Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Программирование на языке Python» для 7 класса составлена на основе Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности, требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной программы основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), с учётом Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 3/22 от 23.06.2022) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 1/22 от 18.03.2022)
Актуальность курса связана с бурным развитием IT-технологий. Чем раньше учащийся начнет овладевать навыками программирования, тем больший запас знаний и технологий он получит к моменту выбора основного рода деятельности. Даже если в будущем карьерный путь ребенка не будет связан с программированием, умение разбираться в сложных алгоритмических системах и взаимодействовать с новыми технологиями ему пригодится в любой сфере, ведь цифровые технологии используются повсеместно.
Информатика характеризуется всё возрастающим числом междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Курс отражает и расширяет содержание четырёх тематических разделов информатики на уровне основного общего образования:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
Целями изучения курса внеурочной деятельности "Программирование на языке Python" являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т . д .;
формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких как базовое программирование на Python, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных
технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.
Основные задачи курса внеурочной деятельности "Программирование на языкеPython" - сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
владение базовыми нормами информационнй этики и права, основами информационной безопасности;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на Python;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 68учебных часов, по 2 ч в неделю в 7 классе, 53 практических, 15 теоретических часов.
Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с учителем. Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. В курсе наиболее распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов, викторины.
По сравнению с примерной программой увеличено количество часов до 2 часов в неделю, добавлено изучение графического модуля Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «программирование на языке Python»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков .
Ценность научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики;
интерес к обучению и познанию;
любознательность;
стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными
средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах .
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 класс
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;
объяснять, что такое информация, информационный процесс;
перечислять виды информации;
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам;
переводить данные из одной единицы измерения информации в другую;
характеризовать устройство компьютера;
приводить примеры устройств для хранения и передачи информации;
разбираться в структуре файловой системы;
строить путь к файлу;
объяснять, что такое алгоритм, язык программирования, программа;
использовать переменные различных типов при написании программ на Python;
использовать оператор присваивания при написании программ на Python;
искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;
дописывать программный код на Python;
писать программный код на Python;
использовать ветвления и циклы при написании программ на Python;
анализировать блок-схемы и программы на Python;
объяснять, что такое логическое выражение;
вычислять значение логического выражения;
записывать логическое выражение на Python;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах;
создавать презентации в Google Презентациях.
искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;
дописывать программный код на Python;
писать программный код на Python;
писать свои функции на Python;
разбивать задачи на подзадачи;
анализировать блок-схемы и программы на Python.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и «Теоретические основы информатики») | 10 | 3 | 7 |
2. | Основы языка программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») | 24 | 6 | 18 |
3. | Циклы в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») | 12 | 2 | 10 |
4. | Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии») | 8 | 2 | 6 |
5. | Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») | 12 | 2 | 10 |
| Резерв | 2 | | 2 |
| Итого | 68 | 15 | 53 |
Содержание курса внеурочной деятельности «программирование на языкеPYTHON»
Тема 1. Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и «Теоретические основы информатики»)
Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация и информационные процессы. Виды информации. Хранение информации. Устройства для работы с информацией. Устройство компьютера. Кодирование информации. Код. Процессы кодирования и декодирования. Единицы измерения информации. Файловая система. Одноуровневая и многоуровневая файловые структуры. Путь к файлу. Операции с файлами.
Тема 2. Основы языка программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Современные языки программирования. Алгоритм. Язык программирования. Программа. Среда разработки IDE. Интерфейс Sculpt. Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся. Переменные. Правила образования имён переменных. Типы данных: целое число, строка. Функция. Виды функций. Функция: print(), input(), int(). Ветвление в Python. Оператор if-else. Вложенное ветвление. Множественное ветвление. Оператор if-elif-else. Проект «Чат-бот».
Тема 3. Циклы в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Логическое выражение. Простые и сложные логические выражения. Результат вычисления логического выражения. Условие. Операции сравнения в Python. Логические операторы в Python: and, or и not. Операторы целочисленного деления и деления с остатком на Python. Цикл с предусловием. Цикл с параметром Проект «Максимум и минимум».
Тема 4. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии»)
Средства коммуникации. Современные средства общения. Всемирная паутина (WWW). Назначение браузера. Создание почтового ящика. Облачное хранилище. Правила безопасности в Интернете. Текстовая информация в реальной жизни. Обработка текстовой информации. Форматирование текста. Обработка графической информации. Виды графической информации. Применение компьютерной графики. Работа с табличным процессором. Создание презентаций. Проект «Презентация».
Тема 5. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Повторение: функция, виды функций. Функции модуля Turtle. Самостоятельное создание функции. Глобальные и локальные переменные. Объект «экран». Событие. Работа с событиями. Фракталы. Рекурсия. Кривая Коха.
Резерв 2 часа
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т. д.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические материалы.
Демонстрационные материалы по теме занятия.
Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на занятии .
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
Образовательная платформа.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | тема занятия | всего часов | Дата |
План | Факт |
Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и «Теоретические основы информатики») | 10 | | |
| Техника безопасности и правила работы на компьютере. | 1 | | |
| Информация и информационные процессы. | 1 | | |
| Виды информации. | 1 | | |
| Хранение информации. | 1 | | |
| Устройства для работы с информацией. | 1 | | |
| Устройство компьютера. | 1 | | |
| Кодирование информации. Код. | 1 | | |
| Процессы кодирования и декодирования. | 1 | | |
| Единицы измерения информации. | 1 | | |
| Файловая система. Одноуровневая и многоуровневая файловые структуры. Путь к файлу. Операции с файлами. | 1 | | |
Основы языка программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») | 24 | | |
11. | Современные языки программирования. | 1 | | |
12. | Алгоритм. Язык программирования. | 1 | | |
13. | Программа. | 1 | | |
14. | Среда разработки IDLE. | 1 | | |
15. | Интерфейс Sculpt. | 1 | | |
16. | Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся. | 1 | | |
17. | Переменные. | 1 | | |
18. | Правила образования имён переменных. | 1 | | |
19-20. | Типы данных: целое число, строка. 2 | 2 | | |
21-24. | Функция. Виды функций. | 4 | | |
25. | Функция: print(), input(), int(). | 1 | | |
26-27. | Ветвление в Python. Оператор if-else. | 2 | | |
28-29. | Вложенное ветвление. | 2 | | |
30-31. | Множественное ветвление. Оператор if-elif-else. | 2 | | |
32-34. | Проект «Чат-бот» | 3 | | |
Циклы в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») | 12 | | |
35. | Логическое выражение. | 1 | | |
36-37. | Простые и сложные логические выражения. | 2 | | |
38. | Результат вычисления логического выражения. | 1 | | |
39. | Условие. | 1 | | |
40. | Операции сравнения в Python. | 1 | | |
41-42. | Логические операторы в Python: and, or и not. | 2 | | |
43-44. | Операторы целочисленного деления и деления с остатком на Python. | 2 | | |
45. | Цикл с предусловием. Цикл с параметром | 1 | | |
46. | Проект «Максимум и минимум». | 1 | | |
Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии») | 8 | | |
47. | Средства коммуникации. Современные средства общения. Всемирная паутина (WWW). 1 ч | 1 | | |
48. | Назначение браузера. Создание почтового ящика. 1 ч | 1 | | |
49. | Облачное хранилище. 1 ч | 1 | | |
50. | Правила безопасности в Интернете. 1 ч | 1 | | |
51. | Текстовая информация в реальной жизни. Обработка текстовой информации. Форматирование текста. 1 ч | 1 | | |
52. | Обработка графической информации. Виды графической информации. Применение компьютерной графики. 1 ч | 1 | | |
53. | Работа с табличным процессором. 1 ч | 1 | | |
54. | Создание презентаций. Проект «Презентация». 1 ч | 1 | | |
Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») | 12 | | |
55-56. | Повторение: функция, виды функций. | 2 | | |
57-58. | Функции модуля Turtle. | 2 | | |
59. | Самостоятельное создание функции. | 1 | | |
60. | Глобальные и локальные переменные. | 1 | | |
61. | Объект «экран». | 1 | | |
62-63. | Событие. Работа с событиями. | 2 | | |
64 | Фракталы. | 1 | | |
65. | Рекурсия. | 1 | | |
66. | Кривая Коха. | 1 | | |
Резерв | 2 | | |
Итого | 68 | | |