СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Содержание кружковой деятельности составлено на основе и реализуется программами:
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Дубны Московской области»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №7
Приказ №103 от 31.08.2016
_____________/ А.Р. Редькин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по изобразительной деятельности «Палитра»
для детей 5-6 лет (старший дошкольный возраст),
6-7 лет (начальная школа).
1-2 год обучения
Составитель:
Кораблёва Ольга Леонидовна,
учитель технологии
г. Дубна, 2017
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком, который приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению, учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка. Также для развития воображения, творческого мышления и творческой активности дошкольников в данной рабочей дополнительной образовательной программе используются элементы нетрадиционных техник рисования, которые демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования, а также возможность самовыражения. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально- нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. Придумывая тему рисунка, сюжет истории и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.
Художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания картины, жизнь и творчество художников). В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочно-былинная живопись, анималистика), учить понимать выразительные средства искусства.
Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, репродукций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов, цветовую палитру, восприятие тёплых и холодных красок.
Развивать творческие способности детей.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Содержание кружковой деятельности составлено на основе и реализуется программами:
вариантом Программы «Детство» разработанным на основе и в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования;
Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова);
примерной основной образовательной программой «Радуга» под ред. Е.В.Соловьёвой, соответствующей ФГОС дошкольного образования.
Принципы проведения занятий:
системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Основное содержание программы
Программа кружка рассчитана на 1 года обучения. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий). НОД кружка «Палитра» для детей старшего дошкольного возраста проводятся во второй половине дня после дневного сна по два занятия 1 раз в неделю. Длительность занятий 25 - 30 минут. Занятия носят статический характер поэтому в середине проводится физкультминутка. Перерывы между периодами НОД 15 минут. Общее количество занятий в год – 64 ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).
Задачи художественно-творческого развития детей
Развивать у детей способности воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало. Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений; отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе. Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения и смысловые связи между объектами. Создавать условия для разнопланового экспериментирования с художественными материалами (белая цветная бумага, картон, обойная бумага, салфеточная бумага, краски, фломастеры, восковые мелки, нитки, пластилин, соленое тесто), дополнительными материалами (листья, ветки, крупа, блестки, конфетти и др.), инструментами (кисть, карандаш, ножницы, стека), изобразительными техниками.
В рисовании – совершенствовать технику смешения гуашевых красок, учить рисовать акварельными красками, уверенно пользоваться кистью, проводя линии в различных направлениях; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов и оттенков; познакомить с приемами рисования простым карандашом, пастелью, художественным углём, сангиной; учить придавать образу эмоциональную окрашенность, настроение.
В лепке - учить детей анализировать форму предмета; осваивать рельефную лепку (барельеф, горельеф); создавать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с пластическими материалами (самостоятельное получение необходимых цветов и оттенков пластилина, создания объёмных форм и их закрепление композиционное решение в пространстве).
В аппликации - познакомить с новым способом создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному контуру для несимметричных предметов, а также прорезание части изображения; приобретение навыков выполнения объёмной аппликации из салфеточной бумаги.
В конструировании - комбинировать конструктивные элементы, выполненные в технике оригами с объёмной аппликацией и живописным изображением; выполнять простые элементы плетением из двух полос бумаги.
К концу года дети могут
В рисовании - создавать изображения предметов (по представлению, с натуры), используя различные изобразительные материалы; смешивать гуашевые краски для получения новых цветов и оттенков; планировать работу (предварительный набросок, прокладка фона, прорисовка) и выбирать материалы; придавать образу эмоциональную окраску.
В лепке - учитывать пластические особенности материалов (пластилина, слоёного теста) при создании образов; уметь выполнять рельефные изображения (барельеф, горельеф).
В конструировании - комбинировать элементы, выполненные в технике оригами с плоскостной и объёмной аппликацией; делать несложные игрушки, сувениры, маски из бумаги, объединяя различные техники.
Формы подведения итогов
Традиционной формой подведения итогов реализации программы «Палитра» является организация выставок детских работ, участие в выставках-конкурсах различных уровней в том числе дистанционных. В конце учебного года организуется итоговая выставка работ воспитанников.
Предполагается проведение открытых просмотров кружковых занятий для родителей.
Ожидаемый результат
Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать и т.п.).
Сформируются навыки трудовой деятельности.
Расписание кружковых занятий по изобразительной деятельности
«Палитра»
2017-2018 учебный год
№ |
понедельник
|
среда |
четверг 1-й год обучения |
пятница 2-й год обучения |
1 |
|
|
17.00 – 17.30
|
17.00 – 17.30
|
2 |
|
|
17.45 – 18.15
|
17.45 – 18.15
|
Календарно-тематическое планирование
1-й год обучения
№ урока | Тема занятия | Программное содержание | Необходимые материалы | Дата планируемая | Дата фактическая |
1-2 | Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях. «Осенний лес полон сказок и чудес» (Педагогическая диагностика)
| Занятие 1: Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка в соответствии с жанром (пейзаж), самостоятельное дополнение (по представлению) пейзажа: обитателями леса или гостями леса. Занятие 2: Самостоятельное выполнение фоновых работ. Выявление уровня развития умений и навыков работы кистью, точности движений при выполнении фоновых работ. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 1 н окт |
|
3-4 | «Ёжик по лесу гуляет» Сюжетное рисование. | Создание яркого образа героя; поиск средств выразительности (поза, дополнение деталями; мимические особенности передающие настроение). Особенности формообразования, учить добиваться схожести с живым объектом, послойное наложение и смешение красок непосредственно на листе в ходе работы. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 2 н окт |
|
5-6 | «Лист кленовый» | Умение работать по предложенной схеме, формообразование, работа концом кисти; элементы цветоведения. Рисование осенних листьев с натуры, передача их формы и колорита. Умение ориентироваться в пространстве листа (композиционное решение), дополнения по замыслу. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 3 н окт |
|
7-8 | «Деревья осенью горят холодным пламенем листвы» Акварель по-сырому, гуашь | Занятие 1: Тонирование листа в осенней цветовой гамме, определение линии горизонта. Введение понятия «горизонт» в активный словарь. Выработка определенного порядка работы с листами большого формата. Упражнение «Тепло-холодно», «Погладим...», «Течёт река». Занятие 2: Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка в соответствии с жанром (пейзаж). Упражнение «Бабочка», «Р-р-раз», «Топ-топ». | Акварель Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3. | 4 н окт |
|
9-10 | «Коты, котики» | Знакомство с новыми приёмами работы: работа сухой кистью. «Пушистые» животные. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 1 н нояб |
|
11-12 | «Тигр-р-ры» и «Чёрные собачки» Графика. Сюжетное рисование. | Создание ярких образов животных; поиск средств выразительности (поза, движение; мимические особенности передающие настроение). Особенности формообразования, учить добиваться схожести с живым объектом, передача в сюжете особенностей жизни животного в дикой природе. | Сангина восковые мелки уголь | 2 н нояб |
|
13-14 | «Конь» Анималистика. | Использование схем, передающих форму и движение животных: «Как они устроены, как они двигаются?» Особенности формообразования, передача движения. Учить добиваться схожести с живым объектом. Самостоятельное выполнение фоновых работ, выбор колористического решения. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 3 н нояб |
|
15-16 | «Весёлый клоун» Необычные и забавные позы | Использование схем, передающих форму и движение человека: «Как мы устроены, как мы двигаемся?» Рисование выразительной фигуры человека в конкретном костюме в движении и с передачей мимики (улыбка, смех). А также несложные движения. Изменяя статичное положение тела или его частей. Особенности формообразования, передача движения. Учить передавать пропорции и взаимное размещение частей. Самостоятельное выполнение фоновых работ, выбор колористического решения, передача настроения. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 4 н нояб |
|
17-18 | «Белая береза под моим окном...» Рисование гуашью и клеем.
| Изображение зимней березки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 Клей ПВА (тюбик) | 1 н дек |
|
19-20 | «Снежный кролик» Лепка из соленого теста.
| Лепка выразительных образов конструктивным способом с повышением качества приёмов отделки; самостоятельное планирование работы. | Солёное тесто картон клей ПВА стек для оттисков крышки фломастеров | 2 н дек |
|
21-22 | «Новогодняя открытка» Графика
| Изготовление поздравительных открыток-самоделок симметричным способом, формообразование простых силуэтных открыток. Придумывание веселого новогоднего образа. Самостоятельное декорирование формы с использованием смешанной техники. | Бумага для черчения (альбомный лист) ножницы фломастеры восковые мелки цветные кар-ши | 3 н дек |
|
23-24 | «Еловые веточки» Акварель | Рисование еловой ветки с натуры; создание предпраздничной атмосферы ( еловые запахи - ощущение праздника. «Чем пахнет Новый год?») Учить рисовать акварельными красками; показать образ с помощью нескольких цветов и их оттенков («Такой разный этот зеленый цвет»). Самостоятельное дополнение (снегирь, ёлочная игрушка, снежинки и т.п.) | Акварель Кисть №5, №2 Аквар.бум. А3 | 4 н дек |
|
25-26 | «Здравствуй, Дедушка Мороз!...» Рисование в смешанной технике с элементами аппликации | Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые. Объединять разные способы изображения ( комбинирование рисования с аппликацией из ткани и нетканых материалов, создание объемных форм). | Акварель гуашь восковые мелки клей ПВА синтепон (вата) пайетки | 1 н янв |
|
27-28 | «Маска» Конструирование из бумаги
| Создавать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с художественным материалом (бумага белая, цветная, краски, дополнительные материалы для декорирования) | Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 акварель восковые кар-ши ножницы цветная бумага пайетки клей-карандаш клей ПВА степлер | 2 н янв |
|
29-30 | «Ёлочка, ёлочка, колючая иголочка» Выполнение праздничного фона, декорирование набрызгом. Живописный пластилин, декорирование.
| Самостоятельная работа по замыслу. Использование многоцветного фона для создания праздничной атмосферы. Самостоятельное создание художественного образа конструктивным способом из смешанного пластилина и декорирование приёмами: процарапывание, оттиск. Самостоятельное создание художественного образа и декорирование материалами по выбору (блестки, пайетки, макароны-звездочки, шарики из фольги, резаный дождик). Создание предпраздничной атмосферы. | Акварель Кисть №5 Аквар.бум. А3 восковые кар-ши пайетки бисер фигурные макароны пластилин стек для оттисков крышки фломастеров | 3 н янв |
|
31-32 | «Вьюга» макетирование из бумаги.
| Макетирование на основе цилиндрической формы (возможно использование основания для устойчивости объекта). Резание по прямой длинной «бахромы» и завивание её на «волосы» Вьюги. Декорирование серебристым дождиком «прически». | Писчая бумага ножницы клей ПВА фломастеры цветные ручки и карандаши дождик скотч | 4 н янв |
|
33-34 | «Домик в снегу» Рисование с элементами аппликации.
| Выполнение в смешанной техники зимнего ночного пейзажа, дополнение разными сказочными декоративными элементами-узорами. Поддерживать личностное творческое начало. Создание выразительного образа заснеженного дома. | Восковые карандаши или воск акварель Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 1 н фев |
|
35-36 | «Превращайся линия в картину...» Графика. Пейзаж.
| Развитие графических навыков детей: передача объемного изображения через линии. Знакомство с образцами графической живописи. Передача характерных признаков объектов, полученных из наблюдений и в результате рассматривания графики | Простой карандаш ластик чёрные гелевые (шариковые) ручки (чёрный фломастер) | 2 н фев |
|
37-38 | «Папин портрет» Пропорции лица
| Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди). Особенности рисования портрета, симметричность лица, пропорциональных соотношений в доступной для понимания детей форме (рисование по представлению или фото). | Простой карандаш, ластик Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3. | 3 н фев |
|
39-40 | «Милой мамочки портрет» Пропорции лица
| Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида. Характера и настроения конкретного человека. Рисование по представлению или фотографии. Закрепление представлений о названии и рисовании частей лица (лоб, брови, виски, нос, губы, подбородок, скулы, уши, шея...) | Простой карандаш, ластик Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3. | 4 н фев |
|
41-42 | «Розовый куст» Элементы декоративного рисования при создании узнаваемого образа | Отработка приемов работы в определенном порядке: выполнение «веток-стеблей», передача общей формы цветка, прокраска основного цветного тона; проработка деталей светлым по темному и темным по светлому (выявление объемов). Использование приёма механического смешения красок для получения нового цвета и его оттенков. | Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 1 н мар |
|
43-44 | «Пряник мятный, ароматный, удивительно приятный!» Декорирование заготовок-фигурок из гофрокартона «Лошадка» и др.
| Декорирование «глазурью» «пряничных изделий». Знакомство детей с пряничным искусством народной выпечки. Развитие умения легко и уверенно пользоваться кистью, проводить разнохарактерные линии на весу. Практическое использование результатов детского творчества (изготовление игрушек – подвесок). | Гуашь кисть №2 клей ПВА (тюбик) пайетки бисер
| 2 н мар |
|
45-46 | «Жили-были рыбки» Самостоятельное рисование фона, живописный пластилин.
| Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами. Создавать условия для свободного, самостоятельного творчества: создание сюжета, образов обитателей подводного мира и подводного ландшафта. | Восковые мелки Акварель Кисть №5 Аквар.бум. А3 Лепка (живописный пластилин), декорирование различными доп. материалами | 3 н мар |
|
47-48 | «Лиса-лисонька» Аппликация из салфеточной бумаги. | Учить детей приемам механического макетирования на рабочей поверхности (приемы: «прищипывание», «присборивание», «оттягивание», «вытягивание» влажной салфеточной бумаги), получение узнаваемого образа, попытки передачи движения через положение хвоста, головы, шеи | Цветной картон клей ПВА салфеточная бумага | 4 н мар |
|
49-50 | Композиция «Домик» с элементами оригами.
| Самостоятельное выполнение фоновых работ: «Там стоит чудесный домик». Изготовление домиков из бумажного квадрата в технике оригами по картам пооперационного моделирования. Самостоятельное декорирование (рисование окон, дверей; узоров; кирпичной кладки трубы и бревенчатых стен дома или кирпичных). | Восковые мелки акварель Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 цветная бумага клей-карандаш фломастеры | 1 н апр |
|
51-52 | «Вкусный натюрморт» Жанр натюрморта | Знакомство с натюрмортом. Отработка приёмов работы с гуашью, наложение элементов и соотношение их размеров и месторасположения ( большой-маленький, впереди-сзади). Самостоятельное композиционное построение. Использование приёма механического смешения красок для получения нового цвета и его оттенков. | Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 2 н апр |
|
53-54 | «Хризантемы» Поэтапное рисование в смешанной технике | Занятие 1: Выполнение фона. Отработка приемов работы в определенном порядке: выполнение рисунка карандашом, передача общей формы цветка и веток; прокраска фона. Занятие 2: Выполнение цветов. Отработка приемов работы в определенном порядке: передача общей формы веток с листьми, передача общей формы цветка; прокраска основного цветного тона; проработка деталей светлым по темному и темным по светлому (выявление объемов). | Простой кар-ш акварель гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 3 н апр |
|
55-56 | «Вот такие мы - жучки!» Экопластика, лепка. | Создание характерных образов; поиск средств выразительности (поза, декорирование; мимические особенности передающие настроение) | Пластилин проволока орехи каштана бисер бусинки | 4 н апр |
|
57-58 | «Зелёные березы» Самостоятельное рисование пейзажного фона. Аппликация обрывная.
| Рисование весенней березки по мотивам лирического стихотворения; использование различных изобразительных техник и их гармоничное сочетание при создании образа. Особенности передачи формы и колористики весенних деревьев в аппликационной технике. Использование приёма многослойного изображения. | Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 1 н мая |
|
59-60 | «Золотые травы» Барельеф. Пластилин. Лепка с элементами экопластики.
| Совершенствовать изобразительную технику: продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт) скульптурным способом; предлагать на выбор приемы декорирования предмета (ваза) рельефными налепами, прорезанием или процарапыванием стекой. Составление элементарной цветочной композиции из сухих растений. | Баночка (форма) пластилин стеки приспособления для оттисков бисер пайетки сухие растения веточки кустарников | 2 н мая |
|
61-62 | «Золотая хохлома. Золотая птица» Декоративное рисование по мотивам народной росписи. | Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование декоративной чудо-птицы из растительных элементов ( трава, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. | Акварель (охра) гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 3 н мая |
|
63-64 | «Дом Радужного тигра». Рисование. Акварель по-сырому. | Открытое занятие для родителей. Предварительная работа: рисование и силуэтное вырезание «Радужный тигр», рисование восковыми мелками «Там живёт Радужный тигр…». | Акварель Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 4 н мая |
|
Итого | 64 часа |
2-й год обучения
№ урока | Тема занятия | Программное содержание | Необходимые материалы | Дата планируемая | Дата фактическая |
1-2 | Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях. «Наши клёны» (Педагогическая диагностика)
| Занятие 1: Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка в соответствии с жанром (пейзаж), самостоятельное дополнение (по представлению) пейзажа: обитателями леса или гостями леса. Занятие 2: Самостоятельное выполнение фоновых работ, стволов деревьев и ветвей. Выявление уровня развития умений и навыков работы кистью, точности движений при выполнении фоновых работ. Получение краски голубого цвета. Проба сложного мазка (два-три цвета). Трёхплановая работа: горизонт, дальний план, средний план, передний план. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 1 н окт |
|
3-4 | «Конь-огонь» Анималистика | Создание яркого образа героя; поиск средств выразительности. Эскизный рисунок. Элементы цветоведения. Особенности формообразования, учить добиваться схожести с живым объектом, послойное наложение и смешение красок непосредственно на листе в ходе работы. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 2 н окт |
|
5-6 | «Конь-листопад» Анималистика и стилизация | Умение работать по предложенной схеме, формообразование, работа концом кисти; элементы цветоведения. Схемы движения животного: скачущий конь (анатомия животного). Понятие стилизации. Фантазия и вымысел. Рисование осенних листьев с натуры, передача их формы и колорита. Умение ориентироваться в пространстве листа (композиционное решение), дополнения по замыслу. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 3 н окт |
|
7-8 | «Букет осенний» Акварель по-сырому, гуашь | Занятие 1: Тонирование листа в осенней цветовой гамме. Формообразование вазы. Занятие 2: Самостоятельное рисование осенних листьев с натуры, передача их формы и колорита. Умение ориентироваться в пространстве листа (композиционное решение), дополнения по замыслу. | Акварель Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3. | 4 н окт |
|
9-10 | «Портрет» Гуашь | Портретная живопись, как жанр живописи. Виды портретов, классификация. Набросок карандашом, самостоятельное рисование. Сложный фон. Приёмы смешения: механическое смешение красок на листе (фоне), работа с палитрой (получение краски телесного цвета). | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 1 н нояб |
|
11-12 | «Портрет» Графика | Закрепление теоретического материала «Портретная живопись». Знакомство с видами графических материалов. Графика. Рисунок карандашом. Приёмы работы: линии, формообразование, штриховка и её виды. Прорисовка деталей, локонов волос. | Простой карандаш Аквар.бум. А3 | 2 н нояб |
|
13-14 | «Птица по небу летела» Графика | Приёмы работы с углём. Техника. Эскизный набросок основных крупных объектов, самостоятельное выполнение сказочной птицы и заполнение фона деталями. Использование схем, передающих форму и движение животных: «Как они устроены, как они двигаются?» Особенности формообразования, передача движения. Учить добиваться схожести с живым объектом. | Уголь Аквар.бум. А3 | 3 н нояб |
|
15-16 | «Пушистые котята» Движение и забавные позы. Восковые мелки, акварель по-сырому
| Использование схем, передающих форму и движение животного. Изменение статичного положения тела или его частей. Особенности формообразования, передача движения. Учить передавать пропорции и взаимное размещение частей. Как выполнять «пушистые» рисунки графическими материалами. Особенности работы восковыми мелками. Направление шерсти животного. Самостоятельное выполнение фоновых работ, выбор колористического решения, передача настроения, детализация. | Восковые мелки, акварель Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 4 н нояб |
|
17-18 | «Скоро зима» Смешанная техника. Гуашь
| Пейзаж. Многоцветный сложный фон «Закат». Отработка приёма: длинный горизонтальный мазок с переходом цвета, вливание. Элементы цветоведения. Самостоятельное выполнение деревьев, сучьев и ветвей. Дополнение «солёными» деталями («заснеживание»), закрепление приёмов рисования клеем с солью. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 Клей ПВА (тюбик) | 1 н дек |
|
19-20 | «Грачи на заснеженных ветвях» Элементы оригами и смешанная техника | Изображение зимней березки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник. Самостоятельное прорисовывание клеем ветвей и солью. Складывание фигурки «Грач» (работа в индивидуальной скорости: количество птиц на ветвях выбирается самостоятельно) | Акварель Восковые мелки Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3. Зубная паста клей ПВА соль Бумага для оригами чёрная, глазки для игрушек самоклеящиеся | 2 н дек |
|
21-22 | «Рождественские картинки. Барельеф» Тестопластика
| Коллективное замешивание солёного теста. Приёмы работы с солёным тестом. Самостоятельная лепка по замыслу. Самостоятельное декорирование оттисками-печатками, приспособлениями, подручными материалами, работа со стек-ножом | Картон Солёное тесто | 3 н дек |
|
23-24 | «Маска, маска, я тебя… не знаю!» Рисование и конструирование из бумаги
| Рисунок-мобиль. Изготовление маски, соответственно размерам, выполнение рисунка на листе. Декорирование маски. Объединение маски и рисунка, по принципу открытки при помощи степлера. | Восковые мелки Картон Аквар.бум. А3 Ножницы Степлер Декоративные дополнения (пайетки) фломастеры | 4 н дек |
|
25-26 | «Маска Собачка» Конструирование из бумаги с элементами рисования
| Самостоятельное резание и соединение степлером, раскрашивание по замыслу | Картонная заготовка Гуашь Кисти №5,№2 ножницы степлер резинка пайетки | 1 н янв |
|
27-28 | «Разноцветная собака» Гуашь | Создавать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с художественным материалом. Проба самостоятельного сложного мазка. Самостоятельная попытка передачи движения животного, создание сюжета. | Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 2 н янв |
|
29-30 | «Снежинка» Панно
| Орнаментальное рисование по замыслу. Знакомство с правилами построения рисунка в квадрате. Элементы графики и заливки геометрических и растительных элементов цветом. | Квадратный фон Простой арандаш. ластик гуашь Кисть №5,№2 | 3 н янв |
|
31-32 | «До свидания, ёлка!» Гуашь
| Отработка нового порядка выполнения работы (с учётом передачи пропорциональных и светлотных задач): работа карандашом сверху вниз, раскрашивание снизу вверх. Самостоятельный декор по замыслу, детализация, по желанию дополнения пейзажа сюжетом. | Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 4 н янв |
|
33-34 | «Сказочная рыбка» Подвеска. Конструирование из бумаги
| Самостоятельное рисование-формообразование, резание по контуру. Раскрашивание по замыслу, дополнение разными сказочными декоративными элементами-узорами. Поддерживать личностное творческое начало. Создание выразительного образа. Накручивание «хвостика» и «плавников» (завивание) и (или) складывание гармошкой. | Простой карандаш Ластик Ножницы акварель Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 Игрушечные глазки-самоклейки | 1 н фев |
|
35-36 | «Пластилиновый букет» Горельеф
| Знакомство с Жостовским промыслом. Рассматривание и анализ форм и цветопередачи. Порядок работы при выполнении пластилинового горельефа, приёмы растяжки фона, крепление деталей. Лепка букета (от крупных элементов к сложным), дополнение «оживками» и мелкими деталями. | Картон Пластилин Стеки Доски или клеёнки | 2 н фев |
|
37-38 | «Домик в снегу» Гуашь, аппликация
| Выполнение в смешанной технике зимнего ночного пейзажа, дополнение разными сказочными декоративными элементами-узорами. Поддерживать личностное творческое начало. Создание выразительного образа заснеженного дома. Включение элементов аппликации из нестандартных материалов. | Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 Клей ПВА Гофракартон Упаковочная бумага Вата Ножницы | 3 н фев |
|
39-40 | «Лубочные картинки. Кот Баюн» Элементы декоративного рисования | Техника контурных рисунков. Отработка порядка работы: выполнение карандашного рисунка, фоновые пятна, сушка, прорисовка чёрным контуром. Особенности формообразования и детализации в лубочной живописи. Отработка приёма работы кончиком тонкой кисти.
| Простой карандаш Ластик Акварель Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 Чёрный фломастер (по возможности) | 4 н фев |
|
41-42 | «Лебедь белая плывёт» Гуашь
| Создавать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с художественным материалом. Проба самостоятельного сложного мазка. Самостоятельная попытка передачи движения птицы, создание сюжета. Формообразование. Цветоведение | Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3
| 1 н мар |
|
43-44 | «Лебёдушки» Конструирование
| Создание бумажной игрушки по собственному эскизу. Самостоятельное резание. Выполнение приёма «навив» на ножницы. Элементы оригами «Лебедь-шипун» | Писчая бумага Простой карандаш Ножницы
| 2 н мар |
|
45-46 | «Чудесница-Весна» Смешанная техника | Сказочный портрет. Цветоведение: тёплые и холодные цвета, цветовые гаммы, сезонные гаммы. Дополнения по замыслу | Восковые мелки акварель Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 3 н мар |
|
47-48 | «Букет первоцветов» Лепка | Миниатюра «Подснежники». Приём вытягивания. Горельеф. Формообразование. Миниатюра «Сон-трава». Смешение пластилина для получения новых оттенков. Декорирование бисером. | Фон-картон Пластилин Бисер Доски или подкладки для раскатки | 4 н мар |
|
49-50 | «Человечек» Графика | Карандашный рисунок. Изучение пропорциональных соотношений фигуры. Самостоятельное придумывание сюжета (обыгрывание статичного изображения) | Простой кар-ш ластик Аквар.бум. А3 | 1 н апр |
|
51-52 | «Человек в движении» Игра. Графика | Игровое занятие. Работа с бумажным конструктором и демонстрационной моделью. Сюжетное рисование по замыслу | Простой кар-ш Ластик Аквар.бум. А3 | 2 н апр |
|
53-54 | «Космос» Граттаж | «Приключения на других планетах». Знакомство с техникой граттажа. Этапы выполнения, «хитрости» и приспособления | Гуашь (или акварель) Кисть №5 Аквар.бум. А3 Воск зубочистки | 3 н апр |
|
55-56 | «Раскрывайтесь почки, просыпайтесь листочки!» Гуашь | Цветоведение: цвет зелёный, его оттенки. Работа с палитрой. Особенности передачи формы и колористики весенних веток. Использование приёма многослойного изображения. | Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 палитра | 4 н апр |
|
57-58 | «Цветочное дерево» Открытка | Поздравительная открытка. Складывание, резание, силуэтное рисование, заливка фоновых фрагментов акварелью по-сырому, сушка. Элементы объёмной аппликации из салфеточной бумаги. Приёмы работы с салфеточной и быстро мокнущей мягкой бумагой. | Акварель Восковые мелки Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 ПВА Салфеточная бумага ножницы | 1 н мая |
|
59-60 | «Букет майских ландышей» Акварель, восковые мелки | Символизм цветка, мифы и истории. Рассказ о пропорциональном составлении букета и его ростовом отношении к размеру и высоте вазы. Самостоятельная работа по составлению композиции, формообразованию и цветоведению6 выбор формы вазочки, составление букета и композиции натюрморта. Декорирование: «жемчужные» бусинки или аппликационные элементы. | Простой кар-ш Акварель Восковые мелки Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 Декорирующие элементы | 2 н мая |
|
61-62 | «Маки» Гуашь | Сложный двойной мазок круглой кистью. Приёмы подготовки кисти: особенности набора краски, техника мазка (повторение). Работа с палитрой и палитрой бумажной. | Простой кар-ш Акварель Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 3 н мая |
|
63-64 | «Букет» Групповая работа | Открытое занятие для родителей. Групповая работа по цветоведению. Продолжение знакомства с работой: круглая кисть – сложный мазок. Создание букета, дополнение оживками. Самостоятельное композиционное решение. | Простой кар-ш Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 палитра | 4 н мая |
|
Итого | 64 часа |
Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы основной задачей является подведение ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
Перечень учебно-методического обеспечения
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012
Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.В.Соловьёвой (http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga.pdf)
© Ссылка на источник: http://sch149.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie_1/conditions/day/trebovaniya_k_rezhimu_dnya_v_sootvetstvii_s_sanpin_-2_4_1_3049-13/
Материальное обеспечение программы
Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, технологические карты, имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ | кол-во |
Библиотечный фонд | ||
| М. Коэрц Большая книга поделок. Фигурки и игрушки. Цветы и сувениры. Аксессуары и украшения, 2010 | 1 |
| Елена Ступак Оригами, подарки к праздникам, 2007 | 1 |
| И.Агапова, М.Дапвидова Лучшие модели, оригами для детей, 2007 | 1 |
| Т.Б. Сержантова Оригами, лучшие модели, 2006 | 1 |
| Н. Докучаева Игрушки из бумаги и картона, 1997 | 1 |
| М.Антипова Соленое тесто, 2007 | 1 |
| Геннадий Федотов Послушная глина, 1997 | 1 |
| Ольга Никологорская Волшебные краски, 1997 | 1 |
| Екатерина Румянцева Простые поделки без помощи мамы, 2006 | 1 |
| Е.Г.Лебедва Простые поделки из бумаги и пластилина, 2005 | 1 |
| Барбара Рейд Обыкновенный пластилин, 1998 | 1 |
| Т.И. Тарабарина, Н.В. Ёлкина Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, 1996 | 1 |
| А.Э. Тимановский Развитие творческого мышления у детей, 1996 | 1 |
Печатные пособия | ||
| Учебно-наглядное пособие, Н.А. Курочкина. Знакомим с портретной живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009 | 1 |
| Учебно-наглядное пособие. Н.А.Курочкина. Знакомим с натюрмортом. Большое искусство – маленьким, - Санкт-Петербург: Изд. «Д-П.», 2009. | 1 |
| Учебно-наглядное пособие. Курочкина Н.А. Знакомим с жанровой живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Дет-ство – Пресс, 2007 | 1 |
| Учебно-наглядное пособие. Курочкина Н.А. Знакомим со сказочно-былинной живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Д.-П., 2009. | 1 |
| Светлана Вохринцева Знакомимся с разными странами, национальные костюмы народов России, 2000 |
|
| Светлана Вохринцева Познавательно-речевое развитие детей, национальные костюмы ближнего зарубежья, 2000 |
|
Дидактические материалы | ||
| Комплект технологических карт пооперационного изготовления моделей оригами: Часть 1 (первая ступень), Часть 2 (вторая ступень), Часть 3 (третья ступень), Часть 4 (четвёртая часть) | 4 |
Коллекции, еженедельные издания | ||
| Куклы в народных костюмах. Куклы ручной работы. – М.: ООО Де Агостини, 2012 – 2013 | 72 куклы |
| 50 художников. Шедевры русской живописи. Еженедельное издание. – М.: ООО Де Агостини, 2010 – 2011 |
|
| Художественная галерея. Еженедельное издание. – М.: ООО Де Агостини, 2013 |
|
Экранно-звуковые пособия | ||
| Презентации к занятиям. |
|
Художественные изобразительные материалы, инструменты и приспособления | ||
| Гуашь, акварель, уголь художественный, сангина; кисти |
|
| Наборы цветной бумаги, картона |
|
| Пластилин, наборы стек и др. приспособлений для оттисков и прорезания |
|
| Ножницы, клей | 10 |
| Фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши |
|
| Образцы готовых изделий |
|
Оборудование кабинета | ||
| Учительский стол, стул | 1 |
| Ученические столы, стулья ученические (винтовой табурет) | 12, 24 |
| Стенды для размещения рисунков и готовых поделок | 2 |
| Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий | 2 |
| Доска стационарная трёхэлементная, доска магнитная | 1 |
| Раковина с тумбой | 3 |
| Вешалка для спецодежды | 1 |
Используемая на занятиях и рекомендуемая литература и материалы:
1) Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2) Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3) Е.В.Баранова, А.М. Савельева. От навыков и творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез,2009.
4) Недорезова О.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Ч.П. Лакоценин С.С., 2006.
5) Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез,2005.
6) Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000.
7) Учебно-наглядное пособие, Н.А. Курочкина. Знакомим с портретной живописью (Большое искусство – маленьким). С-П.: Изд. «Детство-Пресс», 2009.
8) Учебно-наглядное пособие. Н.А.Курочкина. Знакомим с натюрмортом (Б. и. – м.), - С-П.: Изд. «Д-П.»,2009.
9) Курочкина Н.А. Знакомим с жанровой живописью. (Большое искусство – маленьким). – С Пб.: Детство – Пресс, 2007. – (Библиотека программы «Детство»)
10) Курочкина Н.А. Знакомим со сказочно-былинной живописью. (Б-и-м). – С Пб.: Д.-П., 2009. – (5 п. «Д»)
11) Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. – С Пб.: Детство – Пресс.
12) Фесюкова Л.Б. Встречи с художниками мира: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд. «Ранок», 2009
13) Мастера русской живописи. Авторы: М. Алленов, Е.Алленова, Ю.Астахов, Н. Борисовская и др. – М.: Белый город, 2007.
14) 50 художников. Шедевры русской живописи. Еженедельное издание. – М.: ООО «Де Агостини», 2010.
Список литературы, рекомендованный для детей
Дорожин Ю.Г. Искусство детям: Матрёшки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2011.
Дорожин Ю.Г., Знатных О. Искусство детям: Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
Дорожин Ю.Г., Лебедев М. Искусство детям: Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
Дорожин Ю.Г., Межуева Ю. Искусство детям: Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
Дорожин Ю.Г, Назарова А., Бабурова Г. Искусство детям: Цветочные узоры Полхов-Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2008.
Дорожин Ю.Г., Орлова Л. Искусство детям: Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2013.
Дорожин Ю.Г, Соломенникова О., Евсеева Т. Искусство детям: Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2008.
Дорожин Ю.Г, Фёдоров Ю., Миневич Р. Искусство детям: Узоры Северной Двины.. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
Дорожин Ю.Г, Фёдоров Ю., Люскин Л. Искусство детям: Лубочные картинки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.
Кэтти Сэвидж-Хаббард, Роуз Спейшер / пер. Скурко Е. Приключения в мире Живописи. – М.: ЗАО «Издательский дом «Гамма», 1998.
Лыкова И.А. Рисование красками: технологические карты. Наглядно-методическое пособие. – Карапуз, 2010.
Фиона Уотт, Анна Милборн, Роузи Диккенс Творческая мастерская юного художника. – Робинс, 2013.
Список литературы, рекомендованный для родителей
Алёхин А.Д. Когда начинается художник: книга для учащихся. – М.: Просвещение, Владос, 1994.
Антипова М.А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – М.: Издательский дом «РИПОЛ Классик», 2007.
Барбара Айзенбарт / пер.Панкратова Н. Полный курс Акварели. Для начинающих и студентов художественных вузов. – М.: издательство «Внешсигма», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
Богатова И.В. Оригами. – М.: Мартин, 2008.
Воловик А.Ф. Всё о рисовании. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.
Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Пер. с англ. Г. Лаврик. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. 2-е издание – М.: Айрис-пресс, 2006.
Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Тюрина Н.А. Чудо-кожа. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Федотов Г.Я. Когда оживает камень. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 144с.: ил. – (Основы художественного ремесла).
Федотов Г.Я. Лесная пластика. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 176с.: ил. – (Основы художественного ремесла).
Федотов Г.Я. Послушная глина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Федотов Г.Я. Сухие травы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Черныш И.В. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2001.
Черныш И.В. Удивительная бумага. – М.: АРС-ПРЕСС, 1998.
Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.
Мир математики: в 40 т. Т. 1: Фредерик Корбалан. Золотое сечение. Математический язык красоты. / Пер. с англ. – М.: Де Агостини, 2014.
Художественная школа. Основы техники рисунка. Развитие творческого потенциала. Ред. Кондрашова Л., сост. Калинина С. – М.: Эксмо, 2013.