Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Основы коммуникации»
для 3Г класса
Составитель:
Клюева Т.Ю.,
учитель
Санкт-Петербург
2020 - 2021 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основа рабочей программы
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, с учетом рекомендаций специалистов, прописанных в Карте здоровья и развития обучающихся 3 Г класса, с учетом психофизических и возрастных особенностей детей с ОВЗ. Программа предполагает использование объектов Сада ощущений - сенсорного пространства, позволяющего эффективнее развивать опыт общения незрячих и слабовидящих с окружающим миром. Часть занятий по программе реализуется с применением дистанционных образовательных технологий.
Программа коррекционного курса предназначена для обучающихся варианта 4.3 ФГОС НОО ОВЗ. Данная программа предполагает коррекцию и развитие у обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии; оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции обучающихся, планомерного введения в более сложную социальную среду; развитие компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; проявление социальной активности.
Темы рабочей программы могут также использоваться в индивидуальной работе с учащимся для дальнейшего закрепления его умений и навыков.
Место курса в учебном плане
Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных и предметных), формирование универсальных учебных действий и, в итоге, на всестороннее развитие личности ребёнка.
Развитие навыков коммуникации у учащихся с нарушением зрения является важным направлением коррекционно-развивающей работы. Программа направлена на формирование личностных качеств учащихся, на формирование вербальных и невербальных средств общения.
Коммуникация – процесс передачи и приёма вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребёнка; важнейший фактор формирован личности, один из главных видов деятельности человека, направленной на познание и оценку самого себя.
Учащийся младшего школьного возраста с нарушением зрения за частую не способен чётко обозначить суть испытываемых им трудностей в коммуникативной деятельности. Нарушение зрения ведёт к односторонней коммуникативной связи. Незрячий ребёнок ограничен в поступлении информации с помощью невербальных средств общения, вследствие чего он либо не использует, либо использует неправильно жестовую речь. Нарушение обратного канала связи у незрячих детей ведёт к нарушениям в эмоциональной сфере. У детей наблюдается вялая и маловыразительная мимика и пантомимика, наблюдаются хаотичные движения, либо полное отсутствие каких либо движений. Данная программа поможет учащимся с нарушением зрения правильно организовать своё общение с людьми, поможет в овладении неречевыми средствами общения, что будет являться положительным фактором в адаптации учащихся в незнакомых коммуникативных ситуациях и успешной интеграции в общество зрячих людей.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Цель: развитие навыков коммуникации слепых и слабовидящих учащихся.
Задачи изучения курса:
Основными задачами изучения курса являются:
дидактические:
развитие лексики, расширение активного словарного запаса;
развивать навыки коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащать представления о себе и своих возможностях;
формировать образы окружающих людей;
овладение навыками самопознания и саморазвития, саморегуляции;
формировать и развивать вербальные и невербальные средства общения;
формировать чувство собственной ценности;
формировать представления о эмоциях: восхищение, гордость, раздражение, предвкушение.
воспитательные:
содействовать воспитанию толерантного отношения к окружающим людям;
развивать саморегуляцию поведения и эмоций;
развивать интеллектуальные, творческие и организаторские способности;
расширять опыт социальных коммуникаций;
коррекционные:
корректировать специфические проблемы, возникающие в сфере общения у незрячих и слабовидящих;
формировать навыки конструктивного межличностного взаимодействия без контроля со стороны зрения;
развивать монологическую и диалогическую речь;
формировать и развивать коммуникативную культуру.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Личностные результаты:
умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
формирование и развитие мотивации в самостоятельности, любознательности и интереса;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
воспитание умению общаться и формирование навыков коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Предметные результаты:
овладение умениями коммуникации для установления контактов с окружающими;
развитие навыков коммуникации;
обогащение представлений о себе и своих коммуникативных возможностях, формирование образа другого человека;
овладение навыками практического взаимодействия с другими людьми, расширение социальных коммуникаций;
развитие навыка определения переживаемых эмоций и определения эмоций собеседника;
наличие представлений о социальных ролях.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
Рабочая программа для обеспечения особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих обучающихся имеет следующие особенности реализации. Эти особенности заключаются в:
корректировать специфические проблемы, возникающие в сфере общения у незрячих и слабовидящих;
формировать навыки конструктивного межличностного взаимодействия без контроля со стороны зрения;
развивать монологическую и диалогическую речь;
формировать и развивать коммуникативную культуру.
Специальных методических приёмах, используемых на уроках
изучение учебного предмета с опорой на сохранные анализаторы обучающихся;
увеличение времени на выполнение каждого задания;
ограничение объёма зрительной работы;
чередование индивидуальных и групповых форм работы;
своевременная смена деятельности;
использование на занятиях двигательных пауз, минут релаксации;
при работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами выбираются изображения (если это иллюстрация, репродукция, картинка) с точки зрения : размера, выбора цветов, чёткости, наличия дополнительных деталей;
при работе с карточками используются индивидуальные карточки (с картинкой, иллюстрацией, рисунком) для каждого ученика.
соблюдение режима зрительных нагрузок;
соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима;
осуществление контроля за правильной позой обучающегося во время занятий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1 — Знакомство состоит из 3 тем: Приветствие собеседника. Восприятие мира. Мир моих увлечений. Данный раздел направлен на более близкое знакомство учащихся друг с другом и учителем, установлении правил взаимодействия на занятии, выявлении интересов и заинтересованности учащихся.
Раздел 2 — Восхищение и гордость состоит из 5 тем: Разнообразие эмоций. Радость и восхищение. Кем и чем я восхищаюсь. Мой кумир. Чем я горжусь. Данный раздел направлен на обогащение эмоционального опыта учащихся, расширение активного словарного запаса, формирование навыка выражения своих эмоций и понимания эмоций окружающих на примере эмоций восхищения и гордости. Также данный раздел способствует формированию у учащихся чувства собственной ценности, способствует формированию самоуважения и стремления к саморазвитию.
Раздел 3 — Раздражение состоит из 2 тем: Грусть и раздражение. Что меня раздражает и как об этом сказать. Данный раздел направлен на обогащение эмоционального опыта учащихся, расширение активного словарного запаса, формирование навыка выражения своих чувств и эмоций и понимания чувств и эмоций окружающих на пример эмоции грусти и раздражения. Также данный раздел направлен на развитие навыка самоконтроля и саморегуляции переживаемых эмоций, формирование навыка приемлемого выражения отрицательных эмоций.
Раздел 4 — Предвкушение состоит из 3 тем: Предвкушение. Всегда ли происходит так, как ожидаешь. Мои желания и ожидания от их исполнения. Данный раздел направлен на обогащение эмоционального опыта учащихся, расширение активного словарного запаса. Темы данного раздела направлены на формирование у учащихся реалистичных ожиданий от различных событий, формировании навыка определения своих ожиданий.
Раздел 5 — Какой я состоит из 3 тем: Каким я себя вижу. Каким меня видят окружающие. Какой я на самом деле. Данный раздел направлен на формирование у учащегося навыка самопознания и самоконтроля; формирование толерантного отношения к мнению окружающих.
Раздел 6 — Каким я хочу быть состоит из 5 тем: Быть умным. Быть смелым. Быть добрым. Быть честным. Какие качества я буду в себе развивать. Данный раздел направлен на развитие навыков самопознания, саморегуляции, на принятие ритуалов социального взаимодействия, принятие соответствующих возрасту ценностей.
Раздел 7 — Мир фантазий состоит из 2 тем: Кого можно назвать фантазером. Мои фантазии. Данный раздел направлен на развитие лексики, расширении активного словарного запаса, активизации творческих способностей.
Раздел 8 — Дружба состоит из 5 тем: Зачем нужна дружба. Мои друзья. Конфликты и споры с друзьями. Качества хорошего друга. Как научиться дружить. Данный раздел направлен на формирование у учащихся качеств, необходимых для дружбы, а следовательно, на расширение социальных контактов, на увеличение взаимодействия со сверстниками; овладение умениями коммуникации для установления контактов с окружающими.
Раздел 9 — Заключительный состоит из 2 тем: Мои мечты осуществимы. Обобщающее занятие. Данный раздел направлен на активизацию фантазии и познавательной активности, формирование новых желаний и стремлений у учащегося, веры в успех.
Основной формой деятельности является учебно-игровая деятельность учащихся.
Приоритетными видами деятельности являются:
работа в парах, группах;
участие в беседе, дискуссии;
участие в упражнениях и играх;
выполнение упражнений;
рефлексия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
1 четверть
8 недель, 8 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
1 | Приветствие собеседника | 1 | Знакомство. Рефлексия состояния учащихся. | |
2 | Восприятие мира | 1 | Участие в беседе, игровые упражнения с использованием объектов Сада ощущений, рефлексия. | |
3 | Мир моих увлечений | 1 | Участие в беседе, рефлексия. | |
4 | Разнообразие эмоций | 1 | Взаимодействие с пиктограммами эмоций, участие в обсуждении, рефлексия. | |
5 | Радость и восхищение | 1 | Участие в беседе, выполнение упражнений. | |
6 | Кем и чем я восхищаюсь | 1 | Участие в беседе, рефлексия. | |
7 | Мой кумир | 1 | Занятие с применением дистанционных образовательных технологий. | |
8 | Чем я горжусь | 1 | Участие в беседе, рефлексия. | |
2 четверть
8 недель, 8 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
9 | Грусть и раздражение | 1 | Участие в беседе, выполнение упражнений. | |
10 | Что меня раздражает и как об этом сказать | 1 | Участие в беседе, выполнение упражнений, рефлексия. | |
11 | Предвкушение | 1 | Участие в беседе, выполнение упражнений. | |
12 | Всегда ли происходит так, как ожидаешь | 1 | Участие в беседе, выполнение упражнений, рефлексия. | |
13 | Мои желания и ожидания от их исполнения | 1 | Занятие с применением дистанционных образовательных технологий. | |
14 | Каким я себя вижу | 1 | Участие в беседе, рефлексия. | |
15 | Каким меня видят окружающие | 1 | Участие в беседе, выполнение упражнений, рефлексия. | |
16 | Какой я на самом деле | 1 | Занятие с применением дистанционных образовательных технологий. | |
3 четверть
10 недель, 10 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
17 | Быть умным | 1 | Участие обсуждении, ролевых играх, рефлексия. | |
18 | Быть смелым | 1 | Участие обсуждении, ролевых играх, рефлексия. | |
19 | Быть добрым | 1 | Участие обсуждении, ролевых играх, рефлексия. | |
20 | Быть честным | 1 | Участие обсуждении, ролевых играх, рефлексия. | |
21, 22 | Какие качества я буду в себе развивать | 2 | Участие в беседе, рефлексия. | |
23, 24 | Кого можно назвать фантазером | 2 | Работа по расширению словарного запаса: фантазия, вымысел, выдумка, небылица, ложь, клевета. Участие в обсуждении. | |
25, 26 | Мои фантазии | 2 | Участие обсуждении, ролевых играх, рефлексия. | |
4 четверть
8 недель, 8 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
27 | Зачем нужна дружба | 1 | Участие в обсуждении, рефлексия. | |
28 | Мои друзья | 1 | Участие в обсуждении, выполнение упражнений. | |
29 | Конфликты и споры с друзьями | 1 | Участие в обсуждении, выполнение упражнений. | |
30 | Качества хорошего друга | 1 | Участие в обсуждении, рефлексия. | |
31 | Как научиться дружить | 1 | Участие в обсуждении, выполнение упражнений, рефлексия, работа с объектами Сада ощущений. | |
32, 33 | Мои мечты осуществимы | 2 | Участие в обсуждении, выполнение упражнений, рефлексия, работа с объектами Сада ощущений. | |
34 | Обобщающее занятие | 1 | Участие в обсуждении, рефлексия. | |
Список литературы
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
Никулина, Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения в условиях образовательного и реабилитационного процесса - СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей под ред. Шипициной, Л. М. - СПб., Речь, 2005.