Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Динской механико-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Индивидуальный проект
по специальности 22.02.06 Сварочное производство.
2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Индивидуальный проект» разработана в соответствии с учетом примерной программы метапредметного курса «Индивидуальный проект» / Д.А. Логинов. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 20 с.; учебного плана на 2022-2023 учебный год.
Цели и задачи реализации рабочей программы:
Главная цель изучения метапредметного курса: формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа. На изучение курса отводится (32 часа в год).
Описание места учебного предмета
На уровне среднего общего образования метапредметный курс «Индивидуальный проект» является обязательным и представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Планируемые личностные результаты
– личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
– действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос);
– действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Планируемые метапредметные результаты
Планируемые метапредметные результаты включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Планируемые предметные результаты
– формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
– планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
– реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;
– оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
– осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом;
– использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
– навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
– осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
Содержание программы
Модуль 1
Методология проектной и исследовательской деятельности
1.1. Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект. Практический проект. Управление проектами.
1.2. Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта.
1.3. Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.
1.4. Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские проекты.
1.5. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество. Научные теории.
1.6. Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Построение гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы.
1.7. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).
1.8. Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и защита замыслов проектов и исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Представление структуры индивидуального проекта (учебного исследования).
Модуль 2 Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
2.1. Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.
2.2. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
2.3. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
2.4. Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом.
2.5. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.
2.6. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг.
2.7. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.
2.8. Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты.
2.9. Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося.
Модуль 3 Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
3.1. Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.
3.2. Представление результатов учебного исследования. Анализ информации, выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.
3.3. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.
Модуль 4 Коммуникативные навыки
4.1. Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное общение.
4.2. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии.
4.3. Практическое занятие. Дискуссия.
4.4. Практическое занятие. Дебаты.
4.5. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ выступления.
4.6. Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита результатов проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности, исследований.
Тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| Модуль 1. Методология проектной исследовательской деятельности | 10 |
1 | Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования | 1 |
2 | Учебный проект: требования к структуре и содержанию | 1 |
3 | Планирование учебного проекта | 1 |
4 | Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения | 1 |
5 | Основные понятия учебно-исследовательской деятельности | 1 |
6 | Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования . | 1 |
7 | Методы эмпирического и теоретического исследований | 1 |
8 | Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования) | 1 |
9 | Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования) | 1 |
10 | Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования) | 1 |
| Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности | 12 |
11 | Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации | 1 |
12 | Информационные ресурсы на бумажных носителях | 1 |
13 | Информационные ресурсы на электронных носителях | 1 |
14 | Сетевые носители – источник информационных ресурсов | 1 |
15 | Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. | 1 |
16 | Сравнительные таблицы. Опорные конспекты | 1 |
17 | Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг. | 1 |
18 | Требования к оформлению проектной и исследовательской работы | 1 |
19 | Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации | 1 |
20 | Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации | 1 |
21 | Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося | 1 |
22 | Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося | 1 |
| Модуль 3. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности | 5 |
23 | Представление результатов учебного проекта | 1 |
24 | Представление результатов учебного проекта | 1 |
25 | Представление результатов учебного исследования | 1 |
26 | Представление результатов учебного исследования | 1 |
27 | Оценка учебного проекта (учебного исследования) | 1 |
| Модуль 4 Коммуникативные навыки | 7 |
28 | Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог | 1 |
29 | Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия | 1 |
30 | Практическое занятие. Дискуссия | 1 |
31 | Практическое занятие. Дебаты | 1 |
32 | Публичное выступление: от подготовки до реализации | 1 |
Примерные темы проектно-исследовательских работ по математике.
Раздел 1. «Математика в профессии»
Математика в моей будущей профессии.
Методы математического анализа в моей будущей профессии.
Стереометрия в моей будущей профессии.
Задачи по спецдисциплинам.
Раздел 2. «История математики»
История математических открытий, биографии ученых-математиков.
Математика и философия.
Математика и естественные науки.
Математики и социальные науки.
Математики и гуманитарные науки.
Математика и искусство.
Происхождение, развитие и применение человечеством геометрии.
Происхождение, развитие и применение человечеством алгебры.
Тригонометрия и история человечества.
Великое искусство и жизнь Джероламо Кардано.
Геометрия Евклида как первая научная система.
Великие математики древности.
Великие математики и их великие теоремы.
Развитие тригонометрии как науки.
Предыстория математического анализа
Раздел 3. «Статистика и теория вероятностей»
История статистики и теории вероятностей.
Роль статистики в научном исследовании.
Теория вероятностей – математическая наука о случайном и закономерностях случайного.
Работа со статистическими данными в таблицах (на примере физики, химии и тд.).
Вычисления в таблицах при обработке данных научных исследований по физике, химии, биологии и географии.
Виды диаграмм (столбчатые, круговые, рассеивания) и их использование при обработке данных научных исследований по физике, химии и тд.
Точность измерений при проведении научных исследований (на примере физики, химии и биологии).
Наблюдения – основа экспериментального способа определения вероятности.
Математическое описание случайных явлений (на примере естественнонаучных исследований).
Элементы комбинаторики в естественнонаучных исследованиях.
Геометрическая вероятность в естественнонаучных исследованиях.
Закон больших чисел и его прикладное значение.
Случайные события и их математическое описание.
Теорема Виета и комбинаторика.
Раздел 4. «Математика в физике»
История применения математических методов в физике.
Измерение физических величин. Погрешности измерений.
Расчет по формулам и уравнениям физических явлений.
Физические законы и теории: границы применимости.
Симметрия в неживой природе
Математическое моделирование физических явлений.
Роль статистики и теории вероятностей в развитии физики.
Использование таблиц и диаграмм в физике.
Задачи механического происхождения (геометрия масс, экстремальные задачи).
Есть ли, физический смысл в производной и первообразной?
Применение тригонометрии в физике.
Области применения тригонометрии.
Геометрические модели в естествознании.
Раздел 5. «Математика в химии»
История применения математических методов в химии.
Расчет по формулам и уравнениям в химическом синтезе.
Математическое моделирование химических процессов.
Роль статистики и теории вероятностей в развитии химии.
Математические методы в химическом производстве.
Математические интерпретации Периодического закона химических элементов Д.И.Менделеева.
Использование таблиц и диаграмм в химии.
Прикладная стереометрия в химии – создание пространственных молекул органических веществ.
Математические методы в кристаллохимии.
Раздел 6. «Математика в экологии»
История применения математических методов в экологии.
Роль математики в развитии экологии как науки.
Математическое моделирование природных процессов.
Математические моделирование действия антропогенных факторов на природные системы и процессы.
Математическая статистика и теория вероятностей в экологии.
Расчет по формулам и уравнениям в экологии.
Использование таблиц и диаграмм при обработке результатов экологических исследований.
Математические методы в экологической экспертизе.
Математика и экологический мониторинг.
Интеграл и его применение в жизни человека.
Функции в жизни человека
Функция у=cosx и окружающий нас мир.
Математическое моделирование климата планеты Земля.
Роль математики в построении географической карты.
Раздел 7. «Математика в экономике»
Доходы и расходы семейного бюджета (расчетные задачи с экономическим содержанием).
Вычисление затрат и расходов, производительности труда, валовой и чистой прибыли (на примере производства или сферы услуг).
Определение математических параметров «потребительской корзины» в условиях крупного города.
Графики изменения рыночной ситуации в Мировой экономике в результате колебания цен, спроса и предложения на нефть .
Производная в экономике и биологии.
Формула сложных процентов и ее применение.
Сложные проценты в реальной жизни.
Приложения определенного интеграла в экономике.
Применение показательной и логарифмической функций в экономике.
Математические методы в глобальных социально-экономических прогнозах развития Мирового хозяйства.
Раздел 8. «Математика в искусстве»
Золотое сечение в изобразительном искусстве и архитектуре.
Математические основы построения композиции, пространства и объемов в изобразительном искусстве.
Математические основы построения кадра в фото- и киноискусстве.
Ритмика в музыкальном искусстве и ее влияние на человека.
Математика в архитектуре.
Симметрия и гармония окружающего мира.
Математика и Гармония
Геометрические формы в искусстве.
Графы и их применение в архитектуре.
Раздел 9. «Такая разная математика»
Алгоритмы извлечения корня n-й степени.
Рациональные алгебраические системы с несколькими переменными.
Формула для нахождения корней кубического уравнения.
Уравнения четвертой степени и методы их решения.
Замечательные неравенства, их обоснование и применение.
Алгоритмы решения показательных уравнений и неравенств.
Логарифмическая функция и ее применение в жизни человека.
Что показывает показательная функция?
Эти замечательные логарифмы.
Число «е» и его тайны.
Иррациональные алгебраические задачи.
Методы решения уравнений и неравенств с параметром.
Функциионально-графический метод решения задач
Использование графиков функций для решения задач.
Тригонометрия вокруг нас.
Алгоритмы решения тригонометрических неравенств.
Алгоритмы решения тригонометрических уравнений и систем уравнений.
Графический метод решения тригонометрических уравнений и неравенств
Загадочные графики тригонометрических функций.
Касательные к тригонометрическим функциям.
Нахождение значения тригонометрических единиц, нахождение площади треугольника, движения.
Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений.
Свойства тригонометрических функций.
Построение графиков обратных тригонометрических функций.
Решение уравнений, содержащих аркфункции.
Загадочные графики.
Построение графиков функций, содержащих модуль.
Построение асимптот.
Касательные к графикам функций и их уравнения.
Построение графиков сложных функций.
Комплексные числа и их роль в математике.
Природа и история мнимых чисел.
Производная и первообразная в исследовании функции.
Много ли экстрима в экстремальных задачах.
Значение производной в различных областях науки.
Производная и ее практическое применение.
Определенный интеграл. Введение и некоторые приложения.
Нахождение объема тела и центра масс тела с помощью интеграла
Практический смысл интеграла.
Формула Ньютона - Лейбница в примерах вычисления интегралов.
Знакомство с графами.
Графы и их использование.
Прикладное значение теории графов.
Загадочный мир фракталов.
Стереометрические тела.
Объемы и площади поверхностей правильных многогранников и тел вращения.
Развертка
Геометрия многогранников.
Поверхности многогранников.
Загадки пирамиды.
Стереометрические тела.
Построение сечений.
Тела вращения.
Платоновы тела.
Лист Мебиуса - удивительный объект исследования.
Геометрия Лобачевского.
Векторы в пространстве.
Тайна гармонии "Пропорция. Основное свойство пропорции".
Магические квадраты.
Математика на шахматной доске.
Математическая логика и ее достижения.
Методы решения игровых задач.
Разработка логических игр.
Природа множеств и отношения между множествами
Математика без формул, уравнений и неравенств.
Математика в информатике.
Диофантовы уравнения
Описание материально-технического и
учебно-методического обеспечения Рабочей программы
Список методических пособий, используемых в образовательном процессе:
1. Башмаков М.И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учебное пособие для учреждений сред. профессионального образования/ М.И.Башмаков – 4-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2014.- 208с.
2. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике : учеб. пособие для СПО/Н.В.Богомолов.-11-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2016-495 с.
3.ГригорьевС.Г.Математика: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / С.Г.Григорьев, С.В.Иволгина; под ред.В.А.Гусева.-11-е изд..стер. - М. :Издательский центр «Академия»,2015.-416с.
4.Лунгу К.Н. Сборник задач по высшей математике. 1 часть / К. Н. Лунгу, Д.Т.Письменный, С.Н.Федин,Ю.А.Шевченко,-10-е изд.М.:Айрис-пресс,2017.-576с.
5. Сборник задач по высшей математике. 2 курс/ К. Н. Лунгу и др.; под ред.С.Н.Федина-10-е изд.-М.:Айрис-пресс,2017.-592с.
Дополнительная литература
1. Поделиться…М. В. Величко «Математика 9-10 классы. Проектная деятельность учащихся»: Волгоград: «Учитель», 2006. – С. 122.
2. Б. А. Кордемский «Математическая смекалка»: М.: «В - 71», 1957. –С. 576.
3.«Математика «Большой справочник для школьников поступающих в вузы»»: М.: «Дрофа», 2002. – С. 864 «Энциклопедия для детей «МАТЕМАТИКА»» том 11, М.: Аванта +; 2002. С. 687.
4. В. В. Трошин «МАГИЯ ЧИСЕЛ И ФИГУР «Занимательные материалы по математике»»: М.: «Глобус», 2007. – С
5. Тарасов Л. Этот удивительно симметричный мир: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1982.
6. Г. Вейль. Симметрия. Перевод с английского. – М.: Наука, 1968.
7. Бурбаки Н. Очерки по истории математики / Пер. И. Г. Башмаковой под ред. К. А. Рыбникова. — М.: КомКнига, 2007.
8. Сергеев И.Н., Олехник с.Н., Гашков С.Б. Примени математику. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит.,1989. – 240с.
9. Энциклопедия для детей.Т.11. Математика/ Главный ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998.
10.Профильное образование. Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы.2006.
Интернет ресурсы:
http://bib-onk.wix.com/library
http://e.lanbook/com/
http://rucont.ru/
http://festival.1september.ru/
http://www.fepo.ru
www.mathematics.ru
http://school-collection.edu.ru
http://www.milogiya2007.ru/
http://ru.wikipedia.org
10.http://rustimes.com
11.http://nummagic.info/mainnum/vrow_3.htm
12.http://pedsovet.su/load/240-1-0-5227
13.http://blog.topevent.ru/tag/blaster /
14.http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25609
15.http://sch2000.ru/perspektiva/
16.www.vernadsky.dnttm.ru
17.www.issl.dnttm.ru
18.www.konkurs.dnttm.ru
Оборудование и приборы:
Ноутбук, принтер, проектор, экран.
Лист коррекции