Приложение №24к ООП НОО
Приказ директора
№1-170 от 02сентября 2019 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«По странам и континентам»
Срок реализации программы: 1 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения программы “По странам и континентам” являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Курс внеурочной деятельности «По странам и континентам» адресован не только детям, обучающимся по традиционной программе «Школа России», но и для детей с ОВЗ. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. В процессе изучения курса создаются условия для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, происходит всестороннее развитие и социализация каждого учащегося с ОВЗ, создается воспитывающая среда, обеспечивающая развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся.
Метапредметнымирезультамиосвоения программы“По странам и континентам”являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатамиосвоения программы “По странам и континентам”являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форморганизации и видов деятельности
Введение (1 час)
Организационные вопросы. Знакомство с планом работы.
Путешествуем по странам и материкам (2 часа)
Формирование современного облика суши. Материки и страны.
Политическая карта мира. Народы мира. Современные международные отношения.
Загадочная Африка(5 часов)
Занимательные факты из истории исследования Африки.Климатические условия материка.
Путешествие по знойной Африке. Разнообразие природы. Животные Африки. Народы. Традиции. Культура. Пустыня Сахара.Река Нил.
Австралия (3 часа)
Занимательные факты из истории исследования Австралия.Разнообразие природы. Животные. Народы.Климатические условия материка.
Три открытия Австралии. Как появилось название «кенгуру»?
Антарктида (2 часа)
Антарктида – самый холодный материк планеты. Страницы прошлого Антарктиды. Занимательные факты из истории открытия материка. Русское открытие Антарктиды. Международные научные станции.
Южная Америка (4 часа)
Занимательные факты из истории исследования. Ошибка Колумба.Народы и традиции. Разнообразие природы. Климатические условия материка. Как реки Южной Америки получили свои названия.
Северная Америка (4 часа)
Занимательные факты из истории исследования Северной Америки. Народы и традиции. Разнообразие природы. Животные. Растения. Климатические условия материка.
Европа (6 часов)
Географическое положение, климат материка. Занимательные факты из истории исследования.Народы и традиции. Разнообразие природы. Животные.Растения. Северная Европа. Западная Европа. Южная Европа. Восточная Европа. Чехия. Россия.
Азия (5 часов)
Географическое положение, климат материка.Занимательные факты из истории исследования Азии. Афанасий Никитин. Хождение за три моря. Народы и традиции. Разнообразие природы. Животные.Растения.
Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (3 часа)
Проект" по странам и континентам". Презентация проекта.
Формы организации деятельности учащихся:
изложение вопросов курса (лекционный метод),
собеседования (дискуссии),
тематическое комбинированное занятие,
соревнование, игра,
сообщения учащихся,
знакомство с научно-популярной литературой,
самостоятельная работа,
работа в парах, в группах,
творческие работы,
видеопутешествия,
презентации,
работа с ресурсами сети Интернет.
Виды деятельности:
игровая деятельность,
проектная деятельность,
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания,
исследовательская деятельность,
составление презентаций,
поисковая деятельность (поиск информации).
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Путешествуем по странам и материкам | 2 |
3 | Загадочная Африка | 5 |
4 | Австралия | 3 |
5 | Антарктида | 2 |
6 | Южная Америка | 4 |
7 | Северная Америка | 4 |
8 | Европа | 6 |
9 | Азия | 5 |
10 | Туристско-рекреационный потенциал Земного шара | 3 |
| Итого | 35 |