Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2017 г Рук.МО _______ ф.и.о | Согласовано ЗД по УР __________________ «_____» _________2017г | Утверждаю директор ______________________ «_____» _________2017 г Приказ № ____от «___» ____2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»
Уровень образования (класс): 5 Юра К.
Количество часов: 68 ч
Учитель: Фотина Елизавета Николаевна
Программа разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
п. Ванино
2017 год
Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: «речь и альтернативная коммуникация»
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
Коммуникация с использованием вербальных средств: Реагирование на собственное имя Приветствие собеседника звуком (словом, предложением) Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением) Выражение своих желаний словом (предложением) Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением) Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) Выражение благодарности звуком (словом, предложением) Ответы на вопросы словом (предложением) Прощание с собеседником звуком (словом, предложением) Экспрессивная речь: называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) Называние (употребление) простых предложений Начальные навыки чтения и письма: | Коммуникация с использованием вербальных средств: Реагирование на собственное имя Приветствие собеседника звуком (словом, предложением) Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением) Выражение своих желаний словом (предложением) Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) Экспрессивная речь: называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) Начальные навыки чтения и письма: |
Личностные результаты:
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
Принятие контакта, инициированного взрослым.
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
Планирование учебного дня.
Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).
Следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии
Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии
Выполнение речевых инструкций на групповом занятии
Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии
Принятие помощи учителя на групповом занятии
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
Выполнение задания полностью (от начала до конца)
Выполнение задания с заданными качественными параметрами
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание учебного предмета.
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Формы организации учебных занятий:
Урок.
Уроки формирования новых знаний:
Уроки обучения умениям и навыкам.
Комбинированный урок.
Практикумы.
Уроки повторения, обобщения, закрепления знаний.
Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» в 5 классе
на 2017 – 2018 учебный год
| I четверть. (16) | Дата |
| Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | |
|
1 | Установление контакта с собеседником. | 1 | 06.09 |
2 | Реагирование на собственное имя. | 1 | 08.09 |
3 | Приветствие собеседника жестом – словом. | 1 | 13.09 |
4 | Прощание с собеседником жестом – словом. | 1 | 15.09 |
5 | Привлечение к себе внимания жестом – словом. | 1 | 20.09 |
6 | Выражение своих желаний жестом – словом. | 1 | 22.09 |
7 | Обращение с просьбой о помощи жестом – словом. | 1 | 27.09 |
8 | Выражение согласия – несогласия жестом-словом | 1 | 29.09 |
9 | Выражение благодарности жестом – словом. | 1 | 04.10 |
10 | Наша речь. Слово, слог как часть слова. | 1 | 06.10 |
11 | Слова, отличающиеся одним звуком. | 1 | 11.10 |
12 | Составление предложений из двух, трёх слов. | 2 | 13.10 |
13 | 18.10 |
14 | Письмо изученных букв. | 2 | 20.10 |
15 | 25.10 |
16 | Списывание слов и предложений с печатного текста. | 1 | 27.10 |
| II четверть (16) |
|
17 | Слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно) | 2 | 08.11 |
18 | 10.11 |
19 | Слова, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой) | 2 | 15.11 |
20 | 17.11 |
23 | Слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.) | 2 | 22.11 |
24 | 24.11 |
25 | Слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) | 2 | 29.11 |
26 | 01.12 |
27 | Называние (употребление) простых предложений | 3 | 06.12 08.12 13.12 |
28 | Подготовка к проверочной работе № 1 | 4 | 15.12 20.12 |
29 | 22.12 27.12 |
30 | Проверочная работа № 1 | 1 | 29.12 |
III четверть (22) |
31 | Звуки гласные и согласные. | 2 | |
32 | |
33 | Различение гласных и согласных звуков. | 2 | |
34 | |
35 | Звуки б–п. Чтение, написание слов с этими согласными. | 2 | |
36 | |
37 | Звуки в-ф. Чтение, написание слов с этими согласными. | 2 | |
38 | |
39 | Звуки д-т. Чтение, написание слов с этими согласными. | 2 | |
40 | |
41 | Звуки г-к. Чтение, написание слов с этими согласными. | 2 | |
42 | |
43 | Звуки з-с. Чтение, написание слов с этими согласными. | 2 | |
44 | |
45 | Звуки ж-ш. Чтение, написание слов с этими согласными. | 2 | |
46 | |
47 | Артикулярно сходные согласные (р-л). Написание слов с этими согласными. | 2 | |
48 | |
49 | Чтение, написание слов с согласными ц, ч, щ. | 2 | |
50 | |
51 | Практические упражнения в чтении и написании слов. | 2 | |
52 | |
| IV четверть (16) |
|
53 | Большая буква в именах людей. | 2 | |
54 | |
55 | Большая буква в фамилиях людей. | 2 | |
56 | |
57 | Составление и запись предложений с именами, фамилиями людей. | 2 | |
58 | |
59 | Большая буква в кличках животных. | 2 | |
60 | |
61 | Написание большой буквы в кличках животных | 2 | |
62 | |
63 | Составление предложений по картинкам. | 2 | |
64 | |
65 | Составление и запись предложений по заданным картинкам. | 2 | |
66 | |
67 | Подготовка к годовой контрольной работе | 1 | |
68 | Годовая контрольная работа. | 1 | |