Администрация Савинского муниципального района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Архиповская средняя школа.
155700, с. Архиповка, ул. Советская, д. 14, тел 8(49356)9-61-34
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № _6____ от 12. 05. 2022г. | Согласовано с Управляющим советом Протокол № __3__ от 12.05.2022г. | Утверждаю директор МКОУ Архиповской СШ _________/Т.Г.Мурыгина Приказ № 34-1 от12.05.2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Хочу все знать»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 6-8 лет
Составитель: Михайлова М.А. – учитель начальных классов МКОУ Архиповской СШ
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности
«Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на основе авторской программы по внеурочной деятельности младших школьников «Мой разноцветный мир». Автор программы: О.Г. Селиванова, кандидат педагогических наук. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1год обучения.
Актуальность:
Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.
Развитие логического мышления имеет сильные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Практическая значимость программы для обучающихся:
Младшим школьникам предлагается выполнить интересные, порой захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно живой интерес к процессу познания. Известно, что играя, дети всегда лучше запоминают материал. Большую часть материала дети не просто запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимание, воображение, конструкторские способности, пространственная ориентация, актерские способности, речь, расширяется словарный запас.
Цель программы:
Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.
Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.
Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
Общая характеристика курса:
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!».
Организация кружка имеет интеллектуально-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно- воспитательного процесса по математике, русскому языку, окружающему миру. Наукой доказано, что обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы, так как мыслительные умения и навыки следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием - это опоздание навсегда. Один из ведущих исследователей проблем творчества П.Торренс сказал как-то, что « творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Именно на развитие способностей направлен материал рабочей программы внеурочной деятельности « Хочу все знать».
Отличительные особенности программы :
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.
Место курса в учебном плане:
На реализацию программы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 33 занятия по 1 учебному часу каждое. Продолжительность занятия 30 минут
Сроки реализации программы и возраст воспитанников.
Программа рассчитана на детей 7 лет (учащиеся 1 класса). Срок реализации – 1 год.
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Хочу все знать!»
Содержание программы внеурочной деятельности «Хочу все знать!», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметные результаты изучения курса в 1-м классе
Учащиеся научатся:
Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах "Кенгуру" и "Медвежонок" и др.
Повышение интеллектуального уровня уяащихся,
Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.
Виды деятельности:проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение.
Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных;.
Программа интеллектуального направления «Хочу все знать» в качестве основополагающих, выделяет следующие
принципы:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход.
- управляемость образовательным процессом;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Ожидаемые результаты:
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.
Формы контроля, подведения итогов реализации программы.
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Творческие работы представляются в виде:
Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
Отчётов по наблюдению за природными объектами;
Оформленных исследовательских работ;
Стихотворений;
Книг-раскладушек и т.д.
Учебно-методические средства обучения и воспитания
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг. – 2006.
Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак // Психологическая наука и образование. . – № 2. –С. 36-42.
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г. Тамберг. – СПб.: Речь, 2002.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / К. Фопель. Т. 2. – М.: Генезис, 2005.
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 – 8 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Росткнига, 2012.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:
«Академия развития» - 192с
Козлова М.А Я иду на урок в начальную школу/ М.А.Козлова - М., Первое сентября, 2005/
Бетенкова М.С , Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / /
.Сухин И.Г. Занимательные материалы / Сухин И.Г., М., Вако, 2004.
Керова Н.М. Нестандартные задачи по математике / Керова Н.М., М., Вако, 2006.
Учебно-тематическое планирование ЦОР -
https://resh.edu.ru/
№ п/п | Тема занятия | Цели занятия | Практическая часть | Дата проведения |
план | факт |
Знатоки окружающего мира (9 часов). |
1. | Удивительные млекопитающие. | Познакомить учащихся с удивительным миром млекопитающих, с наиболее интересными его представителями, их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; развивать память, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме. | Разгадывание кроссвордов о животных. Работа с детскими энциклопедиями. | 07.09.22 | |
2. | Забавные пернатые друзья. | Познакомить учащихся с наиболее интересными представителями класса «Птицы», их особенностями; | Игра «Узнай птицу по описанию». Работа с детскими энциклопедиями. | 09.09 | |
| | расширять кругозор, познавательный интерес; мышление, память. | | | |
3. | Бабочки и мотыльки. | Расширить знания учащихся о бабочках и мотыльках; познакомить с характерными особенностями дневных и ночных бабочек; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать умение сравнивать, делать выводы. | Игра «Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек». Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии). | 16.09 | |
4. | Тайны растений. | Познакомить с историей открытия удивительных растений; экзотическими фруктами; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память. | Разгадывание кроссвордов о растениях. Составление описания экзотического фрукта. | 23.09 | |
5. | В царстве грибов. | Познакомить учащихся с удивительным царством грибов и его представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память. | Игра «Узнай и расскажи о грибе». | 30.09 | |
6. | Загадки под водой. | Познакомить учащихся с тем, как изучают подводный мир; с его наиболее интересными представителями; расширять | Разгадывание кроссвордов о рыбах. Работа с детскими энциклопедиями. | 07.10 | |
| | кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать внимание, память, речь, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме. | | | |
7. | Самые известные заповедники России. | Познакомить учащихся с самыми известными заповедниками России; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать память, творческое мышление. | Рисование природоохранных знаков. | 14.10 | |
8. | Решение олимпиадных заданий. | Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся. | Решение заданий. | олимпиадных | 21.10 | |
9. | КВН природы» | «Знатоки | Закрепить знания учащихся по изученным темам; развивать коммуникативные умения. | Выполнение заданий по теме. | 28.10 | |
Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов). |
10 | Пословица молвится. | недаром | Расширить знания учащихся о пословицах, познакомить с их классификацией; учить находить народную мудрость в пословицах; развивать мышление. | Игра «Собери пословицу». | 11.11 | |
11 | Литературные герои в ребусах. | Познакомить с понятием «ребус» учить разгадывать ребусы; развивать внимание, память, мышление. | Разгадывание ребусов. | 18.11 | |
12 | Крылатые слова и выражения. | Познакомить с понятием «крылатые слова и выражения»; учить объяснять их; развивать мышление. | Составление словаря крылатых выражений. | 25.11 | |
13 | Решение олимпиадных заданий. | Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся. | Решение олимпиадных Заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | 02.12 | |
14 | Фразеологизмы. | Познакомить с понятием «фразеологизмы»; учить их объяснять; развивать мыслительные навыки учащихся. | Игра «Объясни смысл фразеологизма и сравни с рисунком» | 09.12 | |
15 | Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией. | Познакомить с понятием «этимология»; развивать познавательный интерес, речь учащихся, внимание. | Чтение и анализ рассказов о происхождении слов | 16.12 | |
16 | Литературные викторины. | Познакомить с понятием «Викторина», развивать память, мышление, смекалку. | Выполнение заданий викторин. | 23.12 | |
17 | Сказка ложь, да в ней намек… | Расширить знания учащихся о народных и литературных сказках; развивать умение анализировать тексты, сравнивать, делать выводы; развивать внимание, память творческое мышление. | Сочинение сказки по заданному началу. | 13.01 | |
18 | Поучимся разгадывать шарады. | Познакомить с понятием «шарада»; учить разгадывать шарады, развивать мыслительные навыки | Разгадывание шарад | 20.01 | |
| | учащихся. | | | |
19 | Волшебница анаграмма. | Познакомить учащихся с понятием анаграмма; учить разгадывать анаграммы; развивать мыслительные навыки учащихся. | Выполнение заданий по теме. | 27.01 | |
20 | Кроссворды- тесты. | Познакомить с понятием кроссворда-теста;учить разгадывать кроссворды- тесты; развивать память, мышление, учащихся. | Разгадывание кроссвордов- тестов. | 03.02 | |
21 | Загадка, загадка, открой свою тайну. | Расширить знания учащихся о загадках, развивать внимание, память, творческое мышление, речь учащихся. | Сочинение собственных загадок. | 10.02 | |
22 | Текст. | Уточнить знания учащихся о тексте; развивать умение определять текст, составлять текст; развивать мышление, память, речь, учащихся. | Составление текстов по картинке, серии картинок. | 03.03 | |
23 | Тема и основная мысль текста. | Развивать умение определять тему и основную мысль текста; умение работать с текстом; внимание, мышление, речь учащихся. | Определение темы и основной мысли текста. | 10.03 | |
24 | Заголовок текста. | Развивать умение работать с текстом; подбирать заголовок к тексту; развивать мышление, внимание учащихся. | Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту. | 17.03 | |
25 | Составление текста на заданную тему. | Развивать умение учащихся составлять текст на заданную тему;развивать мышление, | Составление текста на заданную тему. | 07.04 | |
| | монологическую речь учащихся. | | | |
Знатоки математики (9 часов). |
26 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. | Познакомить с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки»; развивать арифметические навыки устного счета; внимание, смекалку, мышление учащихся. | Решение задач в стихах, задач-шуток. | 14.04 | |
27 | Нестандартные задачи. | Развивать навыки умения решать нестандартные задачи; развивать внимание, мышление. | Решение задач по теме. | 21.04 | |
28 | Решение олимпиадных заданий. | Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся. | Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру». | 28.04 | |
29 | Графические диктанты. | Познакомить с понятием «Графические диктанты»; развивать пространственное воображение, внимание учащихся; умение ориентироваться на плоскости. | Выполнение графических диктантов. | 05.05 | |
30 | Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур. | Познакомить с понятиями «математические головоломки», «танграм»; развивать мыслительные навыки учащихся. | Решение головоломок различных видов. | 12.05 | |
31 | Спичечный турнир | Развивать пространственное воображение учащихся, мышление. | Выполнение заданий по теме. | 19.05 | |
32 | Диаграммы. | Познакомить с понятием «Диаграмма»; различными видами диаграмм; развивать умение строить диаграмму; развивать мыслительные навыки учащихся. | Расшифровка диаграмм. Построение столбчатой диаграммы. | 26.05 | |
33 | Группировка предметов. Поиск закономерностей. | Познакомить с различными видами группировки; развивать умение выполнять группировку; развивать внимание,мышление учащихся. | Выполнение заданий по теме. | 29.05 | |
34 | Интеллектуальная игра «Умницы и умники». | Обобщить знания учащихся по изученным разделам; развивать память, мышление, внимание, речь; коммуникативные навыки. | Интеллектуальная игра «Умницы и умники». | 31.05 | |
Материально – техническая база:
Конструктор Раздаточный материал Ноутбук
Проектор Наглядный материал