Рабочая программа
курса внеурочной «Юный эколог»
для начального общего образования
Составитель: О.В. Агапова, учитель начальных классов |
Срок освоения программы: 3 года
Планируемые результаты учебного предмета, курса
Личностные универсальные учебные действия
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
сформируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывание установленных правил в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета, курса
1 год обучения (34 ч.)
Введение «Вот мы и в школе» (1 ч.)
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
2. Тайны за горизонтом (4 ч).
Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде? Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?
Практические работы с картой.
3. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы? Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
4. Тайны камней (4 ч).
Разнообразие камней. Айсберг.Что такое коралловый остров? Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
5. Загадки растений (5 ч).
Растения-путешественники?Что такое эвкалипт? Кактусы. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Почему оливу называют деревом мира?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
6. Эти удивительные животные (3 ч).
«Речные лошади». Выхухоль. Красная книга.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
7. Планета насекомых (4 ч).
Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека?Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
8. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? Почему некоторые животные выглядят как растения?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
9. Животные-рекордсмены (1 ч).
Интересные сведения о животных и их особенностях
10. Вот и стали мы на год взрослей (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
2 год обучения (34 ч.)
Тайны за горизонтом (4 ч).
Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
Загадки растений (5 ч).
Как растет банановое дерево. Как отличить ядовитые грибы от съедобных. Светятся ли растения? Есть ли у папоротника цветок? Откуда и куда попадали разные растения?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
Эти удивительные животные (3 ч).
Разумные дельфины. Почему топает еж? Жил-был слон.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
Планета насекомых (4 ч).
Этот необыкновенный обыкновенный комар. Про кузнечика и его близких родственников. Как разговаривают пчелы? Жуки-рыцари.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
Загадки под водой и под землей (6 ч).
Кораллы. Кто такие асцидии? Про дождевых червей. Моллюски. Рыба-меч, рыба-снайпер. Удивительные приключения речного угря.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
Растения-рекордсмены (1 ч).
Баобаб.
9. Вот и стали мы на год взрослей (1 ч).
Что мы узнали и чему научились за год. Викторина.
3 год обучения (34 ч.)
Введение (1ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
1. Тайны за горизонтом (4 ч).
Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.
Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
4. Загадки растений (5 ч).
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений.
Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (3 ч).
История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана,, латимерии. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.
Охрана насекомых.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы-актинии, звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. Что такое НЛО? (1 ч).
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Что мы узнали и чему научились за год.
9. Вот и стали мы на год взрослей (1 ч.)
Что мы узнали и чему научились за год. Почитаем и поиграем
Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы
2 класс
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
Введение «Вот мы и в школе» (1 час) |
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | |
Тайны за горизонтом (4 часа) |
2 | Кто открыл Австралию? | 1 | |
3 | Существует ли жизнь в Антарктиде? | 1 | |
4 | Как образовались Гавайские острова? | 1 | |
5 | Где родина фигового дерева? | 1 | |
Жили-были динозавры и не только они (5 часов) |
6 | Голубые лягушки. | 1 | |
7 | Когда появились первые рептилии? | 1 | |
8 | Какими были первые рыбы? | 1 | |
9 | Как улитка строит свой панцирь? | 1 | |
10 | Где живут «карманные динозавры?» | 1 | |
Тайны камней (4 часа) |
11 | Разнообразие камней. Айсберг. | 1 | |
12 | Что такое коралловый остров? | 1 | |
13 | Где находится самая большая и самая глубокая пещера? | 1 | |
14 | Сады камней и минералов. | 1 | |
Загадки растений (5 часов) |
15 | Растения – путешественники. | 1 | |
16 | Кактусы. | 1 | |
17 | Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. | 1 | |
18 | Что такое эвкалипт? | 1 | |
19 | Почему оливу называют деревом мира? | 1 | |
Эти удивительные животные (3 часа) |
20 | «Речные лошади». | 1 | |
21 | Выхухоль. | 1 | |
22 | Красная книга. | | |
Планета насекомых (4 часа) |
23 | Обладают ли кузнечики слухом? | 1 | |
24 | Почему комар считается злейшим врагом человека? | 1 | |
25 | Муравьи и их квартиранты. | 1 | |
26 | Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? | 1 | |
Загадки под водой и под землей (6 часов) |
27 | Что такое ракушка-прилипала? | 1 | |
28 | Как передвигается осьминог? | 1 | |
29 | Что такое насекомоядные растения? | 1 | |
30 | Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? | 1 | |
31 | Может ли вода течь в гору? | 1 | |
32 | Почему некоторые животные выглядят как растения? | 1 | |
Растения-рекордсмены (1 час) |
33 | Интересные сведения о растениях и их особенностях. | 1 | |
Вот и стали мы на год взрослей (1 час) |
34 | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | |
4 класс
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
1 | Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях. | 1 | |
Тайны за горизонтом (4 часа) |
2 | Атлантида – сказка или реальность. | 1 | |
3 | Что такое водопад? | 1 | |
4 | Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? | 1 | |
5 | Что такое семь чудес света? | 1 | |
Жили-были динозавры и не только они (5 часов) |
6 | Что такое ледниковый период? | 1 | |
7 | Как нашли ископаемого мамонта? | 1 | |
8 | Что такое меловые отложения? | 1 | |
9 | Голубые киты - миф или реальность? | 1 | |
10 | Что такое сухопутный крокодил? | 1 | |
Тайны камней (4 часа) |
11 | Дальмены – что это? | 1 | |
12 | Откуда взялись статуи на острове Пасха? | 1 | |
13 | Почему нефрит называют национальным камнем Китая? | 1 | |
14 | Откуда взялись алмазы? | 1 | |
Загадки растений (5 часов) |
15 | Как растет банановое дерево. | 1 | |
16 | Как отличить ядовитые грибы от съедобных? | 1 | |
17 | Светятся ли растения? | 1 | |
18 | Есть ли у папоротника цветок? | 1 | |
19 | Откуда и куда попадали разные растения? | 1 | |
Эти удивительные животные (3 часа) |
20 | Разумные дельфины. | 1 | |
21 | Почему топает еж? | 1 | |
22 | Жил-был слон. | | |
Планета насекомых (4 часа) |
23 | Этот необыкновенный обыкновенный комар. | 1 | |
24 | Про кузнечика и его близких родственников. | 1 | |
25 | Как разговаривают пчелы? Жуки-рыцари. | 1 | |
Загадки под водой и под землей (6 часов) |
26 | Кораллы. | 1 | |
27 | ПА | 1 | |
28 | Кто такие асцидии?Про дождевых червей. | 1 | |
29 | Моллюски. | 1 | |
30 | Рыба-меч, рыба-снайпер. | 1 | |
31 | Удивительные приключения речного угря. | 1 | |
Растения-рекордсмены (1 час) |
32 | Баобаб. | 1 | |
Вот и стали мы на год взрослей (1 час) |
3 класс
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения | |
Введение (1 час) | Тайны за горизонтом (4 часа) |
1 | Раскрытые и нераскрытые загадок нашей планеты. | 1 | | |
Тайны за горизонтом (4 часа) | |
2 | Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. | 1 | | |
3 | Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. | 1 | | |
4 | Покорение Северного и Южного полюса. | 1 | | |
5 | Открытия русских путешественников: А. Никитин, Н. Пржевальский. | 1 | | |
Жили-были динозавры и не только они (5 часов) | |
6 | Движение материков. | 1 | | |
7 | Как изучают прошлое Земли. | 1 | | |
8 | Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. | 1 | | |
9 | Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу. | 1 | | |
10 | Леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. | 1 | | |
Тайны камней (4 часа) | |
11 | Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. | 1 | | |
12 | Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. | 1 | | |
13 | Загадки янтаря и жемчуга. | 1 | | |
14 | Обыкновенное чудо — соль. | 1 | | |
Загадки растений (5 часов) | |
15 | История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы. | 1 | | |
16 | Родина комнатных растений. | 1 | | |
17 | Экзотические фрукты. | 1 | | |
18 | История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. | 1 | | |
19 | Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений. | 1 | | |
Эти удивительные животные (3 часа) | |
20 | История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии. | 1 | | |
21 | Тайна озера Лох-Несс. | 1 | | |
22 | Существует ли снежный человек? | | | |
Планета насекомых (4 часа) | |
23 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. | 1 | | |
24 | Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. | 1 | | |
25 | Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. | 1 | | |
26 | Охрана насекомых. | 1 | | |
Загадки под водой и под землей (6 часов) | |
27 | Как изучают подводный мир. | 1 | | |
28 | Киты, дельфины и акулы. | 1 | | |
29 | Морские цветы- актинии, звезды, ежи и другие живые «чудеса». | 1 | | |
30 | История открытия гигантского кальмара. | 1 | | |
31 | Жизнь в темных глубинах океана. | 1 | | |
32 | ПА | 1 | | |
Что такое НЛО? (1 час) | |
33 | Загадочный мир пещер. | 1 | | |
Вот и стали мы на год взрослей (1 час) | |
34 | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | 1 | | |