СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Наш дом- природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка расчитана на более глубокое познание детьми природы, на бережное отношение к ней. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Наш дом- природа"»



Рабочая программа кружка

«Наш дом- природа»



I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.


Кружок «Наш дом – природа»  имеет экологическую направленность, которая определена особой  актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.   Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

 Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

 В основу содержания кружка легла образовательная (парциальная) программа С. Н. Николаевой «Юный  эколог»,  которая   предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.


Новизна  программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.


Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:

-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;

-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";

- принцип развивающего характера обучения;

- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.


Адресат программы: воспитанники старшей группы(5-6 лет)


Объем программы: 36 часов



Формы организации работы кружка:

С детьми:

 Групповые занятия

 Экскурсии

 Выставки, конкурсы

 Просмотр мультимедийных презентаций

С родителями:

 Консультации

 Мастер – классы

 Конкурсы, выставки

 Информация на сайте

С педагогами:

 Консультации

 Мастер – классы

 Семинары для педагогов

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

Методы проведения:

-рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

-труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.



Срок освоения программы: один год


1.2. Цель кружковой работы:

развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения

  • формировать освоение экологических представлений

  • развивать познавательные умения

  • накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным

  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья

  • научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

  • научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;

  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;

  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.


Воспитательные:

  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

  • воспитывать в детях уверенность в своих силах.


II. Содержательный раздел



2.1. Учебный план

№ п/п

Тематика

Общее количество учебных часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Осень в природе. Как растения готовятся к зиме

2

1

1

3.

Куда исчезают насекомые?

1

1


4.

Что нам осень принесла?

1


1

5.

Вырастим цветок

1


1

6.

Участок детского сада

1


1

7.

Осенние хлопоты человека

1

1


8.

Где живут дикие животные?

1

1


9.

Жизнь домашних животных

1

1


10.

Дорога к доброму здоровью

1

1


11.

Какие разные деревья

1

1


12.

Хвойные деревья: сосна

1


1

13.

Птицы

1

1


14.

Как узнать птиц

1


1

15.

Волшебница-зима

1

1


16.

Комнатные растения

2

1

1

17.

Человек-живой организм

1

1


18.

Органы дыхания человека

2

1

1

19.

Кто такие рыбы?

1

1


20.

Весна-красна

2

1

1

21.

Для чего нужна Красная книга?

1

1


22.

Зеленая аптека

2

1

1

23.

Кто такие насекомые?

1

1


24.

Лес - многоэтажный дом. Наблюдение за деревьями

2

1

1

25.

Земля-наш общий дом

1

1


26.

Экологическая тропинка

1


1

27.

Кто больше всего радуется весне?

1


1

28.

Итоговое занятие

2

1

1




Итого занятий за год

36

21

15

К концу реализации программы дети будут готовы и способны:

Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.

Использовать полученные знания в повседневной жизни.

В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

















III. Организационный раздел

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:

«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

- Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.


3.3. Оценочные материалы

Приложение 1

3.5. Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

В ДОУ имеются:

- телевизор;

- аудио магнитофоны;

- компьютер;

- принтер;

- сканер

Методическое обеспечение программы

Теоретический материал:

- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;

- « Любовь к природе» С.Н. Николаева;

- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;

-«Детям о природе» М.В. Лучичь;

-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;

- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;

- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;

- «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;

- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.

- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;

- «DVD диск «Мир диких животных. Хищники»;

- «DVD диск «Мир диких животных. Среда обитания;

Экспериментально-исследовательская зона:

- лупа (3шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.);

- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;

- коллекция камней (1шт.);

- коллекция минералов (1шт);

- набор компасов (1шт.);

- коллекция круп(1шт.);

- коллекция ракушек(1шт);

- коллекция шишек (1шт.).

Дидактические и настольные игры:

-«Ягоды. Детский определитель»;

-«Живая и неживая природа»;

-«Учись играя. Времена года»;

-«Кубики. Животный мир Земли»;

-«Съедобные и несъедобные грибы»;

-«Путешествие по природным зонам России»;

-«Птичий базар»;

-«Собери картинки. Насекомые»

-«В гостях у лешего»

-«Чей хвост?»;

-«Деревья»;

-«Птицы русского леса»;

-«Найди следы»;

-«Жизненный цикл животных».

В своей работе педагоги ДОУ применяют следующие педагогические и информационные технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологию исследовательской деятельности;

- технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технология игрового обучения;

- технология обучения в сотрудничестве.



IV. Используемая литература



4.1. Список литературы для педагогов:


  1. Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.

  2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.

  3. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003

  4. С.Н .Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003

  5. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009

  6. Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.

  7. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

  8. З.Ф. Аксенова Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011


4.2 Список литературы для детей и родителей:



1.Л.В.Ковиньк. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.

2. А.А.Лопатина. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

3. Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис,2015.(Большая детская энциклопедия).

4. Цветы. Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва 2015.

5. Животные –Москва: Издательство АСТ, 2016. (Самая умная энциклопедия)

6. Сказки для детей о природе(сказки и рассказы).-Москва: Издательство АСТ; Тула: Родничок, 2017