СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ратное дело»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ратное дело»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ратное дело»»



Программа кружка «Ратное дело»

Раздел 1.1. Пояснительная записка

Общеобразовательная программа по допризывной подготовке «Ратное дело» составлена на основе региональной программы «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе в Тюменской области» , утв. 04.05.2016 г.

Актуальность программы. Эта программа направленна на удовлетворение познавательных запросов молодежи в области военно-патриотической деятельности, создании возможностей участия в познавательных мероприятиях гражданско-патриотического воспитания.

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной модифицированной программы социально-педагогической направленности «Ратное дело» является современный подход к обучению с использованием новых технологий. По отношению к «Образовательной программе технической направленности дополнительного образования по допризывной подготовке «Ратное дело», утв. приказом директора ГАУ ДО ТО «Региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост» 2015 года № 181/1 от 30.09.2015 г., в дополнительной общеобразовательной модифицированной программе социально-педагогической направленности«Ратное дело» большую часть занимает дисциплина «Общая физическая подготовка», направленная на сдачу нормативов по ГТО.

Программа предназначена к освоению юношами в возрасте 14-17 лет, изъявившими добровольное желание ее осваивать и допущенных по состоянию здоровья.

Срок освоения программы рассчитан на учебный год. Общее количество учебного времени составляет 264 часа, из которых 34 учебных недели по 6 часов занятий, что составляет 204 учебных часа, а также полевые сборы 3 комплексных учебно-полевых выхода по 12 часов того 36 часов и культурно - массовые мероприятия в количестве 24 часов. Продолжительность одного учебного часа составляет 45 минут.

Форма обучения программы социально-педагогической направленности дополнительного образования по допризывной подготовке «Ратное дело» является очной. Основными формами организации образовательного процесса являются комплексные практические занятия, лекции, самостоятельная деятельность обучаемых.

Формами подведения итогов реализации программы является анализ динамики изменения образовательных результатов, собранных за весь период обучения (уровень физической подготовленности, результаты ГТО, наблюдения преподавателя, результаты внутреннего мониторинга результатов образовательной деятельности).

Особенности организации образовательного процесса:

  • Отсутствие линейности в построении образовательной деятельности;

  • Смежность изучаемых дисциплин;

  • Объединение опыта занятий по основным предметам в образовательном учреждении и учреждении дополнительного образования;

  • Слитность и однонаправленность образовательных и воспитательных компонентов

  • Использование результатов диагностики в прогнозировании образовательного процесса и индивидуализации его построения;

  • Профессиональная ориентация.

Раздел 1.2. Цель и задачи программы.

Общей целью является физическая и моральная подготовка к службе в ВС и силовых ведомствах. Создание условий для духовно-нравственного воспитания, творческой самореализации, непрерывного саморазвития и совершенствования детей и молодежи в ратном деле.

Образовательной целью является развитие базовых и специальных личностных компетенций ребенка, позволяющих ему обеспечить сохранность жизни и здоровья, выполнение гражданских и конституционных обязанностей, развить коммуникативные способности, определиться с будущей профессией, получить опыт военно-профессиональной деятельности.

Сформулированная цель определяет задачи обучения и воспитания:

  • активизация побудительных сил и формирование устойчивой мотивации, ориентированной на творческое развитие личности;

  • формирование навыков учебно-исследовательской деятельности;

  • раскрытие теоретических основ творческого развития личности;

  • укрепление желания преодолевать трудности в обучении;

  • поддержание стремления к совершенствованию своих возможностей за счет увеличения сложности решаемых учебно-методических задач;

  • развитие готовности действовать в условиях риска;

  • повышение жизнестойкости и выживаемости;

  • формирование опыта практических действий.

Раздел 1.3. Содержание программы.

Общеобразовательная модифицированная программа социально-педагогической направленности дополнительного образования по допризывной подготовке «Ратное дело» включает следующие основные дисциплины:



  • Физическая подготовка (Кроссфит);

  • Техническая подготовка;

  • Высотная подготовка;

  • Полевая выучка;

  • Универсальный бой;

  • Огневая подготовка;

  • Подготовка пловца;

Общее количество учебного времени составляет 264 часа: (34 уч. недели х 6 час. = 204 час. + комплексные учебно-полевые выхода 36 час + массовые мероприятия 24 ч. )


п/п

Название раздела,

тема

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Физическая подготовка

74

4

70

Зачет

1.1


Кроссфит

Понимание Кроссфит.

Основы Кроссфита.

Техника выполнения, безопасность и эффективность.

Масштабирование нагрузок.

4

4

-


1.2

Кардиотренировка и аэробика

Бег.

Велосипед.

Скакалка.

Аэробные упражнения с весом тела

18

-

18

Тестовый комплекс «Сидни»

1.3

Гимнастика

Отжимание.

Приседания.

Сгибания на пресс.

Подтягивания.

Выходы силой.

Стойка и ходьба на руках

12

-

12

Тестовый комплекс «Деачтабата»

1.4

Тяжелая атлетика

Становая тяга.

Сумо до груди.

Взятие на грудь.

Присед.

Фронтальный присед.

Жим, жимовойшвунг, «выброс».

Толчковый швунг, толчок штанги.

Оверхед.

Рывок штанги

20

-

20

Тестовый комплекс «Тотал»

1.5

Метоболические тренировки

Гимнастика.

Кардио+Тяжелая атлетика.

Гимнастика+Кардио+Тяжелая атлетика.

Кардио.

Тяжелая атлетика+гимнастика.

Кардио+Тяжелаяатлетика+Гимнастика.

Тяжелая атлетика.

Кардио+Гимнастика.

Тяжелая атлетика+Кардио+Гимнастика.

20

-

20


2.

Техническая подготовка.

10

2

8

Зачет

2.1

Назначение и применение мото-транспортных средств в ВС РФ

5

1

4

Контрольное занятие

2.2

Тактико-технические характеристики беспилотных летательных аппаратов, назначение и их применение

5

1

4

Контрольное занятие

3.

Высотная подготовка.

20

6

14

Зачет

3.1

Подготовка снаряжения и вооружения для действии на высотных зданиях.

4

2

2

Контрольное занятие

3.2

Основные приемы и способы передвижения при помощи туристического снаряжения.

6

1

5


3.3

Организация подъема, спуска, переправы и страховка.

6

2

4

Контрольное занятие

3.4

Досмотр и штурм здания с применением туристического снаряжения.

4

1

3

Контрольное занятие

4.

Полевая выучка.

36

6

30

Зачет

4.1

Разведывательная подготовка.

Задачи войсковой разведки и способы их решения.

Передвижение и маскировка.

Определение координат обнаруженных объектов.

Ведение разведки наблюдением.

19

5

14

Контрольное занятие

4.2

Тактическая подготовка.

Действие группы в поиске.

Действие группы в обороне.

Оборудование места суточного пребывания группы.

Обеспечение жизнедеятельности в полевых условиях.

17

1

16

Контрольное занятие

5.

Универсальныйбой.

30

2

28

Зачет

5.1

Базовая техника рукопашного боя (стойки и перемещения).

4

2

2


5.2

Борьба.

Борьба лёжа (болевые приёмы).

Борьба стоя.

Броски в нападении через спину.

Бросковые комбинации.

Контрприёмы от бросков.

16

-

16

Контрольное занятие

(спарринг)

5.3

Ударная техника и защита

Ударная техника рук.

Ударнаятехниканог.

Блоки.


8

-

8

Контрольное занятие

(спарринг)

5.4

Спортивноеметаниеножей.

2

-

2


6.

Огневаяподготовка.

24

3

21

Зачет

6.1

Требования безопасности при проведении стрельб.

1

1

-

Опрос

6.2

Требования безопасности при обращении с оружием, ручными осколочными и противотанковыми гранатами.

1

1

-


6.3

Приемы и правила стрельбы.

Стрельба из различных положений.

Скоростнаястрельба.

12

-

12

Контрольное занятие

6.4

Стрельба по появляющейся цели днем.

4

-

4


6.5

Метание ручных осколочных и противотанковых гранат.

4

-

4

Контрольное занятие

6.6

Оптические и снайперские прицелы назначение и их применение.

2

1

1


7.

Подготовкапловца.

10

2

8

Зачет

7.1

Свободное ныряние.

1

-

1


7.2

Снаряжение пловца комплект №1 ласты, маска, трубка.

2

1

1

Контрольное занятие

7.3

Маскировка при преодолении водной преграды в плавь.

3

1

2

Контрольное занятие

7.4

Скрытая переправа по дну

2

-

2


7.5

Тренировка задержки дыхания

2

-

2


8.

Организация и проведение комплексных учебно-полевых выходов.

36

-

36


9.

Организация и проведение массовых мероприятий.

24

-

24



ВСЕГО ЧАСОВ

264

25

239




Содержание учебной дисциплины «физическая подготовка (Кроссфит)»

Кроссфит - это экстремальная система общей физической подготовки, основанная на чередующихся, иногда случайным образом, базовых движениях из различных видов спорта (гиревой спорт, тяжёлая атлетика, спортивная гимнастика, гребля, легкая атлетика и т.д.), выполняемых с высокой интенсивностью. В комплексе используются нагрузки, направленные на развитие сразу нескольких физических качеств, таких как сила, выносливость и ловкость.Тренировочную концепцию кроссфита можно назвать одной из лучших в развитии общей физической подготовки. Индивидуальный комплекс подбирается исходя из возможности спортсмена и оснащения зала.

Расчет времени на обучение

Всего часов - 74, из них теоретические занятия – 4, практические занятия – 70, в т.ч. контрольные занятия – 3.

Требование по разделам Дисциплины

«Физическая подготовка (Кроссфит)»

1. Уметь двигаться, выбирать дистанцию, выполнять различные комбинационные действия.

2. Уметь выбирать характер тактических действий, в зависимости от задач и условий противоборства.

3. Понимать феномен замысла.



Содержание учебной дисциплины «Техническая подготовка»

Данная дисциплина объединяет целый комплекс действий, позволяющих решать задачи в условиях противоборства с использованием технических средств.

В качестве технических средств рассматриваются:

Квадроцикл, квадрокоптер, снегоход, мота-болото ход.



Расчет времени на обучение

Всего часов - 10, из них теоретические занятия – 2, практические занятия – 8, в т.ч. контрольные занятия – 2.

Требование по разделам Дисциплины

«Техническая подготовка»

1. Уметь управлять мота-транспортным средством и беспилотным летательным аппаратом, выбирать дистанцию, выполнять различные комбинационные действия.



Содержание учебной дисциплины «Высотная подготовка»

Высотная подготовка объединяет комплекс действий в различных ситуациях с применением туристического снаряжения при работе в населенном пункте на высотных зданиях.

Расчет времени на обучение

Всего часов - 20, из них теоретические занятия – 6, практические занятия – 14, в т.ч. контрольные занятия – 3.

Требование по разделам Дисциплины«Высотная подготовка»

1. Уметь двигаться, выбирать дистанцию, выполнять различные комбинационные действия.

2. Уметь выбирать характер тактических действий, в зависимости от задач и условий противоборства.

3. Понимать феномен привязки.

Содержание учебной дисциплины «Полевая выучка»

Полевая выучка объединяет тактико-специальную, штурмовую.

Предмет «Тактико-специальная подготовка» изучает основы передвижений и действия в городских условиях.

Предмет «Штурмовая подготовка» изучает приемы и правила преодоления препятствий и элементы горной подготовки.

Чтобы быстро сблизиться с противником для уничтожения его гранатой и штыком, чтобы меньше нести потерь от огня противника, каждый боец должен уметь технически и тактически правильно передвигаться и сноровисто преодолевать любое искусственное и естественное препятствие.

Тактически правильное и сноровистое передвижение - важнейшее средство маскировки подхода к противнику и обеспечения внезапности атаки для уничтожения его в рукопашной схватке.

Особенности действия на высоте и в городских условиях предъявляют свои требования к умению передвигаться и преодолевать препятствия.

Расчет времени на обучение

Всего часов - 36, из них теоретические занятия – 6, практические занятия – 30, в т.ч. – контрольные занятия – 2.

Требование по разделам Дисциплины

«Полевая выучка»



1. Уметь выполнять основные передвижения и преодоления препятствий

2. Знать основные способы оборудования места суточного пребывания, обеспечения жизнедеятельности в полевых условиях и уметь их применить в реальных условиях.

3. Уметь решать комплексные задачи.

Содержание учебной дисциплины «Универсальный бой»

Универсальный бой объединяет целый комплекс двигательных действий, позволяющих решать задачи в условиях противоборства без оружия.

Существуют простые и комбинационные атаки. Избежать удара противника можно несколькими способами: уклоняясь от ударов или блокируя их.

Соотношение атак и защит определяет характер комплексных действий.

Сущность борьбы, это искусство двигаться.

Цена защиты и хороших ударов зависит от быстрой, подвижной и хорошо сбалансированной работы ног.

Активное сопротивление противника формирует условия противоборства. И если основная цель уничтожить - поразить противника условия противоборства становятся предельно жесткими. Именно в таких условиях успех во многом зависит от умения эффективно применять базовую технику.

Основа эффективного применения базовой техники - тактика. Основа тактики использование слабых мест противника.

Реальность группового боя на уничтожение обеспечивает принципиально новый механизм - привязка.

Главной отличительной чертой боя на прорыв является целенаправленный проход через неприятельский рубеж. Его цель находится за пределами самого поединка. Именно в таких условиях успех во многом зависит от умения эффективно применять управляющие воздействия на противника.

Реальность группового боя на прорыв обеспечивает принципиально новый механизм - замысел.



Расчет времени на обучение

Всего часов - 30, из них теоретические занятия – 2, практические занятия – 28, в т.ч. контрольные занятия – 2.

Требование по разделам Дисциплины

«Универсальный бой»

1. Уметь двигаться, выбирать дистанцию, выполнять различные комбинационные действия.

2. Уметь выбирать характер тактических действий, в зависимости от задач и условий противоборства.

3. Понимать феномен замысла.

Содержание учебной дисциплины «Огневая подготовка»



Огневая подготовка объединяет комплекс действий, позволяющих решать задачи в условиях противоборства с огнестрельным оружием.

В качестве основных видов оружия для обучения технике фехтования приняты:

Пистолет. Трудно переоценить его роль в истории человеческой цивилизации. Легкий компактный, недорогой и надежный, простой в обращении, и, в тоже время, обладающий огромной поражающей мощью, пистолет почти окончательно свел безудержную ярость рукопашной схватки к холодному расчету огневого контакта.

Автомат. Мощное огнестрельное оружие. Является основным индивидуальным вооружением солдат современных армий. Его боевые возможности огромны. Дальность, скорострельность, пробивная сила, простота в эксплуатации, неприхотливость в обращении - вот не полный перечень этих возможностей.

Винтовка. Прошла сложный исторический путь развития. От самых первых образцов ручного огнестрельного оружия ручниц и бамбарделей, до современных автоматических винтовок. Но какие бы изменения не происходили с техническим устройством винтовки. Она остается воплощением искусства одного выстрела.

Огневая подготовка для молодежи, в рамках проекта «Ратное дело», включает следующие разделы:

Основы стрельбы - теоретический раздел, раскрывающий явление выстрела, а также закономерности полета пули в воздухе.

Материальная часть оружия - раздел раскрывающий боевые свойства, назначение и устройство оружия.

Приемы и правила стрельбы - наиболее важный раздел огневой подготовки. Он раскрывает порядок организации стрельбы для поражения огнем неподвижных, появляющихся и движущихся одиночных и групповых целей из различных положений, в разнообразных условиях местности, погоды, времени года и суток.

Обучение наблюдению в бою и определению расстояний проводится для выработки навыков в наблюдении за противником обнаружении цели, точном определении расстояния до нее, правильном выборе прицела и точки прицеливания, а также в корректировании стрельбы.

Приемы и правила метания ручных гранат имеет целью научить метать ручные гранаты из различных положений по разнообразным целям в любых условиях боя.

Расчет времени на обучение

Всего часов - 24, из них теоретические занятия – 3, практические занятия – 21, в т.ч. контрольные занятия – 3.



Требование по разделам Дисциплины

«Огневая подготовка»



1. Знать основы стрельбы

2. Знать устройство оружия

3. Уметь выполнять основные действия с оружием

4. Уметь выбирать характер технических действий, в зависимости от задач и условий противоборства с применением огнестрельного оружия.

Содержание учебной дисциплины «Подготовка пловца»

Тренировка пловца характеризуется многообразием средств и методов. Сама по себе тренировка решает несколько задач:

1. Постановка и совершенствование техники

2. Повышение функциональных возможностей

3. Развитие силы, выносливости, скоростных качеств и гибкости

4. Освоение тактики преодоления дистанции на соревнованиях

5. Воспитание морально- волевых качеств



Расчет времени на обучение



Всего часов - 10, из них теоретические занятия – 1, практические занятия – 9, в т.ч. контрольные занятия – 2.


Раздел 1.4. Планируемые результаты.

В ходе реализации дополнительной общеобразовательной модифицированной программы социально-педагогической направленности «Ратное дело» ожидается:

  1. получение практических навыков по начальной военной подготовке, прирост знаний обучающихся в области основных военных дисциплин, достижение нормативных требований по физической подготовке;

  2. возрождение стремления молодежи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации, готовность граждан к защите интересов Отечества, бережное сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций.

  3. морально-психологическая акклиматизация допризывной молодёжи к службе в армии, профилактика неуставных отношений между будущими призывниками,

  4. развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся, возрождение присущих русскому народу духовных ценностей, патриотизма как одной из основных характеристик отдельной личности и граждан в целом вне зависимости от занимаемого положения, социального статуса, национальной, религиозной и иной принадлежности;

  5. воспитание чувства гордости и уважения к ветеранам войны, труда, Российской Армии.

Раздел 2.1. Календарный учебный график.

Календарный учебный график представлен в Приложении №1.

Раздел 2.2. Условия реализации программы.

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов.

Материально-техническое обеспечение и оборудование по дисциплинам «Универсальный бой», «Физическая подготовка»

  • спортивный зал со следующим оснащением: гимнастические маты, подкидной мостик, атлетические тренажеры, боксерские мешки, груши, лапы, защитное снаряжение для рукопашного боя, гири, гантели, скакалки, борцовский ковер – татами,

  • стадион с установленной полосой для общей физической подготовки (брусья, канат, турник, кольца, скамья для отжимания и пресса), беговая дорожка с разметкой на 60 и 100 м, футбольное поле,

  • учебные видеофильмы.

Оборудование по дисциплине «Огневая подготовка»

  • винтовки МР-512, ИЖ-38,

  • макеты АК-47М, РПК, СВД, ПМ/

  • Страйкбольное и пейнтбольное оборудование.

  • мишени,

  • наглядные пособия,

  • интерактивный тир с программами ведения боя в условиях леса, города,

  • стрелковый тир для стрельбы по мишеням с дистанции 10-20 м.

Оборудование по дисциплинам «Полевая выучка»

  • тактическая полоса препятствий с элементами веревочной переправы, брусьями, разрушенным мостом,

  • пейнтбольная площадка,

  • плащ-палатки,

  • маскировочные сети,

  • маскировочные халаты,

  • котлы для приготовления пищи,

  • спальные мешки,

  • саперные лопатки,

  • туристические, тактические рюкзаки,

  • котелки, кружки, фляжки.

  • Туристическое снаряжение (веревки, обвязки, системы).

Оборудование по дисциплинам «Техническая подготовка»

  • Квадроцикл, мотоболотоход, квадракоптер, снегоход.

Оборудование по дисциплинам «Подготовка пловца»

  • Бассейн, снаряжение пловца комплект № 1 ласты, маска, трубка.

Информационное обеспечение

  • актовый зал с аудио, видео аппаратурой,

  • методические пособия для проведения занятий,

  • сайт ГАУ ДОТО «Региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост».

Кадровое обеспечение

  • педагогический состав ГАУ ДОТО «Региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост»,

  • представители МЧС, УФСИН, ГУВД, ГИБДД, ТВВИКУ (для профессиональной ориентации).

Раздел 2.3. Формы аттестации.

пп

Наименование дисциплины

Форма аттестации

Универсальный бой

Соревнования по рукопашному бою, контрольные занятия.

Огневая подготовка

Соревнование по огневой подготовке.

Общая физическая подготовка

Участие в соревнованиях: городского, районного, областного уровня, а также внутренних соревнованиях центра.

Полевая выучка

Тактическая игра. Полевой выход.

Высотная подготовка

Тест по теоретической части с практическими заданиями.





Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции, целесообразно использовать следующие формы контроля: текущий, тематический, итоговый.

1. Текущий контроль – оперативная и динамичная проверка результатов обучения, сопутствующая процессу выработки и закрепления умений и навыков обучающихся (проверка знаний). Текущий контроль за реализацией программы предусмотрен в конце каждой дисциплины. Контрольное занятие может быть проведено в форме беседы, тестирования, зачётного занятия, полевого выхода и др., учитывая содержание дисциплины.

2. Тематический контроль – проверка решения заранее определенных задач или программного материала (контрольные занятия, сдача нормативов).

3. Итоговый контроль – оценка результатов обучения за полугодие, год (зачет). В конце полугодия, учебного года обучающиеся сдают зачет по теоретической части, а также нормативы по физической подготовке. Результаты сдачи нормативов, результаты участия обучающихся в соревнованиях по тематике общеобразовательной программы заносятся в протоколы.

На начальных этапах обучения (октябрь) обучающиеся сдают входные нормативы по физической подготовке, результаты сдачи нормативов заносятся в следующую таблицу:


ФИО

Возраст

Виды упражнений

Общая оценка по ОФП









Подтягивание

Сгибание и разгибание рук в упоре

Бег на 100 м

Бег 10*10 м

Бег 1000 м






Результат

Оценка

Результат

Оценка

Результат

Оценка

Результат

Оценка

Результат

Оценка


1














2















Итоговый контроль осуществляется в 2 этапа: 1) устный зачёт по содержанию программы,

2) практический этап (сдача контрольных нормативов).

Раздел 2.4. Оценочные материалы.

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется: в процессе обучения; в конце обучения (по теме, разделу); на итоговых зачетах.

В ходе проверки оцениваются:

- техника выполнения двигательных действий;

- знания;

- методические умения обучающихся.

Техника выполнения двигательных действий оценивается следующим образом:

- «отлично» - если упражнение выполнено согласно описанию, без ошибок, четко, легко, уверенно, слитно в надлежащем ритме;

- «хорошо» - если упражнение выполнено согласно описанию, слитно, но при этом допущено не более двух незначительных ошибок;

- «удовлетворительно» - если упражнение выполнено согласно описанию, в своей основе верно, но с одной значительной или тремя незначительными ошибками;

- «неудовлетворительно» - если упражнение не выполнено, выполнено с грубой ошибкой или число других ошибок более трех.

Характер ошибок определяется на единой основе: незначительные ошибки - неточное выполнение деталей техники, практически не ведущих к снижению результата, качественных показателей двигательного действия; значительные ошибки - отклонение от правильного выполнения, не нарушающие структуру двигательного действия, его основы, но снижающим его результативность, количественные показатели (нарушение ритма, потеря темпа, недостаточная амплитуда, неустойчивые показатели тела и т.д.).

Грубые ошибки - отклонения от правильного (эталонного) выполнения техники, нарушающие структуру, искажающие основу техники двигательного действия, приводящие к значительному снижению результатов.

Проверка методической подготовленности включает 1-2 теоретических вопроса и практические действия в роли тренера по рукопашному бою.

При этапном контроле и итоговой проверке назначается 4-5 предусмотренных программой приемов, выполняемых последовательно (например, освобождение от захвата, бросок, защита от ударов руками и ногами, болевой прием, обезоруживание).

Проверка методической подготовленности включает 1-2 теоретических вопроса и практические действия по дисциплинам образовательной программы.

При этом проверяется:

  • знание теоретического раздела программы;

  • знания предусмотренных программой упражнений и техники их выполнения;

  • знаний общих и специальных задач физической и психической подготовки.

Задания, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов:

1. Универсальный бой

По дисциплине «Универсальный бой» проводятся контрольные занятия, по результатам которых обучающийся должен выполнить элементы нижней акробатики (кувырок, падение), приемы рукопашного боя (освобождение от захватов, защита от ударов, работа против нескольких противников).

2. Огневая подготовка.

По дисциплине «Огневая подготовка» проводится внутреннее соревнование между группами социально-педагогической направленности в ГАУ ДОТО «Региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост».

Контрольные нормативы:

- стрельба из пневматической винтовки:

отлично – 43 очка,

хорошо – 40 очков,

удовлетворительно – 38 очков,

неудовлетворительно – менее 38 очков;

3. Общая физическая подготовка.

По темам 5.1., 5.3., 5.4., 5.5. проводятся контрольные занятия, в ходе которых обучающийся должен показать: выносливость, быстроту, ловкость и силу.

- сгибание и разгибание туловища в положении на спине:

отлично – 100 раз,

хорошо – 80 раз,

удовлетворительно – 70 раз,

неудовлетворительно – менее 70 раз;

- подтягивание на перекладине:

отлично – 14 раз,

хорошо – 10 раз,

удовлетворительно – 8 раз,

неудовлетворительно – менее 8 раз,

- бег 100 метров:

отлично – 13,5 с,

хорошо – 14 с,

удовлетворительно – 15 с,

неудовлетворительно – более 15 с.

По теме 5.2. проводится отборочные соревнования между группами обучающихся для участия в городских, районных, областных соревнованиях по лыжным гонкам.

По теме 5.6. проводятся внутренние соревнования по многоборью по положению, разработанному в ГАУ ДОТО «Региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост».

По теме 5.7. проводится сдача нормативов по ГТО.

По теме 5.8. проводятся соревнования по военно-прикладным навыкам по положению, разработанному в ГАУ ДОТО «Региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост».

10. Полевая выучка.

По дисциплине «Полевая выучка» проводится полевой выход согласно положению ГАУ ДОТО «Региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост».

Раздел 2.5. Методические материалы.

Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств обучающихся, на решение их индивидуально-личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности.

Важнейшее требование к занятиям:

  • дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности;

  • формирование у обучающихся навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний.

Предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении программного материала.

Все используемые методы условно можно разделить на группы:

  • методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;

  • методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;

  • методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.

Используемые методы организации деятельности по программе:

  • Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.

  • Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.

  • Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.

  • Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

  • Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.

  • Анкетирование, опрос обучающихся. Позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на обучающихся.

  • Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа: дает возможность для согласованного воздействия на учащегося, педагогов и родителей).

Практические занятия проводятся в группах с целью закрепления и совершенствования обучающихся раннее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я».

Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки обучающимися техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка.

Тактические занятия – в ходе занятий обучающимся прививаются навыки и умения по выполнению должностных обязанностей в боевой обстановке. Учебные вопросы на них отрабатываются последовательно, в соответствии с замыслом и тактической обстановкой. В течение года с обучающимися проводятся экскурсии в воинские части и специальные подразделения, где они знакомятся со стрелковым оружием, применяемым в ВС РФ, с жизнью и бытом военнослужащих. В процессе проведения занятий по специальной подготовке педагог проводит инструктаж по технике безопасности. В конце каждого занятия проводится закрепление знаний, умений и навыков. Педагог проводит анализ работы обучающихся, акцентирует внимание на допущенные ошибки. Реализация программы предполагает осуществление тесной связи со школьными дисциплинами (ОБЖ, физика, химия, история, физическая подготовка). На занятиях используются, в сочетании, различные методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, диалог, объяснение);

- наглядный (рисунки, плакаты, таблицы, схемы, видеоматериалы);

- практический (графические работы, наблюдения, упражнения),

- метод игры (игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера); На занятиях по специальной подготовке чаще всего применяют комбинированные методы (рассказ + использование плакатов, видеоматериала + упражнение и т.д. ).

Воспитательная деятельность. Система методов воспитания основана на глубоком уважении человеческого достоинства обучающегося, всестороннем развитии его личности, духовных и физических сил, удовлетворении его растущих духовных потребностей. Основным методом воспитания является метод убеждения, сочетаемый с методами примера, упражнения, поощрения, принуждения. Между всеми методами существует органическая связь и взаимозависимость. Именно она определяет сущность воспитательной технологии при реализации программы. Программой предусмотрен ряд мероприятий, направленных на воспитание патриотизма у обучающихся: беседы с подростками, посвященные Дням воинской славы, знаменитым людям РФ; беседы по прочитанным книгам и просмотренным фильмам.Мощным стимулом для воспитания духовно-нравственных ценностей у обучающихся являются экскурсии в музеи, встречи с участниками Великой Отечественной войны и локальных воин, тружеников тыла, сотрудниками правоохранительных органов и разведывательных подразделений.

Алгоритм учебного занятия выглядит следующим образом:

Организационный момент: проверка личного состава.

Вводная часть: тема занятия, определение цели и задачи: обучающая, развивающая, воспитательная.

Ход занятия: проверка знаний, изложение нового материала, закрепление материала (теоритечиеские или практические занятия).

Заключительная часть: подведение итогов, проверка полученных знаний и умений.

В ходе реализации программы используется дидактический материал: плакаты, фотографии, наглядные пособия по направлениям подготовки.



Раздел 2.6. Список используемой литературы.



  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ред. от 03.07.2016 г.

  2. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации».

  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

  5. Закон Тюменской области от 06.02.1997г. № 72 «О молодежной политике в Тюменской области» (в ред. 08.12.2015 г.).

  6. Региональная программа «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе в Тюменской области» на 2016 — 2020 годы, утв. 04.05.2016 г.

  7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р.

  8. Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан. М., 2001г.

  9. Военная топография. Учебное пособие по «Основам военной службы». Под общ.ред. Егорова В.П. М., 2001г.

  10. Жуковский В., Ковалев С., Петров И. Психология стрельбы. М., 2003г.

  11. Керсновский А.А. История русской армии. М., 1994г.

  12. Лови А.А., Минин Р.А. Организация занятий по огневой подготовке. Пособие для учебных пунктов. М., 1973г.

  13. Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части. Книга 1. Организация боевой подготовки. Под общ.ред. Квашина А.В. М., 2003г.

  14. Николаев Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. Екатеринбург. 2004г.

  15. Шепелевич Г.Г. Сборник нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования Тюменской области. Часть 2. Тюмень. 2005г.

  16. Строевая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы». Под общ.ред. Егорова В.П. М., 2001г.

  17. Строевой устав Вооруженных Сил РФ. – М.: 2000г.

  18. Истомин А.Ф. Самооборона: право и необходимые пределы. М., 2005г.







27