СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса Экология животных 7 класс

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И.М.Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса Экология животных 7 класс»


Рабочая программа курса «Экология животных» 7 класс

Учитель Пырьева С.А.


Пояснительная записка


Учебный предмет «Экология» входит в состав регионального компонента базисного учебного плана и является частью образовательной области «Естествознание». Однако, экологические взаимодействия интегрируют комплекс различных взаимодействий — физических, химических, биологических, социальных и др., поэтому нельзя сводить содержание экологического образования к традиционным образовательным областям и существующим учебным предметам. Экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего образования. Экологизация образования несёт в себе следующие педагогические функции:


  1. Способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;

  2. Является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;

  3. Формирует общеучебное умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;

  4. Расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;

  5. Позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.


Цель экологического образования - становление экологической культуры личности и общества как обязательного условия гармоничного взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и устойчивое развитие. Эта цель согласуется с моделью общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности: осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий в системе «природа - общество», осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов, познание себя и окружающего мира.

Курс экологии предусматривает овладение научными основами экологии растений, животных и человека в 6-8 классах, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы в 9-11 классах.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.

Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы — способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы — эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения и возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Показателем эффективности формирования экологической ответственности является; не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности. Социальное и нравственное воспитание, как воспитание прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов.

Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И.М.Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. В данном курсе экологии предусматривается развитие экологических понятий: «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и др., которые объясняются на конкретных примерах животных. Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, разнообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии животных с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены вопросы популяционной экологии животных и исторического развития животного мира.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Срок реализации программы - 1 год. В программе предусмотрены практические, теоретические, контрольные занятия. Предполагаемые результаты представлены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся»

Класс 7

Количество часов

Всего 35 час; в неделю 1 час.


Контрольных уроков - 2,

Лабораторных работ - 1,

Практических работ - 3,

Экскурсий - 2.



Планирование составлено на основе программы курса «Экология животных» 7 класс. (Автор И.М.Швец). Москва.: Вентана-Граф, 2006.

Учебник: Бабенко В.Г. и др. Экология животных: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Москва.: Вентана-Граф, 2009.




Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

Дата

1

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля

1




Условия существования животных



9


2

Условия существования животных. Многообразие условий среды

1


3

Питание животных. Способы питания

1


4

Вода в жизни животных. Лаб. работа «Реакция дождевых червей на влажность почвы»

1


5

Значение воздуха в жизни животных. Практическая работа «Сравнение приспособлений животных к водной и наземной средам жизни»

1


6

Температура в жизни животных

1


7

Свет в жизни животных

1


8

Жилища животных

1


9

Экскурсия «Условия обитания животных»

1


10

Повторно-обобщающий урок по теме «Условия существования животных»

1




Среды жизни



8


11

Наземная среда обитания

1


12

Животный мир суши

1


13

Водная среда обитания

1


14

Особенности жизни в морях, океанах, пресных водоемах

1


15

Почва как среда обитания. Животный мир почвы

1


16

Живой организм как среда обитания

1


17

Повторно-обобщающий урок по теме «Среды жизни». Практическая работа «Сравнение приспособлений млеко­питающих к разным средам жизни»

1


18

Контрольная работа по теме «Среды жизни»

1




Сезонные изменения в жизни животных


2


19

Сезонные изменения в жизни животных

1


20

Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания. Практическая работа «Фенологические наблюдения за животными»

1




Биотические факторы в жизни животных


7


21

Животные и растения, их взаимное влияние

1


22

Внутривидовые взаимоотношения животных

1


23

Отношения между животными различных видов

1


24

Животные и микроорганизмы

1


25

Популяции животных. Численность животных.

1


26

Динамика численности различных животных

1


27

Повторно-обобщающий урок и контрольная работа по теме «Биотические факторы в жизни животных»

1




Изменения в животном мире Земли



8


28

Причины сокращения численности видов

1


29

Естественные и искусственные изменения: условий обитания

1


30

Животные и человек. История взаимоотношений человека и животных

1


31

Одомашнивание животных

1


32

Редкие и охраняемые животные. Охрана животных

1


33

Редкие и охраняемые животные. Охрана животных в Саратовской области

1


34

Экскурсия на пришкольный участок «Влияние сезонных изменений на насекомых»

1


35

Повторно-обобщающий урок по теме «Изменения в животном мире Земли»

1



Содержание тем учебного курса


Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1ч)


Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.


Тема 2. Условия существования животных (9 ч)


Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных. Жилище, как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садках-террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве – формируется умение ставить цель наблюдения).

Значение тепла для жизнедеятельности. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу.

Холоднокровные и теплокровные животные. Реакций животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Значение воздуха в жизни' животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.

Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни. (С использованием пособия «Экология животных» и учебника для 7 класса «Биология. Животные» (авт.: В.М. Константинов и .др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания.)

Экскурсия. Условия обитания животных. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных.)


Тема 3. Среды жизни (8 ч)


Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной, зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в. воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.


Тема 4. Сезонные изменения в жизни животных (2 ч)


Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных — формируется умение вести долгосрочные наблюдения).


Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (7 ч)


Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.

Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники к жертвы. Отношения «паразит – хозяин».

Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и,, взаимовыгодные отношения между животными.

Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.


Тема 6. Изменения в животном мире Земли (8 ч)


Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.

Животные и человек. История становления, взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые, животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.

Экскурсия на пришкольный участок. «Влияние сезонных, изменений на насекомых»


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

по курсу «Экология животных»


  1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.

  2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

  3. Приводить примеры экологического. неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия растений животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

  4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.

  5. Давать характеристику основным вилам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

  6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.

  7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека.; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

  8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отделъных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

  9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

  10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

  11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными ЖИВОТНЫМИ.

  12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.


Перечень учебно-методического обеспечения


Бабенко В.Г., Богомолов Д.В., Шаталова СП., Шубин А.О. Экология животных: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Москва.: Вентана-Графф, 2001.

Программа курса «Экология животных» 7 класс;(Автор ЙМДЫвец). Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл./ Сост. Е.В.Акифьева.- Саратов.: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005.


Список литературы


Литература использованная при подготовке программы

  1. Жигарёв И.А., Пономарёва О.Н. Задания по экологии // Биология в школе.-2005.- № 3, 5.

  2. Пономарёва О.Н. Методические рекомендации к учебнику экологии //Биология в школе.-2005.- № 1, №3, №5.

  3. Программа курса «Экология животных» 7 класс. (Автор И.М. Швец). Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл./Сост: Е. В. Акифьева. – Саратов.: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005.


Литература, рекомендованная для учащихся

  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. М.: Устойчивый мир, 1999.

  2. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь, М.: наука, 1991.


Приложение к программе


Основные понятия


Экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей

Среда обитания, условия среды, их изменчивость; автотрофы, гетеротрофы, пассивное, активное питание.

Видовое разнообразие, природные зоны земли. Среды жизни животных. Абиотические и биотические факторы среды. Теплокровные, холоднокровные животные, двигательная активность. Световой режим, дневные и ночные животные, зрение. Особенности водной среды, группы водных организмов. Соленость.

Почва как специфическая среда.

Организм как среда обитания. Паразитизм.

Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Пищевые связи. Территориальность, жизненное пространство. Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Взаимное приспособление видов. Популяция, ареал, неоднородность среды. Колебания численности, ее причины. Редкие и малочисленные виды; антропогенный фактор. Природные явления, деятельность человека. Исчезающие виды. Заказник, национальный парк, заповедник; Красная книга.













































Резерв – 1 час. Итого – 35 часов