СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 4 класс»




ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Целевой раздел
    1. Пояснительная записка…………………………………….. стр 4

    2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)…………………………………………………стр 6

  2. Содержательный раздел…………………………………………стр 7

  3. Планируемые результаты………………………………………..стр 9

  4. Тематическое планирование…………………………………….стр 11

  5. Список литературы………………………………………………стр 36














  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Целевой раздел
    1. Пояснительная записка

Рабочая программа данного коррекционного курса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) разработана на основе следующих документов:

- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599

- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2022 г. № 115 (с изменениями и дополнениями, редакция № 69 от 11.02.2022 г.)

- Устава ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

- Учебного плана на 2023-2024 учебный год

Общей целью образования является:

      • обеспечение равных возможностей в получении качественного образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

      • развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям;

      • формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ОВЗ сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ОВЗ наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Программный материал включает 5 разделов:

  1. «Зрительное восприятие».

  2. «Слуховое восприятие».

  3. «Кинестетическое восприятие».

  4. «Восприятие запаха».

  5. «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Все разделы программы взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Цель рабочей программы: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Основные задачи программы:

- расширять диапазон воспринимаемых ощущений обучающегося;

- стимулировать активность (под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально- двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация);

- формировать сенсорно-перцептивные действия (не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию), что в будущем поможет лучше ориентироваться в окружающем мире; формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

- корригировать недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов.

Средства, формы и методы коррекционной работы: наглядность, коррекционные игры и упражнения, практическая работа; групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия; психогимнастика, конструирование, наглядный и практический метод, связь с окружающей средой, опора на жизненный опыт и собственные ощущения.

Реализация рабочей программы коррекционного курса «Развитие психомоторики сенсорных процессов» для рассчитана на 70 часов, (2 часа в неделю).







    1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для обучающихся, получающих образование по адаптированной основной общеобразовательной программе образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, где уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.



  1. Содержательный раздел

Коррекционные занятия «Развитие психомоторики сенсорных процессов» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.

Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.

Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:

  • практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;

  • наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);

  • словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;

  • двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.

Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими.

В структуру коррекционного занятия входит:

  • пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);

  • дыхательная гимнастика;

  • зрительная гимнастика;

  • упражнения на развитие графомоторных навыков;

  • кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия межполушарных связей.






Содержание разделов

Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» рассчитан на 2 часа в неделю, 70 часов 4 классе) в год.





Название раздела

Кол-во часов

4

класс

1.

Обследование обучающихся

2

Развитие внимания и памяти - 16 часов

2.

«Зрительное восприятие»

8

3.

«Слуховое восприятие»

8

Сенсорное развитие - 25 часов

4.

«Кинестетическое восприятие»

8

5.

«Восприятие запаха»

8

6.

«Восприятие вкуса»

9

Формирование мыслительной деятельности -17 часов

7

Наглядно-действенное

4


8

Наглядно-образное

4


9

Словесно-логическое

4

10

Элементарные

математические представления

5

Развитие элементов воображения - 8 часов


11

Развитие художественно – образного мышления, воображения и фантазии

4

12

Устранение эмоциональных преград

4

Итоговая диагностика - 2

14

Итого за год

70


Занятия проводятся в кабинете педагога - психолога. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.

Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей.



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений, договоренностей;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на основной уровень обучения;

  • осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция) с помощью учителя;

  • составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков с опорой на образец, используя помощь учителя;

  • использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;

  • дорисовывать недостающие части рисунка, используя помощь учителя;

  •  рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух;

  • пользоваться простой схемой-планом;

  • определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке с помощью учителя;

  • определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях с опорой на образец;

  • запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (2-3 повтора);

  • ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;

  • осмысливать ситуации, содержание картины на основе аналитико-синтетической деятельности с помощью вопросов учителя;

  • оперировать смыслом, пониманием переносного смысла, дифференцированности

  • и целенаправленности суждений с помощью учителя;

  • расчленять воображение предмета на составные части и воссоздавать сложные формы из частей (5-6 частей).

Достаточный уровень:

  • самостоятельно различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция);

  • самостоятельно дорисовывать недостающие части рисунка;

  • самостоятельно составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;

  • пользоваться сложной схемой-планом;

  • самостоятельно определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке;

  • запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (1-2 повтора);

  • определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно- образному мышлению самостоятельно;

  • самостоятельно оперировать смыслом, понимать переносный смысл, демонстрировать дифференцированность и целенаправленность суждений;

  • самостоятельно отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений;

  • использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может выражаться в уровневой шкале:

  • 0 баллов – отсутствие динамики;

  • 1 балл - незначительная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе входного и промежуточного тестирования (Приложение 1, 2).

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема занятия

Кол-во
часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обследование обучающихся- 2 часа

1.

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

1

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя

Выполняют большинство заданий самостоятельно

2.

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

1

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя

Выполняют большинство заданий самостоятельно

Развитие внимания и памяти -16 часов

3.

Совершенствование зрительного внимания и подражание действиям, изображенным на картинке, соотнесение их с реальными действиями

1


Выполнение подражания действиям, изображенным на картинке.

Соотнесение их с реальными действиями (Игра «Делаем зарядку», «Ладошки», «Вот такие мы»)

Выполняют действия по подражанию в определенных игровых ситуациях

Соотносят с реальными действиями, предложенными учителем (выбор из 5-6)

Выполняют действия по подражанию или показу в определенных игровых ситуациях.

Соотносят с реальными действиями, предложенными учителем (выбор из 6-7)



4.

Совершенствование умения сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали

1

Выполнение задания путем сравнения сюжетных изображений, выделяя в них сходные и различные элементы и детали.

Задания: «Найди сходства и отличия», «Что перепутал художник?», «Что изменилось?»

Выполняют задания путем сравнения сюжетных изображений, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (4-5 элементов)

Выполняют задания путем сравнения сюжетных изображений, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (6-7 элементов)

5.

Совершенствование умения воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов, закрепление умения дорисовывать недостающие части рисунка


1

Воспроизведение целостного изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов.

Выполнение заданий: «Почини коврик», «Нарисуй по точкам»

Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 7 элементов.

При затруднениях можно уменьшить количество предметов.

Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка при предъявлении образца

Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 8-9 элементов.

Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка самостоятельно

6.

Формирование умения работать с простой схемой-планом, развитие умения соотносить реальное пространство с планом

1

Работа с простой схемой-планом.

Соотнесение реального пространства с планом.
Задания: «Разведчик», «Автогонки»

Работают с простой схемой-планом.

Соотносят реальное пространство с планом с помощью учителя

Работают с простой схемой-планом.

Соотносят реальное пространство с планом самостоятельно

7.

Совершенствование умения выполнять зрительный диктант по памяти с опорой на алгоритм выполнения: рассмотри, перечисли, запомни, закрой, выложи, рассмотри повторно, проверь

1

Выполнение графических работ по памяти и алгоритму.

Задания: «Домик», «Машина»

Выполняют графическую работу, состоящую из 3 картинок с помощью уточняющих вопросов учителя


Выполняют самостоятельно графическую работу, состоящую из 4-5 картинок

8.

Совершенствование умения находить закономерности в построении фраз, стихов, текстов, предъявляемых зрительно и на слух

1

Выделение закономерности фраз, стихов, текстов.

(Игры: «Исключение понятий», «Совместить несовместимое»)

Выделяют определенным действием закономерности фраз, стихов, текстов (от 6-7 фраз)

Выделяют определенным действием закономерности фраз, стихов, текстов самостоятельно (предложение из 8 фраз)

9.

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком без фиксации на его местоположении в слове на слух


1

Подбор слов с заданным звуком, без фиксации на его местоположении в слове.

Игры («Включи телевизор», «Каждому звуку свою комнату», «Новоселье у зверей»)


Подбирают слова с заданным звуком (6-7 слов).
Помощь оказывается при повторном предъявлении образца

Подбирают слова с заданным звуком (7-8 слов) самостоятельно

10.

Совершенствование умения запоминать наборы предложенных коротких и длинных предложений

1

Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти действующих лиц.

Сказка В.Сутеева «Под грибом»

Выполняют задание по памяти.

Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (6-7) с помощью повторного произнесения слов учителем.

Воспроизводят действующих лиц с опорой на иллюстрацию

Выполняют задание по памяти.

Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (7-8) самостоятельно.

Воспроизводят действующих лиц

11.

Совершенствование умения выстраивать смысловые фразы из начальных букв запоминаемой информации путем формирования концентрации внимания на запоминаемом объекте 

1

Запоминание и построение смысловых фраз из начальных букв.

(Игра «Расскажи об одежде, о птицах, о профессии»)

Выполняют задание по памяти.

Запоминают и выстраивают фразы по памяти (5-6 фраз), помощь оказывается при повторном предъявлении образца.

При затруднениях можно уменьшить количество предметов

Запоминают и выстраивают фразы по памяти (7-8 фраз) самостоятельно

12.

Совершенствование умения выстраивать слова из начальных букв и слогов путем формирования концентрации внимания на запоминаемом объекте 

1

Запоминание и составление слов из начальных букв и слогов.

Задания: «Переставь слоги и звуки», «Назови заданный слог в слове»



Выполняют задание по памяти.

Запоминают и составляют слова по памяти (5-6 слов) с помощью повторного предъявления образца.

При затруднениях можно уменьшить количество предметов

Запоминают и составляют слова по памяти (7-8 слов) самостоятельно

13.

Совершенствование слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного увеличения количества словосочетаний и коротких предложений, которые нужно запомнить

1

Прослушивание, запоминание и повторение словосочетаний и коротких предложений.

Задание: «Послушай предложение, запомни и повтори»


Прослушивают, запоминают и повторяют словосочетания при повторном произнесении задания учителем



Прослушивают, запоминают и повторяют словосочетания и короткие предложения самостоятельно


14.

Совершенствование умения изображать события и героев из рассказа на листе бумаги после прослушанного описания

1

Воспроизведение на листе бумаги событий и героев из рассказа по словесному описанию.

Задание: нарисуй картину к рассказу В. Сутеева «Три котенка»

Слушают рассказ.

Изображают на листе бумаги события рассказа и героев с помощью наводящих вопросов учителя


Слушают рассказ.

Изображают на листе бумаги события рассказа и героев по словесному описанию учителя самостоятельно

15.

Совершенствование умения выборочного запоминания на слух (словосочетаний из текста, названий действий героев рассказа)


1

Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти словосочетаний и называние действий героев рассказа.

Задание: «Назови действия героев рассказа М.Пришвина «Лисичкин хлеб»

Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев с помощью иллюстративной опоры.

Воспроизводят действия героев рассказа и отдельные запомнившиеся словосочетания с помощью наводящих вопросов учителя

Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев.

Воспроизводят действия героев рассказа и отдельные запомнившиеся словосочетания.

Рисуют иллюстрацию к рассказу


16.

Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших текстов и их пересказ

1

Прослушивание небольших текстов.

Ответы на вопросы учителя.

Пересказ текста.

Задание: «Перескажи рассказ М. Пришвина «Еж»

Слушают небольшие тексты.

Отвечают на вопросы учителя.

Пересказывают текст после повторения учителем рассказа (2- 3 раза)

Слушают небольшие тексты.

Отвечают на вопросы учителя.

Пересказывают текст после повторения учителем рассказа (1-2 раза)

17.

Совершенствование умения словесно выражать свою реакцию на предметы, воспринятые тактильно с определенным предметом, животным

1


Узнавание качеств предметов, воспринятых тактильно.

Словесное описание своей реакции на основе тактильных ощущений (мягкие, пушистые, колючие, твердые, холодные).

Игры: «Теплое солнышко», «Весенняя капель»

Узнают предметы по тактильным ощущениям, называют их.

Словесно описывают свою реакцию на предметы, обследованные на ощупь (7 предметов)


Узнают предметы по тактильным ощущениям, называют их.

Словесно описывают свою реакцию на предметы, обследованные на ощупь (8-9 предметов)

18.

Совершенствование умения составлять подвижные рассказы с опорой на тактильные дощечки

1

Воспроизведение подвижного рассказа на основе тактильной памяти.

Составление рассказа о себе, о семье

Воспроизводят рассказ с опорой на тактильные дощечки с помощью учителя


Воспроизводят рассказ с опорой на тактильные дощечки самостоятельно


Сенсорное развитие - 25 часов

19.

Закрепление умений производить выбор из кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций разного цвета и разной величины в процессе конструирования


1

Дифференцирование геометрических форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций разного цвета и разной величины в процессе конструирования.
Задание: «Танграм», «Геометрический коврик»

Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция разного цвета и разной величины.

Выполняют постройки, используя геометрические формы по образцу

Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция разного цвета и разной величины.

Самостоятельно выбирают геометрические формы для постройки заданного образца



20.

Закрепление умений дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по заранее составленному образцу

1

Дифференцирование объемных форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций в процессе конструирования по образцу.

Задания: «Постройка домика для животных», «Городок для кукол»

Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция по показу учителя.

Выполняют конструирование по образцу

Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция по образцу.

Выполняют конструирование самостоятельно

21.

Закрепление умений использовать представления о величине и форме предметов в разных видах деятельности – игре, аппликации, лепке, рисовании

1

Выполнение различных видов деятельности (игра, лепка, рисование).

Аппликация «Кораблик», рисунок «Бабочка»

Выполняют аппликацию и рисунок из геометрических фигур разной величины и формы по образцу и с помощью учителя


Выполняют аппликацию и рисунок из геометрических фигур разной величины и формы с помощью учителя


22.

Совершенствование умений воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине)

1

Воспроизведение пространственных отношений между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине).

Задания: «Вверху-внизу», «Скульптор»

Конструируют по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине) по показу

Конструируют по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине) самостоятельно

23.

Совершенствование умения передавать цветом свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях

1

Соотнесение цвета со своим настроением в рисунках и аппликациях (радость – цветы ко дню рождения; радость – солнечный денек, ранняя весна и т.д.)
Аппликация «Весенний день», рисунок «Мое настроение»

Выполняют аппликацию и рисунок из основных цветов в соответствии со своим настроением с помощью учителя


Выполняют аппликацию и рисунок из основных цветов в соответствии со своим настроением самостоятельно


24.

Совершенствование умения дифференцировать понятия о цветовом спектре «теплые», «холодные» цвета

1

Различение «теплых», «холодных» цветов цветового спектра.

Дидактическая игра: «Теплые и холодные цвета»

Выполняют задания на определение цветов и их оттенков по образцу или показу учителя

Выполняют задания на определение цветов и их оттенков самостоятельно

25.

Совершенствование умения выполнять задание на получение «нейтральных цветов» путем смешивания

1

Получение «нейтральных цветов» путем смешивания.
Выполнение рисунка «Пасмурный день», «Утро»

Смешивают цвета с помощью учителя.

Используют «нейтральные цвета» в рисовании пейзажа по образцу

Смешивают цвета с опорой на памятку.

Используют «нейтральные цвета» в рисовании пейзажа самостоятельно



26.

Совершенствование умения конструировать по образцу, складывание недостающих геометрических форм из 3-х других форм


1

Конструирование по образцу из элементов, складывание недостающих геометрических форм из 3-х других форм.

Задание: «Детский городок», «Мастерская форм»

Конструируют по образцу из 6-7 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 3-х других форм с помощью учителя

Конструируют по образцу из 8-9 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 3-х других форм самостоятельно

27.

Совершенствование умения анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать и сопоставлять результаты восприятия

1

Анализ свойств предметов, сравнение их, обобщение и сопоставление результатов восприятия.

Задания: «Перейди через болото», «Самое непохожее»

Сравнивают предметы по образцу с помощью учителя


Сравнивают предметы, сопоставляют результаты самостоятельно

28.

Совершенствование умения подбирать парные предметы заданной величины, формы и цвета среди множества однородных предметов

1


Дифференцировка парных предметов заданной величины, формы и цвета из множества однородных предметов.

Задание: «Домики и флажки», «Сбор фруктов», «Геометрическое лото»

Выделяют парные предметы заданной величины, формы и цвета из множества однородных предметов с помощью учителя


Выделяют парные предметы заданной величины, формы и цвета из множества однородных предметов самостоятельно

29.

Совершенствование умения выделять заданное слово или словосочетание из предложенного текста и отмечать это каким - либо действием

1

Выделение заданного слова или словосочетания из предложенного текста.

Реагирование на это каким - либо действием (хлопком, поднятием флажка).

Рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Узнают слова и словосочетания в тексте (6-7 слов или словосочетаний).

Выполняют действие, после того, как услышали заданное слово в тексте с помощью учителя

Узнают слова и словосочетания в тексте (8-9 слов или словосочетаний).

Выполняют действие, после того, как услышали заданное слово в тексте

30.

Совершенствование умения запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста

1


Запоминание наборов слов и словосочетаний из предложенного текста.

Рассказ В.Ю.Драгунского «Заколдованная буква»

Слушают текст.

Запоминают и воспроизводят наборы слов и словосочетаний из предложенного текста с помощью учителя

Слушают текст.

Запоминают и воспроизводят наборы слов и словосочетаний из предложенного текста самостоятельно

31.

Совершенствование умения использовать условные звуковые сигналы при нахождении заданного слова или словосочетания из предложенного текста


1


Использование условных звуковых сигналов при нахождении заданного слова или словосочетания из предложенного текста.

Сказка «Кошкин дом»


Слушают текст.

Находят заданное слово или словосочетание из прослушанного текста, обозначают данное слово условным звуковым сигналом с помощью учителя

Слушают текст.

Находят заданное слово или словосочетание из прослушанного текста, обозначают данное слово условным звуковым сигналом самостоятельно

32.

Совершенствование умения называть и группировать слова и словосочетания по трем заданным признакам

1

Группировка слов по трем заданным признакам.

Игра: «Вопрос-ответ», «Противоположное значение»

Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам

(6-7 слов или словосочетаний)

Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам

(8-9 слов или словосочетаний)

33.

Совершенствование умения закреплять результаты тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности (аппликации, лепке)

1


Выполнение продуктивных видов деятельности.

Аппликация «Золотая рыбка»

Создают аппликацию после тактильно-двигательного обследования с помощью учителя

Создают аппликацию после тактильно-двигательного обследования самостоятельно

34.

Совершенствование умения группировать и сортировать предметы по их тактильным признакам с учетом представлений о свойствах и формах предметов

1

Различение на ощупь свойств предметов и группирование их по тактильным признакам (свойства и форма).

Задания: «Золушка», «Кто быстрее»

Распознают на ощупь свойства предметов и группируют их по тактильным признакам с помощью учителя


Распознают на ощупь свойства предметов и группируют их по тактильным признакам самостоятельно

35.

Совершенствование определения контрастных температурных ощущений (горячо-тепло- холодно)

1

Нахождение среди множества предметных изображений горячих и холодных изображений предметов (с опорой на предыдущий полученный практический опыт).

Дидактическая игра «Найди, что бывает горячее/теплое/холодное»

Выбирают среди множества предметных изображений изображения горячих и холодных предметов (выбор из 6 изображений)



Выбирают среди множества предметных изображений изображения горячих и холодных предметов (выбор из 7-9 изображений)


36.

Совершенствование барических ощущений (восприятие чувства тяжести)

1

Определение веса предметов (тяжелый-легкий).

Практические опыты с игрушечными весами

Выполняют задания по определению веса предметов с разными свойствами с помощью весов: тяжелее — легче — самый легкий (выбор из 4 предметов)

Выполняют задания по определению веса предметов с разными свойствами с помощью весов: тяжелее — легче — самый легкий (выбор из 5-7 предметов)

37.

Совершенствование умения определять на ощупь фактуру предмета по словесному описанию, развитие умения передавать ее в аппликации

1

Различение на ощупь предметов по фактуре: пушистый, колючий, шероховатый.

Словесное описание предметов, воспринятых тактильно.

Выполнение аппликации.

Распознают на ощупь свойства предметов по фактуре: пушистый, колючий,

шероховатый.

Характеризуют их свойства и качества с помощью наводящих вопросов.

Выполняют аппликацию с помощью учителя

Распознают на ощупь свойства предметов по фактуре.

Характеризуют их свойства и качества.

Выполняют аппликацию самостоятельно

38.

Совершенствование соотнесения запахов с предметным изображением объектов


1

Классификация предметных картинок по запаху (приятный-неприятный).

Соотнесение запахов с предметным изображением объектов (банан, яблоко, шоколад, апельсин, колбаса и др.)

Группируют предметные картинки по запаху (приятный –неприятный).

Соотносят запахи с предметным изображением объектов с помощью учителя

Группируют предметные картинки по запаху (приятный –неприятный).

Соотносят запахи с предметным изображением объектов самостоятельно

39.

Совершенствование соотнесения вкуса с предметным изображением объектов

1

Классификация предметных картинок по вкусу (сладкий, соленый, кислый).

Соотнесение вкуса с предметным изображением объектов (банан, огурец, шоколад, апельсин, лимон и др.)

Группируют предметные картинки по вкусу (сладкий, соленый, кислый).

Соотносят вкус с предметным изображением объектов с помощью учителя

Группируют предметные картинки по вкусу (сладкий, соленый, кислый).

Соотносят вкус с предметным изображением объектов самостоятельно

40.

Совершенствование соотношения запахов и вкусовых ощущений

1

Соотношение запахов и вкусовых ощущений.

Задания: «Вспомни, как они пахнут?»,

«Коробочки с запахами»,

«Фрукт или овощ?»,

«Съедобное-несъедобное?»,

«Что приготовил повар на обед?»

Связывают запахи и вкусовые ощущения с помощью наводящих вопросов учителя.

Называют свои ощущения

Связывают запахи и вкусовые ощущения самостоятельно.

Описывают свои ощущения

41.

Формирование умения использовать рецепты для приготовления простых блюд

1

Подбор продуктов по инструкции и изображению на картинке.

Рецепт: «Фруктовый салат с йогуртом», «Творог с шоколадной крошкой», «Овсяная каша с изюмом»

Комбинируют продукты согласно инструкции учителя.

В случае затруднений обращаются за помощью к учителю

Комбинируют продукты по инструкции и изображению.

Придумывают рецепты из любимых продуктов

42.

Формирование умения понимать текст рецепта для приготовления простых блюд

1

Подбор продуктов из предложенных в соответствии с текстом рецепта.

Рецепт: «Овощной салат», «Творог с ягодами», «Омлет»

Раскладывают продукты из предложенных по тексту рецепта с помощью учителя

Находят продукты из предложенных по тексту рецепта.

Придумывают свои рецепты из любимых продуктов

43.

Закрепление основ рационального питания:

употребление молочных, мясных, рыбных,

яичных продуктов, овощей,

фруктов, орехов, растительных масел, составляющих рацион обучающихся

1

Закрепление основ рационального и разнообразного питания.

Закрепление понятий о питании современного обучающегося

Используют правило для потребления молочных, мясных, рыбных,

яичных продуктов, овощей, фруктов, орехов, растительных масел, составляющих рацион обучающихся по инструкции учителя


Самостоятельно используют знания о правильном потреблении продуктов.

Записывают рецепты любимых блюд для приготовления в домашних условиях

Формирование мыслительной деятельности - 17 часов

44.

Совершенствование умений находить варианты использования какого-либо предмета и называние вариантов применения

1

Нахождение вариантов использования какого-либо предмета.

Озвучивание возможных вариантов использования предмета.

Дидактическая игра «Как это можно использовать?».

Учитель называет слово «карандаш» - рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, балку в конструировании и т.д.

Находят варианты использования предмета, опираясь на задания учителя.
Называют варианты использования: рисовать, писать, мешать

Находят варианты использования предмета, опираясь на практический опыт.
Называют варианты использования: рисовать, писать, мешать, измерять, конструировать, отмерять

45.

Совершенствование умения распределять сюжеты по смыслу

1

Расположение серии сюжетных картинок по смыслу, соотношению понятий, образовывание аналогий.

Ответы на вопросы.

Составление рассказа.
Дидактическая игра «Соотношение понятий» - четыре стадии развития ветки – от голой зимой до осыпанной ягодами (плодами) осенью

Определяют порядок размещения картинок по смыслу.

Располагают картинки по соотношению понятий
с помощью наводящих вопросов учителя.

Отвечают на вопросы

Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу.

Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ

46.

Совершенствование развития наглядно- образного мышления

1

Расположение серии сюжетных картинок по смыслу, соотношению понятий, образовывание аналогий.

Ответы на вопросы.

Составление рассказа.

Задания: «Полей цветы», «Как построить поезд?», «Достань ключик!»

Рассматривают картинки и объясняют ситуацию.

Рассказывают, как решить проблемную ситуацию (в случае затруднения понимания изображенной ситуации учитель использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»).

Располагают картинки по соотношению понятий
с помощью наводящих вопросов учителя.

Отвечают на вопросы

Рассматривают картинки и объясняют ситуацию.

Рассказывают, как решить проблемную ситуацию.

Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу.

Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ

47.

Совершенствование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов


1

Рассматривание картинок и объяснение ситуации, изображенной на них.

Решение проблемной ситуации.

Ответы на вопросы.

Составление рассказа.

Задания: «В песочнице», «Помоги рыбакам!»



Рассказывают, как решить проблемную ситуацию (в случае затруднения понимания изображенной ситуации учитель использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»).

Располагают картинки по соотношению понятий
с помощью наводящих вопросов учителя.

Отвечают на вопросы

Рассказывают, как решить проблемную ситуацию.

Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу.

Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ

48.

Совершенствование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов


1

Рассматривание картинок и объяснение ситуации, изображенной на них.

Решение проблемной ситуации.

Ответы на вопросы.

Составление рассказа.

Задания: «Как достать шарик?», «Чего не хватает?»


Демонстрируют понимание изображенного сюжета.

Рассказывают, как решить проблемную ситуацию (в случае затруднения понимания изображенной ситуации учитель использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»).

Располагают картинки по соотношению понятий
с помощью наводящих вопросов учителя.

Отвечают на вопросы

Анализируют изображённый сюжет.

Рассказывают, как решить проблемную ситуацию.

Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу.

Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ

49.

Совершенствование умения устанавливать соотношение между текстом и образом (находить предмет по описанию)

1


Соотнесение текста и образа (нахождение предмета по словесному описанию).

Ответы на вопросы.

Составление предложений по картинке.

Задания: « Чего не хватает?»,

«Что перепутал мастер?»


Связывают понятия текста и образа (в случае затруднения понимания изображенной ситуации, учитель использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»).

Отвечают на вопросы.

Составляют простое предложение по картинке

Рассматривают картинки и объясняют ситуацию.

Объясняют свои действия.

Отвечают на вопросы.

Составляют распространенное предложение по картинке

50.

Совершенствование умений делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом



1

Понимание закономерностей между персонажами и объектами.

Анализ сюжета со скрытым смыслом.

Задания: «Помоги Незнайке», «Бывает - не бывает»



Объясняют учителю, как они поняли задание.

Рассказывают, как они планируют выполнить задание и отвечают на вопрос: «Почему ты так думаешь?».

Выполняют задания поэтапно, комментируя свои действия.

Повторяют выполнение задания

Устанавливают связи между персонажами и объектами.

Рассуждают коллективно о ходе выполнения задания.

Доказывают правильность суждений.

Делают вывод о результате выполнения задания

51.

Совершенствование умений анализировать усложненные сюжеты со скрытым смыслом


1

Восприятие нескольких сюжетных линий.

Объединение их по смыслу в единый сюжет.

Предугадывание развития хода сюжета.

Рассказ К.Ушинского «Сила - не право»

Слушают чтение рассказа учителем.

Соотносят предложения с сюжетными картинками.

Читают эти предложения вслух.

Проигрывают под руководством учителя этапы рассказа, сохраняя последовательность эпизодов.

Делают совместный вывод после драматизации рассказа

Читают рассказ.

Соотносят текст и заголовок.

Выявляют основную мысль.

Объединяют сюжеты по смыслу.

Обсуждают проблему рассказа с одноклассниками.

Обосновывают свои суждения и делают вывод

52.

Совершенствование категориального мышления,

развитие уровня обобщения

1

Исключение предметов или явлений (три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории).

Изменение позиции «лишней картинки».

Использование «провокаций» по стилю изображения.

Задания: «На приеме у доктора», «В зоопарке»

Выполняют задания на исключение предметов или явлений с помощью уточняющих вопросов учителя

Выполняют задания на исключение предметов или явлений самостоятельно



53.

Совершенствование возможности осмысления ситуации картины на основе аналитико-синтетической деятельности

1

Составления небольших связных рассказов по предложенной картинке.

Анализирование нелепиц с адекватной эмоциональной реакцией

Рассматривают картинку.

Отвечают на вопросы.

Составляют небольшие связные рассказы с помощью наводящих вопросов учителя.

Анализируют нелепицы с помощью учителя

Рассматривают картинку.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно составляют небольшие связные рассказы.

Анализируют нелепицы с адекватной эмоциональной реакцией

54.

Совершенствование объяснения сюжета, выраженного в словесной форме (текста)

1

Прослушивание текста.

Ответы на вопросы.

Пересказывание текста, акцентируя внимание на существенных деталях.

Задание: «Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи»

Слушают текст.

Соотносят предложения текста с сюжетными картинками.

Отвечают на вопросы учителя


Читают текст.

Обсуждают сюжет.

Составляют план высказывания.

Рассказывают содержание прочитанного


55.

Совершенствование возможности оперирования смыслом, понимание переносного смысла


1

Преобразование смысла текста.

Осознание переносного смысла текста, разграничения

и целостности восприятия сюжета.
Задание: «Прочитай пословицу и подбери к ней фразу из имеющихся»

Читают вслух пословицу.

Соотносят с сюжетной картинкой.

Объясняют понимание предложенной пословицы.

Выбирают предъявленные варианты изменения пословицы.

Трансформируют смысл текста, по содержанию соответствующего пословице, совместно с учителем

Читают пословицы.

Самостоятельно выбирают подходящие по смыслу фразы.

Обсуждают правильность своего выбора.

Записывают новые пословицы




56.

Совершенствование дифференцированности

и целенаправленности суждений, степени их глубины

1

Восприятие смысла известного ранее текста.

Объяснение смысла текста.

Соотнесение аналогичного теста с первоисточником.

Задание: «Соедини стрелками поговорки и правильные их значения»


Читают поговорку в левом столбике вслух.

Соотносят поговорку с имеющейся сюжетной картинкой.

Соединяют с помощью стрелок поговорки с правильными значениями с помощью учителя


Читают все предъявленные поговорки в правом столбике про себя.

Высказываются, что они обозначают.

Соединяют стрелками поговорки и правильные их значения, данные в правом столбике.

Обсуждают получившиеся варианты с одноклассниками

57.

Совершенствование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач

1

Усвоение смысла предъявленного высказывания.

Логически верное продолжение и распространение высказывания.

Задания: «Закончи предложение, подобрав подходящее слово из предложенных»

Читают вслух незаконченную часть предложения.

Соотносят с изображением на картинке.

Подбирают совместно с учителем подходящее слово из предъявленных

Читают незаконченные предложения.

Подбирают подходящие по смыслу варианты завершения высказывания.

Придумывают свои варианты, опираясь на прошлый жизненный опыт


58.

Формирование умения действовать по плану

1

Применение готового образца плана.

Составление описательных рассказов об объекте по плану.

Составление собственных планов действий.

Задание: «Позвони бабушке в другой город»

Опираются на предъявленный план

для регулирования своих действий.

Составляют описательный рассказ об объекте по плану и с помощью учителя

Используют план для регулирования своих действий.

Составляют описательный рассказ об объекте по плану.

Составляют собственный план действий

59.

Формирование умения сравнивать, составлять рисуночные планы- действия, переносить действия по аналогии из одной ситуации в другую

1

Составление рисуночных планов-действий.

Перенос действия по аналогии из одной ситуации в другую.

Задание: «Полей цветы в классе», «Полей грядки в парнике»

Рисуют на листе бумаги планы-действия с помощью учителя.

Переносят действия по аналогии из одной ситуации в другую (в случае затруднения переноса действий обращаются за помощью к учителю)

Создают рисуночные планы-действия.

Переносят действия по аналогии из одной ситуации в другую

60.

Формирование умения прогнозировать последствия своей деятельности

1

Планирование своей деятельности для получения необходимого результата.

Проговаривание последовательности своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я…», «Затем я…», « Если…, то…»

Высказывают устно свои пожелания.

Визуализируют их в виде рисунка.

Составляют план под руководством учителя.

Проговаривают последовательность своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я…», «Затем я…», « Если…, то…»

(в случае затруднения переноса действий обращаются за помощью к учителю)

Ставят перед собой задачу.

Проговаривают последовательность своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я…», «Затем я…», « Если…, то…».

Составляют план своих действий.

Обсуждают его с одноклассниками




Развитие элементов воображения – 8 часов

61.

Совершенствование умения формировать образ предмета из составных частей, воссоздавать сложные формы из частей


2

Создание объектов и объединение их отдельных частей в целое.
Упражнение «Волшебные кляксы»: на середину листа бумаги выливают немного чернил или туши, лист складывают пополам.
Затем лист разворачивают.
Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях.
Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов

Синтезируют целые объекты из отдельных частей (5-6 частей)

Синтезируют целые объекты из отдельных частей (7-9 частей)

62.

Совершенствование поиска аналогов – умения отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений



2

Подбор аналогов для обозначения предметов или явлений.
Задание: «Подбери аналоги к слову «вертолет» (птица, бабочка, автобус, поезд, парашют и т.д.)

Выбирают заместители из предъявленных для обозначения предметов или явлений (2-3 аналога)


Находят заместители для обозначения предметов или явлений (3-5 аналогов)


63.

Развитие творческого воображения путем использования знакомого сказочного сюжета

1

Вспоминание известных сказочных сюжетов.

Погружение в воображаемую атмосферу сюжета.

Дидактическая игра «Если бы да кабы…».
Задание: «Если бы ты встретил Красную Шапочку, до того, как она вошла в лес, от чего бы ты ее предостерег?»

Пересказывают любимую сказку.

Выявляют с помощью учителя проблему героев.

Составляют план оказания помощи сказочным персонажам.

Приходят совместно к решению проблемы


Пересказывают сюжет сказки.

Самостоятельно выявляют проблему героев.

Добавляют еще одного героя (себя).

Разрабатывают стратегию преодоления проблемы.

Обсуждают с одноклассниками

64.

Развитие воображения путем генерирования новых идей

1

Комбинирование известных впечатлений.

Объединение предыдущих действий.

Дидактические игры:

«Настроение и цвет»,

«Пантомима для сообразительных», «Прямоугольное королевство»

Выбирают любимый цвет.

Объясняют свой выбор.

Выбирают нелюбимый цвет.

Объясняют свой выбор.

Создают совместно с учителем цветочную поляну настроения

Читают вслух несколько известных стихотворений.

Один обучающийся «рассказывает» стихотворения посредством активной мимики и движений.

Другие угадывают, о каком стихотворении идет речь.

Конструируют город и жителей из геометрических фигур

65.

Развитие зрительного воображения с использованием геометрических фигур (круга, овала, треугольника и т.д.)


Комбинирование геометрических фигур в единую композицию.

Задания: «Нарисуй и раскрась фантазийный цветок»

Дорисовывают половину созданной модели фантазийного цветка.

Используют простые фигуры разных цветов.

Раскрашивают фигуры

Создают модель с использованием всех изученных геометрических фигур.

Обводят целостную модель по контуру.

Заполняют контур разными цветами

66.

Совершенствование

воображения путем создания модели в виде цветных рамок со стрелками

1

Создание историй и рассказов.
Выбор сюжетов в правильной последовательности.

Фиксирование последовательности эпизодов
направляющими стрелками.
Игра «Разные сказки», упражнение «Сказка-рассказ»

Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой с помощью уточняющих вопросов учителя



Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой самостоятельно

Обследование познавательной деятельности - 2 часа

67.

Обследование познавательной деятельности

1

Выполнение заданий на исследование уровня развития зрительной, слуховой, тактильной памяти, внимания и мыслительных операций

Соотносят предметы по величине из шести предложенных объектов с помощью педагога.

Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке с опорой на образец.

Различают «теплые» и «холодные» оттенки с помощью учителя.

Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам по инструкции учителя.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога.

Определяют «четвертый лишний» с помощью педагога.

Определяют последовательность событий с опорой на образец.

Дорисовывают изображение, получая цельное изображение

Соотносят предметы по величине из 7- 9 объектов.

Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке.

Различают «теплые» и «холодные» оттенки.

Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам по инструкции учителя.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно.

Определяют «четвертый лишний».

Определяют последовательность событий.

Дорисовывают изображение, получая цельное изображение, называют и описывают воображаемый предмет


68.

Обследование сенсорного развития

1

Выполнение заданий на определение уровня сенсорного развития

Выбирают действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных по инструкции педагога.

Находят в окружающей среде предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции.

Различают слова с заданным звуком по инструкции педагога.

Выделяют и различают последовательность звуков в слове.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога.

Определяют вкусовые характеристики предмета с помощью педагога.

Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами с помощью педагога

Выбирают действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных.

Находят в окружающей среде предметы заданного цвета.

Различают слова и словосочетания с заданным звуком.

Выделяют и различают последовательность звуков в слове самостоятельно.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно.

Определяют вкусовые характеристики предмета.

Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами самостоятельно


Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова.– Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 624 с.

  2. Алябьева Е. А Эмоциональные сказки: беседы с детьми о чувствах и эмоциях / Е.А. Алябьева. – Москва: Изд-во ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.

  3. Барышникова Е.В. Основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования: учебно-методическое пособие / Е. В Барышников. – Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. – 291 с.

  4. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребности сферы человека / Л. И. Божович // Проблемы общей, возрастной педагогической психологии / под ред. В.В. Давыдова. – Москва : Педагогика, 2001. – С.168-179.

  5. Бочарова Е.А. Специальная психология: учебное пособие / Е.А. Бочарова. –Архангельск: Изд-во Северного ун-та, 2010. – 89 с.

  6. Быкова А.А. Как подружить детей с эмоциями. Советы "ленивой мамы"/ А. А Быкова. – Москва : Изд-во «Э», 2018. – 372 с.

  7. Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников : методическое пособие / И. П. Воропаева. – Москва : Изд-во Ин-та повышения квалификации и переподготовки работников народного образования, 1993. – 219 с.

  8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский // Психология. – Москва, 2000. – С.892-997.

  9. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург : Лань, 2003. – 656 с.

  10. Громова Т. В. Страна эмоций : психологическая методика / Т. В. Громова. – Москва : Изд-во Перспектива, 2002. – 68 с.


  1. Гукаленко О.В. Совершенствование подготовки педагогических кадров по формированию эмоционального интеллекта школьников: проблемы, методология и практика: монография / О. В. Гукаленко; ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».– Москва, 2022. – 102 с.

  2. Гурьянова М.П. Специфика социально-педагогической подготовки специалистов к профилактике социальных отклонений у несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации: научно-методическое пособие для вузов / М.П. Гурьянова. – Москва : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. – 158 с.

  3. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных /Ч. Дарвин // Хрестоматия по психологии. – Москва : Просвещение, 1987 . – С. 223-231.

  4. Девина И. А. Управляем эмоциями : учебное пособие / И. А. Девина И. А Маштакова. – Москва : Изд-во Ось-89, 2004. – 152 с.

  5. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. – Москва : Политиздат, 1978. – 190 с.

  6. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе /С.Д. Забрамная. – Москва : Педагогика, 1990. – 56 с.

  7. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучение с древних времен до середины 20 века / Х.С. Замский. – Москва : НПО Образование, 1995. – 400 с.

  8. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард ; перев. с англ. – Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 1999. – 464 с.

  9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов/ Ю. А. Клейберг. – Москва : ТЦ Сфера. 2001. –160 с.

  10. Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие / И. В. Ковалец . – Москва : Изд-во Владос, 2004. – 105 с.

  11. Ворошина О. Р. Сопровождение введение ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в практику образовательной деятельности школ Пермского края О. Р. Ворошина, Н. Л Лестова, Аюпова Е. Е, Богомягкова О.Н, Наумова А.А, Перетягина А.Г. – Пермский педагогический журнал. – 2018. – С. 172-179. – URL

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36869752 (дата обращения 12.12.2022)

  1. Газиева Я. З. Своеобразие формирования эмоционально волевой сферы у умственно отсталых детей / Я.З.Газиева, А.Л. Борзиева. – Грозный :

Шаг в науку : статья в сборнике трудов конференции. – 2021 – С. 240 – 241. – URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47965753 (дата обращения 12.12.2022)

  1. Сокинина А. Особенности эмоционального развития младших школьников / А.А.Сокинина // Начальная школа : электронный научный журнал. – 2013. – № 6. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21128192 (дата обращения 12.12.2022)

  2. Шкляр Н. В. Изучение особенностей эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта с целью оптимизации учебно- воспитательного процесса / Н. В. Шкляр // Вестник Приамурского государственного университета : электронный научный журнал. – 2011. – № 11. URL : https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 12.12. 2022)

  3. Шкляр Н.В. Особенности эмоционального развития младших школьников / Н.В.Шкляр // Гносеологические основы образования : статья в сборнике статей. – 2015. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24840445 ( дата обращения 12.12.2022)

  4. Шкляр Н.В. Изучение особенностей эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта с целью оптимизации учебно- воспитательного процесса / Н.В. Шкляр // Вестник Дальневосточной Государственной Социально – Гуманитарной Академии: электронный научный журнал. – 2011. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17966138 (дата обращения 22.12.2022)

  5. Примерная адаптированных основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) на основе ФГОС образования с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) от 22 декабря 2015 г. – URL : https://clck.yandex.ru/redir/ (дата обращения 12.01. 2022)

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.- – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения 22.12. 2022)

  7. Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99 - ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ). - – URL : https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 12.10. 2022)

  8. Федоренко П. Как избавиться от обиды и гнева. Психотерапия негативных эмоций / Федоренко П, Качай И. - ISBN 978-5-4493-0345-5 создано в интеллектуальной издательской системе Ridero, 2018.– URL : https://mybook.ru/author/pavel-fedorenko/kak-izbavitsya-ot-obidy-i-gneva-psihoterapiya-nega/read/(дата обращения 12.12. 2022)

  9. Шингаев С.М. Современное состояние изучения проблемы эмоционального интеллекта в отечественной науке / С. М. Шигаев // Методология современной психологии, 2022. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49573479. (дата обращения 12.01. 2023)



































































Приложение 1

Входное тестирование

  1. Подбери фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция): проведи линию от фигуры к соответствующей прорези.

  1. Подбери цвет и проведи линию к соответствующему цвету



  1. Найди «четвертый лишний» и вычеркни.

  1. Дорисуй недостающие части рисунка.

Приложение 2

Итоговое тестирование

  1. Подбери фрагмент по цвету и размеру: проведи линию от фрагмента к месту его нахождения в таблице.


  1. Раскрась картину, используя основные цвета и оттенки по цифрам.



  1. Найди «четвертый лишний» и вычеркни.


  1. Дорисуй картинки и раскрась их.