СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по профориентации 9 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на повышение социально-психологической компетенции учащихся 9 класса и предоставляет им помощь в выборе профеля обучения и профессиональном самоопределении.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по профориентации 9 класс»







Пояснительная записка.

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.

Программа курса «Выбор профессий» направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.

Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик.

Цель: формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

Задачи программы:

- психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);

- психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;

- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.



Основные принципы программы:

- принцип гуманизации приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;

- принцип индивидуализации учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;

- принцип социализации содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.

При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить. Учащиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.



Место курса в учебном плане


В соответствии с учебным планом МБОУ «Селезнёвская средняя школа» на изучение курса «Выбор профессии» в 9 классе отведено 1 часу в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа в год. В программе 3 блока: «Введение в мир профессий», «Основы профессионального выбора», «Планирование профессионального пути». Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.

Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.

По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.

Учебно-тематический план.

п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Образовательный продукт

I

Введение в мир профессий. 4ч.

1.


7.09

Знакомство с курсом «Твое профессиональное призвание». Факторы, влияющие на выбор профессии

1

Семинар-практикум

Ступени алгоритма выбора профессии

2.


14.09

Типы профессий по предмету труда

1

Семинар с элементами лекции

Список предметов по предмету труда

3.


21.09

Психологическая игра «Выбор профессии»

1

Психологическая игра

Ступени выбора профессии (для подростков)

4.

28.09

Экскурсии

1

Беседа.

Посещение организаций района

II

Основы профессионального выбора. 23ч

5.


5.10

12.10

Склонности и интересы

2

Практическая работа. Тестирование

«Карта интересов»

6.


19.10

26.10

Способности

2

Практическая работа. Тестирование

Перечень своих способностей.

7.


2.11

16.11

Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней

2

Практическая работа. Тестирование

Рекомендации по формированию положительной и адекватной самооценки

8.

23.11

Секреты выбора профессии («Хочу» - «Могу» - «Надо»)

1

Семинар с элементами лекции

Таблица « Три фактора»

9.


30.11

Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения

1

Диспут

Ступени выбора профессий

10.


7.12

14.12

Мышление и развитие мышления

2

Семинар-практикум

Рекомендации по развитию мышления

11.


21.12

28.12

Память и внимание, их развитие

2

Семинар-практикум

Рекомендации по улучшению памяти и внимания

12.

18.01

Воображение и его роль в профессиональной деятельности

1

Семинар-практикум

Рекомендации по развитию воображения

13.


25.01

Темперамент и его виды

1

Семинар с элементами лекции

Таблица определения типа темперамента, рекомендации по учету особенностей темперамента

14.


1.02

8.02

Характер

2

Семинар-практикум

Рекомендации по формированию характера

15.


15.02

Общение - основа человеческого бытия

1

Семинар с элементами лекции, тренинга

Мини-сочинение «Легко ли со мной общаться?»

16.

22.02

Невербальное общение

1

Семинар-практикум

Таблица жестов

17.


29.02

Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.

1

Семинар-практикум

Рекомендации по профилактике и решению конфликтов

18.


7.03

Правила поведения в конфликте

1

Семинар-практикум

Мини-сочинение «Как я решаю конфликтные ситуации»

19.


14.03

Воля

1

Семинар-практикум

Рекомендации по развитию воли, как управлять собой

20.

21.03

Эмоции и чувства

1

Семинар-практикум

Алгоритм работы с отрицательной эмоцией

21.

4.04

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

1

Семинар-практикум

Ступени выбора профессий (актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий)

III


Планирование профессионального пути. 7ч.

22.


11.04

Развитие умений по принятию решений

1

Семинар-практикум. Решение проблемных задач

Алгоритм принятия решений. Ступени выбора профессий (схема проф. развития)

23.


18.04



25.04

Планирование профессионального пути

Подготовка к промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация

2





1

Семинар-практикум

Список наиболее подходящих профессий

24.


16.05

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора

1

Урок-смотр знаний

Профессиограмма

25.

23.05

Экскурсии

2

Беседа.

Посещение организаций района и центра занятости.



ИТОГО

34



Список литературы


  1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.

  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.

  3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.

  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с

  5. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.:Просвещение, 1995.-239с.

  6. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.

  7. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.

  8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.:Генезис, 2006.-208 с.

  9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.:Генезис, 2002-80 с.

  10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.:Генезис, 2004.- 125 с.

  11. Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.

  12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.