Пояснительная записка.
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.
Программа курса «Выбор профессий» направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.
Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.
Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик.
Цель: формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Задачи программы:
- психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
- психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;
- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.
Основные принципы программы:
- принцип гуманизации – приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;
- принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
- принцип социализации – содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.
При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить. Учащиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Селезнёвская средняя школа» на изучение курса «Выбор профессии» в 9 классе отведено 1 часу в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа в год. В программе 3 блока: «Введение в мир профессий», «Основы профессионального выбора», «Планирование профессионального пути». Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.
По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Образовательный продукт |
I | Введение в мир профессий. 4ч. |
1. | 7.09 | Знакомство с курсом «Твое профессиональное призвание». Факторы, влияющие на выбор профессии | 1 | Семинар-практикум | Ступени алгоритма выбора профессии |
2. | 14.09 | Типы профессий по предмету труда | 1 | Семинар с элементами лекции | Список предметов по предмету труда |
3. | 21.09 | Психологическая игра «Выбор профессии» | 1 | Психологическая игра | Ступени выбора профессии (для подростков) |
4. | 28.09 | Экскурсии | 1 | Беседа. | Посещение организаций района |
II | Основы профессионального выбора. 23ч |
5. | 5.10 12.10 | Склонности и интересы | 2 | Практическая работа. Тестирование | «Карта интересов» |
6. | 19.10 26.10 | Способности | 2 | Практическая работа. Тестирование | Перечень своих способностей. |
7. | 2.11 16.11 | Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней | 2 | Практическая работа. Тестирование | Рекомендации по формированию положительной и адекватной самооценки |
8. | 23.11 | Секреты выбора профессии («Хочу» - «Могу» - «Надо») | 1 | Семинар с элементами лекции | Таблица « Три фактора» |
9. | 30.11 | Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения | 1 | Диспут | Ступени выбора профессий |
10. | 7.12 14.12 | Мышление и развитие мышления | 2 | Семинар-практикум | Рекомендации по развитию мышления |
11. | 21.12 28.12 | Память и внимание, их развитие | 2 | Семинар-практикум | Рекомендации по улучшению памяти и внимания |
12. | 18.01 | Воображение и его роль в профессиональной деятельности | 1 | Семинар-практикум | Рекомендации по развитию воображения |
13. | 25.01 | Темперамент и его виды | 1 | Семинар с элементами лекции | Таблица определения типа темперамента, рекомендации по учету особенностей темперамента |
14. | 1.02 8.02 | Характер | 2 | Семинар-практикум | Рекомендации по формированию характера |
15. | 15.02 | Общение - основа человеческого бытия | 1 | Семинар с элементами лекции, тренинга | Мини-сочинение «Легко ли со мной общаться?» |
16. | 22.02 | Невербальное общение | 1 | Семинар-практикум | Таблица жестов |
17. | 29.02 | Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. | 1 | Семинар-практикум | Рекомендации по профилактике и решению конфликтов |
18. | 7.03 | Правила поведения в конфликте | 1 | Семинар-практикум | Мини-сочинение «Как я решаю конфликтные ситуации» |
19. | 14.03 | Воля | 1 | Семинар-практикум | Рекомендации по развитию воли, как управлять собой |
20. | 21.03 | Эмоции и чувства | 1 | Семинар-практикум | Алгоритм работы с отрицательной эмоцией |
21. | 4.04 | Роль жизненных ценностей при выборе профессии | 1 | Семинар-практикум | Ступени выбора профессий (актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий) |
III | | Планирование профессионального пути. 7ч. |
22. | 11.04 | Развитие умений по принятию решений | 1 | Семинар-практикум. Решение проблемных задач | Алгоритм принятия решений. Ступени выбора профессий (схема проф. развития) |
23. | 18.04 25.04 | Планирование профессионального пути Подготовка к промежуточной аттестации Промежуточная аттестация | 2 1 | Семинар-практикум | Список наиболее подходящих профессий |
24. | 16.05 | Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора | 1 | Урок-смотр знаний | Профессиограмма |
25. | 23.05 | Экскурсии | 2 | Беседа. | Посещение организаций района и центра занятости. |
| | ИТОГО | 34 | | |
Список литературы
Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.
Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с
Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.:Просвещение, 1995.-239с.
Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.:Генезис, 2006.-208 с.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.:Генезис, 2002-80 с.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.:Генезис, 2004.- 125 с.
Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.