СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа, КТП по предмету: речь и альтернативная коммуникация (1 класс, коррекционная школа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставляю для вашего обсуждения и рекомендаций Рабочую программу по предмету: речь и альтернативная коммуникация(1 класс, кор.школа)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа, КТП по предмету: речь и альтернативная коммуникация (1 класс, коррекционная школа)»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»



Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2017 г Рук .МО _______ ф.и.о


Согласовано ЗД по УР

____________________


«_____» _________2017г



Утверждаю директор

__________________

«_____» _________2017 г

Приказ № ____от «___» ____2017 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по­ учебному предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»



Уровень образования (класс) 1 Платона Б.


Количество часов: 68 ч


Учитель: Фотина Елизавета Николаевна

Программа разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.











п. Ванино

2017 год





  1. Пояснительная записка.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;

  • АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.

  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

  • Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).

  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.



Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: «речь и альтернативная коммуникация»



  • Предметные результаты:

Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

  1. Коммуникация с использованием вербальных средств:

  • Реагирование на собственное имя

  • Приветствие собеседника звуком.

  • Привлечение к себе внимания звуком

  • Выражение своих желаний словом

  • Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением)

  • Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

  • Выражение благодарности звуком

  • Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

  1. Экспрессивная речь:

  • называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

  1. Начальные навыки чтения и письма:

Узнавание образов графем

  1. Коммуникация с использованием вербальных средств:

  • Реагирование на собственное имя

  • Приветствие собеседника словом, предложением

  • Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)

  • Выражение своих желаний словом (предложением)

  • Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

  1. Экспрессивная речь:

  • называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

  1. Начальные навыки чтения и письма:

Узнавание (различение) образов графем(букв)




Личностные результаты:



  1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

  • Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.

  • Принятие контакта, инициированного взрослым.

  • Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.

  • Планирование учебного дня.

  • Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).

  • Следование расписанию дня.

  1. Формирование учебного поведения:

  • Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.

  • Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

  • Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)

  • Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

  • Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

  • Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии

  • Выполнение речевых инструкций на групповом занятии

  • Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии

  • Принятие помощи учителя на групповом занятии

  1. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

  • Выполнение задания полностью (от начала до конца)

  • Выполнение задания с заданными качественными параметрами

  • Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.



  1. Содержание учебного предмета.

Программно-методический материал представлен следующими разделами:

  • «Коммуникация»,

  • «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»,

  • «Чтение и письмо».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.


  1. Формы организации учебных занятий:

Урок.

  1. Уроки формирования новых знаний:

  2. Уроки обучения умениям и навыкам.

  • Комбинированный урок.

  • Практикумы.

  1. Уроки повторения, обобщения, закрепления знаний.

Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).









  1. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 классе

на 2017 – 2018 учебный год


I четверть. (16)

Дата


Раздел. Тема урока.

Кол-во часов



1

4

Установление контакта с собеседником.

4

04.09

06.09

11.09

13.09

5

8

Реагирование на собственное имя.

4

18.09

20.09

25.09

27.09

9

12

Приветствие собеседника жестом – словом.

4

02.10

04.10

09.10

11.10

13

16

Прощание с собеседником жестом – словом.

4

16.10

18.10

23.10

25.10


II четверть (16)


17

Привлечение к себе внимания жестом – словом.

3

06.11

08.11

19

13.11

20

Выражение своих желаний жестом – словом

2

15.11

21

20.11

22

Обращение с просьбой о помощи жестом – словом.

3

22.11

24

27.11

29.11

25

Выражение согласия – несогласия жестом-словом

2

04.12

26

06.12

27

Выражение благодарности жестом – словом.

3

11.12

13.12

18.12

28

Подготовка к проверочной работе

2

20.12

29

25.12

30

Контрольная работа № 1

1

27.12

III четверть (22)

31

Наша речь. Слово, слог как часть слова.

3


33


34

Слова, отличающиеся одним звуком.

3


36


37

Составление предложений из двух слов.

4


40


41

Называние (употребление) слов, обозначающих признак


4


44


45

Называние (употребление) слов, обозначающих действия


4


48


49

Называние (употребление) слов, обозначающих состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо)

2


50


51

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (весело, грустно и др.)


2


52





IV четверть (16)


53

Узнавание (различение) образов граф, букв

13


65




66

67


Подготовка к годовой контрольной работе

2


68

Годовая контрольная работа.

1