СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный патриот"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании МО естественно-

математических наук

Протокол №___

от «___» августа 201__г.

Руководитель МО /______ /Е.Н. Сорокина/

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________ /Л.В.Черникова/

«_____» августа 201__г

« Утверждаю»

Директор школы


_______ /Т.В.Проскурина/


Приказ № ___

от «___» августа 201__ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Юный патриот»

5 класс



Ступень обучения: основное общее

Количество часов: за год 34, в неделю 1 час

Учитель: Герасимова Татьяна Владимировна

( воспитатель ГПД; 1 квал. категории)

Сроки реализации программы: 201__ - 201__ учебный год













село 1-Засеймье


201__ год




Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности « Юный патриот» по духовно-нравственному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения ООП ООО


I. Результаты освоения курса


В результате освоения курса внеурочной деятельности программы «Юный патриот», направленного на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями ФГОС у обучающихся будут сформированы:

  • в сфере личностных универсальных учебных действий:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

- мотивации к учению и познанию,

- основы российской, гражданской идентичности,

- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне,

- чувство сопричастности к жизни общества,

- личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

  • сфере регулятивных  универсальных учебных действий:

- умение ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию,

- умение осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию

  • в сфере познавательных   универсальных учебных действий :

- навыки  практического освоения обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

- навыки  развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

-навыки   практического освоения методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярного обращения в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

  • в сфере коммуникативных  универсальных учебных действий::

 - действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

-умению работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

 -практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

- развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.


Метапредметные результаты:

- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;

- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

- умение выдвигать гипотезы. - умение использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;


Предметные результаты


Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:

    • Название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);

    • Символику страны, края, села, школы;

    • Традиции страны, села и семьи, школы;

    • Государственные праздники;

    • Имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

должны уметь:

    • Описывать изученные события истории Отечества;

    • Оценивать поступки других с позиции добра и зла;

    • Уважительно относиться к своему дому семье истории русского народа;

    • Поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях




II. Содержание

курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.


Форма организации

Содержание курса

Вид деятельности.

Беседа, конкурс рисунков

Просмотр фильма

Россия - Родина моя. Патриотизм - что это

 познавательная деятельность; 


Просмотр фильма

Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

 познавательная деятельность;   

Урок – путешествие

Мы Куряне. История Курска.

познавательная деятельность

Урок – путешествие

Родной край – частица России. Символика края.

познавательная деятельность

Учебный диалог, презентация учителя

Мантурово. История. Символика.

познавательная деятельность

Беседа, конкурс

Село моё родное. Мои земляки.

Конкурс на знание пословиц и поговорок о Родине

познавательная деятельность

Экскурсия

Экскурсия «Наша улица».

- туристско-краеведческая деятельность

Экскурсия по школе

Я - ученик. Традиции школы.

проблемно-ценностное общение

Беседа

Родной дом и семья.

проблемно-ценностное общение


Игра

Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

- игровая деятельность;  


Викторина

Имя. Род. Родовое дерево.

- проблемно-ценностное общение

Урок – путешествие

Как жили наши предки славяне.

- проблемно-ценностное общение

Урок

Богатырская наша сила

- проблемно-ценностное общение

Викторина

Русские героические сказки.

- игровая деятельность;  

Учебный диалог

Русский солдат сам черт ему не брат.

познавательная деятельность

Урок с просмотром презентации

Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

познавательная деятельность

Урок с просмотром презентации

Русские полководцы. А.В. Суворов.

познавательная деятельность

Урок – путешествие

Военные забавы юного Петра.

- досуговое общение

Урок – путешествие

Село в годы Великой Отечественной войны.

познавательная деятельность

Урок – путешествие

Возложение цветов к сельскому памятнику, в честь освобождения села от фашистских захватчиков.

познавательная деятельность


Путешествие по городам – героям.

познавательная деятельность

Праздник

День защитника Отечества.

познавательная деятельность

Урок мужества

Дети войны.

- проблемно-ценностное общение

Проект

У войны не женское лицо.

- проблемно-ценностное общение

Урок мужества

Дети войны

- проблемно-ценностное общение

Проект

Проект «Военная летопись нашей семьи».

познавательная деятельность

Урок Проект

Проект «Военная летопись нашей семьи».

познавательная деятельность

Конкурс

Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

познавательная деятельность

экскурсия

День космонавтики.

познавательная деятельность

Урок мужества

Герои России - Патриоты России

познавательная деятельность

Конкурс

Конкурс рисунков «Мы за Мир!»

познавательная деятельность

Конкурс

День Победы. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

познавательная деятельность


Что мы узнали и чему научились за год. Подготовка проекта «Я патриот своей страны»

познавательная деятельность


Защита проекта

- проблемно-ценностное общение


Зарничка

- спортивно-оздоровительная деятельность







III. Тематическое планирование.


п\п

Название темы

Кол-во

час.

Дата провед.

( по плану)

Дата провед.

(фактич)

Примечания

Раздел I. Юный патриот. (11ч)

1

Россия - Родина моя. Патриотизм - что это

1




2

Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

1




3

Мы Куряне. История Курска.

1




4

Родной край – частица России. Символика края.

1




5

Мантурово. История. Символика.

1




6

Село моё родное. Мои земляки.

1




7

Экскурсия «Наша улица».

1




8

Я - ученик. Традиции школы.

1




9

Родной дом и семья.

1




10

Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

1




11

Имя. Род. Родовое дерево.

1




Раздел II. Живые страницы прошлого (20ч)

12

Как жили наши предки славяне.

1




13

Богатырская наша сила

1




14

Русские героические сказки.

1




15

Русский солдат сам черт ему не брат.

1




16

Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

1




17

Русские полководцы. А.В. Суворов.

1




18

Военные забавы юного Петра.

1




19

Село в годы Великой Отечественной войны.

1




20

Возложение цветов к сельскому памятнику, в честь освобождения села от фашистских захватчиков.

1




21

Путешествие по городам – героям.

1




22

День защитника Отечества.

1




23

Дети войны.

1




24

У войны не женское лицо.

1




25

Дети войны

1




26

Проект «Военная летопись нашей семьи».

1




27

Проект «Военная летопись нашей семьи».

1




28

День космонавтики.

1




29

Герои России - Патриоты России.

1




30

Конкурс рисунков «Мы за Мир!»

1




31

День Победы. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

1





Раздел III. Заключение (3ч)

32

Что мы узнали и чему научились за год. Подготовка проекта «Я патриот своей страны»

1




33

Защита проекта

1




34

Зарничка

1





Тематическое содержание.


Содержание курса


Раздел I. Юный патриот. (11ч)


Занятие 1-2.

Тема. Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.

Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.


Занятие 3-4

Тема. Мы Куряне. История Курска. Родной край – частица России. Символика края. Символы Курска.

Цель: развивать познавательный интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. Люди и их занятия.

Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.


Занятие 5.

Тема. Мантурово. История. Символика

. Символика района. Достопримечательности района.

Цель: познакомить с историей основания родного района, его символикой (флаг, герб), достопримечательностями; познакомить со стихами местных поэтов


Занятие 6.

Тема. Село моё родное.

Достопримечательности села. Аллея Славы.

Цель: познакомить с историей основания родного села, достопримечательностями.

Понятия: односельчанин, достопримечательность.





Занятие 7.

Тема: Экскурсия «Наша улица».

Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Правила поведения на улице.

Цель: познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление.

Понятия: улица, дом.


Занятие 8.

Тема. Я - ученик.

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Цель: познакомить с традициями школы, её символикой (герб, флаг, гимн), правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.

Понятия: ученик, традиция.


Занятие 9.

Тема. Родной дом и семья.

Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Цель: формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.

Понятие: семья, родословная, труд, отдых.


Занятие 10.

Тема. Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.

Цель: познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.

Практическая работа: разучивание народных игр и песен.

Понятия: семейная традиция, праздник.


Занятие 11.

Тема. Имя. Род. Родовое дерево.

Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины-день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя.

Цель: познакомить с традицией имянаречения

Практическая работа: составление родового дерева, нахождение значение имён.

Понятия: Родина. Род. Родня. родственники. Родствен­ные отношения. Поколения. Родовое дерево.



Раздел II. Живые страницы прошлого (19ч)


Занятие 12.

Тема. Как жили наши предки славяне.

Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.

Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.

Понятия: предки, друг, заповедь.


Занятие 13.

Тема. Богатырская наша сила.

Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Цель: познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.

Понятия: былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.


Занятие 14.

Тема. Русские героические сказки.

Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

Цель: развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.

Понятия: герой, патриот.


Занятие 15.

Тема. Русский солдат сам черт ему не брат.

Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

Цель: рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.

Понятия: оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли.


Занятие 16.

Тема. Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом. История названия села Александровского.

Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом; познакомить с историей названия родного села Александровского.

Понятия: полководец, святой.


Занятие 17.

Тема. Русские полководцы. А.В. Суворов.

Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Суворов в селе Александровском.

Цель: создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова, познакомить с его ролью в образовании села Александровского; воспитывать потребность в укреплении духовного и физического здоровья.

Понятия: сила духа, здоровье.


Занятие 18.

Тема. Военные забавы юного Петра.

Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.

Понятия: армия, флот.


Занятие 19-20.

Тема. Путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).

Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.

Понятия: город – герой, защитник.


Занятие 21.

Тема. Село в годы Великой Отечественной войны.

Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.

Цель: расширить знания учащихся об истории родного села в годы Великой Отечественной войны, земляках Героях Советского Союза.

Понятия: война, подвиг, награда.


Занятие 22.

Тема. История памятника..

Ученики – герои сражений Великой Отечественной войны.

Цель: познакомить с историей основания памятника

Понятия: памятник, память.


Занятие 23.

Тема. День защитника Отечества.

Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.

Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.

Понятия: военный, Отечество.


Занятие 24.

Тема. Проект «Военная летопись нашей семьи».

Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.

Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.


Занятие 25.

Тема. Дети войны.

Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.

Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формирование чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

Понятие: дети войны.


Занятие 26.

Тема. День космонавтики.

Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

Цель: дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.

Понятия: космос, космонавт, ученый.



Занятие 27.

Тема. День Победы.

День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.

Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.

Понятия: ветеран, поклонение.


Занятие 28.

Тема. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты односельчане о войне.

Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов односельчан; развивать речевые умения.


Занятие 29.

Тема. Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы.

Участники боевых действий. Мемориал Воинской славы. Вечный огонь.

Цель: формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.


Занятие 30.

Тема. Дети войны.

Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Современные войны и судьбы детей. Дети Донбасса.

Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формирование чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

Понятие: дети войны.



Раздел III. Заключение (4ч)

Занятие 31.

Тема. Конкурс рисунков «Мы за Мир!»

Дети за мир на планете.

Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать свои чувства в рисунке; развитие творческих умений детей и умения работать в группе.



Занятие 32. Тема. Что мы узнали и чему научились за год.

Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.

Цель: подвести итоги работы за весь год. Подготовка проекта «Я патриот своей страны»


Занятие 33. Тема Защита проекта


Занятие 34 Тема. Зарничка.

Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».

Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.




12