Рабочая программа курса «Театр» в 4 классе рассчитана на 34 ч в год (1 ч в неделю).
Разделы. Содержание. | Форма организации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Магия слов. Создание спектакля (3 ч). Драматургия – основа театра. Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Чтение по ролям пьесы. | Беседа-диалог, сюжетно-ролевые игры. | Проведение беседы-диалога, сюжетно-ролевой игры. | Участие в беседе, в сюжетно-ролевой игре. |
2.Язык жестов, или как стать воспитанным (2 ч). Основной язык литературы – речь, слово. Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени», «Объяснение в любви». Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. | Беседа-диалог. Игровой тренинг. | Проведение беседы-диалога, игрового тренинга. | Участие в игровом тренинге, словесное рисование историй «Из жизни древнего племени». |
3.Учимся говорить красиво, или как избавиться от «каши» (4 ч). Дикция. Осанка. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация.Темп речи. Медленный, быстрый темпречи.Содержание текста и темп речи. | Сюжетно – ролевые игры, упражнения. Речевые упражнения, конкурс чтецов. | Проведение сюжетно-ролевых игр, артикуляционной гимнастики. | Участие в сюжетно-ролевой игре, изменение по заданию педагога высоты и силы звучания голоса. |
4.Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург (2 ч). Писатель, поэт, драматург – сравнительная характеристика. Сравнение литературных произведений. Отличие пьесы от рассказа или сказки. Жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия. | Беседа-диалог, просмотр видеофильмов. Импровизация. | Проведение беседы-диалога, организация просмотра видеофильмов. Организация проведения этюдов. | Участие в беседе, просмотр видеофильмов. Сочинение и показ этюдов. |
5.Рифма, или Похожие «хвосты» (4 ч). Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. Поэты. Сочинение стихотворений. Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение считалок. | Игры, упражнения, работа над текстом. | Организация выразительного чтения. | Построение диалога с партнёром на заданную тему. |
6.Искусство декламации, или «Штранная иштория» (5 ч). История возникновения ораторского искусства. Лучшие ораторы древности. Значение тренинга в преодолении дефектов речи. Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук…». Тренинг со скороговорками. Сочинение истории из скороговорок. | Игры, упражнения. | Проведение игр, упражнений на дыхание. | Участие в игре, произношение скороговорки и стихотворного текста в движении и в разных позах. |
7.Играем в слова, или Моя Вообразилия (3ч) .Роль воображения в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека. Развитие образного и слухового восприятия литературного текста. Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые». Сочинение собственной сказки. | Игровой тренинг на развитие внимания и воображения. | Организация практического выполнения задания: составить композицию. | Участие в игровом тренинге на развитие внимания и воображения (составление композиции). |
8.Дом для чудесных представлений(11 ч). Импровизация. Игра «Превращение». Упражнения «Тень», «Зеркало». Экспромт «Сказка». Диалог, монолог. Понятия: монолог, диалог. Внутренний монолог. Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок». Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу. Открытый урок-концерт. | Игровой тренинг. Импровизация. | Проведение сюжетно-ролевых игр, этюдов по теме. | Участие в сюжетно-ролевой игре, движение в заданном ритме, по сигналу педагога, освоение пластических упражнений. |
№ | Дата | Тема урока | Кол-во час | Скорректированные сроки изучения темы | Примечания |
Магия слов. Создание спектакля (3 ч). |
1 | | Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка». | 1 ч. | | |
2 | | Распределение ролей. Репетиция в группах. | 1 ч. | | |
3 | | Показ отрывков. | 1 ч. | | |
Язык жестов, или как стать воспитанным (2 ч). |
4 | | Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. | 1 ч. | | |
5 | | Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени». | 1 ч. | | |
Учимся говорить красиво, или как избавиться от «каши» (4 ч). |
6 | | Дикция. Тренинг гласных звуков. | 1 ч. | | |
7 | | Тренинг согласных звуков. | 1 ч. | | |
8 | | Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем». Чтение стихотворений с разной интонацией. | 1 ч. | | |
9 | | Темп речи: торопимся или медлим. Чтение стихотворений в разном темпе. | 1 ч. | | |
Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург (2 ч). |
10 | | Литературная часть в театре. Драматург и пьеса. | 1 ч. | | |
11 | | Театральные жанры, или грустное и смешное рядом. | 1 ч. | | |
Рифма, или Похожие «хвосты» (4 ч). |
12 | | Рифма. | 1 ч. | | |
13 | | Чтение стихотворения С.Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. | 1 ч. | | |
14 | | Ритм. | 1 ч. | | |
15 | | Детские считалки, или «Эники-беники». | 1 ч. | | |
Искусство декламации, или «Штранная иштория» (5 ч). |
16 | | История возникновения ораторского искусства. | 1 ч. | | |
17 | | Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук». | 1 ч. | | |
18 | | Скороговорки, или «Шла Саша по шоссе…». | 1 ч. | | |
19 | | Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности. | 1 ч. | | |
20 | | Сочинение истории из скороговорок. | 1 ч. | | |
Играем в слова, или Моя Вообразилия (3 ч ) |
21 | | Воображение в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека. | 1 ч. | | |
22 | | Сочинение сказки на тарабарском языке. | 1 ч. | | |
23 | | Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…» в предлагаемых обстоятельствах. | 1 ч. | | |
Дом для чудесных представлений (11 ч). |
24 | | Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Игра «Превращение». | 1 ч. | | |
25 | | Упражнения «Тень», «Зеркало». | 1 ч. | | |
26 | | Экспромт «Сказка». | 1 ч. | | |
27 | | Диалог, монолог, или театр одного актера. Понятия: монолог, диалог. | 1 ч. | | |
28 | | Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». | 1 ч. | | |
29 | | Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок». | 1 ч. | | |
30 | | Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу. | 1 ч. | | |
31 | | Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление перчаточной куклы. | 1 ч. | | |
32 | | Изготовление ширмы для кукольного театра. | 1 ч. | | |
33 | | Репетиция урока-концерта. | 1 ч. | | |
34 | | Открытый урок-концерт. | 1 ч. | | |