Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _________________ Г.Е. Горбатенкова Приказ № 85 от 01.09.2016 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Азбука Смоленского края»
3 класс
Направление: духовно-нравственное
Срок реализации программы – 1 год
Автор - составитель программы: Кондудина Галина Владимировна,
учитель начальных классов
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», утверждённый 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 31.12.2015 г. № 1576).
• Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
• Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции от 24.11.2015 № 81)
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
• Распоряжение Администрации Смоленской области от 23.09.2014 г. № 1293-р /адм. «Об утверждении Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области.
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
• Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности МБОУ Глубокинской школы Краснинского района Смоленской области.
• Учебный план МБОУ Глубокинской школы Краснинского района Смоленской области на 2016-2017 учебный год.
• Устав МБОУ Глубокинской школы Краснинского района Смоленской области.
• Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в МБОУ Глубокинская школа.
• Авторская программа регионального курса для начальной школы «Азбука Смоленского края» (С. А. Болотова, Смоленск, 2005г).
Рабочая программа соответствует учебнику С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы. С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории. С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры. Срок реализации программы 1 год.
Актуальность программы:
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно- нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как малая родина, отечество, родная земля», моя семья и род, мой дом. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
Основные цели:
- формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи :
- формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.
- Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.
- Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника. В целом курс «Азбука Смоленского края» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами
изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Содержание программы обучения
Программа «Азбука Смоленского края» включает в себя три раздела (блока) тем: 1 блок – «Мир природы», 2 блок – «Мир истории», 3 блок – «Мир культуры». Каждый раздел заканчивается темой «Проверьте себя», где даются задания, помогающие обобщить знания по каждому блоку отдельно. В конце учебного года предусмотрено обобщение по всему изученном материалу и подведение итогов работы за год. Программа обеспечена учебником «Азбука Смоленского края» в трех частях: 1 часть – «Мир природы», II часть – «Мир истории», Ш часть – «Мир культуры», и методическими пособиями для учителя по преподаванию данного курса. Вводное занятие – 1 ч Блок I. Мир природы – 11 ч Блок II. Мир истории - 12 ч Блок III. Мир культуры – 10 ч
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки-путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др. Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др. Максимально должна использоваться фантазия учащихся, их творческие способности.
Рекомендуется проводить конкурс рисунков «Мой микрорайон», конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения «Я на экскурсии» или «Смоленск - город русской славы» и др. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы природно-географического, культурно-исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.
С целью более глубокого усвоения материала программы нужно проводить с детьми большую работу со специальной терминологией, знакомить учащихся с книгами-словарями, объяснять этимологию отдельных терминов и словосочетаний. Учителю важно помнить, что при знакомстве учащихся начальной школы с терминами и отдельными понятиями не следует требовать от детей дословного их заучивания. В терминологии и понятиях детям достаточно разбираться на уровне узнавания и умения отличить одни от других.
В течение года нужно организовывать экскурсии. Это могут быть: экскурсии по микрорайону, экскурсии в лес (парк), экскурсии в музей Великой Отечественной войны, экскурсии по памятным местам города (села), экскурсии в выставочный зал города, экскурсия в поселок Талашкино, экскурсия в исторический музей, музей природы Смоленщины и др. Работа с курсом «Азбука Смоленского края» дает большие возможности по интеграции краеведческого материала с материалом программ по литературному чтению, природоведению, русскому языку и др. Содержание программы курса «Азбука Смоленского края» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении. Место курса в учебном плане Курс рассчитан на 34 учебных часа в год, 1час в неделю (34 учебные недели).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Часть 1 «Мир природы» (11ч) |
1. | Природные особенности. | 1 | |
2. | Полезные ископаемые. | 1 | |
3. | Водоёмы. | 1 | |
4. | Растительность лесная и луговая. | 1 | |
5. | Растительность болотная. | 1 | |
6. | Грибы. | 1 | |
7. | Смоленский лён. | 1 | |
8. | Животные. | 1 | |
9. | Животные. | 1 | |
10. | Охрана природы. | 1 | |
11. | Проверь себя | 1 | |
Часть 2. Мир истории(12ч) |
12. | Наши предки. | 1 | |
13. | «Из варяг в греки». | 1 | |
14. | Города Смоленщины. | 1 | |
15. | Герб и флаг области. | 1 | |
16. | Смоленская крепостная стена. | 1 | |
17. | Военное прошлое. | 1 | |
18. | Военное прошлое. | 1 | |
19. | Награды Смоленщины. | 1 | |
20. | Места боевой славы. | 1 | |
21, 22. | Наши земляки. | 2 | |
23. | Проверь себя. | 1 | |
Часть 3. Мир культуры(11ч) |
24. | Жилище и предметы быта. | 1 | |
25. | Как одевались в старину. | 1 | |
26. | Что ели наши предки. | 1 | |
27. | Праздники. | 1 | |
28. | Игры, хороводы. | 1 | |
29. | Письменность. | 1 | |
30. | Храмы и монастыри. | 1 | |
31,32. | Культура Смоленской области. | 2 | |
33. | Проверь себя. | 1 | |
34. | Обобщение пройденного материала за год. | 1 | |