СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для работы по внеурочной деятельности в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края."»

МБОУ Павловская СШ




Рассмотрено на педсовете Утверждаю директор школы

Протокол Л.И. Емельянцева

Приказ





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Азбука Смоленского края»

во 2- 3 классах





Составил рабочую программу:

учитель первой категории

Прус Елена Викторовна










2016 – 2017 учебный год.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального Государствен­ного образовательного стан­дарта начального общего образования;

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Образовательной программы начального общего образования МБОУ Павловской СШ;

Учебного плана Коноплинского филиала МБОУ Павловской СШ;

Авторской программы регионального курса «Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А.


Планируемые результаты изучения курса

Личностные:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах

  • прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
    приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
    эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику Смоленской области, города;

  • описывать достопримечательности Смоленщины;
    использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;

  • работать с атласом, глобусом и картой;
    находить на карте свой регион и его главный город;

  • устанавливать причинно-следственные связи;
    строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные:

научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


Содержание программы курса «Азбука Смоленского края»


Программа «Азбука Смоленского края» включает в себя три раздела (блока) тем: 1 блок – «Мир природы», 2 – «Мир истории», 3 – «Мир культуры».

Сочетание литературоведческого, исторического и природоведческого материала с краеведческим являются средством формирования у обучающегося общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развитие основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой родины.

Блок I. Мир природы.

Природные особенности.

Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края. Климат нашего края. Почвы Смоленщины. Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края. Их свойства и использование. Нахожде­ние месторождений полезных ископаемых на карте области.

Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.

Растения. Разнообразие растительного мира нашего края. Расте­ния хвойных и лиственных лесов. Растения заливных, низин­ных и суходольных лугов. Растительность верховых и низин­ных болот. Охрана лесов, лугов и болот.

Грибы. Грибы нашего края. Особенности строения и использования. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Смоленский лён. Лён – культурное растение. Его виды. Выращивание льна на Смоленщине. Музей «Смоленский лен».

Животные. Разнообразие животного мира нашей области. Особенности внешнего вида, строения и жизни. Приспособленность животных к условиям жизни, редкие животные нашего края, меры по их охране.

Охрана природы. Представление об экологических проблемах нашего края. Охрана природы в нашем крае. Красная книга Смоленской области. Категории охраняемых объектов природы. Законы об охране природы.

Блок II. Мир истории.

Наши предки. Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их за­нятия. Смоленск - древний город кривичей. «Из варяг в греки». Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значе­ние в развитии нашего края. Торговые связи смолян.

Города Смоленщины. Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Город Ельня.

Герб и флаг области. Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области. Герб и флаг г.Ельни

Смоленская крепостная стена. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.

Военное прошлое. Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тес­ная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.

Блок III. Мир культуры.

Как одевались в старину. Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для ее изготовле­ния. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Что ели наши предки. Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники. Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие. Порядок и время их проведения.

Игры и хороводы. Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хо­роводы.

Письменность. История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая – день славян­ской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» – древнейший памятник русской письменности.

Храмы и монастыри. Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Культура Смоленщины сегодня. Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, сту­дии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармония, худо­жественные и музыкальные школы и др.

Тематическое планирование учебного курса


Название блока

Темы

Блок 1.

Мир природы(21 ч.)


1

Природные особенности.

Географическое положение, площадь, рельеф, климат.

2

Почвы Смоленской области

3

Полезные ископаемые.

4

Водоёмы.

5

Урок-экскурсия к местному водоему

6

Растения леса нашего края

7

Растения луга нашего края

8

Растения болота нашего края

9

Экскурсия в природу

10

Грибы.

11

Смоленский лён.

12

Заочное путешествие в музей «Смоленский лен»

13-14

Животные.

15-16

Птицы

17

Изготовление кормушек

18

Охрана природы.

19-20

Изготовление брошюр «Природа края в опасности»

21

Урок игра «Природа моего края»

Блок 2. Мир культуры.(22ч.)


1

Жилища и предметы бытия.

2

Урок творчества . Рисование избы.

3

Как одевались в старину.

4

Составление коллекции одежды «Мода прошлых лет»

5

Что ели наши предки.

6

Составление меню «Еда прошлых лет»

7

Праздники.

8

Игры и хороводы.

9

Урок-игра с играми и хороводами

10-11

Письменность.

12

Изготовление рукописной книги

13-14

Храмы и монастыри.

15

Храмы Ельнинского района

16

Встреча со служителем церкви

17-18

Культура Смоленщины

19

Экскурсия в сельскую библиотеку.

20

Экскурсия в сельский дом культуры

21

Урок-игра «Я- смолянин»

22

Обобщение материала.

Блок 3. Мир истории. (25ч.)

1

Наши предки.

2

«Из варяг в греки»

3

Города Смоленщины.

4

Ельня- родина Гвардии

5

Экскурсия в музей г.Ельни

6

Герб и флаг области.

7

Герб и флаг г. Ельни

8-9

Смоленская крепостная стена.

10

Война с монголо-татарами под Смоленском

11

Война с Польшей 1609-1611гг.

12

Война с Германией

13

Ельня – город воинской славы

14

Памятные места Смоленской области

15

Памятные места Ельнинского района

16

Награды Смоленщины

17-24

Наши земляки

25

Урок-игра «Мой земляк»