СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы коммуникации» для 3 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционного курса предназначена для обучающихся варианта 4.3 ФГОС НОО ОВЗ. Данная программа предполагает коррекцию и развитие у обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии; оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции обучающихся, планомерного введения в более сложную социальную среду; развитие компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; проявление социальной активности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы коммуникации» для 3 класса»











Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Основы коммуникации»

для 3Г класса



Составитель:

Клюева Т.Ю.,

учитель





Санкт-Петербург

2020 - 2021 уч.г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основа рабочей программы

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, с учетом рекомендаций специалистов, прописанных в Карте здоровья и развития обучающихся 3 Г класса, с учетом психофизических и возрастных особенностей детей с ОВЗ. Программа предполагает использование объектов Сада ощущений - сенсорного пространства, позволяющего эффективнее развивать опыт общения незрячих и слабовидящих с окружающим миром. Часть занятий по программе реализуется с применением дистанционных образовательных технологий.

Программа коррекционного курса предназначена для обучающихся варианта 4.3 ФГОС НОО ОВЗ. Данная программа предполагает коррекцию и развитие у обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии; оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции обучающихся, планомерного введения в более сложную социальную среду; развитие компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; проявление социальной активности.

Темы рабочей программы могут также использоваться в индивидуальной работе с учащимся для дальнейшего закрепления его умений и навыков.


Место курса в учебном плане

Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных и предметных), формирование универсальных учебных действий и, в итоге, на всестороннее развитие личности ребёнка.

Развитие навыков коммуникации у учащихся с нарушением зрения является важным направлением коррекционно-развивающей работы. Программа направлена на формирование личностных качеств учащихся, на формирование вербальных и невербальных средств общения.

Коммуникация – процесс передачи и приёма вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребёнка; важнейший фактор формирован личности, один из главных видов деятельности человека, направленной на познание и оценку самого себя.

Учащийся младшего школьного возраста с нарушением зрения за частую не способен чётко обозначить суть испытываемых им трудностей в коммуникативной деятельности. Нарушение зрения ведёт к односторонней коммуникативной связи. Незрячий ребёнок ограничен в поступлении информации с помощью невербальных средств общения, вследствие чего он либо не использует, либо использует неправильно жестовую речь. Нарушение обратного канала связи у незрячих детей ведёт к нарушениям в эмоциональной сфере. У детей наблюдается вялая и маловыразительная мимика и пантомимика, наблюдаются хаотичные движения, либо полное отсутствие каких либо движений. Данная программа поможет учащимся с нарушением зрения правильно организовать своё общение с людьми, поможет в овладении неречевыми средствами общения, что будет являться положительным фактором в адаптации учащихся в незнакомых коммуникативных ситуациях и успешной интеграции в общество зрячих людей.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


Цель: развитие навыков коммуникации слепых и слабовидящих учащихся.


Задачи изучения курса:


Основными задачами изучения курса являются:

дидактические:

  • развитие лексики, расширение активного словарного запаса;

  • развивать навыки коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащать представления о себе и своих возможностях;

  • формировать образы окружающих людей;

  • овладение навыками самопознания и саморазвития, саморегуляции;

  • формировать и развивать вербальные и невербальные средства общения;

  • формировать чувство собственной ценности;

  • формировать представления о эмоциях: восхищение, гордость, раздражение, предвкушение.

воспитательные:

  • содействовать воспитанию толерантного отношения к окружающим людям;

  • развивать саморегуляцию поведения и эмоций;

  • развивать интеллектуальные, творческие и организаторские способности;

  • расширять опыт социальных коммуникаций;

коррекционные:

  • корректировать специфические проблемы, возникающие в сфере общения у незрячих и слабовидящих;

  • формировать навыки конструктивного межличностного взаимодействия без контроля со стороны зрения;

  • развивать монологическую и диалогическую речь;

  • формировать и развивать коммуникативную культуру.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


Личностные результаты:

  • умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • формирование и развитие мотивации в самостоятельности, любознательности и интереса;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • воспитание умению общаться и формирование навыков коммуникации;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Предметные результаты:

  • овладение умениями коммуникации для установления контактов с окружающими;

  • развитие навыков коммуникации;

  • обогащение представлений о себе и своих коммуникативных возможностях, формирование образа другого человека;

  • овладение навыками практического взаимодействия с другими людьми, расширение социальных коммуникаций;

  • развитие навыка определения переживаемых эмоций и определения эмоций собеседника;

  • наличие представлений о социальных ролях.


ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

Рабочая программа для обеспечения особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих обучающихся имеет следующие особенности реализации. Эти особенности заключаются в:

  • Постановке коррекционных задач

  • корректировать специфические проблемы, возникающие в сфере общения у незрячих и слабовидящих;

  • формировать навыки конструктивного межличностного взаимодействия без контроля со стороны зрения;

  • развивать монологическую и диалогическую речь;

  • формировать и развивать коммуникативную культуру.

  • Специальных методических приёмах, используемых на уроках

  • изучение учебного предмета с опорой на сохранные анализаторы обучающихся;

  • увеличение времени на выполнение каждого задания;

  • ограничение объёма зрительной работы;

  • чередование индивидуальных и групповых форм работы;

  • своевременная смена деятельности;

  • использование на занятиях двигательных пауз, минут релаксации;

  • при работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами выбираются изображения (если это иллюстрация, репродукция, картинка) с точки зрения : размера, выбора цветов, чёткости, наличия дополнительных деталей;

  • при работе с карточками используются индивидуальные карточки (с картинкой, иллюстрацией, рисунком) для каждого ученика.

  • Соблюдении медицинских рекомендаций и требований к организации пространства

  • соблюдение режима зрительных нагрузок;

  • соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима;

  • осуществление контроля за правильной позой обучающегося во время занятий.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Раздел 1 — Знакомство состоит из 3 тем: Приветствие собеседника. Восприятие мира. Мир моих увлечений. Данный раздел направлен на более близкое знакомство учащихся друг с другом и учителем, установлении правил взаимодействия на занятии, выявлении интересов и заинтересованности учащихся.

Раздел 2 — Восхищение и гордость состоит из 5 тем: Разнообразие эмоций. Радость и восхищение. Кем и чем я восхищаюсь. Мой кумир. Чем я горжусь. Данный раздел направлен на обогащение эмоционального опыта учащихся, расширение активного словарного запаса, формирование навыка выражения своих эмоций и понимания эмоций окружающих на примере эмоций восхищения и гордости. Также данный раздел способствует формированию у учащихся чувства собственной ценности, способствует формированию самоуважения и стремления к саморазвитию.

Раздел 3 — Раздражение состоит из 2 тем: Грусть и раздражение. Что меня раздражает и как об этом сказать. Данный раздел направлен на обогащение эмоционального опыта учащихся, расширение активного словарного запаса, формирование навыка выражения своих чувств и эмоций и понимания чувств и эмоций окружающих на пример эмоции грусти и раздражения. Также данный раздел направлен на развитие навыка самоконтроля и саморегуляции переживаемых эмоций, формирование навыка приемлемого выражения отрицательных эмоций.

Раздел 4 — Предвкушение состоит из 3 тем: Предвкушение. Всегда ли происходит так, как ожидаешь. Мои желания и ожидания от их исполнения. Данный раздел направлен на обогащение эмоционального опыта учащихся, расширение активного словарного запаса. Темы данного раздела направлены на формирование у учащихся реалистичных ожиданий от различных событий, формировании навыка определения своих ожиданий.

Раздел 5 — Какой я состоит из 3 тем: Каким я себя вижу. Каким меня видят окружающие. Какой я на самом деле. Данный раздел направлен на формирование у учащегося навыка самопознания и самоконтроля; формирование толерантного отношения к мнению окружающих.

Раздел 6 — Каким я хочу быть состоит из 5 тем: Быть умным. Быть смелым. Быть добрым. Быть честным. Какие качества я буду в себе развивать. Данный раздел направлен на развитие навыков самопознания, саморегуляции, на принятие ритуалов социального взаимодействия, принятие соответствующих возрасту ценностей.

Раздел 7 — Мир фантазий состоит из 2 тем: Кого можно назвать фантазером. Мои фантазии. Данный раздел направлен на развитие лексики, расширении активного словарного запаса, активизации творческих способностей.

Раздел 8 — Дружба состоит из 5 тем: Зачем нужна дружба. Мои друзья. Конфликты и споры с друзьями. Качества хорошего друга. Как научиться дружить. Данный раздел направлен на формирование у учащихся качеств, необходимых для дружбы, а следовательно, на расширение социальных контактов, на увеличение взаимодействия со сверстниками; овладение умениями коммуникации для установления контактов с окружающими.

Раздел 9 — Заключительный состоит из 2 тем: Мои мечты осуществимы. Обобщающее занятие. Данный раздел направлен на активизацию фантазии и познавательной активности, формирование новых желаний и стремлений у учащегося, веры в успех.

Основной формой деятельности является учебно-игровая деятельность учащихся.

Приоритетными видами деятельности являются:

  • работа в парах, группах;

  • участие в беседе, дискуссии;

  • участие в упражнениях и играх;

  • выполнение упражнений;

  • рефлексия.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час


1 четверть

8 недель, 8 уроков

Тема урока.

Основное содержание

Кол-во час.

Основные виды деятельности учащихся


Примечания
(корректировка программы в течение учебного года)

1

Приветствие собеседника

1

Знакомство. Рефлексия состояния учащихся.


2

Восприятие мира

1

Участие в беседе, игровые упражнения с использованием объектов Сада ощущений, рефлексия.


3

Мир моих увлечений

1

Участие в беседе, рефлексия.


4

Разнообразие эмоций

1

Взаимодействие с пиктограммами эмоций, участие в обсуждении, рефлексия.


5

Радость и восхищение

1

Участие в беседе, выполнение упражнений.


6

Кем и чем я восхищаюсь

1

Участие в беседе, рефлексия.


7

Мой кумир

1

Занятие с применением дистанционных образовательных технологий.


8

Чем я горжусь

1

Участие в беседе, рефлексия.



2 четверть

8 недель, 8 уроков

Тема урока.

Основное содержание

Кол-во час.

Основные виды деятельности учащихся

Примечания

(корректировка программы в течение учебного года)

9

Грусть и раздражение

1

Участие в беседе, выполнение упражнений.


10

Что меня раздражает и как об этом сказать

1

Участие в беседе, выполнение упражнений, рефлексия.


11

Предвкушение

1

Участие в беседе, выполнение упражнений.


12

Всегда ли происходит так, как ожидаешь

1

Участие в беседе, выполнение упражнений, рефлексия.


13

Мои желания и ожидания от их исполнения

1

Занятие с применением дистанционных образовательных технологий.


14

Каким я себя вижу

1

Участие в беседе, рефлексия.


15

Каким меня видят окружающие

1

Участие в беседе, выполнение упражнений, рефлексия.


16

Какой я на самом деле

1

Занятие с применением дистанционных образовательных технологий.



3 четверть

10 недель, 10 уроков

Тема урока.

Основное содержание

Кол-во час.

Основные виды деятельности учащихся

Примечания

(корректировка программы в течение учебного года)

17

Быть умным

1

Участие обсуждении, ролевых играх, рефлексия.


18

Быть смелым

1

Участие обсуждении, ролевых играх, рефлексия.


19

Быть добрым

1

Участие обсуждении, ролевых играх, рефлексия.


20

Быть честным

1

Участие обсуждении, ролевых играх, рефлексия.


21, 22

Какие качества я буду в себе развивать

2

Участие в беседе, рефлексия.


23, 24

Кого можно назвать фантазером

2

Работа по расширению словарного запаса: фантазия, вымысел, выдумка, небылица, ложь, клевета. Участие в обсуждении.


25, 26

Мои фантазии

2

Участие обсуждении, ролевых играх, рефлексия.



4 четверть

8 недель, 8 уроков

Тема урока.

Основное содержание

Кол-во час.

Основные виды деятельности учащихся

Примечания

(корректировка программы в течение учебного года)

27

Зачем нужна дружба

1

Участие в обсуждении, рефлексия.


28

Мои друзья

1

Участие в обсуждении, выполнение упражнений.


29

Конфликты и споры с друзьями

1

Участие в обсуждении, выполнение упражнений.


30

Качества хорошего друга

1

Участие в обсуждении, рефлексия.


31

Как научиться дружить

1

Участие в обсуждении, выполнение упражнений, рефлексия, работа с объектами Сада ощущений.


32, 33

Мои мечты осуществимы

2

Участие в обсуждении, выполнение упражнений, рефлексия, работа с объектами Сада ощущений.


34

Обобщающее занятие

1

Участие в обсуждении, рефлексия.



Список литературы


  • Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004

  • Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.

  • Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.

  • Никулина, Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения в условиях образовательного и реабилитационного процесса - СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

  • Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей под ред. Шипициной, Л. М. - СПб., Речь, 2005.