Рабочая программа курса «Экология животных» 7 класс
Учитель Пырьева С.А.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Экология» входит в состав регионального компонента базисного учебного плана и является частью образовательной области «Естествознание». Однако, экологические взаимодействия интегрируют комплекс различных взаимодействий — физических, химических, биологических, социальных и др., поэтому нельзя сводить содержание экологического образования к традиционным образовательным областям и существующим учебным предметам. Экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего образования. Экологизация образования несёт в себе следующие педагогические функции:
Способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;
Является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;
Формирует общеучебное умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;
Расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;
Позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.
Цель экологического образования - становление экологической культуры личности и общества как обязательного условия гармоничного взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и устойчивое развитие. Эта цель согласуется с моделью общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности: осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий в системе «природа - общество», осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов, познание себя и окружающего мира.
Курс экологии предусматривает овладение научными основами экологии растений, животных и человека в 6-8 классах, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы в 9-11 классах.
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.
Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.
Развитие интеллектуальной сферы — способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы — эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения и возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Показателем эффективности формирования экологической ответственности является; не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности. Социальное и нравственное воспитание, как воспитание прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов.
Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И.М.Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. В данном курсе экологии предусматривается развитие экологических понятий: «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и др., которые объясняются на конкретных примерах животных. Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, разнообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии животных с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены вопросы популяционной экологии животных и исторического развития животного мира.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Срок реализации программы - 1 год. В программе предусмотрены практические, теоретические, контрольные занятия. Предполагаемые результаты представлены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся»
Класс 7
Количество часов
Всего 35 час; в неделю 1 час.
Контрольных уроков - 2,
Лабораторных работ - 1,
Практических работ - 3,
Экскурсий - 2.
Планирование составлено на основе программы курса «Экология животных» 7 класс. (Автор И.М.Швец). Москва.: Вентана-Граф, 2006.
Учебник: Бабенко В.Г. и др. Экология животных: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Москва.: Вентана-Граф, 2009.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля | 1 | |
| Условия существования животных | 9 | |
2 | Условия существования животных. Многообразие условий среды | 1 | |
3 | Питание животных. Способы питания | 1 | |
4 | Вода в жизни животных. Лаб. работа «Реакция дождевых червей на влажность почвы» | 1 | |
5 | Значение воздуха в жизни животных. Практическая работа «Сравнение приспособлений животных к водной и наземной средам жизни» | 1 | |
6 | Температура в жизни животных | 1 | |
7 | Свет в жизни животных | 1 | |
8 | Жилища животных | 1 | |
9 | Экскурсия «Условия обитания животных» | 1 | |
10 | Повторно-обобщающий урок по теме «Условия существования животных» | 1 | |
| Среды жизни | 8 | |
11 | Наземная среда обитания | 1 | |
12 | Животный мир суши | 1 | |
13 | Водная среда обитания | 1 | |
14 | Особенности жизни в морях, океанах, пресных водоемах | 1 | |
15 | Почва как среда обитания. Животный мир почвы | 1 | |
16 | Живой организм как среда обитания | 1 | |
17 | Повторно-обобщающий урок по теме «Среды жизни». Практическая работа «Сравнение приспособлений млекопитающих к разным средам жизни» | 1 | |
18 | Контрольная работа по теме «Среды жизни» | 1 | |
| Сезонные изменения в жизни животных | 2 | |
19 | Сезонные изменения в жизни животных | 1 | |
20 | Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания. Практическая работа «Фенологические наблюдения за животными» | 1 | |
| Биотические факторы в жизни животных | 7 | |
21 | Животные и растения, их взаимное влияние | 1 | |
22 | Внутривидовые взаимоотношения животных | 1 | |
23 | Отношения между животными различных видов | 1 | |
24 | Животные и микроорганизмы | 1 | |
25 | Популяции животных. Численность животных. | 1 | |
26 | Динамика численности различных животных | 1 | |
27 | Повторно-обобщающий урок и контрольная работа по теме «Биотические факторы в жизни животных» | 1 | |
| Изменения в животном мире Земли | 8 | |
28 | Причины сокращения численности видов | 1 | |
29 | Естественные и искусственные изменения: условий обитания | 1 | |
30 | Животные и человек. История взаимоотношений человека и животных | 1 | |
31 | Одомашнивание животных | 1 | |
32 | Редкие и охраняемые животные. Охрана животных | 1 | |
33 | Редкие и охраняемые животные. Охрана животных в Саратовской области | 1 | |
34 | Экскурсия на пришкольный участок «Влияние сезонных изменений на насекомых» | 1 | |
35 | Повторно-обобщающий урок по теме «Изменения в животном мире Земли» | 1 | |
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1ч)
Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.
Тема 2. Условия существования животных (9 ч)
Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных. Жилище, как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.
Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.
Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садках-террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве – формируется умение ставить цель наблюдения).
Значение тепла для жизнедеятельности. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу.
Холоднокровные и теплокровные животные. Реакций животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.
Значение воздуха в жизни' животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.
Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни. (С использованием пособия «Экология животных» и учебника для 7 класса «Биология. Животные» (авт.: В.М. Константинов и .др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания.)
Экскурсия. Условия обитания животных. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных.)
Тема 3. Среды жизни (8 ч)
Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной, зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.
Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в. воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.
Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.
Живой организм как среда обитания. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.
Тема 4. Сезонные изменения в жизни животных (2 ч)
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных — формируется умение вести долгосрочные наблюдения).
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (7 ч)
Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.
Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.
Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники к жертвы. Отношения «паразит – хозяин».
Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и,, взаимовыгодные отношения между животными.
Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.
Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.
Тема 6. Изменения в животном мире Земли (8 ч)
Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.
Животные и человек. История становления, взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые, животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.
Экскурсия на пришкольный участок. «Влияние сезонных, изменений на насекомых»
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
по курсу «Экология животных»
Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
Приводить примеры экологического. неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия растений животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
Давать характеристику основным вилам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека.; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отделъных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными ЖИВОТНЫМИ.
Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Бабенко В.Г., Богомолов Д.В., Шаталова СП., Шубин А.О. Экология животных: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Москва.: Вентана-Графф, 2001.
Программа курса «Экология животных» 7 класс;(Автор ЙМДЫвец). Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл./ Сост. Е.В.Акифьева.- Саратов.: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005.
Список литературы
Литература использованная при подготовке программы
Жигарёв И.А., Пономарёва О.Н. Задания по экологии // Биология в школе.-2005.- № 3, 5.
Пономарёва О.Н. Методические рекомендации к учебнику экологии //Биология в школе.-2005.- № 1, №3, №5.
Программа курса «Экология животных» 7 класс. (Автор И.М. Швец). Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл./Сост: Е. В. Акифьева. – Саратов.: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005.
Литература, рекомендованная для учащихся
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. М.: Устойчивый мир, 1999.
Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь, М.: наука, 1991.
Приложение к программе
Основные понятия
Экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей
Среда обитания, условия среды, их изменчивость; автотрофы, гетеротрофы, пассивное, активное питание.
Видовое разнообразие, природные зоны земли. Среды жизни животных. Абиотические и биотические факторы среды. Теплокровные, холоднокровные животные, двигательная активность. Световой режим, дневные и ночные животные, зрение. Особенности водной среды, группы водных организмов. Соленость.
Почва как специфическая среда.
Организм как среда обитания. Паразитизм.
Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Пищевые связи. Территориальность, жизненное пространство. Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Взаимное приспособление видов. Популяция, ареал, неоднородность среды. Колебания численности, ее причины. Редкие и малочисленные виды; антропогенный фактор. Природные явления, деятельность человека. Исчезающие виды. Заказник, национальный парк, заповедник; Красная книга.
Резерв – 1 час. Итого – 35 часов