Рабочая программа кружка
«Наш дом- природа»
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Кружок «Наш дом – природа» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла образовательная (парциальная) программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.
Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:
-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
Адресат программы: воспитанники старшей группы(5-6 лет)
Объем программы: 36 часов
Формы организации работы кружка:
С детьми:
Групповые занятия
Экскурсии
Выставки, конкурсы
Просмотр мультимедийных презентаций
С родителями:
Консультации
Мастер – классы
Конкурсы, выставки
Информация на сайте
С педагогами:
Консультации
Мастер – классы
Семинары для педагогов
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Срок освоения программы: один год
1.2. Цель кружковой работы:
развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи:
Образовательные:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения
формировать освоение экологических представлений
развивать познавательные умения
накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитательные:
воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
№ п/п | Тематика | Общее количество учебных часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Осень в природе. Как растения готовятся к зиме | 2 | 1 | 1 |
3. | Куда исчезают насекомые? | 1 | 1 | |
4. | Что нам осень принесла? | 1 | | 1 |
5. | Вырастим цветок | 1 | | 1 |
6. | Участок детского сада | 1 | | 1 |
7. | Осенние хлопоты человека | 1 | 1 | |
8. | Где живут дикие животные? | 1 | 1 | |
9. | Жизнь домашних животных | 1 | 1 | |
10. | Дорога к доброму здоровью | 1 | 1 | |
11. | Какие разные деревья | 1 | 1 | |
12. | Хвойные деревья: сосна | 1 | | 1 |
13. | Птицы | 1 | 1 | |
14. | Как узнать птиц | 1 | | 1 |
15. | Волшебница-зима | 1 | 1 | |
16. | Комнатные растения | 2 | 1 | 1 |
17. | Человек-живой организм | 1 | 1 | |
18. | Органы дыхания человека | 2 | 1 | 1 |
19. | Кто такие рыбы? | 1 | 1 | |
20. | Весна-красна | 2 | 1 | 1 |
21. | Для чего нужна Красная книга? | 1 | 1 | |
22. | Зеленая аптека | 2 | 1 | 1 |
23. | Кто такие насекомые? | 1 | 1 | |
24. | Лес - многоэтажный дом. Наблюдение за деревьями | 2 | 1 | 1 |
25. | Земля-наш общий дом | 1 | 1 | |
26. | Экологическая тропинка | 1 | | 1 |
27. | Кто больше всего радуется весне? | 1 | | 1 |
28. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого занятий за год | 36 | 21 | 15 |
К концу реализации программы дети будут готовы и способны:
Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;
Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.
Использовать полученные знания в повседневной жизни.
В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.
III. Организационный раздел
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
- Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
3.3. Оценочные материалы
Приложение 1
3.5. Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
В ДОУ имеются:
- телевизор;
- аудио магнитофоны;
- компьютер;
- принтер;
- сканер
Методическое обеспечение программы
Теоретический материал:
- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;
- « Любовь к природе» С.Н. Николаева;
- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;
-«Детям о природе» М.В. Лучичь;
-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;
- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;
- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;
- «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;
- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.
- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;
- «DVD диск «Мир диких животных. Хищники»;
- «DVD диск «Мир диких животных. Среда обитания;
Экспериментально-исследовательская зона:
- лупа (3шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.);
- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;
- коллекция камней (1шт.);
- коллекция минералов (1шт);
- набор компасов (1шт.);
- коллекция круп(1шт.);
- коллекция ракушек(1шт);
- коллекция шишек (1шт.).
Дидактические и настольные игры:
-«Ягоды. Детский определитель»;
-«Живая и неживая природа»;
-«Учись играя. Времена года»;
-«Кубики. Животный мир Земли»;
-«Съедобные и несъедобные грибы»;
-«Путешествие по природным зонам России»;
-«Птичий базар»;
-«Собери картинки. Насекомые»
-«В гостях у лешего»
-«Чей хвост?»;
-«Деревья»;
-«Птицы русского леса»;
-«Найди следы»;
-«Жизненный цикл животных».
В своей работе педагоги ДОУ применяют следующие педагогические и информационные технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологию исследовательской деятельности;
- технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология игрового обучения;
- технология обучения в сотрудничестве.
IV. Используемая литература
4.1. Список литературы для педагогов:
Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.
Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003
С.Н .Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003
Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
З.Ф. Аксенова Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011
4.2 Список литературы для детей и родителей:
1.Л.В.Ковиньк. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.
2. А.А.Лопатина. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
3. Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис,2015.(Большая детская энциклопедия).
4. Цветы. Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва 2015.
5. Животные –Москва: Издательство АСТ, 2016. (Самая умная энциклопедия)
6. Сказки для детей о природе(сказки и рассказы).-Москва: Издательство АСТ; Тула: Родничок, 2017