ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я живу в России» для 1 - класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.№ 273 – ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова-ния, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федера-ции от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643, от 18 мая 2015 г. № 507 и от 31 декабря 2015г. № 1576
Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова (Приказ №104 от 26.05.2016г.)
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
Положение «О рабочей программе педагога» от 08.04.2016 № 71
Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” составлена на основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Курс внеурочной деятельности «Я живу в России» в 1 классе составлен в соответствии с планом внеурочной деятельности школы на 2016-2017 уч. год. На изучение данной программы выделено: в 1-м классе – 66 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Занятия длятся по 45 минут.
Занятия по данному курсу проводятся во второй половине дня после динамической паузы по плану внеурочной деятельности школы.
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями,
взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы
патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств
конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе
общечеловеческих ценностей.
Задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия
развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и
убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной
деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе
образования;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через
поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность
с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения курса
У обучающегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
осознание этнической принадлежности и культурной идентичности;
формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории;
развитие Я-концепции и самооценки личности;
развитие толерантности, доброжелательности, позитивного отношения к жизни;
формирование моральных норм и самооценки;
выделение нравственного содержания своих поступков;
формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности;
умения называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
умения самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Обучающийся получит возможность для формирования:
осознание своих творческих возможностей;
проявление познавательных мотивов;
осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей деятельности;
развития чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства народов России и мира».
личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом
Метапредметные результаты изучения курса
Регулятивные
Обучающийся научится:
определять и формулировать цель деятельности;
проговаривать последовательность действий;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
планированию совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей;
принятию и сохранению учебной задачи;
осуществлению итогового и пошагового контроля по результату;
различению способа и результата действия;
адекватному принятию словесной оценки учителя;
в сотрудничестве с учителем постановке новых учебных задач;
целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения поставленной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Обучающийся научится:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге, по рисунку, инструкционной карте, схеме;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
пользоваться схемами;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую ;
осуществлять поиск и выделение конкретной информации с помощью учителя;
построению речевых высказываний в устной форме;
оформлению своих мыслей в устной форме по типу рассуждения;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
умениям самостоятельно находить необходимую информацию;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других;
формулированию собственного мнения и позиции;
формулировке вопросов;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
компромиссу и поиску путей, приводящих к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
умению использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты изучения курса
Обучающийся научится:
самосознанию, самодисциплине, пониманию ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважению человеческого достоинства, милосердию , доброжелательности, способности к сопереживанию, работать в группе, в коллективе;
организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы,
под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приемы;
под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
иметь представление об эстетическом вкусе, мере, гармонии, соотношении части и целого.
различать представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я”(8 ч)– формирование гражданского отношения к себе.
2. “Я и семья”(12 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
3. “Я и культура”(10 ч) – формирование отношения к искусству.
4. “Я и школа”(16 ч) – формирование гражданского отношения к школе.
5. “Я и мое Отечество”(12 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
6. “Я и планета” (8ч)– формирование гражданского отношения к планете Земля.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Темы раздела | Количество часов |
Теория | Практика | Общее количество часов |
1-4 | «Я и я» | (8 ч) | Я, ты, мы. Мой сосед по парте. | 2 | 2 | 4 |
5-8 | Кто что любит делать. (Антиреклама вредных привычек) | 2 | 2 | 4 |
9-12 | “Я и семья” | (12 ч) | Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. | 2 | 2 | 4 |
13-14 | В чем я должен им помочь? | 1 | 1 | 2 |
15-18 | Кто они, мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. (Конкурс сказок) | 2 | 2 | 4 |
19-20 | Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. (Конкурс рисунков) | 1 | 1 | 2 |
21-22 | “Я и культура” | (10 ч) | Дары природы. (Конкурс подделок из природных материалов) | 1 | 1 | 2 |
23-26 | История моего города. (Экскурсия в музей) | 2 | 2 | 4 |
27-28 | Откуда пришли елочные игрушки. | 1 | 1 | 2 |
29-30 | Встречаем Масленицу. | 1 | 1 | 2 |
30-38 | “Я и школа” | (16 ч) | Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. | 4 | 5 | 9 |
39-45 | Школа вежливости. | 4 | 3 | 7 |
46-47 | Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный класс. | 1 | 1 | 2 |
48-49 | “Я и мое Отечество” | (12ч) | Мои права и обязанности. | 1 | 1 | 2 |
50-53 | Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. (Изготовление поздравительных открыток) | 2 | 2 | 4 |
54-57 | | | Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. (Конкурс стихов, песен) | 2 | 2 | 4 |
58-59 | С чего начинается Родина? | 1 | 1 | 2 |
60-63 | “Я и планета” | (8 ч) | Планета просит помощи. Маленькая страна. (Конкурс рисунков) | 2 | 2 | 4 |
64-65 | Мягкие лапки, а в лапках царапки. | 1 | 1 | 2 |
66 | В гости к зеленой аптеке. (Экскурсия) | | 1 | 1 |
| Итого: | 66 | | 32 | 34 | 66 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Я ЖИВУ В РОССИИ» 1-4 КЛАСС
(приложение к рабочей программе внеурочной деятельности «Я живу в России»
(1 класс, 66 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дата | Коррекция |
План | Факт | |
| «Я и я» (8 ч) | | | |
1 | Я, ты, мы. Мой сосед по парте. | 04.09 | | |
2 | Я, ты, мы. Мой сосед по парте. | 08.09 | | |
3 | Я, ты, мы. Мой сосед по парте. | 11.09 | | |
4 | Я, ты, мы. Мой сосед по парте. | 15.09 | | |
5 | Кто что любит делать. (Антиреклама вредных привычек) | 18.09 | | |
6 | Кто что любит делать. (Антиреклама вредных привычек) | 22.09 | | |
7 | Кто что любит делать. (Антиреклама вредных привычек) | 25.09 | | |
8 | Кто что любит делать. (Антиреклама вредных привычек) | 29.09 | | |
| “Я и семья”(12 ч) | | | |
9 | Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. | 02.10 | | |
10 | Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. | 06.10 | | |
11 | Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. | 09.10 | | |
12 | Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. | 13.10 | | |
13 | В чем я должен им помочь? | 16.10 | | |
14 | В чем я должен им помочь? | 20.10 | | |
15 | Кто они, мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. (Конкурс сказок) | 23.10 | | |
16 | Кто они, мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. (Конкурс сказок) | 27.10 | | |
17 | Кто они, мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. (Конкурс сказок) | 10.11 | | |
18 | Кто они, мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. (Конкурс сказок) | 13.11 | | |
19 | Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. (Конкурс рисунков) | 17.11 | | |
20 | Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. (Конкурс рисунков) | 20.11 | | |
| “Я и культура”(10 ч) | | | |
21 | Дары природы. (Конкурс подделок из природных материалов) | 24.11 | | |
22 | Дары природы. (Конкурс подделок из природных материалов) | 27.11 | | |
23 | История моего города. (Экскурсия в музей) | 01.12 | | |
24 | История моего города. (Экскурсия в музей) | 01.12 | | |
25 | История моего города. (Экскурсия в музей) | 11.12 | | |
26 | История моего города. (Экскурсия в музей) | 11.12 | | |
27 | Откуда пришли елочные игрушки. | 15.12 | | |
28 | Откуда пришли елочные игрушки. | 18.12 | | |
29 | Встречаем Масленицу. | 22.12 | | |
30 | Встречаем Масленицу. | 25.12 | | |
| “Я и школа”(16 ч) | | | |
31 | Мой школьный дом. Правила поведения в школе. | 29.12 | | |
32 | Мой школьный дом. Правила поведения в школе. | 12.01 | | |
33 | Мой школьный дом. Правила поведения в школе. | 15.01 | | |
34 | Мой школьный дом. Законы жизни в классе. | 19.01 | | |
35 | Мой школьный дом. Законы жизни в классе. | 22.01 | | |
36 | Мой школьный дом. Законы жизни в классе. | 26.01 | | |
37 | Мой школьный дом. Законы жизни в классе. | 29.01 | | |
38 | Мой школьный дом. Законы жизни в классе. | 02.02 | | |
39 | Школа вежливости. | 05.02 | | |
40 | Школа вежливости. | 09.02 | | |
41 | Школа вежливости. | 12.02 | | |
42 | Школа вежливости. | 16.02 | | |
43 | Школа вежливости. | 26.02 | | |
44 | Школа вежливости. | 02.03 | | |
45 | Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный класс. | 05.03 | | |
46 | Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный класс. | 09.03 | | |
| “Я и мое Отечество”(12 ч) | | | |
47 | Мои права и обязанности. | 12.03 | | |
48 | Мои права и обязанности. | 16.03 | | |
49 | Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. | 19.03 | | |
50 | Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. | 02.04 | | |
51 | Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. (Изготовление поздравительных открыток) | 06.04 | | |
52 | Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. (Изготовление поздравительных открыток) | 09.04 | | |
53 | Маленькие герои большой войны. | 13.04 | | |
52 | Маленькие герои большой войны. | 16.04 | | |
54 | Поклон тебе, солдат России. (Конкурс стихов, песен) | 20.04 | | |
55 | Поклон тебе, солдат России. (Конкурс стихов, песен) | 23.04 | | |
56 | Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. (Конкурс стихов, песен) | 27.04 | | |
57-58 | С чего начинается Родина? | 30.04 04.05 | | |
| “Я и планета”(8 ч) | | | |
59-60 | Планета просит помощи. Маленькая страна. | 07.05 11.05 | | |
61-62 | Планета просит помощи. Маленькая страна. (Конкурс рисунков) | 14.05 18.05 | | |
63-64 | Мягкие лапки, а в лапках царапки. | 21.05 | | |
65-66 | В гости к зеленой аптеке. (Экскурсия) | 25.05 | | |
Примечание: В соответствии с годовым календарно-учебным графиком общеобразовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год количество часов по данному курсу составляет 66 часов. Фактическое количество часов по программе зависит от графика календарных праздничных дней, поэтому программа будет пройдена за счет уплотнения материала.