СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительной деятельности «Палитра». 1-2 год обучения

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание кружковой деятельности составлено на основе и реализуется программами:

  • вариантом Программы «Детство» разработанным на основе и в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования;

  • Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова);
  • примерной основной образовательной программой «Радуга» под ред. Е.В.Соловьёвой, соответствующей ФГОС дошкольного образования.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительной деятельности «Палитра». 1-2 год обучения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением

отдельных предметов г. Дубны Московской области»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №7

Приказ №103 от 31.08.2016

 

_____________/ А.Р. Редькин


 






 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



кружка по изобразительной деятельности «Палитра»


 

для детей 5-6 лет (старший дошкольный возраст),

6-7 лет (начальная школа).


1-2 год обучения


 

 

Составитель:

Кораблёва Ольга Леонидовна,

учитель технологии

 

 











г. Дубна, 2017

Пояснительная записка


Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком, который приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению, учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка. Также для развития воображения, творческого мышления и творческой активности дошкольников в данной рабочей дополнительной образовательной программе используются элементы нетрадиционных техник рисования, которые демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования, а также возможность самовыражения. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.


Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально- нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. Придумывая тему рисунка, сюжет истории и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.

Художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания картины, жизнь и творчество художников). В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.



Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочно-былинная живопись, анималистика), учить понимать выразительные средства искусства.

  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

  • Формировать умение оценивать созданные изображения.

  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, репродукций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов, цветовую палитру, восприятие тёплых и холодных красок.

  • Развивать творческие способности детей.

  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.


Содержание кружковой деятельности составлено на основе и реализуется программами:


  • вариантом Программы «Детство» разработанным на основе и в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования;

  • Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова);

  • примерной основной образовательной программой «Радуга» под ред. Е.В.Соловьёвой, соответствующей ФГОС дошкольного образования.



Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

  • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.


Основное содержание программы


Программа кружка рассчитана на 1 года обучения. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий). НОД кружка «Палитра» для детей старшего дошкольного возраста проводятся во второй половине дня после дневного сна по два занятия 1 раз в неделю. Длительность занятий 25 - 30 минут. Занятия носят статический характер поэтому в середине проводится физкультминутка. Перерывы между периодами НОД 15 минут. Общее количество занятий в год – 64 ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).

Задачи художественно-творческого развития детей


Развивать у детей способности воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало. Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений; отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе. Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения и смысловые связи между объектами. Создавать условия для разнопланового экспериментирования с художественными материалами (белая цветная бумага, картон, обойная бумага, салфеточная бумага, краски, фломастеры, восковые мелки, нитки, пластилин, соленое тесто), дополнительными материалами (листья, ветки, крупа, блестки, конфетти и др.), инструментами (кисть, карандаш, ножницы, стека), изобразительными техниками.

В рисовании – совершенствовать технику смешения гуашевых красок, учить рисовать акварельными красками, уверенно пользоваться кистью, проводя линии в различных направлениях; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов и оттенков; познакомить с приемами рисования простым карандашом, пастелью, художественным углём, сангиной; учить придавать образу эмоциональную окрашенность, настроение.

В лепке - учить детей анализировать форму предмета; осваивать рельефную лепку (барельеф, горельеф); создавать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с пластическими материалами (самостоятельное получение необходимых цветов и оттенков пластилина, создания объёмных форм и их закрепление композиционное решение в пространстве).

В аппликации - познакомить с новым способом создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному контуру для несимметричных предметов, а также прорезание части изображения; приобретение навыков выполнения объёмной аппликации из салфеточной бумаги.

В конструировании - комбинировать конструктивные элементы, выполненные в технике оригами с объёмной аппликацией и живописным изображением; выполнять простые элементы плетением из двух полос бумаги.


К концу года дети могут

В рисовании - создавать изображения предметов (по представлению, с натуры), используя различные изобразительные материалы; смешивать гуашевые краски для получения новых цветов и оттенков; планировать работу (предварительный набросок, прокладка фона, прорисовка) и выбирать материалы; придавать образу эмоциональную окраску.

В лепке - учитывать пластические особенности материалов (пластилина, слоёного теста) при создании образов; уметь выполнять рельефные изображения (барельеф, горельеф).

В конструировании - комбинировать элементы, выполненные в технике оригами с плоскостной и объёмной аппликацией; делать несложные игрушки, сувениры, маски из бумаги, объединяя различные техники.


Формы подведения итогов

Традиционной формой подведения итогов реализации программы «Палитра» является организация выставок детских работ, участие в выставках-конкурсах различных уровней в том числе дистанционных. В конце учебного года организуется итоговая выставка работ воспитанников.

Предполагается проведение открытых просмотров кружковых занятий для родителей.


Ожидаемый результат

  1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

  2. Расширение и обогащение художественного опыта.

  3. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

  4. Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать и т.п.).

  5. Сформируются навыки трудовой деятельности.






Расписание кружковых занятий по изобразительной деятельности

«Палитра»

2017-2018 учебный год




понедельник



среда


четверг

1-й год обучения


пятница

2-й год обучения


1




17.00 – 17.30



17.00 – 17.30



2





17.45 – 18.15



17.45 – 18.15







Календарно-тематическое планирование


1-й год обучения

№ урока

Тема занятия

Программное содержание

Необходимые материалы

Дата планируемая

Дата фактическая

1-2

Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях.

«Осенний лес полон сказок и чудес»

(Педагогическая диагностика)


Занятие 1: Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка в соответствии с жанром (пейзаж), самостоятельное дополнение (по представлению) пейзажа: обитателями леса или гостями леса.

Занятие 2: Самостоятельное выполнение фоновых работ.

Выявление уровня развития умений и навыков работы кистью, точности движений при выполнении фоновых работ.

Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3

1 н окт


3-4

«Ёжик по лесу гуляет»

Сюжетное рисование.

Создание яркого образа героя; поиск средств выразительности (поза, дополнение деталями; мимические особенности передающие настроение).

Особенности формообразования, учить добиваться схожести с живым объектом, послойное наложение и смешение красок непосредственно на листе в ходе работы.

Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3

2 н окт


5-6

«Лист кленовый»

Умение работать по предложенной схеме, формообразование, работа концом кисти; элементы цветоведения.

Рисование осенних листьев с натуры, передача их формы и колорита. Умение ориентироваться в пространстве листа (композиционное решение), дополнения по замыслу.

Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3

3 н окт


7-8

«Деревья осенью горят холодным пламенем листвы» Акварель

по-сырому, гуашь

Занятие 1: Тонирование листа в осенней цветовой гамме, определение линии горизонта. Введение понятия «горизонт» в активный словарь. Выработка определенного порядка работы с листами большого формата.

Упражнение

«Тепло-холодно»,

«Погладим...», «Течёт река».

Занятие 2: Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка в соответствии с жанром (пейзаж).

Упражнение «Бабочка», «Р-р-раз», «Топ-топ».

Акварель Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3.

4 н окт


9-10

«Коты, котики»

Знакомство с новыми приёмами работы: работа сухой кистью. «Пушистые» животные.

Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3

1 н нояб


11-12

«Тигр-р-ры» и «Чёрные собачки»

Графика. Сюжетное рисование.

Создание ярких образов животных; поиск средств выразительности (поза, движение; мимические особенности передающие настроение).

Особенности формообразования, учить добиваться схожести с живым объектом, передача в сюжете особенностей жизни животного в дикой природе.

Сангина восковые мелки уголь

2 н нояб


13-14

«Конь» Анималистика.

Использование схем, передающих форму и движение животных: «Как они устроены, как они двигаются?»

Особенности формообразования, передача движения. Учить добиваться схожести с живым объектом. Самостоятельное выполнение фоновых работ, выбор колористического решения.

Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3

3 н нояб


15-16

«Весёлый клоун» Необычные и забавные позы

Использование схем, передающих форму и движение человека: «Как мы устроены, как мы двигаемся?» Рисование выразительной фигуры человека в конкретном костюме в движении и с передачей мимики (улыбка, смех). А также несложные движения. Изменяя статичное положение тела или его частей.

Особенности формообразования, передача движения. Учить передавать пропорции и взаимное размещение частей. Самостоятельное выполнение фоновых работ, выбор колористического решения, передача настроения.

Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3

4 н нояб


17-18

«Белая береза под моим окном...» Рисование гуашью и клеем.


Изображение зимней березки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3 Клей ПВА (тюбик)

1 н дек


19-20

«Снежный кролик»

Лепка из соленого теста.


Лепка выразительных образов конструктивным способом с повышением качества приёмов отделки; самостоятельное планирование работы.

Солёное тесто картон клей ПВА стек для оттисков крышки фломастеров

2 н дек


21-22

«Новогодняя открытка»

Графика


Изготовление поздравительных открыток-самоделок симметричным способом, формообразование простых силуэтных открыток. Придумывание веселого новогоднего образа. Самостоятельное декорирование формы с использованием смешанной техники.

Бумага для черчения (альбомный лист) ножницы фломастеры восковые мелки цветные кар-ши

3 н дек


23-24

«Еловые веточки»

Акварель

Рисование еловой ветки с натуры; создание предпраздничной атмосферы ( еловые запахи - ощущение праздника. «Чем пахнет Новый год?»)

Учить рисовать акварельными красками; показать образ с помощью нескольких цветов и их оттенков («Такой разный этот зеленый цвет»). Самостоятельное дополнение (снегирь, ёлочная игрушка, снежинки и т.п.)

Акварель

Кисть №5, №2

Аквар.бум. А3

4 н дек


25-26

«Здравствуй, Дедушка Мороз!...»

Рисование в смешанной технике с элементами аппликации

Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые. Объединять разные способы изображения ( комбинирование рисования с аппликацией из ткани и нетканых материалов, создание объемных форм).

Акварель гуашь восковые мелки клей ПВА синтепон (вата) пайетки

1 н янв


27-28

«Маска» Конструирование из бумаги


Создавать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с художественным материалом (бумага белая, цветная, краски, дополнительные материалы для декорирования)

Гуашь

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3 акварель восковые кар-ши ножницы цветная бумага пайетки клей-карандаш клей ПВА степлер

2 н янв


29-30

«Ёлочка, ёлочка, колючая иголочка»

Выполнение праздничного фона, декорирование набрызгом.

Живописный пластилин, декорирование.



Самостоятельная работа по замыслу. Использование многоцветного фона для создания праздничной атмосферы.

Самостоятельное создание художественного образа конструктивным способом из смешанного пластилина и декорирование приёмами: процарапывание, оттиск.

Самостоятельное создание художественного образа и декорирование материалами по выбору (блестки, пайетки, макароны-звездочки, шарики из фольги, резаный дождик).

Создание предпраздничной атмосферы.

Акварель

Кисть №5

Аквар.бум. А3 восковые кар-ши пайетки бисер фигурные макароны пластилин стек для оттисков крышки фломастеров

3 н янв


31-32

«Вьюга» макетирование из бумаги.


Макетирование на основе цилиндрической формы (возможно использование основания для устойчивости объекта). Резание по прямой длинной «бахромы» и завивание её на «волосы» Вьюги. Декорирование серебристым дождиком «прически».

Писчая бумага ножницы клей ПВА фломастеры цветные ручки и карандаши дождик скотч

4 н янв


33-34

«Домик в снегу» Рисование с элементами аппликации.


Выполнение в смешанной техники зимнего ночного пейзажа, дополнение разными сказочными декоративными элементами-узорами. Поддерживать личностное творческое начало. Создание выразительного образа заснеженного дома.

Восковые карандаши или воск акварель

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

1 н фев


35-36

«Превращайся линия в картину...» Графика. Пейзаж.


Развитие графических навыков детей: передача объемного изображения через линии. Знакомство с образцами графической живописи. Передача характерных признаков объектов, полученных из наблюдений и в результате рассматривания графики

Простой карандаш ластик чёрные гелевые (шариковые) ручки (чёрный фломастер)

2 н фев


37-38

«Папин портрет» Пропорции лица


Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди).

Особенности рисования портрета, симметричность лица, пропорциональных соотношений в доступной для понимания детей форме (рисование по представлению или фото).

Простой карандаш, ластик Гуашь

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3.

3 н фев


39-40

«Милой мамочки портрет»

Пропорции лица


Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида. Характера и настроения конкретного человека. Рисование по представлению или фотографии. Закрепление представлений о названии и рисовании частей лица (лоб, брови, виски, нос, губы, подбородок, скулы, уши, шея...)

Простой карандаш, ластик Гуашь

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3.

4 н фев


41-42

«Розовый куст» Элементы декоративного рисования при создании узнаваемого образа

Отработка приемов работы в определенном порядке: выполнение «веток-стеблей», передача общей формы цветка, прокраска основного цветного тона; проработка деталей светлым по темному и темным по светлому (выявление объемов). Использование приёма механического смешения красок для получения нового цвета и его оттенков.

Гуашь

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

1 н мар


43-44

«Пряник мятный, ароматный, удивительно приятный!»

Декорирование заготовок-фигурок из гофрокартона «Лошадка» и др.


Декорирование «глазурью» «пряничных изделий». Знакомство детей с пряничным искусством народной выпечки. Развитие умения легко и уверенно пользоваться кистью, проводить разнохарактерные линии на весу.

Практическое использование результатов детского творчества (изготовление игрушек – подвесок).

Гуашь кисть №2 клей ПВА (тюбик) пайетки бисер


2 н мар


45-46

«Жили-были рыбки»

Самостоятельное рисование фона, живописный пластилин.


Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами.

Создавать условия для свободного, самостоятельного творчества: создание сюжета, образов обитателей подводного мира и подводного ландшафта.

Восковые мелки Акварель

Кисть №5

Аквар.бум. А3

Лепка (живописный пластилин), декорирование различными доп. материалами

3 н мар


47-48

«Лиса-лисонька»

Аппликация из салфеточной бумаги.

Учить детей приемам механического макетирования на рабочей поверхности (приемы:

«прищипывание», «присборивание», «оттягивание»,

«вытягивание» влажной салфеточной бумаги),

получение узнаваемого образа, попытки передачи движения через положение хвоста, головы, шеи

Цветной картон клей ПВА салфеточная бумага

4 н мар


49-50

Композиция «Домик» с элементами оригами.


Самостоятельное выполнение фоновых работ: «Там стоит чудесный домик». Изготовление домиков из бумажного квадрата в технике оригами по картам пооперационного моделирования. Самостоятельное декорирование (рисование окон, дверей; узоров; кирпичной кладки трубы и бревенчатых стен дома или кирпичных).

Восковые мелки акварель

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3 цветная бумага клей-карандаш фломастеры

1 н апр


51-52

«Вкусный натюрморт» Жанр натюрморта

Знакомство с натюрмортом. Отработка приёмов работы с гуашью, наложение элементов и соотношение их размеров и месторасположения ( большой-маленький, впереди-сзади).

Самостоятельное композиционное построение.

Использование приёма механического смешения красок для получения нового цвета и его оттенков.

Гуашь

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

2 н апр


53-54

«Хризантемы» Поэтапное рисование в смешанной технике

Занятие 1: Выполнение фона. Отработка приемов работы в определенном порядке: выполнение рисунка карандашом, передача общей формы цветка и веток; прокраска фона. Занятие 2: Выполнение цветов. Отработка приемов работы в определенном порядке: передача общей формы веток с листьми, передача общей формы цветка; прокраска основного цветного тона; проработка деталей светлым по темному и темным по светлому (выявление объемов).

Простой кар-ш акварель гуашь

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

3 н апр


55-56

«Вот такие мы - жучки!»

Экопластика, лепка.

Создание характерных образов; поиск средств выразительности (поза, декорирование; мимические особенности передающие настроение)

Пластилин проволока орехи каштана бисер бусинки

4 н апр


57-58

«Зелёные березы»

Самостоятельное рисование пейзажного фона.

Аппликация обрывная.


Рисование весенней березки по мотивам лирического стихотворения; использование различных изобразительных техник и их гармоничное сочетание при создании образа.

Особенности передачи формы и колористики весенних деревьев в аппликационной технике. Использование приёма многослойного изображения.

Гуашь

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

1 н мая


59-60

«Золотые травы»

Барельеф. Пластилин.

Лепка с элементами экопластики.


Совершенствовать изобразительную технику: продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт) скульптурным способом; предлагать на выбор приемы декорирования предмета (ваза) рельефными налепами, прорезанием или процарапыванием стекой. Составление элементарной цветочной композиции из сухих растений.

Баночка (форма) пластилин стеки приспособления для оттисков бисер пайетки сухие растения веточки кустарников

2 н мая


61-62

«Золотая хохлома. Золотая птица»

Декоративное рисование по мотивам народной росписи.

Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование декоративной чудо-птицы из растительных элементов ( трава, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.

Акварель (охра) гуашь

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

3 н мая


63-64

«Дом Радужного тигра». Рисование. Акварель по-сырому.

Открытое занятие для родителей. Предварительная работа: рисование и силуэтное вырезание «Радужный тигр», рисование восковыми мелками «Там живёт Радужный тигр…».

Акварель

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

4 н мая


Итого

64 часа



2-й год обучения


№ урока

Тема занятия

Программное содержание

Необходимые материалы

Дата планируемая

Дата фактическая

1-2

Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях.

«Наши клёны»

(Педагогическая диагностика)


Занятие 1: Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка в соответствии с жанром (пейзаж), самостоятельное дополнение (по представлению) пейзажа: обитателями леса или гостями леса.

Занятие 2: Самостоятельное выполнение фоновых работ, стволов деревьев и ветвей.

Выявление уровня развития умений и навыков работы кистью, точности движений при выполнении фоновых работ.

Получение краски голубого цвета. Проба сложного мазка (два-три цвета). Трёхплановая работа: горизонт, дальний план, средний план, передний план.

Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3

1 н окт


3-4

«Конь-огонь»

Анималистика

Создание яркого образа героя; поиск средств выразительности.

Эскизный рисунок. Элементы цветоведения.

Особенности формообразования, учить добиваться схожести с живым объектом, послойное наложение и смешение красок непосредственно на листе в ходе работы.

Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3

2 н окт


5-6

«Конь-листопад»

Анималистика и стилизация

Умение работать по предложенной схеме, формообразование, работа концом кисти; элементы цветоведения.

Схемы движения животного: скачущий конь (анатомия животного).

Понятие стилизации. Фантазия и вымысел.

Рисование осенних листьев с натуры, передача их формы и колорита. Умение ориентироваться в пространстве листа (композиционное решение), дополнения по замыслу.

Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3

3 н окт


7-8

«Букет осенний» Акварель

по-сырому, гуашь

Занятие 1: Тонирование листа в осенней цветовой гамме. Формообразование вазы.

Занятие 2: Самостоятельное рисование осенних листьев с натуры, передача их формы и колорита. Умение ориентироваться в пространстве листа (композиционное решение), дополнения по замыслу.

Акварель Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3.

4 н окт


9-10

«Портрет»

Гуашь

Портретная живопись, как жанр живописи. Виды портретов, классификация. Набросок карандашом, самостоятельное рисование. Сложный фон. Приёмы смешения: механическое смешение красок на листе (фоне), работа с палитрой (получение краски телесного цвета).

Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3

1 н нояб


11-12

«Портрет»

Графика

Закрепление теоретического материала «Портретная живопись». Знакомство с видами графических материалов.

Графика. Рисунок карандашом. Приёмы работы: линии, формообразование, штриховка и её виды. Прорисовка деталей, локонов волос.

Простой карандаш

Аквар.бум. А3

2 н нояб


13-14

«Птица по небу летела»

Графика

Приёмы работы с углём. Техника. Эскизный набросок основных крупных объектов, самостоятельное выполнение сказочной птицы и заполнение фона деталями.

Использование схем, передающих форму и движение животных: «Как они устроены, как они двигаются?»

Особенности формообразования, передача движения. Учить добиваться схожести с живым объектом.

Уголь

Аквар.бум. А3

3 н нояб


15-16

«Пушистые котята» Движение и забавные позы.

Восковые мелки, акварель по-сырому


Использование схем, передающих форму и движение животного. Изменение статичного положения тела или его частей.

Особенности формообразования, передача движения. Учить передавать пропорции и взаимное размещение частей.

Как выполнять «пушистые» рисунки графическими материалами. Особенности работы восковыми мелками. Направление шерсти животного.

Самостоятельное выполнение фоновых работ, выбор колористического решения, передача настроения, детализация.

Восковые мелки, акварель

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3

4 н нояб


17-18

«Скоро зима»

Смешанная техника. Гуашь


Пейзаж. Многоцветный сложный фон «Закат». Отработка приёма: длинный горизонтальный мазок с переходом цвета, вливание. Элементы цветоведения.

Самостоятельное выполнение деревьев, сучьев и ветвей.

Дополнение «солёными» деталями («заснеживание»), закрепление приёмов рисования клеем с солью.

Гуашь

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3 Клей ПВА (тюбик)

1 н дек


19-20

«Грачи на заснеженных ветвях»

Элементы оригами и смешанная техника

Изображение зимней березки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

Самостоятельное прорисовывание клеем ветвей и солью.

Складывание фигурки «Грач» (работа в индивидуальной скорости: количество птиц на ветвях выбирается самостоятельно)

Акварель

Восковые мелки

Кисти №5, №2

Аквар.бум. А3.

Зубная паста клей ПВА соль

Бумага для оригами чёрная, глазки для игрушек самоклеящиеся

2 н дек


21-22

«Рождественские картинки. Барельеф»

Тестопластика


Коллективное замешивание солёного теста.

Приёмы работы с солёным тестом.

Самостоятельная лепка по замыслу.

Самостоятельное декорирование оттисками-печатками, приспособлениями, подручными материалами, работа со стек-ножом

Картон

Солёное тесто

3 н дек


23-24

«Маска, маска, я тебя… не знаю!» Рисование и конструирование из бумаги


Рисунок-мобиль. Изготовление маски, соответственно размерам, выполнение рисунка на листе. Декорирование маски. Объединение маски и рисунка, по принципу открытки при помощи степлера.

Восковые мелки

Картон

Аквар.бум. А3

Ножницы

Степлер

Декоративные дополнения (пайетки)

фломастеры

4 н дек


25-26

«Маска Собачка» Конструирование из бумаги с элементами рисования


Самостоятельное резание и соединение степлером, раскрашивание по замыслу

Картонная заготовка

Гуашь

Кисти №5,№2

ножницы

степлер

резинка

пайетки

1 н янв


27-28

«Разноцветная собака»

Гуашь

Создавать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с художественным материалом. Проба самостоятельного сложного мазка. Самостоятельная попытка передачи движения животного, создание сюжета.

Гуашь

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

2 н янв


29-30

«Снежинка»

Панно


Орнаментальное рисование по замыслу. Знакомство с правилами построения рисунка в квадрате.

Элементы графики и заливки геометрических и растительных элементов цветом.

Квадратный фон

Простой арандаш.

ластик

гуашь

Кисть №5,№2

3 н янв


31-32

«До свидания, ёлка!»

Гуашь


Отработка нового порядка выполнения работы (с учётом передачи пропорциональных и светлотных задач): работа карандашом сверху вниз, раскрашивание снизу вверх. Самостоятельный декор по замыслу, детализация, по желанию дополнения пейзажа сюжетом.

Гуашь

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

4 н янв


33-34

«Сказочная рыбка»

Подвеска.

Конструирование из бумаги


Самостоятельное рисование-формообразование, резание по контуру. Раскрашивание по замыслу, дополнение разными сказочными декоративными элементами-узорами. Поддерживать личностное творческое начало. Создание выразительного образа.

Накручивание «хвостика» и «плавников» (завивание) и (или) складывание гармошкой.

Простой карандаш

Ластик

Ножницы

акварель

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

Игрушечные глазки-самоклейки

1 н фев


35-36

«Пластилиновый букет»

Горельеф


Знакомство с Жостовским промыслом. Рассматривание и анализ форм и цветопередачи.

Порядок работы при выполнении пластилинового горельефа, приёмы растяжки фона, крепление деталей.

Лепка букета (от крупных элементов к сложным), дополнение «оживками» и мелкими деталями.

Картон

Пластилин

Стеки

Доски или клеёнки

2 н фев


37-38

«Домик в снегу»

Гуашь, аппликация


Выполнение в смешанной технике зимнего ночного пейзажа, дополнение разными сказочными декоративными элементами-узорами. Поддерживать личностное творческое начало. Создание выразительного образа заснеженного дома.

Включение элементов аппликации из нестандартных материалов.

Гуашь

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

Клей ПВА

Гофракартон

Упаковочная бумага

Вата

Ножницы

3 н фев


39-40

«Лубочные картинки. Кот Баюн»

Элементы декоративного рисования

Техника контурных рисунков. Отработка порядка работы: выполнение карандашного рисунка, фоновые пятна, сушка, прорисовка чёрным контуром. Особенности формообразования и детализации в лубочной живописи.

Отработка приёма работы кончиком тонкой кисти.


Простой карандаш

Ластик

Акварель

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

Чёрный фломастер (по возможности)

4 н фев


41-42

«Лебедь белая плывёт»

Гуашь


Создавать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с художественным материалом. Проба самостоятельного сложного мазка. Самостоятельная попытка передачи движения птицы, создание сюжета.

Формообразование. Цветоведение

Гуашь Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3


1 н мар


43-44

«Лебёдушки»

Конструирование


Создание бумажной игрушки по собственному эскизу. Самостоятельное резание. Выполнение приёма «навив» на ножницы.

Элементы оригами «Лебедь-шипун»

Писчая бумага

Простой карандаш

Ножницы


2 н мар


45-46

«Чудесница-Весна»

Смешанная техника

Сказочный портрет. Цветоведение: тёплые и холодные цвета, цветовые гаммы, сезонные гаммы. Дополнения по замыслу

Восковые мелки акварель

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

3 н мар


47-48

«Букет первоцветов»

Лепка

Миниатюра «Подснежники». Приём вытягивания. Горельеф. Формообразование.

Миниатюра «Сон-трава». Смешение пластилина для получения новых оттенков. Декорирование бисером.

Фон-картон

Пластилин

Бисер

Доски или подкладки для раскатки

4 н мар


49-50

«Человечек»

Графика

Карандашный рисунок. Изучение пропорциональных соотношений фигуры. Самостоятельное придумывание сюжета (обыгрывание статичного изображения)

Простой кар-ш

ластик

Аквар.бум. А3

1 н апр


51-52

«Человек в движении»

Игра.

Графика

Игровое занятие. Работа с бумажным конструктором и демонстрационной моделью.

Сюжетное рисование по замыслу

Простой кар-ш

Ластик

Аквар.бум. А3

2 н апр


53-54

«Космос»

Граттаж

«Приключения на других планетах».

Знакомство с техникой граттажа. Этапы выполнения, «хитрости» и приспособления

Гуашь (или акварель)

Кисть №5

Аквар.бум. А3

Воск

зубочистки

3 н апр


55-56

«Раскрывайтесь почки, просыпайтесь листочки!»

Гуашь

Цветоведение: цвет зелёный, его оттенки. Работа с палитрой.

Особенности передачи формы и колористики весенних веток. Использование приёма многослойного изображения.

Гуашь Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

палитра

4 н апр


57-58

«Цветочное дерево»

Открытка

Поздравительная открытка.

Складывание, резание, силуэтное рисование, заливка фоновых фрагментов акварелью по-сырому, сушка.

Элементы объёмной аппликации из салфеточной бумаги. Приёмы работы с салфеточной и быстро мокнущей мягкой бумагой.

Акварель

Восковые мелки

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

ПВА

Салфеточная бумага

ножницы

1 н мая


59-60

«Букет майских ландышей»

Акварель,

восковые мелки

Символизм цветка, мифы и истории. Рассказ о пропорциональном составлении букета и его ростовом отношении к размеру и высоте вазы.

Самостоятельная работа по составлению композиции, формообразованию и цветоведению6 выбор формы вазочки, составление букета и композиции натюрморта.

Декорирование: «жемчужные» бусинки или аппликационные элементы.

Простой кар-ш

Акварель

Восковые мелки

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

Декорирующие элементы

2 н мая


61-62

«Маки»

Гуашь

Сложный двойной мазок круглой кистью. Приёмы подготовки кисти: особенности набора краски, техника мазка (повторение). Работа с палитрой и палитрой бумажной.

Простой кар-ш

Акварель

Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

3 н мая


63-64

«Букет»

Групповая работа

Открытое занятие для родителей.

Групповая работа по цветоведению. Продолжение знакомства с работой: круглая кисть – сложный мазок. Создание букета, дополнение оживками. Самостоятельное композиционное решение.

Простой кар-ш

Гуашь Кисти №5,№2

Аквар.бум. А3

палитра

4 н мая


Итого

64 часа



Заключение

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы основной задачей является подведение ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.


Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007

  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012

  4. Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.В.Соловьёвой (http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga.pdf)

© Ссылка на источник: http://sch149.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie_1/conditions/day/trebovaniya_k_rezhimu_dnya_v_sootvetstvii_s_sanpin_-2_4_1_3049-13/



Материальное обеспечение программы

Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, технологические карты, имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ


НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

кол-во

Библиотечный фонд

М. Коэрц Большая книга поделок. Фигурки и игрушки. Цветы и сувениры. Аксессуары и украшения, 2010

1

Елена Ступак Оригами, подарки к праздникам, 2007

1

И.Агапова, М.Дапвидова Лучшие модели, оригами для детей, 2007

1

Т.Б. Сержантова Оригами, лучшие модели, 2006

1

Н. Докучаева Игрушки из бумаги и картона, 1997

1

М.Антипова Соленое тесто, 2007

1

Геннадий Федотов Послушная глина, 1997

1

Ольга Никологорская Волшебные краски, 1997

1

Екатерина Румянцева Простые поделки без помощи мамы, 2006

1

Е.Г.Лебедва Простые поделки из бумаги и пластилина, 2005

1

Барбара Рейд Обыкновенный пластилин, 1998

1

Т.И. Тарабарина, Н.В. Ёлкина Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, 1996

1

А.Э. Тимановский Развитие творческого мышления у детей, 1996

1

Печатные пособия

Учебно-наглядное пособие, Н.А. Курочкина. Знакомим с портретной живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009

1

Учебно-наглядное пособие. Н.А.Курочкина. Знакомим с натюрмортом. Большое искусство – маленьким, - Санкт-Петербург: Изд. «Д-П.», 2009.

1

Учебно-наглядное пособие. Курочкина Н.А. Знакомим с жанровой живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Дет-ство – Пресс, 2007

1

Учебно-наглядное пособие. Курочкина Н.А. Знакомим со сказочно-былинной живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Д.-П., 2009.

1

Светлана Вохринцева Знакомимся с разными странами, национальные костюмы народов России, 2000


Светлана Вохринцева Познавательно-речевое развитие детей, национальные костюмы ближнего зарубежья, 2000


Дидактические материалы

Комплект технологических карт пооперационного изготовления моделей оригами: Часть 1 (первая ступень), Часть 2 (вторая ступень), Часть 3 (третья ступень), Часть 4 (четвёртая часть)

4

Коллекции, еженедельные издания

Куклы в народных костюмах. Куклы ручной работы. – М.: ООО Де Агостини, 2012 – 2013

72 куклы

50 художников. Шедевры русской живописи. Еженедельное издание. – М.: ООО Де Агостини, 2010 – 2011


Художественная галерея. Еженедельное издание. – М.: ООО Де Агостини, 2013


Экранно-звуковые пособия

Презентации к занятиям.


Художественные изобразительные материалы, инструменты и приспособления

Гуашь, акварель, уголь художественный, сангина; кисти


Наборы цветной бумаги, картона


Пластилин, наборы стек и др. приспособлений для оттисков и прорезания


Ножницы, клей

10

Фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши


Образцы готовых изделий


Оборудование кабинета

Учительский стол, стул

1

Ученические столы, стулья ученические (винтовой табурет)

12, 24

Стенды для размещения рисунков и готовых поделок

2

Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий

2

Доска стационарная трёхэлементная, доска магнитная

1

Раковина с тумбой

3

Вешалка для спецодежды

1




Используемая на занятиях и рекомендуемая литература и материалы:

1) Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2) Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

3) Е.В.Баранова, А.М. Савельева. От навыков и творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез,2009.

4) Недорезова О.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Ч.П. Лакоценин С.С., 2006.

5) Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез,2005.

6) Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000.

7) Учебно-наглядное пособие, Н.А. Курочкина. Знакомим с портретной живописью (Большое искусство – маленьким). С-П.: Изд. «Детство-Пресс», 2009.

8) Учебно-наглядное пособие. Н.А.Курочкина. Знакомим с натюрмортом (Б. и. – м.), - С-П.: Изд. «Д-П.»,2009.

9) Курочкина Н.А. Знакомим с жанровой живописью. (Большое искусство – маленьким). – С Пб.: Детство – Пресс, 2007. – (Библиотека программы «Детство»)

10) Курочкина Н.А. Знакомим со сказочно-былинной живописью. (Б-и-м). – С Пб.: Д.-П., 2009. – (5 п. «Д»)

11) Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. – С Пб.: Детство – Пресс.

12) Фесюкова Л.Б. Встречи с художниками мира: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд. «Ранок», 2009

13) Мастера русской живописи. Авторы: М. Алленов, Е.Алленова, Ю.Астахов, Н. Борисовская и др. – М.: Белый город, 2007.

14) 50 художников. Шедевры русской живописи. Еженедельное издание. – М.: ООО «Де Агостини», 2010.


Список литературы, рекомендованный для детей

  1. Дорожин Ю.Г. Искусство детям: Матрёшки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2011.

  2. Дорожин Ю.Г., Знатных О. Искусство детям: Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.

  3. Дорожин Ю.Г., Лебедев М. Искусство детям: Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.

  4. Дорожин Ю.Г., Межуева Ю. Искусство детям: Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.

  5. Дорожин Ю.Г, Назарова А., Бабурова Г. Искусство детям: Цветочные узоры Полхов-Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2008.

  6. Дорожин Ю.Г., Орлова Л. Искусство детям: Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2013.

  7. Дорожин Ю.Г, Соломенникова О., Евсеева Т. Искусство детям: Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2008.

  8. Дорожин Ю.Г, Фёдоров Ю., Миневич Р. Искусство детям: Узоры Северной Двины.. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.

  9. Дорожин Ю.Г, Фёдоров Ю., Люскин Л. Искусство детям: Лубочные картинки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.

  10. Кэтти Сэвидж-Хаббард, Роуз Спейшер / пер. Скурко Е. Приключения в мире Живописи. – М.: ЗАО «Издательский дом «Гамма», 1998.

  11. Лыкова И.А. Рисование красками: технологические карты. Наглядно-методическое пособие. – Карапуз, 2010.

  12. Фиона Уотт, Анна Милборн, Роузи Диккенс Творческая мастерская юного художника. – Робинс, 2013.


Список литературы, рекомендованный для родителей

  1. Алёхин А.Д. Когда начинается художник: книга для учащихся. – М.: Просвещение, Владос, 1994.

  2. Антипова М.А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – М.: Издательский дом «РИПОЛ Классик», 2007.

  3. Барбара Айзенбарт / пер.Панкратова Н. Полный курс Акварели. Для начинающих и студентов художественных вузов. – М.: издательство «Внешсигма», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

  4. Богатова И.В. Оригами. – М.: Мартин, 2008.

  5. Воловик А.Ф. Всё о рисовании. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.

  6. Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

  7. Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Пер. с англ. Г. Лаврик. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

  8. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. 2-е издание – М.: Айрис-пресс, 2006.

  9. Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. – М.: Айрис-пресс, 2007.

  10. Тюрина Н.А. Чудо-кожа. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

  11. Федотов Г.Я. Когда оживает камень. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 144с.: ил. – (Основы художественного ремесла).

  12. Федотов Г.Я. Лесная пластика. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 176с.: ил. – (Основы художественного ремесла).

  13. Федотов Г.Я. Послушная глина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

  14. Федотов Г.Я. Сухие травы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

  15. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2001.

  16. Черныш И.В. Удивительная бумага. – М.: АРС-ПРЕСС, 1998.

  17. Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.

  18. Мир математики: в 40 т. Т. 1: Фредерик Корбалан. Золотое сечение. Математический язык красоты. / Пер. с англ. – М.: Де Агостини, 2014.

  19. Художественная школа. Основы техники рисунка. Развитие творческого потенциала. Ред. Кондрашова Л., сост. Калинина С. – М.: Эксмо, 2013.