Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щекинская средняя общеобразовательная школа»
Михайловский филиал
РАССМОТРЕНА на заседании школьного методического объединения от «29»августа 2019 г. № 1 __________П. Бессонова | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета от «30» августа 2019 г № 1 | УТВЕРЖДЕНА приказом от3 0.08.2019 г.№ 1-205 Директор МБОУ "Щекинская СОШ» __________ Е.П.Кузичкина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (русский)»
(базовый уровень)
Предметная область: «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
Уровень образования: начальное общее образование
Учителя -составители: Маркина Светлана Владимировна
I квалификационной категории
Курочкина Татьяна Михайловна
2019 год
Содержание.
1.Пояснительная записка | 3 |
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса | 5 |
3.Содержание учебного предмета, курса | 12 |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 17 |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для обучающихся 1-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Федеральный закон от 03августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Примерная программа начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1 – 4 классы» (2015г.)
Цели курса:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи курса :приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке.
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» рассчитана на общую учебную нагрузку в 17 часов.
.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» обеспечивают:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
Выпускник научится:
– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
– выражать собственное мнение и аргументировать его.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Личностные результаты:
уважительное отношение к родному языку как отражению культуры;
погружение в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Метапредметные результаты:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание значения эпитетов и сравнений, правильное уместное их употребление в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного);
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского языка;
соблюдение основных лексических норм современного русского языка;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка;
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
3.Содержание учебного предмета, курса)»
Программа включает в себя следующие разделы:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы в 3 классе
№ | Тема раздела, модуля, курса | Количество часов(всего) | Из них (количество часов) |
Практические(развитие речи-для русского языка и литературы) | контрольные | | экскурсии | Проектная деятельность(направление, наименование проекта) |
| | тв/р | | |
1-5 | Секреты речи и текста | 5 | | | | | |
6-10 | Язык в действии | 5 | | | | | 1 |
11-17 | Русский язык: прошлое и настоящее | 7 | | | 1 | | 2 |
| ИТОГО | 17 | | | | | 3 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы в 4 классе
№ | Тема раздела, модуля, курса | Количество часов(всего) | Из них (количество часов) |
Практические(развитие речи-для русского языка и литературы) | контрольные | | экскурсии | Проектная деятельность(направление, наименование проекта) |
| | тв/р | | |
1-5 | Секреты речи и текста | 6 | | | | | |
6-10 | Язык в действии | 6 | | | | | 1 |
11-17 | Русский язык: прошлое и настоящее | 5 | | | 1 | | 2 |
| ИТОГО | 17 | | | | | 3 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щекинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕН на заседании школьного методического объединения № 1 от 29.08. 2019 г. _________Л. П. Бессонова | РАССМОТРЕН на заседании педагогического совета № 1 от 30.08. 2019 г. | УТВЕРЖДЕН приказ № 1-205 от 30.08.2019 г. Директор МБОУ "Щекинская СОШ» __________ Е.П.Кузичкина |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебного предмета
«Родной язык( русский)»
для учащихся 3 класса
(базовый уровень)
Образовательная область:«Родной язык и литературное чтение на родном языке»
Учитель: Маркина Светлана Владимировна
1 квалификационной категории
2019-2020 учебный год
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Родной язык (русский)»
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту |
| Русский язык: прошлое и настоящее-7ч |
1 | Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения. | 1 | 06.09 | | |
2 | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | 1 | 20.09 | | |
3 | Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя, мороза, вьюги, ветра. Образные названия растений | 1 | 01.10 | | |
4 | Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия» | 1 | 15.10 | | |
5 | Эпитеты и сравнения. | 1 | 29.10 | | |
6 | | 1 | 12.11 | | |
7 | Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее» | | 26.11 | | |
Язык в действии-5ч | |
8 | Изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок» | 1 | 10.12 | | |
9 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | 1 | 24.12 | | |
10 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 1 | 21.01 | | |
11 | Как изменяются имена существительные Во множественном числе? | 1 | 04.02 | | |
12 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1 | 18.02 | | |
| Секреты речи и текста-5ч |
13 | Особенности устного выступления | 1 | 03.03 | | |
14 | Создаём тексты-рассуждения Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» | 1 | 17.03 | | |
15 | Учимся редактировать тексты | 1 | 14.04 | | |
16 | Создаём тексты - повествования | 1 | 28.04 | | |
17 | Проверочная работа | 1 | 12.05 | | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щекинская средняя общеобразовательная школа»
Михайловский филиал
РАССМОТРЕНА на заседании школьного методического объединения от «29»августа 2019 г. № 1 __________П. Бессонова | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета от «30» августа 2019 г № 1 | УТВЕРЖДЕНА приказом от3 0.08.2019 г.№ 1-205 Директор МБОУ "Щекинская СОШ» __________ Е.П.Кузичкина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета « Литературное чтение на русском родном языке»
(базовый уровень)
Предметная область: «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
Уровень образования: начальное общее образование
Учителя -составители: Маркина Светлана Владимировна
I квалификационной категории
Курочкина Татьяна Михайловна
2019 год
Содержание.
1.Пояснительная записка | 3 |
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса | 5 |
3.Содержание учебного предмета, курса | 12 |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 17 |
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для обучающихся 1-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Цели курса: – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
- знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке
– формирование коммуникативной компетенции
Задачи курса:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей .
-творческой деятельности на родном (русском) языке.
На изучение литературного чтения на родном (русском) языке отводится 0,5 часа в неделю, всего 17 часов
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального государства России;
овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;
усвоение основных морально-нравственных норм русского народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры;
формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения:
- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);
- умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
3.Содержание учебного предмета, курса
Круг детского чтения в рабочей программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотивации к чтению и созданием условий для формирования смыслового чтения. Тексты отобраны с учетом их доступности восприятию детей младшего школьного возраста. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова: от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений классической и современной отечественной литературы, включая писателей и поэтов родного края.
Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на родном языке предполагает развитие у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации.
Однако при обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому процессу.
Виды речевой и читательской деятельности: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Литературоведческая пропедевтика: различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет и др.) и понимание причин их использования.
Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Круг чтения: произведения классиков и современников отечественной литературы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.П. Чехов, И.А. Бунин, Н. Шмелёв, Л. Андреев, С.А. Есенин, А.А. Блок, Б.Л. Пастернак, И. Бродский, М.М. Пришвин, К.Д. Паустовский,), произведения детской современной литературы (С. Алексеев, Т. Пивоварова), произведения писателей и поэтов родного края (В.В. Бородаевский, Н.А. Артюхова, К.Д. Воробьёв, Е.И. Носов, М.М. Колосов, В.П. Детков, Ю.Н. Асмолов).
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
№ уроков | Наименование разделов | Количество часов |
Всего | Из них (формы контроля) |
тв/р | проекты |
1-4 | Преданья старины глубокой | 4 | | 2 |
5-9 | Лирика родной природы | 5 | | 1 |
10-14 | Народные традиции и обычаи | 5 | 1 | 2 |
13-17 | К малой родине любовь | 3 | 1 | 2 |
| ИТОГО | 17 | 2 | 7 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕН на заседании школьного методического объединения № 1 от 29.08. 2019 г. _________Л. П. Бессонова | РАССМОТРЕН на заседании педагогического совета № 1 от 30.08. 2019 г. | УТВЕРЖДЕН приказ № 1-205 от 30.08.2019 г. Директор МБОУ "Щекинская СОШ» __________ Е.П.Кузичкина |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
для учащихся 3 класса
(базовый уровень)
Образовательная область: Родной язык и литературное чтение на родном языке»
Учитель: Маркина Светлана Владимировна
1 квалификационной категории
2019-2020 учебный год
2.Календарно-тематическое планирование учебного предмета
« Литературное чтение на родном языке»
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту |
| 1.Преданья старины глубокой -4ч |
1 | Малые жанры устного народного творчества | 1 | 13.09 | | |
2 | Сказки Курской губернии.(Коза. Петушок и курочка. Злая мачеха) | 2 | 27.09 08.10 | | |
3 | Татьяна Плаксина. Оладушка, или добрая планета сказок. | 1 | 22.10 | | |
| 2. Лирика родной природы - (5 ч) | |
4 | Осень в природе и поэзии среднерусской полосы А.А. Фет. Маленькое солнце на моей ладошке. Задрожали листья, облетая | 1 | 19.11 | | |
5 | Картины родной природы в произведениях Евгения Носова и Константина Воробьева (Тридцать зерен. Синель (отрывок)). | 2 | 03.12 17.12 | | |
6 | Практическое занятие: «Учимся понимать метафоры». | 1 | 14.01 | | |
7 | Урок-акция в защиту родной природы «Не наступить!» (М. Колосов «Ежишка»). | 1 | 28.01 | | |
| 3. Народные традиции и обычаи - (5 ч) |
8 | Праздник Новый год в традициях разных народов. | 1 | 11.02 | | |
9 | Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелёв, Л. Андреев, И. Бродский). | 1 | 25.02 | | |
10 | Зима в природе и поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, А.А. Блок, А.А. Фет, Б.Л. Пастернак). | 1 | 10.03 | | |
11 | Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе. Масленица | 1 | 24.03 | | |
12 | Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии. Народные праздники: Жаворонки. Благовещение. | 1 | 07.04 | | |
| 4. К малой родине любовь - ( 3 ч) |
13 | Добрая книга – лучший друг. Моя книжная полка. | 1 | 21.04 | | |
14 | Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви. | 1 | 05.05 | | |
15 | К.Д. Воробьёв. Проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты? | 1 | 19.05 | | |
28