ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Актуальные вопросы обществознания» основного общего образования составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
-годового календарного учебного плана;
-учебный план;
-Положение о рабочей программе учебного курса МКОУ «Поломошенская СОШ»;
- рабочие программы Обществознание предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова, 5-9 класс, издательство М: «Просвещение», 2013 г
Срок реализации 2020-2021 у/г. Программа реализуется без изменений
Рабочая программа курса «Актуальные вопросы обществознания» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
«Актуальные вопросы обществознания» является курсом, реализующим интересы обучающихся 9 классов в сферах жизни общества. Курс рассчитан на 34 часа в 9 классе.
Учебно-методический комплект:
- Программа. рабочие программы Обществознание предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова, 5-9 класс, издательство М: «Просвещение», 2013 г
-Обязательные понятия, термины школьного курса. Обществознание. Н.Ю. Воробей. М.2019
-Конституция РФ.(с изменениями 2020 г.)
-Кодексы Законов РФ.
Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероиспове даний, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Основные задачи курса «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
1.Формирование гуманистической и демократической направленности личности учащихся, в которой важную роль играет приобщение к социальным ценностям современного общества.
2. Развитие у школьников деятельностного отношения к сфере социального, экономического, политического, необходимого для жизни в современном обществе.
3. Расширение кругозора учащихся. Знакомство с современными отношениями в России является необходимым условием для формирование гражданской позиции учеников.
Актуальность предлагаемого курса состоит, прежде всего, в том, что основной задачей школы является социализация учащихся, которая немыслима вне осознанного и деятельностного отношения к реалиям современной России. Именно поэтому необходимо «вывести» учащихся за рамки привычного урока, предложив им погрузиться в мир «современного» с его альтернативностью, известной непредсказуемостью, мощным влиянием субъективного фактора. Показать им важность личной социализации и политического самоопределения.
Результатами изучения курса являются:
Личностными результатами изучения курса «Актуальные вопросы обществознания» являются:
• • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических, политических, социальных и духовных проблем и участие в их обсуждении;
• овладение навыками адаптации в мире общественных отношений;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;
• сформированность ответственности за принятие решений; • готовность пользоваться своими правами и исполнять обязанности. Знание нормативных документов, умение использовать полученные знание в жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Актуальные вопросы обществознания» являются:
Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Актуальные вопросы обществознания» являются:
• понимание основных принципов сфер жизни общества;
• понимание и правильное использование обществоведческих терминов;
• освоение приёмов работы с обществоведческой информацией, её осмысление;
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономики, социальной, политико-правовой сферы;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки различных ситуаций; решение ситуационных задач.
• развитие кругозора в области всех сфер жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Основные содержательные линии выстроены
Введение. Содержание курса, основные проблемы. |
Раздел I. Человек и общество. |
Раздел II. Сфера духовной культуры. |
Раздел III. Экономика. |
Раздел IV. Социальная сфера. |
Раздел V. Сфера политики и социального управления. |
Раздел VI. Право. |
Заключение. |
Межпредметные связи:
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания.
Контрольно – измерительные материалы.
Контрольные работы по курсу «Актуальные вопросы обществознания» не предусмотрены.
Оценочная деятельность: предмет не оценивается.
Общая характеристика организации учебного процесса
Формы организации обучения: урок
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа
Технологии обучения: индивидуальная, групповая работа
Средства обучения: ноутбук, мультимедийное оборудование
Режим занятий: 6 –дневная неделя, продолжительность урока 40 минут
Место предмета в учебном плане.
В учебном плане предусмотрено 1 час в неделю в 9 классе, что составляет 34 часов в год..
.
Класс | количество часов в год | количество часов в неделю | Итого общее количество часов |
9 класс | 34— 34 недели | 1 | 34— 34 недели |
| | | 34 |
Содержание программы «Актуальные вопросы обществознания»
9 КЛАСС (1час в неделю)
Темы | Краткое содержание тем |
Введение. | Содержание курса, основные проблемы. |
Раздел I. Человек и общество. | Понятия «общество», «сферы жизни общества». Взаимодействие человека и общества. |
Раздел II. Сфера духовной культуры. | Понятие-создание и освоение духовных благ Элементы: Духовные потребности Духовное производство Субъекты духовной деятельности Духовные ценности |
Раздел III. Экономика. | Экономическая сфера жизни общества: понятия «экономическая наука», основные проявления экономической жизни общества; производство как основа экономики, ее основные факторы, результаты и условия эффективности; типы экономических систем; Составляющая экономической деятельности – потребление; рациональное поведение основного действующего лица рыночной экономики – фирмы; функции государства в экономике, механизмы государственного регулирования экономических процессов (налогообложение, государственные расходы). Элементы: Материальные потребности Экономические блага Экономические ресурсы (источники производства благ) Хозяйствующие субъекты |
Раздел IV. Социальная сфера. | Понятие -взаимосвязи между людьми во всем их многообразии и развитии Элементы: Социальные группы Социальные связи Социальные институты Социальные нормы Социальная культура |
Раздел V. Сфера политики и социального управления. | Понятие -отношения власти и подчинения, а также управление обществом Элементы: Политические организации Политические институты Политическая культура (нормы политического поведения) Политическая идеология |
Раздел VI. Право. | Понятие, элементы. Право, Правоохранительные органы, отрасли права, права несовершеннолетних. Правовые документы. |
Заключение. | Подведение итогов. Решение ситуационных задач. |
Требования к уровню подготовки учащихся
класс | Обучающиеся должны знать: | Обучающиеся должны уметь: |
9 класс | • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • сущность общества как формы совместной деятельности людей; • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. | Уметь • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
| Учебники | Программа | Методическое пособие |
9 класс | нет | - Программа. рабочие программы Обществознание предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова, 5-9 класс, издательство М: «Просвещение», 2013 г | -Обязательные понятия, термины школьного курса. Обществознание. Н.Ю. Воробей. М.2019 -Конституция РФ.(с изменениями 2020 г.) -Кодексы Законов РФ. |
Календарно – тематическое планирование по курсу «Актуальные вопросы обществознания» 9 класс 34 часов (1 час).
№ ур. | Тема, раздел | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты освоения материала | Учебно-прак-кое, лабораторное оборудование и ТСО | Дата | | |
План. | Факт. | | |
1Введение.(2 ч.) | | |
1-2 | Содержание курса, основные проблемы. | Находить информацию | знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; | Проектор, АРМ | | | | |
| |
| . | Раздел I. Человек и общество(4 ч.) | |
3-4 | Тема 1. Общество как форма жизнедеятельности людей. | Сравнивать возможности | -относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; | Проектор, АРМ | | |
| |
5-6 | Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. | | Проектор, АРМ | | | | |
| |
| | Раздел II. Сфера духовной культуры.(4ч.) | |
7-8 | Сфера духовной культуры и ее особенности. | Сравнивать возможности | понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; | Проектор, АРМ | | |
| |
9-10 | Возможности получения общего и профессионального образования в РФ. | Находить информацию | Проектор, АРМ | | |
| |
| Раздел III. Экономика.(6 ч.) | |
11-12 | Экономика, ее роль в жизни общества. | работа над проектом | -понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; типы экономических систем. | Проектор, АРМ | | |
| |
13-14 | Экономические системы и собственность. | Работа с текстом | | |
| |
15-16 | Рынок и рыночный механизм. | Находить информацию | | |
| |
| | Раздел IV. Социальная сфера.(8 ч.) |
17-18 | Социальная структура общества. | Работа с текстом | • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. | Проектор, АРМ | | |
| |
19-20 | Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. | работа над проектом | | |
| |
21 | Социальные ценности и нормы. | Обобщение изученного материала | | |
22-23 | Власть. Роль политики в жизни общества. |
Работа с текстом | Проектор, АРМ | | |
| |
24 | Участие граждан в политической жизни. | Работа с текстом | | |
| | Раздел VI. Право.(10 ч.) |
25-26 | Право, его роль в жизни общества и государства. | Работа с текстом | • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; труду. | Проектор, АРМ | | |
| |
27-28 | Органы государственной власти в РФ. | Работа с текстом | | |
| |
29-30 | Права ребенка и их защита. | Работа с текстом | | |
| |
31-32 | Особенности правового статуса несовершеннолетних | Работа с текстом | Проектор, АРМ | | |
| |
33 | Решение обществоведческих задач. | | Проектор, АРМ | | |
34 | Заключение. Подведение итогов. Решение ситуационных задач. | Работа с текстом | Подведение итогов. | Проектор, АРМ | | |
Лист внесения изменений.
Дата по журналу | № уроков | Содержание темы | Основание, № приказа | Контроль |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |