МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №4 города Унеча Брянской области
Рассмотрено на методическом совете «_____»_________ ____г Феоктистова И.В. | Согласовано ЗДВР МОУ-СОШ№4 «_____»_________ ___ г. Каплицкая И.В. | Утверждено: директор МОУ-СОШ№4 «_____»_________ ___ г. Желудова А.М. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИССЛЕДУЕМ И ПОЗНАЕМ
Направление:
исследовательское
познавательное
возраст: от 8 до 9 лет
срок реализации:
1 год
Составитель программы:
Голикова Елена Александровна,
учитель начальных классов
г. Унеча, 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: исследовательская, познавательная.
Особенностью данной программы является формирование исследовательской компетентности у обучающихся, т.е. умений самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Новизна программы заключается в том, что в педагогическом процессе используются методы и методические приемы, которые сформируют у обучающихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Актуальность программы состоит в приобщении обучающихся к исследовательской работе, обогащению учебно-познавательной деятельности элементами исследовательской работы.
Отличительные особенности программы
Программа «Исследуем и познаем» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности. Использование метода игровой технологии обеспечивает не только успешное освоение материала всеми обучающимися, но и интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к педагогу, друг к другу.
На изучение курса внеурочной деятельности «Исследуем и познаём» в 1-4 классах отводится по 1 часу в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа во 2 классе.
Программа разработана для обучающихся от 8 до 9 лет.
В этом возрасте происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии ребенка. Происходит развитие осознанности и произвольности всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цельпрограммы - развитие познавательной активности обучающихся, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
формировать у обучающихся положительную мотивацию к проектно-исследовательской деятельности;
знакомить детей со специальной терминологией основ проектно-исследовательской деятельности;
обучать обучающихся сначала совместно с педагогом , а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы;
формировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, и обучать управлять этой деятельностью;
формировать умение решать творческие и проблемные задачи;
формировать умение работать с информацией ( сбор, систематизация, хранение, использование).
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки;
развивать лидерские качества;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Воспитательные:
воспитывать культуру общения;
воспитывать уважительное отношение к мнению других.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Предметные:
расширить представление о предметах и явлениях природы и рукотворного мира;
развитие навыков анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних связей, изменения во времени и.т.д.
формировать умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действие с ним.
развить навыки самостоятельного проведения опытов;
знакомить с со специальной терминологией;
Метапредметные:
развиты мыслительные операции;
сформированы способности к организации своей деятельности;
сформированы творческие умения;
сформированы умения работы с информацией;
Личностные:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в проектно-исследовательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к своей работе, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных исследовательских задач;
формирование уверенности в себе посредством саморазвития мыслительных операций, творческих предпосылок;
развитие личностного роста и чувства уверенности в себе;
овладение различными приёмами и техниками исследовательской деятельности;
развиты навыки коллективной работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
развивать познавательные способности школьников;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
формировать и развивать у обучающихся умения и навыки исследовательского поиска;
формулировать своё собственное мнение и позицию;
учиться навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации;
научатся составлять доклады, готовить работу к публичному выступлению;
научатся уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы;
планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Дата |
1 | Вводное занятие. ТБ. Что такое исследование? Кто такой исследователь? | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | |
2 | Что такое наблюдение? Пути развития наблюдательности. | 1 | Наблюдение. Беседа. | |
3 | Что такое эксперимент? Путешествие в страну экспериментов. | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | |
4 | Гипотеза исследования. Учимся вырабатывать гипотезы. | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | |
5 | Суждение как форма мышления. Учимся высказывать суждения | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | |
6 | Понятие о классификации. Учимся классифицировать. | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | 9.10 |
7 | Умозаключения и их виды. Учимся делать умозаключения. | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | |
8 | Мой род, моё имя, моя фамилия. Моя родословная. Работа над проектом. | 1 | Выполнение упражнений. Обсуждение. | |
9 | История рода. Что значит моё имя? | 1 | Защита работ. | |
10 | «Я и моя семья». Коллективная игра - исследование «Жилой дом» | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | |
11. | Беседа о собаках. Почему кусают собаки? | 1 | Наблюдение. Беседа. | |
12. | «Собака – верный друг человека». . Проект. | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | |
13 | Экскурсия « Бездомным животным, плохо!» | 1 | Экскурсия. Беседа. | |
14 | Бумага и ее свойства. История бумаги. | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | |
15 | Вторая жизнь бумаги. Утилизация бумаги. Сбор макулатуры. | 1 | Обсуждение.. Экскурсия. | |
16 | Волшебное превращение бумаги в композицию | 1 | Защита работ. Обсуждение. | |
17 | Изготовление бумаги в домашних условиях | 1 | Опыты. Обсуждение. | |
18 | Науки – наше – будущее! | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | |
19 | Открытия, изменившие мир. Проекты. | 1 | Защита работ. Обсуждение. | |
20 | XXI век – век новых технологий! Опыты. | 1 | Обсуждение. Выполнение | |
21 | Что я думаю о своих способностях? (Представление себя) | 1 | Защита работ. Обсуждение. | |
22 | Что такое сказки? Путешествия по сказкам. | 1 | Игра. Выполнение упражнений | |
23 | Зрение как основа здоровья человека. Как решать проблемы со зрением. | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | |
| |
24 | Для чего глаза на свете. Лекарственные растения. | 1 | Защита работ. Обсуждение. | |
25 | Могут ли растения заменить лекарства? Исследовательская работа. | 1 | Обсуждение. Представление исследовательских работ. | |
26 | Мир диких животных | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | |
27 | Мир домашних животных. | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | |
28 | Животные в опасности! Проект. | 1 | Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений | |
29 | Домашние питомцы – кого выбрать? Проект. | 1 | Защита работ. Обсуждение. | |
30 | Что такое талант? Кого можно назвать талантливым? | 1 | Обсуждение. Выполнение упражнений | |
31 | Какие бывают таланты? Проект. | 1 | Защита работ. Обсуждение. | |
32 | Талантливый человек – талантлив во всем! | 1 | Обсуждение. | |
33 | Чем мы талантливы? Проект. | 1 | Обсуждение. Защита проектов. | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | Обсуждение. Подведение итогов. | |