РАБОЧая программа
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык для 2 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.
Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» во 2 классе рассчитана на 1 ч. в неделю, 7 часов в год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будет сформировано:
положительное отношение к урокам литературного чтения на родном языке;
познавательный интерес, любовь, уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре.
Учащиеся приобретают опыт:
внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;
внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
У учащихся может быть сформировано:
представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
находить заглавие текста, называть автора произведения;
знакомиться с книгой с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
оценивать поступки героя с помощью учителя, с опорой на текст и личный опыт;
узнавать сюжет по иллюстрациям;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация)
понимать смыслоразличительную роль ударения в словах, соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи, оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать нормы русского родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного материала);
с помощью учителя задавать вопросы и отвечать на них;
высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт;
пересказывать небольшой текст своими словами с опорой на картину;
выделять рифмы в тексте стихотворения;
чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
с помощью учителя объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, с помощью учителя делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
с помощью учителя участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
работать по предложенному учителем плану.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
находить значения отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя);
сравнивать героев разных произведений;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
формулировать собственное мнение и позицию;
участвовать в диалоге;
слушать и понимать речь других;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;
договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им;
учиться работать в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение на РОДНОМ языке (русском)»
2 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3 часа)
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Раздел 2. Язык в действии (2 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Литературное чтение на РОДНОМ языке (русском)»
2 класс (7 часов)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Темы | Рекомендуемые произведения |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 3 | Слова, называющие предметы традиционного русского быта | Сказки К.И. Чуковского «Федорино горе» и др.; русские народные сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и журавль», «Баба-Яга», «Лисичка со скалочкой», «Сивка-бурка», «Никита Кожемяка» и др. |
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта | Л. Корнильева. Старинные сказки на всякую пору; Л.Н. Толстой «Наши пряли, а ваши спали»; В. Суслов «Как работает слово» |
Сравнение пословиц, фразеологизмов |
2. | Язык в действии | 2 | Ударение в поэтическом тексте | Четыре времени года. Стихи русских поэтов о природе; русские народные сказки «Березонька», «Морозко»; И.А. Крылов «Слон и Моська» |
Слушаем и учимся читать стихи и сказки | К. Ушинский. Рассказы и сказки; С.А. Есенин «Поет зима – аукает…» |
3. | Секреты речи и текста | 2 | Приемы общения. Развернутый ответ | Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»; рассказы В. Голявкина, В. Осеевой, Г. Юдина |
Устойчивые этикетные выражения | А. Усачев «Этикет для детей различных лет»; Л.Пантелеев «Новенькая»; В.Драгунский «Девочка на шаре» |
| Итого | 7 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | Основные виды универсальной учебной деятельности (УУД) |
План | Факт |
| Русский язык: прошлое и настоящее | 3 | |
1 | 1 | Слова, называющие предметы традиционного русского быта | 1 | | | Сказки К.И. Чуковского «Федорино горе» и др.; русские народные сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и журавль», «Баба-Яга», «Лисичка со скалочкой», «Сивка-бурка», «Никита Кожемяка» и др. | Регулятивные Учащиеся научатся: • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; • проговаривать последовательность действия на уроке; • высказывать свое предложение (версию) на основе работы и материалов учебника; • работать по предложенному учителем плану. Познавательные Учащиеся научатся: • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • находить значение отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя); • сравнивать героев разных произведений; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; Коммуникативными Учащиеся научатся: • оформлять свои мысли в устной и письменной форме; • формулировать собственное мнение и позицию; • участвовать в диалоге; • слушать и понимать речь других; • задавать вопросы; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; • договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общаясь следовать им; • учиться работать в паре; Учащиеся получат возможность научиться: • выбирать задания, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах; • знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями; • внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывания; • сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. |
2 | 2 | Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта | 1 | | | Л. Корнильева. Старинные сказки на всякую пору; Л.Н. Толстой «Наши пряли, а ваши спали»; В. Суслов «Как работает слово» |
3 | 3 | Сравнение пословиц, фразеологизмов | 1 | | |
| Раздел 2. Язык в действии. | 2 | |
4 | 1 | Ударение в поэтическом тексте | 1 | | | Четыре времени года. Стихи русских поэтов о природе; русские народные сказки «Березонька», «Морозко»; И.А. Крылов «Слон и Моська» |
5 | 2 | Слушаем и учимся читать стихи и сказки | 1 | | | К. Ушинский. Рассказы и сказки; С.А. Есенин «Поет зима – аукает…» |
| Раздел 3. Секреты речи и текста. | 2 | |
6 | 1 | Приемы общения. Развернутый ответ | 1 | | | Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»; рассказы В. Голявкина, В. Осеевой, Г. Юдина |
7 | 2 | Устойчивые этикетные выражения | 1 | | | А. Усачев «Этикет для детей различных лет»; Л.Пантелеев «Новенькая»; В.Драгунский «Девочка на шаре» |
| | Итого | 7 | | | | |