СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Мой город".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по краеведению "Мой город" по внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися (10-13лет) общеинтеллектуального направления в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Мой город".»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Мой город»

(внеурочная деятельность)


Автор: Якунина Марина Борисовна






























Содержание



1.Пояснительная записка .....................................................................................3

2.Содержание программы......................................................................................6

3.Содержание тематического планирования ……………………………………...7

4.Календарно-тематический план .........................................................................12

5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение......................13

6. Список литературы............................................................................................14

Приложение ……………………………………………………………………..........16
































Пояснительная записка.


Рабочая программа «Мой город» по внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от «12» мая 2011 года № 30-296 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»;

  • Требования к оснащённости (письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 24.11.2011 №МД-1552/03)

  • План внеурочной деятельности МБОУ СОШ №108


Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-7 классов (10- 13 лет)общеинтеллектуального направления в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Программа «Мой город» направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Программа кружка «Мой город» направлена на изучение истории образования, достопримечательностях, символов, известных людях родного города. Программа способствует реализации регионального компонента географического образования и направлен на реализацию социального заказа общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважение к традициям своего народа, патриотизма. Структура и содержание курса учитывают возрастные особенности учащихся, реализует межпредметные связи с географическим, биологическим и историческим краеведением. 

Цель курса: Создание условий для формирования у школьников интереса к родному краю, своей малой родине.

Задачи курса:

  1. Приобщение школьников к природному, историческому и культурному наследию Новосибирска.

  2. Развитие учебно-исследовательских навыков и творческих способностей в процессе работы.

  3. Воспитание патриотического отношения к своему городу средствами краеведения.

Программа рассчитана на 1 год обучения,70 часов, 2 часа в неделю в течение учебного года. Наполняемость группы- 10-15 человек.


Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1)теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).

2)практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).



Основные принципы реализации программы:научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

















2. Содержание программы.


Раздел 1. Введение.


Что такое краеведение. С чего начинается Родина. Затулинскийжилмассив.


Раздел 2. Новосибирск на карте.


Определение географического положения города. Площадь территории города, конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Планировка, районы, главные улицы Новосибирска.


Раздел 3. Новосибирск - в прошлом.


История и причины возникновения города: основные этапы формирования Новосибирска, первые поселенцы, первые поселения. Основатели Новосибирска. Топонимика Новосибирских названий.Внешний вид города в начале своей жизни.
Раздел 4. Символы города (герб, флаг).


Раздел 5. Знаменитые Новосибирцы.


История заселения территории города. Численность населения, национальный состав. Знаменитые земляки: основатели города, архитекторы, учёные, врачи, артисты театра и кино.


Раздел 6. Достопримечательности нашего города.


Интересные природные объекты: месторождения гранита, сосновые боры, долина реки Обь. Историко-культурные достопримечательности города: площади города, парки, театры,музеи, зоопарк, ботанический сад и др.


Раздел 7.Наша школа.


История нашей школы. Символика школы. Школьные традиции. Знаменитые выпускники школы.


Раздел 8.Я и моя семья.


Происхождение фамилий. Родословная семьи. Семейные традиции.


Раздел 9. Знатоки Новосибирска.


Что я узнал о Новосибирске. Я в судьбе своего города. Новосибирск в будущем.



  1. Тематическое планирование



№ п/п

Тема


№ занятия

1

Введение. Что такое краеведение. С чего начинается Родина. Затулинский жилмассив.


1-8

2

Новосибирск на карте.

Географическое положение Новосибирска на карте мира, России, НСО.


9-14

3

Новосибирск - в прошлом.

История и причины возникновения города. Внешний вид города в начале своего возникновения.Основатели Новосибирска.


15-24

4

Символика Новосибирска: флаг, герб.


25-26

5

Знаменитые Новосибирцы.


27-36

6

Достопримечательности Новосибирска.

Природные объекты: Новосибирский зоопарк, парковая зона Ботанического сада. Историко – культурные достопримечательности: Собор Александра Невского; театр оперы и балета; ГПНТБ и др.


37-50

7

Наша школа.


51-58

8

Я и моя семья.


59-66

9

Знатоки Новосибирска.


67-70


ИТОГО:


70 часов









Результаты изучения курса.

Во время занятий в кружке учащиеся получат возможность

узнать:

  • суть понятия краеведение, методы краеведческих исследований;

  • особенности географического положения и границы города;

  • год рождения и исторические этапы развития города Новосибирска;

  • численность населения и национальный состав Новосибирска;

  • известных людей города;

  • историко-культурные достопримечательности Новосибирска;

  • роль города в жизни страны;

  • уникальные черты Новосибирска.

научиться:

  • находить свой город на карте России, Новосибирской области;

  • описывать географическое положение города;

  • объяснять причины образования города;

  • объяснять значение символов города (герб, флаг города);

  • работать с первоисточниками, самостоятельно добывать информацию;

  • составлять доклады, рефераты;

применять полученные знания и умения в практической деятельности:

  • ориентироваться в городе;

  • читать карту города;

  • находить необходимую для повседневной жизни информацию о городе в различных источниках, включая интернет;

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Межпредметные связи на занятиях:

  • с уроками географии: умение работать с картой;

  • с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

  • с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.


Личностные и метапредметные результаты.



Результаты



Формируемые умения


Средства формирования

Личностные

  • формированиеу детей мотивации к обучению;

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

организация на занятиях парно-групповой работы


Метапредметные результаты


Регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

Познавательные

  • умение учиться: навык решения творческих задач, навык поиска, анализа и интерпретации информации;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу:

- осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- выделять существенную информацию из текс­тов разных видов (смысловое чтение художественных и познава­тельных текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика):

умение координировать свои усилия с усилиями других:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия




Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:


Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

ефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

елеполагать (ставить и удерживать цели);

-планировать (составлять план своей деятельности);

оделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

ступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).





Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Раздел


Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение.

Что такое краеведение.

Затулинский жилмассив.


2

С чего начинается Родина.


2

Экскурсия по Затулинскому жилмассиву.


2

Защита проекта « Моя Затулинка».


2

2

Новосибирск

на карте.


Географическое положение Новосибирска на карте мира, России, НСО.


2

Площадь территории города, конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Районы города. Планировка, главные улицы.


2

Районы города. Планировка, главные улицы.


2

3

Новосибирск - в прошлом.


История и причины возникновения города.


2

Внешний вид города в начале своего возникновения. Топонимика Новосибирских названий.Этапы развития города.


2

Основатели Новосибирска.

Н. Г. Гарин- Михайловский.


2

Основатели Новосибирска.

Г.М.Будагов.


2

Основатели Новосибирска.

Н. М. Тихомиров.


2

4

Символика Новосибирска.

Флаг, герб, гимн Новосибирска.



2

5

Знаменитые Новосибирцы.

Знаменитые земляки: учёные, художники, музыканты, врачи.

4

Андрей Дмитриевич Крячков – сибирский архитектор.


2

Александр ИвановичПокрышкин.


2

Защита проекта «Знаменитые Новосибирцы».


2

6

Достопримечательности нашего города.


Новосибирский зоопарк.


2

Парковая зона Ботанического сада.


2

Храмы Новосибирска.


2

Театры Новосибирска.


2

Новосибирский Государственный Академический Театр оперы и балета.


2

Музеи Новосибирска.


2

Защита проекта «Достопримечательности нашего города».


2

7

Наша школа.

История нашей школы.


2

Символика школы. Школьные традиции.


2

Знаменитые выпускники школы.


2

Зашита проекта «Наша школа».


2

8

Я

и моя семья.

Происхождение фамилий.

2

Родословная семьи.

2

Семейные традиции.

2

Защита проекта «Моя родословная».

2

9

Знатоки Новосибирска.


Знатоки Новосибирска.


4

ИТОГО:

70

занятий





  1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.



  1. Настенная карта России.

  2. Настенная карта НСО.

  3. Атлас Новосибирской области.

  4. Компьютер.

  5. Экран.

  6. Проектор.


6.Список литературы:


  1. Борисов Б.Л. «История Новосибирской области. Учебное пособие для 9 -10 классов» Новосибирск. 1977г. Западно–Сибирское книжное издательство.

  2. Брат А. Звёзды светят из прошлого: документальная повесть о Н. М. Тихомирове.- Новосибирск: Издательский дом «Сибирская горница», 2006.-66с. – (Издательский проект» Будаговская библиотека»).

  3. Город Новосибирск:[герб и краткая историческая справка о городе]//гербы городов России: альбом – справочник.- М., 1998. С 340.

  4. Земли моей прекрасное лицо. Новосибирская государственная областная научная библиотека.- Новосибирск, 2007. – 74с.

  5. Кисельников А. А. Население города Новосибирска / А. А. Кисельников, Г.А. Бессонова, Л.П. Харченко. – Н.: Новосибирскстат, 2007. – 414 с.

  6. Кравцов В.М., Донукалова Р.П. «География Новосибирской области. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений» Новосибирск. «Студия Дизайн и Инфолио» 1996г.

  7. Красная книга Новосибирской области/Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. – 2-е изд. – Новосибирск: Арта, 2008. – 528с.

  8. Магистраль. 1896-2006.–Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2006.

  9. Созидатели. Т.1.-Новосибирск: Клуб меценатов, 2003.- с.420.

  10. Справочник переименованных улиц, переулков, площадей города Новосибирска.- Н., 2000.- 15с.

  11. Цыплаков И. Краткая историческая энциклопедия Новосибирска/ И. Цыплаков.- Н.: «Горница», 1997.-284с.



20