СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматы» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Шахматы»

ДЛЯ 1 КЛАССА

НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматы» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД»



Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом от 30.08.2017г. № 577














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Шахматы»

ДЛЯ 1 КЛАССА

НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД





Составитель рабочей программы:

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №18»

Кудрина Наталья Юрьевна













г. Нижневартовск

2018 г.



























ОГЛАВЛЕНИЕ



1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………..

3

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса ………………………………………

4

3. Содержание учебного предмета, курса ………………………………………………………………...

6

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы………………………………………………………………………………………………………….

7

5. Приложение. Календарно-тематическое планирование. …………………………………………......

7














































1.Пояснительная записка


Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Рос-

сийской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Фе-

дерального государственного образовательного стандарта начального общего образо-

вания к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре»

и раскрывает методические основы обучения шахматной игре.

Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства

образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889)

Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики

шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –

физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных праздников.

Рабочая программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю – 33 часа.

Целью программы является: равномерное развитие логического и физического

интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное

развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.


Задачи программы:

Общие:

- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,

укрепление здоровья;

- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привле-

чениеобучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям

шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,

интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного от-

дыха и досуга.

Образовательные:

- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития

шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,

особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных

подвижных игр;

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, спо-

собами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования

действий во время партии;

- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование

шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оз-

доровления;

- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особен-

ностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные:

- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре во-

обще и о шахматах в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных проявлений;

- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и

повышение функциональных возможностей их организма;

- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.

Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими

упражнениям, играм, и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодей-

ствия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультур-

ным занятиям.


2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Шахматы в школе»


Данная Программа предусматривает достижение определѐнные результатов:

личностных, метепредметных и предметных.

Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные лич-

ностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения

программного материала. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной

децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и свер-

стниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам

других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать по-

знавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной

задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы

творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических

действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

передавать информацию и отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умствен-

ные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-

дачей и условиями еѐ реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ

реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои дей-

ствия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт

обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного

предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:

- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на

развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о фи-

зической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения

в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла

и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в дви-

гательной активности;

- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллекту- ально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интен-

сивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

Планируемые предметные результаты.

К концу первого учебного года обучающиеся должны:

-объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять

под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

-знать правила хода и взятия каждой фигуры;

-ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в

совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-правильно располагать шахматную доску между партнерами;

-правильно расставлять фигуры перед игрой;

-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на

мат в один ход;

-знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

-знать «цену» каждой шахматной фигуры;

-усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,

ферзѐм и королѐм;

-овладеть способом «взятия на проходе»;

-записывать шахматную партию;

-уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с за-

писью своих ходов и ходов соперника.

3.Содержание учебного предмета




«Сведения из истории шахмат»

(1ч)

В разделе представлены история зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

«Базовые понятия шахматной игры»

(29ч)

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их поведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры, ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, ничья, ценность шахматных фигур, основные тактические приемы: шахматная партия, запись шахматной партии.




Формы отслеживания результатов курса внеурочной деятельности

турнир по шахматам











5.Тематическое планирование

1 класс

1.

Сведения из истории шахмат»


1 ч

2.

Базовые понятия шахматной игры


29 ч

3.

Соревнования

3 ч



6. Календарно - тематическое планирование по программе курса «Шахматы школе»

п/п

Тема

Дата

Примечание

план

факт

1.

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во

время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Шахматы - мои друзья.




2.

Шахматная доска.




3.

Горизонталь.




4.

Вертикаль.




5.

Диагональ.




6.

Волшебная шахматная доска.




7.

Ладья.





8.

Слон.




9.

Ферзь




10.

Конь.




11.

Пешка.




12.

Король.




13.

Шахматные фигуры и начальная позиция.




14.

Ценность фигур.




15.

Шахматная нотация.




16.

Шах и защита от шаха.




17.

Мат.




18.

Пат, ничья.




19.

Рокировка.




20.

Взятие на проходе.




21.

Превращение пешки.




22.

Мат двумя ладьями одинокому королю.




23.

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.




24.

Мат ферзём и королём одинокому королю.




25.

Как начинать партию: дебют.




26.

Ошибочные ходы в начале партии.




27.

Тактические приёмы.




28.

Правила поведения соперников во время игры.




29.

История шахмат.




30.

Три стадии шахматной партии.




31.

Шахматный турнир.




32.

Шахматный турнир.




33.

Спортивно - шахматный праздник.





22