Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом от 30.08.2017г. № 577
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шахматы»
ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №18»
Кудрина Наталья Юрьевна
г. Нижневартовск
2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………….. | 3 |
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса ……………………………………… | 4 |
3. Содержание учебного предмета, курса ………………………………………………………………... | 6 |
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы…………………………………………………………………………………………………………. | 7 |
5. Приложение. Календарно-тематическое планирование. …………………………………………...... | 7 |
1.Пояснительная записка
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Рос-
сийской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Фе-
дерального государственного образовательного стандарта начального общего образо-
вания к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре»
и раскрывает методические основы обучения шахматной игре.
Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889)
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики
шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –
физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных праздников.
Рабочая программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю – 33 часа.
Целью программы является: равномерное развитие логического и физического
интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное
развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи программы:
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,
укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привле-
чениеобучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного от-
дыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, спо-
собами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оз-
доровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особен-
ностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре во-
обще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодей-
ствия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультур-
ным занятиям.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Шахматы в школе»
Данная Программа предусматривает достижение определѐнные результатов:
личностных, метепредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные лич-
ностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и свер-
стниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать по-
знавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной
задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умствен-
ные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-
дачей и условиями еѐ реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои дей-
ствия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на
развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о фи-
зической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения
в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла
и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в дви-
гательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллекту- ально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интен-
сивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
Планируемые предметные результаты.
К концу первого учебного года обучающиеся должны:
-объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять
под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
-знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
-знать правила хода и взятия каждой фигуры;
-ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
-правильно располагать шахматную доску между партнерами;
-правильно расставлять фигуры перед игрой;
-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
-рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на
мат в один ход;
-знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
-знать «цену» каждой шахматной фигуры;
-усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
ферзѐм и королѐм;
-овладеть способом «взятия на проходе»;
-записывать шахматную партию;
-уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с за-
писью своих ходов и ходов соперника.
3.Содержание учебного предмета
| |
«Сведения из истории шахмат» (1ч) | В разделе представлены история зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. |
«Базовые понятия шахматной игры» (29ч) | Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их поведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры, ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, ничья, ценность шахматных фигур, основные тактические приемы: шахматная партия, запись шахматной партии. |
Формы отслеживания результатов курса внеурочной деятельности
турнир по шахматам
5.Тематическое планирование
1 класс |
1. | Сведения из истории шахмат» | 1 ч |
2. | Базовые понятия шахматной игры | 29 ч |
3. | Соревнования | 3 ч |
6. Календарно - тематическое планирование по программе курса «Шахматы школе»
№ п/п | Тема | Дата | Примечание |
план | факт |
1. | Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Шахматы - мои друзья. | | | |
2. | Шахматная доска. | | | |
3. | Горизонталь. | | | |
4. | Вертикаль. | | | |
5. | Диагональ. | | | |
6. | Волшебная шахматная доска. | | | |
7. | Ладья. | | | |
8. | Слон. | | | |
9. | Ферзь | | | |
10. | Конь. | | | |
11. | Пешка. | | | |
12. | Король. | | | |
13. | Шахматные фигуры и начальная позиция. | | | |
14. | Ценность фигур. | | | |
15. | Шахматная нотация. | | | |
16. | Шах и защита от шаха. | | | |
17. | Мат. | | | |
18. | Пат, ничья. | | | |
19. | Рокировка. | | | |
20. | Взятие на проходе. | | | |
21. | Превращение пешки. | | | |
22. | Мат двумя ладьями одинокому королю. | | | |
23. | Мат ферзём и ладьями одинокому королю. | | | |
24. | Мат ферзём и королём одинокому королю. | | | |
25. | Как начинать партию: дебют. | | | |
26. | Ошибочные ходы в начале партии. | | | |
27. | Тактические приёмы. | | | |
28. | Правила поведения соперников во время игры. | | | |
29. | История шахмат. | | | |
30. | Три стадии шахматной партии. | | | |
31. | Шахматный турнир. | | | |
32. | Шахматный турнир. | | | |
33. | Спортивно - шахматный праздник. | | | |
22