Саратов 2023
Пояснительная записка
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления,
интеллекта является его речь.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. А для школьника - средством успешного обучения в школе. С одной стороны богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.
Данная программа развивает у детей творческие способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у учащихся положительное отношение к изучению родного языка, развивает личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности.
Развитие речи – одно из направлений работы на всех занятиях данного кружка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по наблюдениям, картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
всестороннее развитие учащихся; расширение кругозора, интеллекта, личностных качеств; расширение в занимательной форме знаний и умений учащихся о наиболее трудных вопросах русского языка; пробуждение интереса к русскому языку; выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы; подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.
ЗАДАЧИ:
Обогащение словарного запаса учащихся.
Развитие связной устной и письменной речи.
Развитие самостоятельной познавательной деятельности.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слова. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
Формирование у детей чувства языка.
Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.
Данная программа направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение интереса к учению, развитие творческих способностей каждого ученика.
Кружок «Родной язык» предназначен для учащихся 3 класса.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.
МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТ:
наглядность, дифференцированный подход, индивидуальная работа, использование различных раздаточных материалов, проведение интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной трудности и др.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
пользоваться основными источниками информации, владеть приёмами работы с информацией;
выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение;
создавать самостоятельные устные и письменные сообщения с использованием изобразительных средств языка.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
тесты, викторины, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады.
Учебно-тематический план
Введение – 1 час
«Слово» - 16 часов
«Предложение. Текст» - 17 часов
Содержание программы
«Слово»
Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов.
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова сизученными орфограммами.
Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», «окончание».Упражнение в разборе слов по составу, в словообразовании.
Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над синонимами, омонимами, антонимами.
Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; составлять словосочетания.
«Предложение. Текст»
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные. Предложения распространённые и нераспространённые.
Развитие читательских умений. Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по наблюдениям, картинкам и опорным словам).
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | Примечания |
1. | Введение. Речь в жизни человека. | 1 | 06.09 | | |
| Слово. | 1 | 13.09 | | |
2. | Наши друзья и помощники – словари. | 1 | 20.09 | | |
3. | Знакомство с фонетикой. Какие звуки изучает фонетика. | 1 | 27.09 | | |
4. | Пульс в слове (ударение). | 1 | 04.11 | | |
5. | Что такое орфография. | 1 | 11.10 | | |
6. | Сомнительные согласные в корне слова. | 1 | 18.10 | | |
7. | Слова-родственники. | 1 | 25.10 | | |
8. | Как разобрать и собрать слово. | 1 | 08.11 | | |
9. | В мире слов или что такое лексика. | 1 | 15.11 | | |
10. | Многозначность слов. | 1 | 22.11 | | |
11. | Слова-близнецы (омонимы). | 1 | 29.11 | | |
12. | Слова-друзья (синонимы). | 1 | 6.12 | | |
13. | Антонимы. | 1 | 13.12 | | |
14. | Крылатые слова. | 1 | 20.12 | | |
15. | Изобразительные средства языка художественных произведений. | 1 | 27.12 | | |
16. | Работа над словосочетанием. | 1 | 10.01 | | |
| Предложение. Текст. | 1 | 17.01 | | |
17. | Предложение. Виды предложений. | 1 | 24.01 | | |
18. | Работа над предложением. | 1 | 31.01 | | |
19. | Текст. Работа над заголовком. | 1 | 07.02 | | |
20. | Работа с текстом. Словесное рисование. | 1 | 14.02 | | |
21. | Работа по серии картинок. | 1 | 21.02 | | |
22. | Свободный диктант. | 1 | 28.02 | | |
23-24. | Работа над изложением. | 1 | 06.03 | | |
25-26. | Работа над построением (структурой) сочинения. | 1 | 13.03 | | |
27-28. | Сочинение по наблюдениям | 1 | 20.03 | | |
29-30. | Сочинение по картине. | 1 | 3.04 | | |
31. | Загадки. | 1 | 10.04 | | |
32-33. | Пословицы и поговорки. | 1 | 17.04 | | |
34. | КВН «Ты наш друг, родной язык» | 1 | 24.04 | | |