Рабочая программа театрального кружка
Рабочая программа театрального кружка составлена с учетом:
- федерального образовательного стандарта основного общего образования;
на основе Образовательной программы:
«Театр» (вариант наполнения художественно-эстетического профиля). Автор Е.И.Косинец
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия (УУД):
-Осознание своих творческих возможностей;
-Проявление познавательных мотивов;
-Развитие прекрасного и эстетического чувства;
-Развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- Формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Регулятивные УУД:
-Планировать вместе с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- Сохранять в течение работы поставленную задачу;
- Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
- Различать результаты действия;
- Адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- Строить речевые высказывания в речевой форме;
- Оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
-Формировать собственное мнение и позицию;
- Задавать интересующие вопросы;
-Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности;
- Развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства; сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся должны знать
- элементы сценического движения и пластики;
- понятие ( темп и ритм);
-пластический этюд;
-упражнения на развитие артикуляции.
владеть:
-навыками правильного дыхания и дикции;
- навыками выразительного чтения;
-навыками пения, чтения в микрофон;
- навыками игры в постановке.
уметь:
- выступать на сцене;
-слушать и понимать друг друга;
- инсценировать отдельные сцены сказки.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать
-основы импровизации;
- элементы сценического движения и пластики;
- понятие ( темп и ритм);
- пластический этюд;
-упражнения на развитие артикуляции;
владеть:
-навыками правильного дыхания и дикции;
- навыками выразительного чтения;
-навыками пения , чтения в микрофон;
- навыками игры в музыкальном спектакле;
- навыками импровизации-игры
-навыками художественной и сценической выразительности исполнения.
уметь:
- выступать на сцене;
-слушать и понимать друг друга;
- инсценировать отдельные сцены сказки;
- работать в парах
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа каждого класса представлена разделами, имеющими свои цели, направленные на овладение
обучающимися приемами ручной работы, на развитие творческих возможностей детей.
Раздел | Цель раздела |
Культура и техника речи | объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. |
Ритмопластика | включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. |
Театральная игра | предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. |
Этика и этикет | включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. |
2.Учебно-тематический план
№ | Разделы программы | Количество часов |
1 год | 2 год |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Культура и техника речи | 5 | 6 |
3 | Ритмопластика | 6 | 6 |
4 | Театральная игра | 18 | 18 |
5 | Этика и этикет | 4 | 3 |
6 | Всего часов | 34 | 34 |
Формы и виды деятельности:
Беседа, экскурсия, речевые упражнения, ритмопластические и театральные игры, групповая и коллективная работа, самостоятельная работа. Выпуск газеты объединения «Веселый балаганчик» Ведение группы вКонтакте
В конце года проводится итоговое выступление.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
1-го года обучения
№пп | Раздел, тема занятия | Часы |
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | 1 |
| Культура и техника речи | |
2 | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски»,«Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые»,«Эхо», «Чепуха, или нелепица»). | 2 |
3 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | 2 |
4 | Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна» | 2 |
| | 6 часов |
| Ритмопластика | |
1 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки | 1 |
2 | Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). | 1 |
3 | Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | 1 |
4 | Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». | 1 |
5 | Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. | 1 |
6 | Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. | 1 |
| | 6 часов |
| Театральная игра | |
7 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | 1 |
8 | Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. | 1 |
9 | Знакомство со сценарием сказки | 1 |
10 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по роля | 1 |
11 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | 1 |
12 | Отработка ролей (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 2 |
13 | Отработка ролей (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 2 |
14 | Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. | 2 |
15 | Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). | 1 |
16 | Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). | 1 |
17 | Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). | 1 |
18 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). | 1 |
19 | Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. | 1 |
20 | Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). | 1 |
21 | Участие с этюдами в школьных мероприятиях | 1 |
| | 18 часов |
| Этика и этикет | |
22 | Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство») | 1 |
23 | Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») | 1 |
24 | Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. | 1 |
| | 5 часов |
| | |
| итого | 34 часа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
2-го года обучения
№пп | Раздел, тема занятия | Часы |
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская» | 1 |
| Культура и техника речи | |
2 | Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | 1 |
3 | Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. | 1 |
4 | Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). | 1 |
5 | Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. | 1 |
6 | Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций. | 1 |
7 | Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно). | 1 |
| | 6 часов |
| Ритмопластика | |
8 | Тренировка ритмичности движений. | 1 |
9 | Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). | 1 |
10 | Совершенствование осанки и походки. | 1 |
11 | Пантомимический этюд – тень | 1 |
12 | Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. | 2 |
| | 6 часов |
| Театральная игра | |
13 | Сценические этюды на воображение. Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно). | 2 |
14 | Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций. | 2 |
15 | Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. | 2 |
16 | Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей. | 2 |
17 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций. | 2 |
18 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. | 2 |
19 | Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок. | 2 |
20 | Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки). | 2 |
21 | Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | 2 |
22 | Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие») | 1 |
23 | Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики). | 1 |
24 | Анализ работы за год | 1 |
| | 18 часов |
| Этика и этикет | |
25 | (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов. | 1 |
26 | (Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды. | 2 |
27 | Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ. | 3 |
| | 3 часа |
| итого | 34 часа |
.