СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для духовно-нравственного направления развития личности младшего школьника. Программа курса внеурочной деятельности " Азбука Смоленского края " углубляет и расширяет знания обучающихся об истории и культуре своей малой Родины, о народных традициях и промыслах. Программа реализуется в форме экскурсий.

Рабочая программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ и приказом Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. №74 на основе авторской программы С.А. Болотовой  (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2006 г.).

Программа разработана на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» С. А. Болотовой (Смоленск, 2006).

В авторской программе регионального курса «Азбука Смоленского края»; 1 час в неделю (34 часа в год).

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края"»

АЗБУКА СМОЛЕНСКОГО КРАЯ



Пояснительная записка

Данная программа предназначена для духовно-нравственного направления развития личности младшего школьника. Программа курса внеурочной деятельности " Азбука Смоленского края " углубляет и расширяет знания обучающихся об истории и культуре своей малой Родины, о народных традициях и промыслах. Программа реализуется в форме экскурсий.

Рабочая программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ и приказом Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. №74 на основе авторской программы С.А. Болотовой (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2006 г.).

Программа разработана на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» С. А. Болотовой (Смоленск, 2006).

В авторской программе регионального курса «Азбука Смоленского края»; 1 час в неделю (34 часа в год). Следовательно, количество часов в учебном плане совпадает с тем количеством, которое предложил автор. Содержание рабочей программы также совпадает с авторской. Рабочей программой предусмотрено выполнение 3 контрольных работ.

Цели изучения предмета

  • формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием природно-географическим богатством Смоленского края.

Задачи предмета

  • Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии духовных традициях; о значении города (села), области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о Символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.

  • Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в родном селе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.

  • Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим Смоленщину; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.

Особенности организации внеурочной деятельности.

  • Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

  • При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

  • Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

  • При организации  внеурочной деятельности в образовательном учреждении наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы

  • Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

  • При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательными учреждениями могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

  • Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.

  • Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.

  • Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

  • Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


  • Направленность программы: духовно- нравственное направление.

  • Актуальность и новизна дети в наше время не чувствуют ответственности за родную землю. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Новизна курса заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание.

  • Цель программы – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.

  • Задачи программы:

  • Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем.

  • Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

  • Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.

  • Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

  • Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.

  • Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

  • Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.

  • Возраст детей, участвующих в реализации программы – 3класс

  • Сроки реализации – 1год

  • Краткое обоснование ценностных ориентиров способствуют:

любви к России, своему народу, своему краю, гражданскому обществу, поликультурному миру, свободе личной и национальной, доверию к людям, институтам государства и гражданского общества, социальной солидарности, миру во всём мире, многообразию и уважению культур и народов.

  • Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю.

  • Формы: беседы, познавательные викторины, рассказ, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, рисунков, сочинения, встреча с участниками исторических событий.

Методы, формы и приёмы работы:

  • беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранов, героями, сбор материала для краеведческого уголка.

  • занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах, уроки - путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и другие.

  • сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значений событий и др.; конкурсы рисунков, конкурс технического мастерства, сочинения.

По итогам изучения тем каждого раздела программы ребята оформляют творческие отчеты, проводят конкурс ри­сунков и другие работы.

Предполагается проведение семейных вечеров с участием детей, родителей, бабушек, дедушек, учителей на темы «Богат­ство родной природы», «Праздники в нашей семье» и др.

Результативность работы по курсу «Азбука Смоленско­го края» во многом зависит от степени подготовленности пе­дагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назида­тельности, создавать на занятиях обстановку непринужден­ности и взаимопонимания.

Содержание программы курса «Азбука Смоленского края» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении.

Место курса

В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ Глубокинская школа, в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению во 2,4 классах введен курс внеурочной деятельности «».Азбука Смоленского края На изучение данного курса отводится 1 час в неделю (34 часа в 2-4 классах).

Учебно-методический комплекс состоит из 3-х частей:

  • С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 1. Мир природы, Смоленск,2008

  • С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории, Смоленск, 2008

  • С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 3. Мир культуры, Смоленск,2008

Общая характеристика учебного предмета

Особенностью внеурочной деятельности по программе «Азбука Смоленского края» в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

Значение и возможности внеурочной деятельности выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления

Программа «Азбука Смоленского края» включает в себя три раздела (блока) тем: 1 блок – «Мир природы», 2 блок – «Мир истории», 3 блок – «Мир культуры». Каждый раздел заканчивается темой «Проверь себя», где даются задания, помогающие обобщить знания по каждому блоку в отдельности. В конце учебного года предусмотрено обобщение по всему изученному материалу и подведение итогов работы за год.

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  • любовь к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином;

  • любовь и уважение к землякам, прославившим Смоленщину; желание быть похожим на них в своих поступках и делах;

  • бережное отношение к памятникам прошлого;

  • любовь и бережливость к природе родного края.

Метапредметные результаты:

  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;

  • развитие умения сравнивать, анализировать;

  • развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;

  • развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами.

Предметные результаты:

  • географическое положение, границы и территорию Смоленской области;

  • особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;

  • названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;

  • названия некоторых рек, озёр и водохранилищ Смоленской области;

  • названия некоторых растений, грибов, животных Смоленской области;

  • меры по охране природы;

  • нахождение некоторых особо охраняемых природных территорий;

  • правила поведения в природе;

  • как называли предков славян, основные их занятия;

  • торговые связи славян в древности;

  • названия древних городов Смоленщины;

  • современную символику Смоленщины;

  • причины возведения Смоленской крепостной стены;

  • героические страницы смоленской земли;

  • памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;

  • награды Смоленска и области;

  • имена некоторых земляков, прославивших родной край;

  • виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков;

  • элементы костюма смолян в древности;

  • названия некоторых блюд, которые любили наши предки;

  • названия некоторых праздников;

  • некоторые игры и хороводы прошлых лет;

  • историю возникновения письменности у наших предков;

  • виды православных храмов и их внутреннее устройство;

  • элементарные правила поведения и охраны памятников и памятных мест истории и культуры.


Выпускник научится:

  • составлять сообщения о современных профессиях, связанных с механизированным и автоматизированном трудом (с учётом региональных особенностей), и описывать их особенности;

  • организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;

  • отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в организации работы;

  • осуществлять контроль и корректировку хода работы;

  • выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т.д.);

  • выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);

  • отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

  • применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (циркуль), режущими (ножницы, канцелярский нож);

  • размечать бумагу и картон циркулем;

  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;

  • изготавливать объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам;

  • анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;

  • рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;

  • использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;

  • работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;

  • использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;

  • использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;

  • соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;

  • включать и выключать дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру;

  • использовать элементарные приёмы клавиатурного письма;

  • использовать элементарные приёмы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);

  • осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения различных задач;

  • решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;

  • подключать к компьютеру дополнительные устройства;

  • осуществлять поиск информации в электронных заданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;

  • соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:

  • элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);

  • соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;

  • достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;

  • умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;

  • овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;

  • умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный);

  • развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.



Требования к уровню подготовки обучающихся


По природно-графическому краеведению

По культурно-историческому краеведению

  • определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты;

  • различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

  • различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;

  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

  • подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природоведческого содержания на основ материалов учебника, а также дополнительных источников;

  • проводить самостоятельные наблюдения в природе;

  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

  • определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты;

  • подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;

  • проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;

  • оперировать моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

  • сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение и развитие государства Российского;

  • знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.


содержание курса внеурочной деятельности

Вводное занятие

Знакомство детей с задачами регионального курса, с комплектом учебников «Азбука Смоленского края», иллюстрациями данного учебного пособия, его структурой.

Блок 1. Мир природы (11 часов).

Природные особенности.

Смоленщина на карте России. Её площадь. Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг. Климат нашего края. Почвы Смоленщины: суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно-болотистые, заболоченные, подзолистые, дерново-подзолистые. Их состав. Охрана почв. Основатель научного почвоведения В. В. Докучаев.

Полезные ископаемые.

Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края: песок, глина, известняк, доломиты, мел, торф, бурый уголь. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.

Водоёмы

Водоёмы нашего края, типы водоёмов. Изображение водоёмов на карте. Использование и охрана водоёмов. Реки Смоленской области. Река Днепр, её притоки: Десна и Сож. Река Каспля – приток Западной Двины. Река Вазуза – приток Волги. Озера Смоленской области: Акатовское, Баклановское, Сапшо. Искусственные водоёмы: пруды и водохранилища (Вазузское, Яузское, Деснинское).

Растения.

Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховных и низинных болот. Охрана лесов, лугов, болот.

Грибы.

Грибы нашего края. Особенности строения и использования. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Смоленский лён.

Лён – культурное растение. Его виды: лен-долгунец, лен масличный. Выращивание льна на Смоленщине. Продукция смоленского льнокомбината. Музей «Смоленский лён».

Животные.

Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей). Приспособляемость животных к условиям жизни. Редкие животные нашего края, меры по их охране.

Охрана природы.

Представление об экологических проблемах нашего края.

Охрана природы в нашем крае. Красная книга природы. Красная книга Смоленской области. Категории охраняемых объектов природы: исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределённые и восстановленные виды. Законы об охране природы. Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные парки и др. правила поведения в природе.

Проверь себя.

Контрольное занятие. Контрольный срез знаний. Обобщение изученного материала.

Практическая работа: нахождение объектов на географических картах или картах-схемах; наблюдения за изменениями природы в своей местности; рассматривание образцов растений нашего края; рассматривание съедобных грибов; составление правил сбора грибов; наблюдение за животными родного края; деятельность по охране природы; изготовление кормушек для птиц.

Блок II. Мир истории (12 часов).

Наши предки.

Кривичи- предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение. Смоленск – древний город кривичей.

«Из варяг в греки».

Великий торговый путь «из варяг в греки».Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.

Города Смоленщины.

Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города Смоленщины: Смоленск (IX), Рославль (XII), Дорогобуж (XII), Ельня (XII), Вязьма (XIII), Рудня (XIV), Велиж (XV), Поречье (Демидов) - (XV). История древнего города Вержавска.

Герб и флаг области.

Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области. Геральдист Г.В. Ражнев.

Смоленская Крепостная стена.

Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, её неприступность. Башни крепости. Зодчий Фёдор Конь.

Военное прошлое.

Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами великого русского государства.

Битва с монголо-татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.

Война с Польшей 1609 – 1611 гг. Героическая оборона Смоленска 1609 – 1611гг. Главное значение Смоленского сражения.

Отечественная война 1812 года. Сражение за Смоленск, его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины.

Война с Германией 1941 – 1945 гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Рождение Красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. День освобождения города (села) от немецко-фашистских захватчиков.

Награды Смоленщины.

Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги смолян. Восстановление Смоленщины. Награды города и области. Смоленск город-герой (1985).

Места боевой славы.

Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.

Наши земляки.

Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин, создатель русской классической музыки Михаил Глинка, поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов, первооткрыватель Центральной Азии Михаил Пржевальский и др.

Проверь себя.

Контрольное занятие. Контрольный срез знаний. Обобщение изученного материала.

Практическая работа: нахождение объектов на исторических картах или картах-схемах; рассматривание гербов городов Смоленской области; сопоставление фактов военного прошлого родного села; чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине.

Блок III. Мир культуры (9 часов).

Жилища и предметы быта.

Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.

Как одевались в старину.

Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, насовка, передник, штаны и др. Материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Что ели наши предки.

Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники.

Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и др. Современные праздники. Порядок и время их проведения.

Игры и хороводы.

Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Письменность.

История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая – день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» - древнейший памятник русской письменности.

Храмы и монастыри.

Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутренне устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Культура Смоленщины сегодня.

Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.

Проверь себя.

Контрольное занятие. Контрольный срез знаний. Обобщение изученного материала.

Практическая работа: сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; разучивание игр и хороводов; сопоставление правил поведения у памятников истории и культуры.

Заключительное занятие (1час).

Обобщение знаний, умений и навыков учащихся по всему курсу «Азбука Смоленского края».


Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Блок I. Мир природы

11

10

1

3.

Блок II. Мир истории

12

11

1

4.

Блок III. Мир культуры

9

8

1

5.

Обобщение пройденного за год

1

1

-


Всего

34

31

3

Календарно-тематическое поурочное планирование

курса «Азбука Смоленского края»


п/п

Тема урока

Количество часов

Содержание урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Дата по плану

Дата по факту

Мир природы



Природные особенности.

1

Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды.

Знакомиться с учебником по курсу «Азбука Смоленского края. Мир природы», с целями и задачами книги «Мир природы»,

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа Смоленской области удивительно разнообразна;

-работать в паре: знакомиться с планом – картой Смоленской области;

- анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку;

-работать в паре: различать явления природы, рассказывать об их изменениях, происходящие с природными объектами;

-приводить примеры сезонных изменений;

-высказывать предположения о том, какой рельеф на территории Смоленской области, какая почва встречается на территории Смоленской области, какой климат;

-обсуждать меры по охране поверхности своего края;

-практическая работа: изготовление газеты на тему «Береги почву»;

-работать с терминологическим словариком;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать



Полезные ископаемые.

1

Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-актуализировать знания о полезных ископаемых;

-находить на физической карте Смоленской области условные обозначения полезных ископаемых;

-определять полезные ископаемые в зависимости от групп;

-выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

-характеризовать особенности добычи некоторых полезных ископаемых на территории Смоленской области;

-готовить сообщение, о каком-либо полезном ископаемом;

-совместно со взрослыми сделать коллекцию полезных ископаемых нашей местности;

--работать с терминологическим словариком;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;



Водоёмы.

1

Виды водоёмов: реки, озёра,

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-знакомиться с водоёмами искусственного и естественного происхождения на территории Смоленской области;

-составлять список водных объектов своего города;

-высказывать мнение какое значение имеют водоёмы в жизни человека

-практическая работа: подготовка сообщение о местных водоёмах, используя план в учебнике;

-выявлять источники загрязнения водоёмов;

- составление памятки с правилами поведения у водоёма;

--работать с терминологическим словариком;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать



Растительность лесная и луговая

1

Виды растительности: лесная, луговая

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения Смоленской области очень разнообразны;

-знакомиться с группами растений по материалам учебника;

-работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверить и оценивать их ответы;

-приводить примеры растений разных групп;

- подготавливать сообщение об одном из видов растений Смоленской области любой группы по плану, предложенному в учебнике;

-работать с терминологическим словариком;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать



Растительность болотная.

1


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-работа в паре: высказывать предположения о том, что такое болото, какие растения можно на них встретить;

- высказывать предположения о том, какие болота называются верховыми, а какие низинные и какие растения на низ произрастают

-приводить примеры болотных растений своего края;

-обсуждать вопрос есть ли в природе вредные растения;

- моделировать, что можно сделать для защиты растений;

-оценивать эстетическое воздействие растений на человека;

-работать с терминологическим словариком;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать



Грибы.

1

Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- приводить примеры грибов нашей местности;

-характеризовать строение шляпочных грибов;

-с помощью иллюстраций учебника различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы;

- работа в паре: составление памятки сбора грибов;

-обсуждать вопрос, есть ли в природе ненужные грибы;

-работать с терминологическим словариком;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать



Смоленский лён.

1

Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён»

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-работать в паре: актуализация знаний о диких и культурных растениях;

-обсуждение, зачем люди занимаются растениеводством;

-практическая работа в паре: определение культурного растения и описание его по плану (льна);

-исследовать, какие виды льна выращивают на территории Смоленской области;

-обсуждать, что делают из льна- долгунца и льна- масличного;

-исследовать, какие изделия из льна используются в семье;

-работать со взрослыми: найти в литературе, какой путь проходит лён от семени до готового изделия и составить схему-модель этого пути;

-практическая работа: сделать рисунки по теме занятия;

-работать с терминологическим словариком;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;



Животные.

1

Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-высказывать предположения о том, какие животные живут на лугах, в лесах, в водоёмах Смоленской области;

-работать в паре: узнавать насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, на рисунке, приводить их примеры

-классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

-запоминать насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, обращаясь к «Копилке знатока»

-готовить сообщение о животных, изученных видов;

-работать с терминологическим словариком;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать



Животные

1



Охрана природы

1

Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу;

- сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий Смоленской области;

-работать в группе: сопоставлять(по фотографиям в учебнике) примеры отрицательно и положительного воздействия человека на природу;

-рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств;

-объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;

-обсуждать, как каждый может помочь природе;

-работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в Смоленской области, о природоохранных мероприятиях в городе Ярцево;

-участвовать в природоохранительной деятельности;

-актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге Смоленской области;

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

-обсуждать меры по охране животных;

-формулировать с помощью экологических знаков правил поведения в природе;

- с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных и растениях, занесённых в Красную книгу Смоленской области, которые не изучались ранее;

-практическая работа по группам: изготовление книжки – малышки «Природа края в опасности»;

-работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала,

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;



Проверь себя.

1

Контрольное занятие

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-,выполнять тесты с выбором ответа;

-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами;



Мир истории

Наши предки.

1

Территория наших предков, их занятия.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-высказывать предположения о том, кого называют нашими предками, чем они занимались, как назывался главный город наших предков;

-находить на карте местоположение наших предков;

-выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятиями с природными условиями того времени;

-извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации;

-понимать роль археологических находок для изучения истории;

-практическая работа: рисунки о занятиях наших предков;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Из варяг в греки».

1

Великие водные пути через Смоленск

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать роль торгового пути «Из варяг в греки»;

-практическая работа: изготовление ладьи из подручного материала;

-практическая работа по группам: изготовление книжки – малышки о том, как плыли «из варяг в греки»

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;



Города Смоленщины.

1

Устройство древнего города; древние города Смоленщины.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-анализировать карты Смоленской области в древние времена и современную;

-совершать виртуальные путешествия в разные города Смоленской области;

-анализировать и сравнивать гербы городов Смоленской области;

-практическая работа: рисунок на тему «Древний город»;

-используя информацию из разных источников готовить сообщения о городах Смоленской области;

-работать с терминологическим словарём;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на урок



Герб и флаг области.

1

Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

-понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

-высказывать мнение о том, для чего нужны гербы и флаги;

-знакомиться с особенностями герба Смоленской области, его историей, символикой;

-знакомиться с флагом Смоленской области, его историей;

-отличать герб, флаг Смоленской области от гербов и флагов других городов;

-практическая работа: составление герба города Ярцево;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения



Смоленская крепостная стена

1

Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-высказывать предположения о том, с какой целью была возведена Смоленская крепостная стена, сколько времени прошло с момента её сооружения;

знакомство с башнями Смоленской крепостной стены;

-характеризовать значение башен Смоленской крепостной стены;

-практическая работа: изготовление башен крепостной стены из подручного материала4

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения



Военное прошлое

1

Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов; Гроза 1812 года; Суровые годы с фашизмом

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать, почему Смоленск называют городом – воином;

-приводить примеры исторических событий, подтверждающих военное прошлое Смоленщины;

-обсуждать героическую оборону Смоленска 1609-1611 г.г.

-доказывать главное значение героической обороны Смоленска;

-обсуждать, почему был открыт музей «Смоленск-щит России»;

-обсуждать, почему войну 1812 года называют Отечественной;

-осуждать главное значение войны 1812 года;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения



Военное прошлое

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать в чём историческое значение Смоленского сражения в июле 1941 года для страны, мира;

-составлять план- рассказ о событиях Вов и рассказывать о них по плану;

-интервьюировать взрослых членов семьи;

-высказывать предположения о том, какой вклад внёс наш город в Победу

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Награды Смоленщины.

1

Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда»

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать заслужил ли город Смоленск наград;

-высказывать предположения, какие награды имеет Смоленск;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Места боевой славы.

1

Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждение, каким людям ставят памятники;

-работа в парах: привести примеры памятников в Смоленской области;

-работа в парах :работа с «Копилкой знаний» обсуждение праздников, которые посвящены победе над врагом;

-моделирование маршрута путешествия по местам боевой славы;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Наши земляки.

1

Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.Пржевальский

Н.И. Рыленков, А.Т.Твардовский

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-раскрывать понятие «земляки»

-приводить примеры земляков, прославивших наш край;

-работа в группах: самостоятельно изучить материал о земляках, подготовить сообщение о земляке;

-используя дополнительную литературу , находить интересные факты из жизни земляков;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Наши земляки.

1



Проверь себя

1

Контрольное занятие.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-выполнять тесты с выбором ответа;

-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами;



Мир культуры

Жилище и предметы быта.

1

Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ.

Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать виды жилища и предметы быта наших предков;

-анализировать иллюстрации учебника;

-понимать, с чего начиналось строительство дома;

-характеризовать внутренний вид избы;

-описывать утварь наших предков;

-работать с терминологическим словариком;

-практическая работа: макет избы с убранством из подручного материала;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Как одевались в старину.

1

Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации;

-обсуждать рассказ Станислава Романовского «Одежда на Руси»;

-выявлять особенность одежды на Руси;

-различать одежду детскую и взрослую, праздничную и будничную;

-анализировать украшения женщин;

-выяснять, почему одежду для детей шили из одежды для взрослых;

-объяснять чем и почему украшалась детская одежда;

-практическая работа по группам: составление коллекции одежды из подручного материала;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Что ели наши предки.

1

Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-высказывать предположения о том, чем питались наши предки;

-формулировать выводы о том, что называется хлебом;

-обсуждать в каком виде люди могли употреблять рыбу;

-предполагать, без каких блюд не обходился ни один праздник;

-составлять меню наших предков;

-анализировать правила поведения за столом, которые соблюдали наши предки;

-практическая работа: сделать модели, связанные с приёмом пищи;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;



Праздники.

1

Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие.

Порядок и время их проведения.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-высказывать предположение, какие праздники были на Руси;

-различать праздники календарные, религиозные, семейные, международные, государственные, профессиональные, школьные;

-знакомится с праздниками Коляда, Масленица, Семик, Пасха, Родины;

-работать со взрослыми: составлять календарь праздников в семье;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Игры, хороводы.

1

Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать, какие народные игры знают дети;

-высказывать предположение о том, в какие игры играли наши предки;

- знакомится с русскими народными играми наших предков;

-высказывать предположение из чего состоит хоровод, чему посвящается;

-работать со взрослыми: составлять книжку – малышку русских народных игр;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Письменность.

1

История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» -древнейший памятник русской письменности.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать что такое письменность, как она возникла и зачем нужна людям;

-проследить путь людей к алфавиту;

-актуализировать знания о том, кто первый создал славянский алфавит;

-понимать роль появления и развития письменности для развития человечества;

-понимать важность изобретения алфавита для человека;

-обсуждать, что является памятниками письменности;

-характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства

-практическая работа: изготовление рукописной книги;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Храмы и монастыри.

1

Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-актуализировать знания о храмах нашего города;

-рассказывать по своим наблюдениям о том, в каких храмах были ;

-рассказывать по своим наблюдениям, как выглядит внутреннее устройство храма;

-обсудить какие чувства вызывает посещение храма;

-знакомится с храмами и монастырями Смоленской области;

-анализировать иллюстрации учебника;

-извлекать информацию из учебника;

-работа в парах: составление правил поведения в храме;

-работать с терминологическим словариком;

-работа со взрослыми: посещение краеведческого музея и местного храма для подготовки сообщений о храме;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Культура Смоленской области.

1

Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-актуализация знаний о том, какие театры, музеи, библиотеки, памятники есть в нашем городе;

-рассказывать по своим наблюдениям о том, в каких музеях, библиотеках, театрах были и что запомнилось;

-обсуждать роль памятников в современном мире;

-составление правил поведения у памятников истории и культуры;

-работа по группам: составление памятки о том, как необходимо вести себя в музее, театре, библиотеке;

-работа со взрослыми: готовить сообщение о памятниках культуры и истории;

-практическая работа по группам: изготовление плаката «Охраняйте памятники»



Культура Смоленской области.

1



Проверь себя.

1

Контрольное занятие.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-выполнять тесты с выбором ответа;

-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами



Обобщение пройденного за год.

1


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке





Учебно- методическое обеспечение


Для учащихся:

  1. С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 1. Мир природы.

  2. С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.

  3. С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 3. Мир культуры.


Для учителя:

  1. С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 1. Мир природы.

  2. С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.

  3. С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 3. Мир культуры.

  4. С. А. Болотова, А. Б. Ковалёва «Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края». Смоленск 2003г.

11