | Мир и Россия в начале эпохи ВГО |
31(3) | | | Территория, население и хозяйство России в начале 16 века |
32(4) | | | Формирование единых государств в Европе и России |
33(5) | | | Российское государство в первой трети 16 века |
34(6) | | | Внешняя политика Российского государства в первой трети 16 века |
35(7) | | | Обобщение и контроль знаний |
36(8) | | | Начало правления Ивана VI . Реформы Избранной рады |
37(9) | | | Внешняя политика России во второй половине 16 века |
38(10) | | | Внешняя политика России во второй половине 16 века |
39(11) | | | Опричнина |
40(12) | | | Российское общество в 16 веке: «служилые» и «тяглые» |
41(13) | | | Обобщение и контроль знаний |
42(14) | | | Россия в конце 16 века |
43(15) | | | Культура России 15-16 вв. Церковь и государство в 16 веке |
Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых – 6 часов |
44(1) | | | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII веке |
45(2) | | | Смута. Лжедмитрий I |
46(3) | | | Восстание Болотникова |
47(4) | | | Борьба с иноземными захватчиками |
48(5) | | | Народные ополчения. Окончание Смутного времени |
49(6) | | | Обобщение и контроль знаний |
Тема 3. Россия в XVII веке – 15 часов |
50(1) | | | Экономика России в 17 веке |
51(2) | | | Политическое развитие России в 17 веке. |
52(3) | | | Изменения в социальной структуре Российского общества |
53(4) | | | Народные движения в 17 в |
54(5) | | | Восстание под предводительством С. Разина |
55(6) | | | Обобщение и контроль знаний |
56(7) | | | Россия в системе международных отношений |
57(8) | | | Россия в системе международных отношений |
58(9) | | | Вхождение Украины в состав России |
59(10) | | | Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол |
60(11) | | | Народы России в 17 веке |
61(12) | | | Русские путешественники и первопроходцы |
62(14) | | | Культура народов России в 17 веке |
63(15) | | | Сословный быт и картина мира русского человека в 17 веке |
64 | | | Защита проектов |
65 | | | Защита проектов |
66 | | | Итоговое обобщение по теме «История России в 16-17 веках» |
67 | | | Итоговое обобщение по всему курсу |
68 | | | Резерв |