СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный эколог" расчитана на 3 года обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности»












Рабочая программа

курса внеурочной «Юный эколог»

для начального общего образования

Составитель:

О.В. Агапова,

 учитель начальных классов 

Срок освоения программы: 3 года












Планируемые результаты учебного предмета, курса


Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • сформируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывание установленных правил в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.











Содержание учебного предмета, курса


1 год обучения (34 ч.)


  1. Введение «Вот мы и в школе» (1 ч.)

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

2. Тайны за горизонтом (4 ч).

Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде? Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?

Практические работы с картой.

3. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы? Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обна­жение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геоло­гический музей.

4. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней. Айсберг.Что такое коралловый остров? Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, ян­тарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

5. Загадки растений (5 ч).

Растения-путешественники?Что такое эвкалипт? Кактусы. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Почему оливу называют деревом мира?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.

6. Эти удивительные животные (3 ч).

«Речные лошади». Выхухоль. Красная книга.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

7. Планета насекомых (4 ч).

Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека?Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

8. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? Почему некоторые животные выглядят как растения?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

9. Животные-рекордсмены (1 ч).

Интересные сведения о животных и их особенностях

10. Вот и стали мы на год взрослей (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.


2 год обучения (34 ч.)


Тайны за горизонтом (4 ч).

Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?

Практические работы с картой.

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.

3. Тайны камней (4 ч).

Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

  1. Загадки растений (5 ч).

Как растет банановое дерево. Как отличить ядовитые грибы от съедобных. Светятся ли растения? Есть ли у папоротника цветок? Откуда и куда попадали разные растения?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.

  1. Эти удивительные животные (3 ч).

Разумные дельфины. Почему топает еж? Жил-был слон.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

  1. Планета насекомых (4 ч).

Этот необыкновенный обыкновенный комар. Про кузнечика и его близких родственников. Как разговаривают пчелы? Жуки-рыцари.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

  1. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Кораллы. Кто такие асцидии? Про дождевых червей. Моллюски. Рыба-меч, рыба-снайпер. Удивительные приключения речного угря.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

  1. Растения-рекордсмены (1 ч).

Баобаб.

9. Вот и стали мы на год взрослей (1 ч).

Что мы узнали и чему научились за год. Викторина.


3 год обучения (34 ч.)

Введение (1ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.

1. Тайны за горизонтом (4 ч).

Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Север­ного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

Практические работы с картой.

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на на­шей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обна­жение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геоло­гический музей.

3. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, ян­тарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

4. Загадки растений (5 ч).

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение рас­пространенных дикорастущих растений.

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.

5. Эти удивительные животные (3 ч).

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана,, латимерии. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6. Планета насекомых (4 ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

7. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы-актинии, звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

8. Что такое НЛО? (1 ч).

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

Что мы узнали и чему научились за год.

9. Вот и стали мы на год взрослей (1 ч.)

Что мы узнали и чему научились за год. Почитаем и поиграем



Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы


2 класс


п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

Введение «Вот мы и в школе» (1 час)

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1


Тайны за горизонтом (4 часа)

2

Кто открыл Австралию?

1


3

Существует ли жизнь в Антарктиде?

1


4

Как образовались Гавайские острова?

1


5

Где родина фигового дерева?

1


Жили-были динозавры и не только они (5 часов)

6

Голубые лягушки.

1


7

Когда появились первые рептилии?

1


8

Какими были первые рыбы?

1


9

Как улитка строит свой панцирь?

1


10

Где живут «карманные динозавры?»

1


Тайны камней (4 часа)

11

Разнообразие камней. Айсберг.

1


12

Что такое коралловый остров?

1


13

Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

1


14

Сады камней и минералов.

1


Загадки растений (5 часов)

15

Растения – путешественники.

1


16

Кактусы.

1


17

Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.

1


18

Что такое эвкалипт?

1


19

Почему оливу называют деревом мира?

1


Эти удивительные животные (3 часа)

20

«Речные лошади».

1


21

Выхухоль.

1


22

Красная книга.



Планета насекомых (4 часа)

23

Обладают ли кузнечики слухом?

1


24

Почему комар считается злейшим врагом человека?

1


25

Муравьи и их квартиранты.

1


26

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

1


Загадки под водой и под землей (6 часов)

27

Что такое ракушка-прилипала?

1


28

Как передвигается осьминог?

1


29

Что такое насекомоядные растения?

1


30

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

1


31

Может ли вода течь в гору?

1


32

Почему некоторые животные выглядят как растения?

1


Растения-рекордсмены (1 час)

33

Интересные сведения о растениях и их особенностях.

1


Вот и стали мы на год взрослей (1 час)

34

Что мы узнали и чему научились за год.

1



4 класс


п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1

Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях.

1


Тайны за горизонтом (4 часа)

2

Атлантида – сказка или реальность.

1


3

Что такое водопад?

1


4

Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

1


5

Что такое семь чудес света?

1


Жили-были динозавры и не только они (5 часов)

6

Что такое ледниковый период?

1


7

Как нашли ископаемого мамонта?


1


8

Что такое меловые отложения?

1


9

Голубые киты - миф или реальность?

1


10

Что такое сухопутный крокодил?

1


Тайны камней (4 часа)

11

Дальмены – что это?

1


12

Откуда взялись статуи на острове Пасха?

1


13

Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

1


14

Откуда взялись алмазы?

1


Загадки растений (5 часов)

15

Как растет банановое дерево.

1


16

Как отличить ядовитые грибы от съедобных?

1


17

Светятся ли растения?

1


18

Есть ли у папоротника цветок?

1


19

Откуда и куда попадали разные растения?

1


Эти удивительные животные (3 часа)

20

Разумные дельфины.

1


21

Почему топает еж?

1


22

Жил-был слон.



Планета насекомых (4 часа)

23

Этот необыкновенный обыкновенный комар.

1


24

Про кузнечика и его близких родственников.

1


25

Как разговаривают пчелы? Жуки-рыцари.

1


Загадки под водой и под землей (6 часов)

26

Кораллы.

1


27

ПА

1


28

Кто такие асцидии?Про дождевых червей.

1


29

Моллюски.

1


30

Рыба-меч, рыба-снайпер.

1


31

Удивительные приключения речного угря.

1


Растения-рекордсмены (1 час)

32

Баобаб.

1


Вот и стали мы на год взрослей (1 час)


3 класс


п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения


Введение (1 час)

Тайны за горизонтом (4 часа)

1

Раскрытые и нераскрытые загадок нашей планеты.

1



Тайны за горизонтом (4 часа)


2

Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло.

1



3

Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука.

1



4

Покорение Север­ного и Южного полюса.

1



5

Открытия русских путешественников: А. Никитин, Н. Пржевальский.

1



Жили-были динозавры и не только они (5 часов)


6

Движение материков.

1



7

Как изучают прошлое Земли.

1



8

Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

1



9

Картины развития жизни на на­шей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу.

1



10

Леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

1



Тайны камней (4 часа)


11

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

1



12

Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

1



13

Загадки янтаря и жемчуга.

1



14

Обыкновенное чудо — соль.

1



Загадки растений (5 часов)


15

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы.

1



16

Родина комнатных растений.

1



17

Экзотические фрукты.

1



18

История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

1



19

Интересные особенности и необычное применение рас­пространенных дикорастущих растений.

1



Эти удивительные животные (3 часа)


20

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии.

1



21

Тайна озера Лох-Несс.

1



22

Существует ли снежный человек?




Планета насекомых (4 часа)


23

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

1



24

Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.

1



25

Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

1



26

Охрана насекомых.

1



Загадки под водой и под землей (6 часов)


27

Как изучают подводный мир.


1



28

Киты, дельфины и акулы.

1



29

Морские цветы- актинии, звезды, ежи и другие живые «чудеса».

1



30

История открытия гигантского кальмара.

1



31

Жизнь в темных глубинах океана.

1



32

ПА

1



Что такое НЛО? (1 час)


33

Загадочный мир пещер.

1



Вот и стали мы на год взрослей (1 час)


34

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

1