СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана с учетом требований ФГОС, темы взяты из источников, находящихся в свободном доступе в сети Интернет.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 р.п.Атиг




Принята:

на заседании

школьного методического

объединения учителей

протокол от 29.08.2018 № 3

Руководитель _________________

Герасимова Т.В.



Утверждена:

приказом директора

от 30.08.2018г. № 61

Директор____________

С.В Романова




Согласована:

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

________________ И.Ю.Захарова

«_____» _____________2018г.
















Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

Шахматы







Составил: учитель истории

Никулин Ю.А.


















2018 год







Содержание


1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности _________________________________3


2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности _____________________________________________________________________ 5


3. Тематическое планирование ______________________________________________________8


Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Деятельность образовательного учреждения в обучении шахматам должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов:

Личностные результаты:

  1. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

  6. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

  7. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  1. знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

  2. правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; правильно расставлять фигуры перед игрой; уметь ориентироваться на шахматной доске; знать правила хода и взятия каждой из фигур;

3) грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания;

  1. понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать между собой предметы, явления; выявлять закономерности и проводить аналогии; обобщать, делать выводы;

  2. взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом



Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

форм организации и видов деятельности


Курс внеурочной деятельности «Шахматы» рассчитан на 4 года обучения – для учащихся 5-8 классов, по 35 часов в каждом классе.

1 год обучения (5 класс):

1.Введение в историю возникновения и развития шахматной игры. 1 ч.

Первое знакомство с шахматным королевством.

Форма организации деятельности – фронтальная работа, вид деятельности – беседа.

II. Шахматная доска. 3 ч.

Шахматная доска. Горизонтали, вертикали, диагонали. Центр шахматной доски.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – беседа, решение познавательных задач.

III. Шахматные фигуры. 2 ч.

Шахматные фигуры. Ценность шахматных фигур.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – беседа, решение познавательных задач.

IV. Начальная расстановка фигур. 1 ч.

Начальная позиция.

Форма организации деятельности – фронтальная работа, вид деятельности – беседа, решение познавательных задач.

V. Ходы и взятие фигур. 17 ч.

Ладья. Ладья против ладьи. Слон. Слон против слона. Ладья против слона. Ферзь. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи и слона. Конь. Конь против коня. Конь против ферзя, ладьи, слона. Пешка. Пешка против пешки. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Король. Король против других фигур. Рокировка.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – беседа, решение познавательных задач.

VI. Цель шахматной партии. 5 ч.

Шах. Мат. Ничья. Пат.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – беседа, решение познавательных задач.

VII. Игра всеми фигурами из начального положения. 3 ч.

Практическая игра.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – решение познавательных задач.

VIII. Обобщение. 3 ч.

Повторение материала. Квалификационный турнир.

Форма организации деятельности – индивидуальная работа, вид деятельности – анализ возникающих проблемных ситуаций, решение познавательных задач.


2 год обучения (6 класс):

I. Повторение материала 1-го года обучения. 3 ч.

Повторение пройденного материала.

Форма организации деятельности – фронтальная работа, вид деятельности – беседа, систематизация материала, анализ возникающих проблемных ситуаций.

II. История шахмат. 6 ч.

Краткая история шахмат. Выдающиеся шахматисты мира XVIII-XXI вв.

Форма организации деятельности – фронтальная работа, вид деятельности – беседа.

III. Шахматная нотация. 3 ч.

Шахматная нотация.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – беседа, решение познавательных задач.

IV. Ценность шахматных фигур. 7 ч.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – беседа, решение познавательных задач.

V. Техника матования одинокого короля. 5 ч.

Техника матования одинокого короля.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – решение познавательных задач.

VI. Достижение мата без жертвы материала. 6 ч.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Решение заданий на мат в два хода в эндшпиле. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Решение заданий на мат в два хода в дебюте.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – решение познавательных задач.

VII. Обобщение. 5 ч.

Повторение материала. Квалификационный турнир.

Форма организации деятельности – индивидуальная работа, вид деятельности – анализ возникающих проблемных ситуаций, решение познавательных задач.


3 год обучения (7 класс):

I. Три стадии шахматной партии. 2 ч.

Теория шахматной игры. Три стадии шахматной партии.

Форма организации деятельности – фронтальная работа, вид деятельности – беседа, решение познавательных задач.

II. Основы дебюта. 13 ч.

Двух- и трехходовые партии. Ранний ввод в игру тяжелых фигур. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. «Повторюшка». Принцип быстрейшего развития фигур. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. Борьба за центр. Безопасное положение короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Классификация дебютов. Как изучать дебюты.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – анализ и систематизация материала, решение познавательных задач.

III. Основы миттельшпиля. 5 ч.

Принципы игры в миттельшпиле. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Классическое наследие.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – анализ и систематизация материала, решение познавательных задач.

IV. Основы эндшпиля. 9 ч.

Тяжелофигурный эндшпиль. Тяжелые фигуры против легких. Матование легкими фигурами. Пешечный эндшпиль. Оппозиция. Пешка против короля. Ничейные ситуации. Основы эндшпиля.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – анализ и систематизация материала, решение познавательных задач.

V. Обобщение. 6 ч.

Повторение материала. Квалификационный турнир.

Форма организации деятельности – индивидуальная работа, вид деятельности – анализ возникающих проблемных ситуаций, решение познавательных задач.


4 год обучения (8 класс):

I. Шахматная партия. 3 ч.

Дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Виды преимущества в шахматах. Шахматные часы.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – анализ и систематизация материала, решение познавательных задач.

II. Анализ и оценка позиции. 4 ч.

Правила игры в миттельшпиле. Элементы оценки позиции. Практические занятия.

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – анализ и систематизация материала, решение познавательных задач.

III. Шахматная комбинация. 24 ч.

Понятие о шахматной комбинации. Пути поиска комбинации. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема блокировки. Тема связки. Тема разрушения королевского прикрытия. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Тема «батареи». Сочетание тематических приемов. Тема отвлечения и выигрыш материала. Тема уничтожения защиты и выигрыш материала. Тема связки и выигрыш материала. Тема перекрытия и выигрыш материала. Тема освобождения пространства и выигрыш материала. Тема превращения пешки. Сочетание тактических приемов. Патовые комбинации. Комбинации на «вечный» шах. Типичные комбинации в дебюте. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

Форма организации деятельности – групповая работа, вид деятельности – анализ и систематизация материала, решение познавательных задач.

IV. Обобщение. 4 ч.

Повторение материала. Квалификационный турнир.

Форма организации деятельности – индивидуальная работа, вид деятельности – анализ возникающих проблемных ситуаций, решение познавательных задач.

Тематическое планирование

5 класс


№ занятия,

дата

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

I. Введение в историю возникновения и развития шахматной игры. 1 ч.

1.

Первое знакомство с шахматным королевством.

1


II. Шахматная доска. 3 ч.

2.

Шахматная доска. Горизонтали и вертикали.

1

3.

Шахматная доска. Диагонали.

1

4.

Центр шахматной доски.

1

III. Шахматные фигуры. 2 ч.

5.

Шахматные фигуры.

1

6.

Сравнительная сила фигур.

1

IV. Начальная расстановка фигур. 1 ч.

7.

Начальная позиция.

1


V. Ходы и взятие фигур. 17 ч.

8.

Ладья.

1

9.

Ладья против ладьи.

1

10.

Слон.

1

11.

Слон против слона.

1

12.

Ладья против слона.

1

13.

Ферзь.

1

14.

Ферзь против ферзя.

1

15.

Ферзь против ладьи и слона.

1

16.

Конь.

1

17.

Конь против коня.

1

18.

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1

19.

Пешка.

1

20.

Пешка против пешки.

1

21.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

22.

Король.

1

23.

Король против других фигур.

1

24.

Рокировка.

1

VI. Цель шахматной партии. 5 ч.

24.

Шах.

2

25.

26.

Мат.


2

27.

28.

Ничья. Пат.

1

29.

Рокировка.

1

VII. Шахматные правила FIDE. 1 ч.

30.

Шахматные правила FIDE.

1

VIII. Игра всеми фигурами из начального положения. 2 ч.

31.

Шахматная партия.

2

32.

IX. Обобщение. 3 ч.

33.

Повторение материала.

1

34.

Квалификационный турнир.

2

35.
















Тематическое планирование

6 класс


№ занятия,

дата

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

I. Повторение материала 1-го года обучения. 3 ч.

1.

Повторение пройденного материала.

3

2.

3.

II. История шахмат. 6 ч.

4.

Краткая история шахмат.

1

5.

Выдающиеся шахматисты мира. XVIII-XIX вв.

1

6.

Выдающиеся шахматисты мира. 1900-1947 годы.

1

7.

Выдающиеся шахматисты мира. 1948-1972 годы.

1

8.

Выдающиеся шахматисты мира. 1973-1999 годы.

1

9.

Выдающиеся шахматисты мира. 2000-2018 годы.

1

III. Шахматная нотация. 3 ч.

10

Шахматная нотация.


3

11.

12.

IV. Ценность шахматных фигур. 7 ч.

13.

Ценность шахматных фигур.

1

14.

Достижение материального перевеса.


3

15.

16.

17.

Способы защиты.

3

18.

19.

V. Техника матования одинокого короля. 5 ч.

20.

Техника матования одинокого короля.

5

21.

22.

23.

24.

VI. Достижение мата без жертвы материала. 6 ч.

25.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

26.

Решение заданий на мат в два хода в эндшпиле.

1

27.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

1

28.

Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.

1

29.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

30.

Решение заданий на мат в два хода в дебюте.

1

VII. Обобщение. 5 ч.

31.

Повторение материала.

2

32.

33.

Квалификационный турнир

3

34.

35.





















Тематическое планирование

7 класс


№ занятия,

дата

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

I. Три стадии шахматной партии. 2 ч.

1.

Теория шахматной игры.

1

2.

Три стадии шахматной партии.

1

II. Основы дебюта. 13 ч.

3.

Двух- и трехходовые партии.

1



4.

Ранний ввод в игру тяжелых фигур.

1

5.

Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

1

6.

Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита.

1

7.

«Повторюшка»

1

8.

Принцип быстрейшего развития фигур.

1

9.

Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.

1

10.

Борьба за центр.

1

11.

Безопасное положение короля.

1

12.

Гармоничное пешечное расположение.

1

13.

Связка в дебюте.

1

14.

Классификация дебютов.

1

15.

Как изучать дебюты.

1

III. Основы миттельшпиля. 5 ч.

16.

Принципы игры в миттельшпиле.

1

17.

Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле.

1

18.

Двойной удар.

1

19.

Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

1

20

Классическое наследие.

1

IV. Основы эндшпиля. 9 ч.

21.

Тяжелофигурный эндшпиль.

1

22.

Тяжелые фигуры против легких.

1

23.

Матование легкими фигурами.

1

24.

Пешечный эндшпиль.

1

25.

Оппозиция.

1

26.

Пешка против короля.

2

27.

28.

Ничейные ситуации.

1

29.

Основы эндшпиля.

1

V. Обобщение. 6 ч.

30.

Повторение материала.

3

31.

32.

33.

Квалификационный шахматный турнир.

3

34.

35.



















Тематическое планирование

8 класс


№ занятия, дата

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

I. Шахматная партия. 3 ч.

1.

Дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

1

2.

Виды преимущества в шахматах.

1

3.

Шахматные часы.

1

II. Анализ и оценка позиции. 4 ч.

4.

Правила игры в миттельшпиле.

1

5.

Элементы оценки позиции.

1

6.

Практическое занятие.

2

7.

III. Шахматная комбинация. 24 ч.

8.

Понятие о шахматной комбинации.

1

9.

Пути поиска комбинации.

1

10.

Тема отвлечения.

1

11.

Тема завлечения.

1

12.

Тема блокировки.


1

13.

Тема связки.

1

14.

Тема разрушения королевского прикрытия.

1

15.

Тема освобождения пространства.

1

16.

Тема перекрытия.

1

17.

Тема уничтожения защиты.

1

18.

Тема «рентгена». Тема «батареи».

1

19.

Сочетание тематических приемов.

1

20.

Тема отвлечения и выигрыш материала.

1

21.

Тема завлечения и выигрыш материала.

1

22.

Тема уничтожения защиты и выигрыш материала.

1

23.

Тема связки и выигрыш материала.

1

24.

Тема перекрытия и выигрыш материала.

1

25.

Тема освобождения пространства и выигрыш материала.

1

26.

Тема превращения пешки.

1

27.

Сочетание тактических приемов.

1

28.

Патовые комбинации.

1

29.

Комбинации на «вечный» шах.

1

30.

Типичные комбинации в дебюте.

1

31.

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1

IV. Обобщение. 4 ч.

32.

Повторение материала.

1


33.

Квалификационный турнир.

3



34.

35.


7