История родного края
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа история Родного края реализуется по нескольким направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Данный курс рассчитан на изучение учащимися 3 класса в течение 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Цель
Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи программы
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, своей области, города.
уважение к защитникам Родины;
2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
бережное отношение к растениям и животным.
3. Ценностные установки программы
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству).
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
честь;
достоинство;
свобода (личная и национальная);
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);
дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | О чем рассказывает наука история | 1 |
2. | История времени. Календарь Древней Руси | 2 |
4. | Исторические источники. Чашин курган − колыбель города Брянска. | 2 |
5. | Археология − наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. | 3 |
6. | Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве. | 2 |
7. | Геральдика. | 1 |
8. | Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской области. | 2 |
9. | Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких. | 2 |
10. | Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена. | 1 |
11. | Имена на карте. Как люди выбирали названия | 2 |
12. | Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян. | 3 |
13. | Откуда пошла Русь. Первые русские князья | 1 |
14. | Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. | 1 |
15. | Древний город. Древние города Брянского края. | 1 |
16. | Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва. | 2 |
17. | Брянский край при Петре I | 1 |
18. | Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народная ополчение. | 1 |
19. | Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края | 2 |
20. | Брянская область сегодня | 1 |
21. | Экскурсии в краеведческий музей. | 2 |
22. | Экскурсии по историческим местам | 1 |
23. | Обобщающий урок по курсу «История родного края» | 1 |
| Итого: | 34 часа |